1.Мотивация к учебной деятельности Задача: Собрать внимание детей, организовать и настроить их на работу, создать положительную устойчивую мотивацию к познавательной и практической деятельности; воспитывать у обучающихся интерес в приобретении и расширении знаний и способов действий, воспитывать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. | Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование. | -Здравствуйте ребята, давайте поприветствуем друг друга. Встаньте ровно, как настоящие ученики. - Меня зовут Ольга Александровна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Давайте проверим вашу готовность к уроку, на столе у вас лежит тетрадь, ручка, учебник. -А сейчас я предлагаю вам встать в круг и выполнить задание. Необходимо передавать клубок по кругу, который у меня в руках и называть только имена существительные. -Что отличает имена существительные от других частей речи? Какими признаками обладают имена существительные? -Следующее задание. Вам необходимо передавать клубок, оставив нитку у себя, назвать прилагательное, характеризующее соседа. -Посмотрите, ребята, у нас с вами получился дружный круг, это поможет нам справиться с любыми заданиями. Присаживайтесь. -Посмотрите, что у меня в руках? Верно, это шляпа, но она необычная она волшебная, в ней запрятано много интересных заданий. -Сегодня мы проведем конкурс знатоков и тот, кто будет активным при выполнении заданий, получит эту волшебную шляпу. | Обучающиеся демонстрируют: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, принимают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: развивать регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу урока. коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Методы обучения по источнику получения знаний: Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: демонстрация. Практические: упражнение. | -Знатоки русского языка должны не только знать все о русском языке, но и уметь грамотно и красиво писать. Поэтому я предлагаю вам начать наш урок с минутки чистописания. -Откройте тетради запишите сегодняшнюю дату и классная работа. - Предлагаю вам прописать следующие буквы. Обратите внимание на слайд. а, я, о, е -Давайте запишем слова, которые оканчиваются на данные буквы. Запишем их в следующую строчку, через запятую. Аллея, газета, железо, путешествие - Прочитайте слова, записанные на слайде. Подчеркните орфограммы. -Какую орфограмму подчеркнул, Данил, в первом слове? Что она обозначает? -Кто согласен, поднимите руку. -Какую орфограмму подчеркнула, Оля, во второй орфограмме? Что она обозначает? -Кто согласен, поднимите руку. -Какую орфограмму подчеркнул, Никита, в третьем слове? Что она обозначает? -Кто согласен, поднимите руку. -Какую орфограмму подчеркнул, Артём, в четвертом слове? Что она означает? -Кто согласен, поднимите руку. -Мы успешно справились с данным заданием. Придумайте устно словосочетание с одним из слов. -Какое словосочетание придумала, Наташа? -Какое словосочетание придумала, Оля? Предлагаю вам посмотреть, какие задания приготовила для нас волшебная шляпа. 1 задание «Собери фразу». Для того чтобы выполнить задание вам необходимо объединиться в пары. У каждой пары будет конверт, в нем будут слова из этих слов необходимо собрать определения. Склонение имён существительных – это изменение по падежам и числам. -Какое определение получилось? Прочитайте. -Давайте проверим. Обратите внимание на слайд, и проверьте, правильно ли вы составили определение. -Знаем ли мы склонения имен существительных? -Значит, какая тема будет сегодняшнего урока? -Умеем ли определять склонения имён существительных? -Какие задачи поставим на урок? -Что узнаем сегодня на уроке? -Что научимся делать? 1. Познакомиться со склонениями имен существительных. 2. Научиться определять склонения имён существительных. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу урока. коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий |
3. Решение проблемы. Задача: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала; освоение новых способов, приемов работы; развивать умения осознанно осваивать способы и знания в работе; развивать регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу урока, анализировать собственную работу; соотносить план и совершенные операции; умение корректировать свои ответы и ответы одноклассников, с помощью учителя, умение оценивать и анализировать собственную деятельности во время рефлексии, умение осуществлять проверку написанного при помощи сличения с текстом, образцом; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии ; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; познавательные УУД: общеучебные: воспринимают учебное задание, выбирают последовательность действий; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Корректировать вербальную и зрительную память на основе упражнений в запоминании алгоритма определения склонения имен существительных. Корректировать зрительное и слуховое восприятие посредством наглядности; развивать умения ориентироваться в задании с опорой на вопросы; развивать контроль и самоконтроль посредством выполнения упражнений; развивать умения выражать свои мысли с условиями коммуникации. | Методы обучения по источнику получения знаний: Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: демонстрация. Практические: упражнение. По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно - иллюстративный Методы организации учебно – познавательной деятельности: словесные. методы самостоятельной работы. | -Для того чтобы познакомиться со склонениями имён существительных, давайте посмотрим следующее задание, которое приготовила для нас волшебная шляпа. -Прочитай нам, пожалуйста, задание. Задание 2 -Какими признаками обладают имена существительные 1,2 и 3 склонения? -Для того, чтобы ответить на данный вопрос, я вам предлагаю работу с учебником в парах. Ответ вы можете найти, начиная со страницы 89 учебника. -Какими признаками обладает имя существительное 1 склонения? - Какими признаками обладает имя существительное 2 склонения? -Какими признаками обладает имя существительное 3 склонения? -Для того, чтобы лучше запомнить данные правила, я предлагаю вам в группах составить памятку склонения имен существительных. Каждая группа получит конверт, в нем будет памятка, которую необходимо собрать. -Итак, какие имена существительные относятся к 1 склонению? -Приведите примеры имён существительных 1 склонения. -Какие имена существительные относятся ко 2 склонению? -Приведите примеры имён существительных 2 склонения. -Какие имена существительные относятся к 3 склонению? -Приведите пример имён существительных 3 склонения. -В русском языке существует три склонения имен существительных I склонение – представлено существительными женского, мужского и общего рода, которые имеют в начальной форме окончания -а, -я. Примеры существительных 1 склонения: женщина, липа, юноша, папа, сластена, жадина. II склонение – включает существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и существительные среднего рода, имеющие в начальной форме окончания -о, -е. Примеры существительных 2 склонения: борец, пенал, уголь, море, кольцо. III склонение – представлено существительными женского рода, имеющими в начальной форме нулевое окончание. Примеры существительных 3 склонения: дочь, боль, соль, рожь, печь. -С помощью данного задания, какую задачу мы с вами решили? -Для того, чтобы определить склонения имени существительного можно воспользоваться данным алгоритмом. -Прочитай первый пункт алгоритма, Данил. -Прочитай второй пункт алгоритма, Алексей. Алгоритм определения склонения имён существительных. 1.Поставить имя существительное в начальную форму - в форму единственного числа Им.п. 2. По окончанию существительного определить, к какому склонению оно относится. -Склонение имён существительных – это изменение по падежам и числам. Для того чтобы определить склонение имени существительного необходимо поставить имя существительное в начальную форму, то есть форму единственного числа Именительного падежа и по окончанию определить склонение.
| Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу урока, анализировать собственную работу; соотносить план и совершенные операции; умение корректировать свои ответы и ответы одноклассников, с помощью учителя, умение оценивать и анализировать собственную деятельности во время рефлексии, умение осуществлять проверку написанного при помощи сличения с текстом, образцом; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии ; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; познавательные УУД: общеучебные: воспринимают учебное задание, выбирают последовательность действий; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
4.Физминутка Задача: снять мышечное напряжение | Методы формирования соц. опыта: Педагогическое требование. | - Вы хорошо поработали. Давайте немного отдохнем. Поднимайтесь со своих мест. Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной:
Мы решили закаляться, раз – два – раз – два! (приседания, с вытягиванием рук перед собой) И водою обливаться, раз – два – раз – два! (поднять руки вверх, имитация обливания) А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два! Не забудем растереться, раз – два – раз – два! (имитация растирания полотенцем) | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии |
5. Первичное закрепление. Задача: Отработать навыки правильного осознанного применения нового материала; развивать умение осуществлять проверку написанного при помощи сличения с текстом, образцом; развивать контроль и самоконтроль посредством выполнения упражнений. Корректировать вербальную и зрительную память на основе упражнений в запоминании алгоритма определения склонения имен существительных. Развивать познавательные УУД: общеучебные: воспринимают учебное задание, выбирают последовательность действий. коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Методы обучения по источнику получения знаний: Словесные: объяснение. Практические: упражнение. Методы организации учебно – познавательной деятельности: методы самостоятельной работы. | -Какую задачу ещё необходимо решить? -Для того чтобы решить данную задачу предлагаю вам выполнить следующее задание из волшебной шляпы. Задание 3 -В задании даны слова, вам необходимо в парах распределить слова по склонениям в три столбика. Дочь, девочка, дочка, абрикос, голубика, персик, овёс, пшеница, рожь, груша, слива, яблоко, метелица, мороз, снег. -Для того, чтобы успешно выполнить задание воспользуйтесь алгоритмом, с которым мы с вами познакомились. Давайте проговорим этот алгоритм по цепочке. -Приступаем к проверке. - Какие слова относятся к 1 склонению? Почему? Как определили? -Какие слова относятся к 2 склонению? Почему? Как определили? -Какие слова определили к 3 склонению? Почему? Как определили? -Давайте посмотрим, что для нас ещё приготовила волшебная шляпа. 4 задание -Обратите внимание на слайд. Прочитайте предложение. Найдите существительное, определите склонение и подпишите сверху. Ласточки улетают раньше многих птиц. -Молодцы! Вы хорошо усвоили алгоритм определения склонений имени существительного. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД: умение осуществлять проверку написанного при помощи сличения с текстом, образцом; контроль и самоконтроль посредством выполнения упражнений. познавательные УУД: общеучебные: воспринимают учебное задание, выбирают последовательность действий. коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий |
6. Инструктаж домашнего задания. Задача: организовать инструктаж домашнего задания. | По источнику получения знаний: Словесные: объяснение | -Для того чтобы закрепить умения определять склонения имён существительных, я предлагаю вам дома выполнить задание на карточках. -В задании вам необходимо будет слова выписать в тетрадь и распределить в три столбика по склонениям. Также дописать еще три существительных в каждый столбик и придумать с одним из них предложение. Домашнее задание 1.Прочитай. Распределите имена существительные в три группы по склонениям. Допишите в каждую группу ещё по три имени существительных данного склонения. Составьте и запишите предложение с любым из этих имён существительных. Скатерть, тополь, беседа, дядя, корабль, мебель, юноша, молоко, автомобиль, сирень, морковь, коллекция, рожь, календарь, растение, обувь, рояль, деревня, совесть, дружба. 2. Прочитай. Выпиши слова в тетрадь, выдели окончание, определи род и по алгоритмы определи склонение и подпиши сверху. Яблоня, рожь, лужайка, тень, боль, дедушка, дядя, полянка. -Кому не понятно, что нужно делать? | Обучающиеся демонстрируют ; регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии |
7. Рефлексия деятельности (итог урока). Задача: организовать самооценку результатов деятельности, соотнесение цели, темы урока с результатом построения и применения нового знания; развивать умение анализировать собственную работу; соотносить план и совершенные операции; умение оценивать и анализировать собственную деятельности во время рефлексии; умение слушать и понимать учителя и одноклассников, строить высказывания понятные для учителя и одноклассников. | Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Словесный: беседа. | - Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, что мы сегодня изучали, чему научились. - Что у нас сегодня получилось сделать? - Давайте посмотрим на наш план. -Все ли задачи мы решили на уроке? - Что сегодня больше всего понравилось? -Какой конкурс у нас сегодня проходил на уроке? -Кого бы хотели похвалить сегодня? -Кого бы хотели назвать знатоком русского языка? -Знатоком русского языка становится …. -Для остальных рябят, я приготовила памятки, которые помогут вам в определении склонений имён существительных. Желтая памятка, для тех, кто научился определять склонения имён существительных. Зелёная – для тех, кто затруднялся в определении склонений имён существительных. -Мне очень приятно было с вами работать, особенно хочется похвалить Олю, которая помогала мне на протяжении всего урока. Данила, который внимательно слушал все задания и правильно их выполнял. Никиты, он сегодня отвечал мне на вопросы полным ответом. - Спасибо большое за урок! До свидания! | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД: анализируют собственную работу; соотносят план и совершенные операции; оценивают и анализируют собственную деятельности во время рефлексии; коммуникативные УУД: слушают и понимают учителя и одноклассников, строят высказывания понятные для учителя и одноклассников. |