kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конструкт урока по русскому языку в 4 классе по теме "Определение принадлежности имён существительных к 1,2 и 3 склонению"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструкт урока по русскому языку в 4 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по русскому языку в 4 классе по теме "Определение принадлежности имён существительных к 1,2 и 3 склонению"»

Конструкт пробного урока русского языка

по производственной практике по ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования

в начальных классах и начальных классах

компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 46 «Б»

Мехоношиной Ольги Александровны

Дата: 16.11.2018

ОО: ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Класс: 4 «А»

ФИО учителя класса: Абакшина Ольга Николаевна

ФИО методиста: Чащина Татьяна Васильевна Подпись _____________________

УМК: «Школа России».

Тема урока: «Определение принадлежности имен существительных к 1,2 и 3 склонению».

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, принимают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка, проявляют доброжелательность и вежливость друг к другу.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: понимают учебную задачу урока, анализируют собственную работу; соотносят план и совершенные операции; корректируют свои ответы и ответы одноклассников, с помощью учителя, оценивают и анализируют собственную деятельности во время рефлексии, проверяют написанное при помощи сличения с текстом, образцом; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; познавательные УУД: общеучебные: воспринимают учебное задание, выбирают последовательность действий; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Выполняют упражнения с опорой на зрительное и слуховое восприятие; понимают смысл заданий, ориентируются в последовательности и способе выполнения заданий с опорой на вопросы; способны осуществлять контроль и самоконтроль деятельности в ходе урока; демонстрируют умения выражать свои мысли.

Предметные: обучающиеся знают признаки имени существительного, обучающиеся определяют склонение имён существительных.

Цель: формирование умения определять принадлежность имён существительных к 1, 2 и 3 склонениям по средствам работы с алгоритмом.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес в приобретении и расширении знаний и способов действий, воспитывать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка, доброжелательность и вежливость друг к другу.

Коррекционно-развивающая: развивать регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу урока, анализировать собственную работу; соотносить план и совершенные операции; умение корректировать свои ответы и ответы одноклассников, с помощью учителя, умение оценивать и анализировать собственную деятельности во время рефлексии, умение осуществлять проверку написанного при помощи сличения с текстом, образцом; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии ; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; познавательные УУД: общеучебные: воспринимают учебное задание, выбирают последовательность действий; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Корректировать вербальную и зрительную память на основе упражнений в запоминании алгоритма определения склонения имен существительных. Корректировать зрительное и слуховое восприятие посредством наглядности; развивать умения ориентироваться в задании с опорой на вопросы; развивать контроль и самоконтроль посредством выполнения упражнений; развивать умения выражать свои мысли с условиями коммуникации.

Образовательная: закрепить знания о признаках имени существительного, научить определять склонение имён существительных.

Принципы обучения и воспитания

Принципы воспитания:

  • создание положительного эмоционального подъёма;

  • воспитание через взаимодействие

Принципы обучения

Общие дидактические принципы:

  • научности;

  • связи теории с практикой;

  • доступности;

  • наглядности;

  • воспитывающего характера обучения.

Принципы системно-деятельностного подхода:

  • деятельности;

  • непрерывности;

  • психологической комфортности.

Коррекционные принципы:

  • принцип единства диагностики и коррекции;

  • деятельностный принцип коррекции;

  • принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;

  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе (принцип «нормативности»).

Методы обучения и воспитания

Методы воспитания

  1. Методы формирования соц. опыта:

  • педагогическое требование.

  • создание ситуации успеха.

  1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

  • поощрение

  • игра


Методы обучения

  1. По источнику получения знаний:

  • Словесные: беседа, объяснение.

  • Наглядные: демонстрация.

  • Практические: упражнение.


  1. По уровню включения в продуктивную деятельность:

  • объяснительно - иллюстративный

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

  • словесные.

  • методы самостоятельной работы.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, в парах.

Средства обучения:

Демонстрационные: карточки тема и задачи на урок, алгоритм определения склонения имён существительных, схема склонений имён существительных.

Индивидуальные: ручка; учебник, тетрадь, карточки с заданиями.

Информационные источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.

  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с

задержкой психического развития Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и

науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

  1. «Русский язык» («Школа России»). Сборник рабочих программ  1-4 классы. Авторы:  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина, М.Н. Дементьева, Н.А. Москва: "Просвещение", 2011 год.

  2. Учебник: Русский язык. 4 класс. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М.: Просвещение, 2017

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.

Структура урока

  1. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. (10 мин)

  3. Решение проблемы. (15 мин)

  4. Физминутка. (2 мин)

  5. Первичное закрепление. (10 мин)

  6. Инструктаж домашнего задания. (3 мин)

  7. Рефлексия деятельности (итог урока). (4 мин)


Макет доски:

Тема:

склонения имён существительных






1. Познакомиться со склонениями имен существительных.

2. Научиться определять склонения имён существительных.


План урока


Шестнадцатое ноября.

Классная работа.





















Ход урока

Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат с учетом формируемых УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Задача: Собрать внимание детей, организовать и настроить их на работу, создать положительную устойчивую мотивацию к познавательной и практической деятельности;

воспитывать у обучающихся интерес в приобретении и расширении знаний и способов действий, воспитывать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка.


Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.

-Здравствуйте ребята, давайте поприветствуем друг друга. Встаньте ровно, как настоящие ученики.

- Меня зовут Ольга Александровна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Давайте проверим вашу готовность к уроку, на столе у вас лежит тетрадь, ручка, учебник.

-А сейчас я предлагаю вам встать в круг и выполнить задание. Необходимо передавать клубок по кругу, который у меня в руках и называть только имена существительные.

-Что отличает имена существительные от других частей речи? Какими признаками обладают имена существительные?

-Следующее задание. Вам необходимо передавать клубок, оставив нитку у себя, назвать прилагательное, характеризующее соседа.

-Посмотрите, ребята, у нас с вами получился дружный круг, это поможет нам справиться с любыми заданиями. Присаживайтесь.

-Посмотрите, что у меня в руках? Верно, это шляпа, но она необычная она волшебная, в ней запрятано много интересных заданий.

-Сегодня мы проведем конкурс знатоков и тот, кто будет активным при выполнении заданий, получит эту волшебную шляпу.

Обучающиеся демонстрируют: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, принимают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка.


2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача:

развивать регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу урока.

коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Методы обучения

по источнику получения знаний:

Словесные: беседа, объяснение.

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение.


-Знатоки русского языка должны не только знать все о русском языке, но и уметь грамотно и красиво писать. Поэтому я предлагаю вам начать наш урок с минутки чистописания.

-Откройте тетради запишите сегодняшнюю дату и классная работа.

- Предлагаю вам прописать следующие буквы. Обратите внимание на слайд.

а, я, о, е

-Давайте запишем слова, которые оканчиваются на данные буквы. Запишем их в следующую строчку, через запятую.

Аллея, газета, железо, путешествие

- Прочитайте слова, записанные на слайде. Подчеркните орфограммы.

-Какую орфограмму подчеркнул, Данил, в первом слове? Что она обозначает?

-Кто согласен, поднимите руку.

-Какую орфограмму подчеркнула, Оля, во второй орфограмме? Что она обозначает?

-Кто согласен, поднимите руку.

-Какую орфограмму подчеркнул, Никита, в третьем слове? Что она обозначает?

-Кто согласен, поднимите руку.

-Какую орфограмму подчеркнул, Артём, в четвертом слове? Что она означает?

-Кто согласен, поднимите руку.

-Мы успешно справились с данным заданием. Придумайте устно словосочетание с одним из слов.

-Какое словосочетание придумала, Наташа?

-Какое словосочетание придумала, Оля?

Предлагаю вам посмотреть, какие задания приготовила для нас волшебная шляпа.

1 задание

«Собери фразу».

Для того чтобы выполнить задание вам необходимо объединиться в пары. У каждой пары будет конверт, в нем будут слова из этих слов необходимо собрать определения.

Склонение имён существительных – это изменение по падежам и числам.

-Какое определение получилось? Прочитайте.

-Давайте проверим. Обратите внимание на слайд, и проверьте, правильно ли вы составили определение.

-Знаем ли мы склонения имен существительных?

-Значит, какая тема будет сегодняшнего урока?

-Умеем ли определять склонения имён существительных?

-Какие задачи поставим на урок?

-Что узнаем сегодня на уроке?

-Что научимся делать?

1. Познакомиться со склонениями имен существительных.

2. Научиться определять склонения имён существительных.


Обучающиеся демонстрируют:

регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу урока.

коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий


3. Решение проблемы.

Задача:

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала; освоение новых способов, приемов работы; развивать умения осознанно осваивать способы и знания в работе;

развивать регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу урока, анализировать собственную работу; соотносить план и совершенные операции; умение корректировать свои ответы и ответы одноклассников, с помощью учителя, умение оценивать и анализировать собственную деятельности во время рефлексии, умение осуществлять проверку написанного при помощи сличения с текстом, образцом; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии ; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; познавательные УУД: общеучебные: воспринимают учебное задание, выбирают последовательность действий; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Корректировать вербальную и зрительную память на основе упражнений в запоминании алгоритма определения склонения имен существительных. Корректировать зрительное и слуховое восприятие посредством наглядности; развивать умения ориентироваться в задании с опорой на вопросы; развивать контроль и самоконтроль посредством выполнения упражнений; развивать умения выражать свои мысли с условиями коммуникации.


Методы обучения по источнику получения знаний:

Словесные: беседа, объяснение.

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение.

По уровню включения в продуктивную деятельность:

объяснительно - иллюстративный

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

словесные.

методы самостоятельной работы.


-Для того чтобы познакомиться со склонениями имён существительных, давайте посмотрим следующее задание, которое приготовила для нас волшебная шляпа.

-Прочитай нам, пожалуйста, задание.

Задание 2

-Какими признаками обладают имена существительные 1,2 и 3 склонения?

-Для того, чтобы ответить на данный вопрос, я вам предлагаю работу с учебником в парах. Ответ вы можете найти, начиная со страницы 89 учебника.

-Какими признаками обладает имя существительное 1 склонения?

- Какими признаками обладает имя существительное 2 склонения?

-Какими признаками обладает имя существительное 3 склонения?

-Для того, чтобы лучше запомнить данные правила, я предлагаю вам в группах составить памятку склонения имен существительных. Каждая группа получит конверт, в нем будет памятка, которую необходимо собрать.

-Итак, какие имена существительные относятся к 1 склонению?

-Приведите примеры имён существительных 1 склонения.

-Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?

-Приведите примеры имён существительных 2 склонения.

-Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

-Приведите пример имён существительных 3 склонения.

-В русском языке существует три склонения имен существительных

I склонение – представлено существительными женского, мужского и общего рода, которые имеют в начальной форме окончания -а, -я.

Примеры существительных 1 склонения: женщина, липа, юноша, папа, сластена, жадина.

II склонение – включает существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и существительные среднего рода, имеющие в начальной форме окончания -о, -е.

Примеры существительных 2 склонения: борец, пенал, уголь, море, кольцо.

III склонение – представлено существительными женского рода, имеющими в начальной форме нулевое окончание.

Примеры существительных 3 склонения: дочь, боль, соль, рожь, печь.

-С помощью данного задания, какую задачу мы с вами решили?

-Для того, чтобы определить склонения имени существительного можно воспользоваться данным алгоритмом.

-Прочитай первый пункт алгоритма, Данил.

-Прочитай второй пункт алгоритма, Алексей.

Алгоритм определения склонения имён существительных.

1.Поставить имя существительное в начальную форму - в форму единственного числа Им.п.

2. По окончанию существительного определить, к какому склонению оно относится.

-Склонение имён существительных – это изменение по падежам и числам. Для того чтобы определить склонение имени существительного необходимо поставить имя существительное в начальную форму, то есть форму единственного числа Именительного падежа и по окончанию определить склонение.




Обучающиеся демонстрируют:

регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу урока, анализировать собственную работу; соотносить план и совершенные операции; умение корректировать свои ответы и ответы одноклассников, с помощью учителя, умение оценивать и анализировать собственную деятельности во время рефлексии, умение осуществлять проверку написанного при помощи сличения с текстом, образцом; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии ; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; познавательные УУД: общеучебные: воспринимают учебное задание, выбирают последовательность действий; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

4.Физминутка

Задача: снять

мышечное

напряжение


Методы формирования соц. опыта: Педагогическое требование.

- Вы хорошо поработали. Давайте немного отдохнем. Поднимайтесь со своих мест. Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной:



Мы решили закаляться, раз – два – раз – два! (приседания, с вытягиванием рук перед собой)

И водою обливаться, раз – два – раз – два! (поднять руки вверх, имитация обливания)

А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два!

Не забудем растереться, раз – два – раз – два! (имитация растирания полотенцем)


Обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

5. Первичное закрепление.

Задача:

Отработать навыки правильного осознанного применения нового материала; развивать умение осуществлять проверку написанного при помощи сличения с текстом, образцом;

развивать контроль и самоконтроль посредством выполнения упражнений.

Корректировать вербальную и зрительную память на основе упражнений в запоминании алгоритма определения склонения имен существительных.

Развивать

познавательные УУД: общеучебные: воспринимают учебное задание, выбирают последовательность действий.

коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


Методы обучения по источнику получения знаний:

Словесные: объяснение.

Практические: упражнение.

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

методы самостоятельной работы.


-Какую задачу ещё необходимо решить?

-Для того чтобы решить данную задачу предлагаю вам выполнить следующее задание из волшебной шляпы.

Задание 3

-В задании даны слова, вам необходимо в парах распределить слова по склонениям в три столбика.

Дочь, девочка, дочка, абрикос, голубика, персик, овёс, пшеница, рожь, груша, слива, яблоко, метелица, мороз, снег.

-Для того, чтобы успешно выполнить задание воспользуйтесь алгоритмом, с которым мы с вами познакомились. Давайте проговорим этот алгоритм по цепочке.

-Приступаем к проверке.

- Какие слова относятся к 1 склонению? Почему? Как определили?

-Какие слова относятся к 2 склонению? Почему? Как определили?

-Какие слова определили к 3 склонению? Почему? Как определили?

-Давайте посмотрим, что для нас ещё приготовила волшебная шляпа.

4 задание

-Обратите внимание на слайд. Прочитайте предложение. Найдите существительное, определите склонение и подпишите сверху.


Ласточки улетают раньше многих птиц.


-Молодцы! Вы хорошо усвоили алгоритм определения склонений имени существительного.


Обучающиеся демонстрируют:

регулятивные УУД: умение осуществлять проверку написанного при помощи сличения с текстом, образцом; контроль и самоконтроль посредством выполнения упражнений.

познавательные УУД: общеучебные: воспринимают учебное задание, выбирают последовательность действий.

коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

6. Инструктаж домашнего задания.

Задача: организовать

инструктаж

домашнего задания.


По источнику получения знаний:

Словесные: объяснение

-Для того чтобы закрепить умения определять склонения имён существительных, я предлагаю вам дома выполнить задание на карточках.

-В задании вам необходимо будет слова выписать в тетрадь и распределить в три столбика по склонениям. Также дописать еще три существительных в каждый столбик и придумать с одним из них предложение.

Домашнее задание

1.Прочитай. Распределите имена существительные в три группы по склонениям. Допишите в каждую группу ещё по три имени существительных данного склонения. Составьте и запишите предложение с любым из этих имён существительных.

Скатерть, тополь, беседа, дядя, корабль, мебель, юноша, молоко, автомобиль, сирень, морковь, коллекция, рожь, календарь, растение, обувь, рояль, деревня, совесть, дружба.

2. Прочитай. Выпиши слова в тетрадь, выдели окончание, определи род и по алгоритмы определи склонение и подпиши сверху.

Яблоня, рожь, лужайка, тень, боль, дедушка, дядя, полянка.

-Кому не понятно, что нужно делать?


Обучающиеся демонстрируют ; регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

7. Рефлексия деятельности (итог урока).

Задача: организовать

самооценку результатов деятельности, соотнесение цели, темы урока с результатом построения и применения нового знания; развивать умение анализировать собственную работу; соотносить план и совершенные операции;

умение оценивать и анализировать собственную деятельности во время рефлексии; умение слушать и понимать учителя и одноклассников, строить высказывания понятные для учителя и одноклассников.


Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание.

Словесный: беседа.

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, что мы сегодня изучали, чему научились.

- Что у нас сегодня получилось сделать?

- Давайте посмотрим на наш план.

-Все ли задачи мы решили на уроке?

- Что сегодня больше всего понравилось?

-Какой конкурс у нас сегодня проходил на уроке?

-Кого бы хотели похвалить сегодня?

-Кого бы хотели назвать знатоком русского языка?

-Знатоком русского языка становится ….

-Для остальных рябят, я приготовила памятки, которые помогут вам в определении склонений имён существительных.

Желтая памятка, для тех, кто научился определять склонения имён существительных. Зелёная – для тех, кто затруднялся в определении склонений имён существительных.

-Мне очень приятно было с вами работать, особенно хочется похвалить Олю, которая помогала мне на протяжении всего урока. Данила, который внимательно слушал все задания и правильно их выполнял. Никиты, он сегодня отвечал мне на вопросы полным ответом.

- Спасибо большое за урок! До свидания!

Обучающиеся демонстрируют:

регулятивные УУД:

анализируют собственную работу; соотносят план и совершенные операции;

оценивают и анализируют собственную деятельности во время рефлексии; коммуникативные УУД: слушают и понимают учителя и одноклассников, строят высказывания понятные для учителя и одноклассников.




6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мехоношина Ольга Александровна

Дата: 25.12.2018

Номер свидетельства: 492678


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства