Организационно-мотивационный момент | 1 мин. | - Здравствуйте, ребят, меня зовут Марина Александровна, и сегодня урок технологии буду проводить я. (1слайд) Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал. Так что время не теряем, И работать начинаем. Давайте, проверим всё ли готово у нас для работы. На столах у вас должен лежать цветной картон, цветная бумага зеленого цвета, шаблоны стебелька и листочков, ватные диски, клей, ножницы, нитки, иголка, бусинка, маркер. | Приветствуют учителя. Проверяют | | |
Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной | 2мин. | Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить, вам необходимо сказать ответ к следующей загадке. Тут и там, Везде есть я, и такая разная... Из меня одежку шьют, На диван обивку вьют, Угадали, кто такая? (ткань) О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Как вы думаете, что мы узнаем о ткани? (Слайд 2) Тема нашего урока: «Какие бывают ткани»? | -Ткань - о ткани - какая она бывает | | |
Открытие новых знаний | 10мин. | Ребята, рассмотрите свою одежду. -Из чего она сделана? - Чем похожи и чем различаются ткани, из которых изготовлены детали вашей одежды? Какая это ткань? Ворсистая или гладкая? Толстая или тонкая? Однотонная или цветная? Эластичная или плотная? - Рассмотрите рисунки (слайд 3). Из чего состоят трикотажные полотна (1 рисунок) и ткани (рисунок 2)? Каково их строение? (слайд 4) Давайте сделаем открытие, поработаем в группах. У вас на столах лежат два лоскутка: тканный и трикотажный. рассмотрите тканный лоскуток. Он состоит из переплетенных нитей. Попробуйте вытянуть одну нитку по краю лоскутка, потом ещё несколько. Получилась бахрома? Рассмотрите другой лоскуток. Потяните за нитку. Нитка должна не вытягиваться, а распускаться. - Сделайте в группе вывод о строении ткани и трикотажа (спрашиваю одну группу про ткань, другую про трикотаж, остальные дополняют). Ребята, а кто знает, что такое ткачество и кто занимается им сейчас? – Ткачество возникло очень давно, еще в первобытном обществе. Это было занятие женского населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы. Материалом для ткачества служила пряжа, которую получали изо льна и конопли, а также из овечьей и козьей шерсти. Ткацкий станок – одно из наиболее древних орудий труда человека. Первый ткацкий станок был вертикальным (слайд 5). Это простая рама, на которую натянуты нити основы. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Работать на таком ткацком станке было трудно. В 11 веке изобрели горизонтальный ткацкий станок, (слайд 6) который с небольшими изменениями дошел до наших дней и сохранился еще в некоторых домах. Потом был изобретен механический ткацкий станок. (слайд 7) Сейчас современные ткацкие станки работают на электричестве, стали более сложными и разнообразными. (Слайд 8) Полотно можно получить и другим способом Как вы думаете, каким? Люди научились вязать в давние времена. Интересно то, что вязанием сначала занимались в основном мужчины. Они изготавливали перчатки, шапки, чулки, носки. А примерно 450 лет тому назад была изобретена первая вязальная машина. Сейчас их ассортимент очень широк. На одних вяжут чулки, на других – перчатки, на третьих – полотно. - Как называется вязаное полотно? А как называется профессия людей, которые работают с трикотажным полотном? - А как называется профессия людей, производящих ткань? - Верно Ребята, есть еще один вид материалов(слайд 9) (синтепон, ватные диски) – К какому виду можно отнести эти материалы? - Эти материалы можно отнести к нетканому виду полотна. Именно из нетканого материала мы сегодня и изготовим изделие, называется оно «Одуванчик». (Слайд 10) В группах выполните задание. Нужно заполнить пропуски, и тем самым по полученной схеме сделать вывод. ( спрашиваю одну из групп, остальные группы дополняют) Физ. минутка Раз, два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать. Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. | Ткани состоят из переплетенных нитей, если попробовать вытянуть одну нитку по краю лоскута, потом ещё несколько, то получится бахрома. Если потянуть за нитку трикотажное полотно, то нитка будет не вытягиваться, а распускаться. – вязанием - трикотажное полотно - вязальщица -Ткачиха Эти материалы можно отнести к нетканому виду полотна. | | |
Подготовка к самостоятельной работе | 9мин. | Анализ образца Ребята посмотрите на педагогический образец, 1.Какое это изделие: простое или сложное? 2. Какой вид соединения деталей использован в изделии? (подвижное или неподвижное) 3. Почему выбран этот материал? Подойдет ли другой? 4.Каким способом можно изготовить детали? 5. Как окрасить деталь цветка? Планирование Давайте рассмотрим технологическую карту нашего изделия (слайд 11). У нас есть основная деталь и дополнительные детали. Какой первый этап нашей работы? 1. Разметка деталей Что мы будем делать на данном этапе работы? Следующим этапом работы является 2. Выделение деталей (вырезание) - Что будем делать на этом этапе? Далее идёт этам 3. Формообразование деталей Какую работу мы выполним на этом этапе? Следующим этапом нашей работы является 4. Сборка изделия Как мы будем выполнять сбоку изделия? И последним заключительным этапом является 5. Отделка деталей изделия Что будем делать на этом этапе? Ребята, в конце урока мы должны будем выявить самые красивые работы. Поэтому предлагаю такие критерии оценивания: (Слайд 12) Аккуратность Соответствие теме Законченность Творчество Соответствие плану (Слайд 13) Прежде чем преступить к выполнению работы вспомним правила работы с ножницами и иглой. Посмотрите памятку с этими правилами. Правила работы с ножницами: Используй ножницы по назначению Следи за движением лезвий во время работы. Ножницы клади кольцами к себе. Подавай ножницы кольцами вперед. Не оставляй ножницы открытыми. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу. Правила безопасной работы со швейной иглой: Храни иглу всегда в игольнице. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой. Не бери иглу в рот и не играй с иглой. Не втыкай иглу в одежду. До и после работы проверь количество игл. Не отвлекайся во время работы с иглой. - Какие правила работы с иглой и ножницами вы вспомнили? | - Разметим основную деталь и обведем шаблоны дополнительных деталей (лепестки и стебелек). - По разметке разрежем основную деталь и вырежем дополнительные. - Вденем нитку в иголку, завяжем узелок. Возьмем ватные диски (3). Пришьем бусинку в центре ватных дисков, прокалываем иголкой ватные диски, надеваем бусинку на нитку и возвращаемся обратно на ту сторону, где остался узелок, закрепляем нитку. У нас получилась серединка цветка. - Сначала разложим детали как они должны быть расположены, а затем приклеиваем их. - делаем цвет нашему одуванчику -Делаем цвет нашему одуванчику | | |
Самостоятельная работа | 15мин | Начинаем работу. 1. На первом этапе работы разметки деталей мы обводим по шаблону стебелёк и листочки. 2. следующий этап выделение деталей. Вырезаем стебелек и листочки. 3. На этапе формообразование деталей мы сделаем сам цветок. Вдеваем нитку в иголку, завязываем узелок, берем 3 ватных диска, кладем их друг на друга, ищем середину ватного диска и прокалываем иголкой, надеваем бусинку на нитку и возвращаемся обратно на ту сторону, где остался узелок, закрепляем нитку. У нас получилась серединка цветка. Сейчас сделаем лепестки нашему одуванчику, для этого нужно сделать разрезы до серединки ватного диска. 4. На этапе сборка деталей мы сначала разложим детали как они должны быть расположены, а затем приклеиваем их. (Не забываем, что клей наносится на приклеиваемую деталь, а не на картон.) 5. На этапе отделки изделия делаем цвет нашему одуванчику и можете украсить своё изделие. | | | |
Итоги урока | 2мин | Прибираем рабочие места. Давайте продемонстрируем наши работы. Посмотрите на работу соседа по парте и скажите, все ли критерии были соблюдены. Если да, то похвалите, если что-то не соблюдено, то обоснуйте свой ответ. Итак, поднимите руки, у кого получились оценки, соблюденные всем критериям. Если будет больше времени, то 1 ряд встаёт и проходит оценивает 2-3 ряд, выбирая лучшую работы с каждого ряда. Чему вы научились сегодня на уроке? | | | |