kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конструкт урока по русскому языку на тему: «Что такое омонимы?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать при подготовке к уроку русского языка. Разработка соответствует ФГОС НОО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по русскому языку на тему: «Что такое омонимы?»»








Конструкт урока по русскому языку

на тему: «Что такое омонимы?»

УМК «Школа России»,





Учитель: Петрова Елена Ивановна

Высшая квалификационная категория













Тема: «Что такое омонимы?»

Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использовании знаний об омонимах.

Актуальная цель: сформировать представление у учащихся об омонимах.

Задачи:

Обучающие – формировать знаний учащихся о понятии «омонимы»; определять лексическое значение слов; распознавать омонимы, наблюдать, как они используются в тексте; формировать умение работать со словарем омонимов.

Развивающие – развивать внимание и усидчивость; развивать мыслительные способности (слуховую и зрительную память) путем прослушивания материала от учителя и работы с учебником; развивать устную речь посредством аргументации точки зрения.

Воспитательные – воспитывать интерес к русскому языку; воспитывать аккуратность, путем оформления и работы в тетради.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Организовать деятельность учащихся по открытию новых знаний о понятии «омонимы»; научатся распознавать омонимы в текстах; актуализируют знания о понятии «лексическое значение слова», о синонимах и антонимах; научатся работать со словарем омонимов; научаться составлять предложения с омониманимами; научаться подбирать о омоним к словам по их лексическому значению.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: уметь работать в классе; учитывать мнение окружающих людей; доказывать мнение, адекватно аргументируя его.
Познавательные: использовать логические приемы мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, выявление закономерностей); выражать мысль русским, грамотным языком; подводить итог урока.

Регулятивные: управлять и планировать собственную деятельность в соответствии с поставленными задачами; контролировать и корректировать деятельность; определять причины собственных ошибок.

Личностные результаты: создать условия для формирования внутренней позиции учащихся, характеризующейся интересом к происходящему на уроке и положительной мотивацией учебной деятельности; воспитывать внимательное отношение друг к другу; способствовать проявлению самостоятельности в самостоятельном виде деятельности.


Оборудование: интерактивная доска, учебник русского языка 4 класс УМК «Школа России», презентация, раздаточный материал.

Методы обучения:
-Репродуктивные метод -воспроизведение знаний о лексическом значении слова, о синонимах и антонимах на этапе актуализации знаний.
-Объяснительно – иллюстративный метод – применение новых знаний учащихся об омонимах на этапе самостоятельной работы с опорой на рассмотренные упражнения с учителем ранее.
-Частично – поисковый метод – поиск решения проблемы о правильном названии понятия «омонимы»; самостоятельное определение плана и целей на предстоящую работу.

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: комбинированный

Принципы (инновационные): принцип непрерывности; принцип целостности; принцип научности; принцип прочности.
















Этап урок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Мотивационный этап


Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

-Здравствуйте, ребята!
-Какое у вас сегодня настроение? Посмотрите на экран, перед вами словарик настроения. Выберите себе настроение.
Например, у меня сегодня ожидающее настроение, так как я ожидаю интересной и продуктивной работы с вами. А какое настроение у вас? (учитель выборочно спрашивает учащихся).

-Ребята, сейчас я вам прочитаю определение, а вы должны ответить мне, о чем идет речь.
«То, что обозначает слово, является его …?»

-Верно! Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

-Ребята, знания, полученные на прошлом уроке сегодня вам, пригодятся.

-Здравствуйте!
(учащиеся выбирают настроение по словарику на экране и обосновывают свой выбор).






-является его лексическим значением.


-мы познакомились с темой «Синонимы и антонимы».




Предметные результаты: учащиеся актуализируют знания о понятии «лексическое значении слова» о многозначных и однозначных словах.

Коммуникативные УУД: учатся выстраивать дальнейшую работу с учителем и учащимися.

Личностные УУД: формирование интереса к происходящему на уроке, методом мотивационного вопроса от учителя.

Актуализация знаний и целеполагание


Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке

-Ребята, обратите внимание на слайд. Перед нами дом под названием «Лексика», в котором 3 этажа. На каждом этаже живут слова, но, чтобы узнать какие это слова, нам нужно выполнить задания.
(учитель демонстрирует дом на экране).


-Прослушайте первую загадку.
Слова одной и той же части речи.

Но разное значение у них.

Скажу я «трусость»,

Ты ответишь — «храбрость»,

Скажу я «грусть»,

А ты в ответ мне — «радость». 

-Каков ответ загадки?

-Какие слова называются антонимами?


*Открывается первый этаж антонимов*
-Молодцы! На ваших столах лежит задание от антонимов. Прочтите задание.

-Что значит противоположное слово по смыслу?
-Выполните задание в парах на карточках. На выполнение у вас 2 минуты.

-Давайте проверим задание. (учитель проверяет задание фронтально, по рядам). Тот, кто верно определил антоним к слову, ставит «+».



-С заданием от антонимов вы хорошо справились. Давайте узнаем, кто же живет на втором этаже дома Лексики.

«Слова означают одно и то же,
Но между собою они не похожи.
По – разному пишутся и говорятся …
Как называются? Кто догадался?»

-Верно! Какие слова называются синонимами?




*учитель открывает второй этаж синонимов*
-На ваших столах так же ест задание от синонимов. Прочтите задание.

-Выполните задание в парах. На выполнение у вас 4 минуты.

-Давайте проверим задание. (учитель проверяет задание фронтально, по рядам). Тот, кто верно определил антоним к слову, ставит «+».

-С какими словами мы сейчас работали?

-Ребята, вы хорошо справились с предыдущими заданиями. Теперь нам осталось открыть последний третий этаж дома «Лексики». Чтобы узнать, какие слова живут там, нужно хорошо подумать. Обратите внимание на слайд – это задание от слов с третьего этажа. Сначала прочтите данное стихотворение про себя.

-Прочтем данное стихотворение вслух.


-Какое слово повторяется в данном стихотворении?
-Прочтем первое предложение.



-Что обозначает слово коса в данном предложении?

-Какая картинка ей соответствует?
-Прочет второе предложение.

-Что обозначает слово коса в данном предложении?

-Какая картинка ей соответствуют?

-Прочтем следующее предложение.


-Каково лексическое значение слова коса в данном случае?


-Какая картинка ей соответствует?

-Что вы можете сказать про лексическое значение всех этих трех слов?

-Что вы можете сказать про написание этих трех слов?

-Что вы можете сказать про произношение этих слов?

-Как называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные лексические значения?

-Что у вас возникло?

-Где возникло затруднение?




-Почему оно у вас возникло?

-Давайте сформулируем цель нашего урока.





*Учитель помещает цель на доску*









-Антонимы.







-антонимы – это слова, противоположные по смыслу.

*читают задание*









-это значит подобрать антоним.



*проверяют задание*










-синонимы.




-синонимы - это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки.

*читают задание*











*выполняют задание*





*проверяют задание, ставят «+»*



-сейчас мы работали с синонимами.

















*один учащийся читает все стихотворение вслух*

-повторяется слово «коса».
-В море суши полоса
Называется коса.













-в данном предложении слово коса обозначает участок суши в море.
-первая.
-А у девушка коса
Цвета спелого овса.
-в данном предложении слово коса обозначает прическу.
-ей соответствует картинка 2.

-На траве лежит роса, -
Косит травушку коса.

-коса в данном предложении – приспособление для срезания травы/злаков.

-картинка номер 3.






-лексическое значение этих трех слов будет разным.

-данные слова пишутся абсолютно одинаковое.

-произношение этих слов абсолютное одинаковое.

*затрудняются ответить*





-затруднение.

-мы не знаем, как называются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные лексические значения.

-мы еще не изучали данную тему.

-сегодня на уроке мы должны узнать, как в русском языке называются слова с разным лексическим значением, но одинаковым написанием и произношением.

Предметные результаты: актуализируют знания о синонимах и антонимах; сталкиваются с затруднением в определении термина «омонимы».

Регулятивные УУД: планируют деятельность, формулируют предстоящую цель; принимают и сохраняют последовательность действий на предстоящий урок.

Познавательные УУД: выражают мысли грамотным языком; самостоятельное выделение и формулирование цели.


Открытие нового знания


Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия


-Ребята, что нам поможет достичь нашей цели?

-Давайте откроем наш учебник на странице 45.

-Прочтите тему нашего сегодняшнего урока.

-Прочтем правило в оранжевой рамочке, которое нам дает учебник.









-Ребята, что нового вы сейчас узнали их этого правила?

-Что же такое омонимы?




-Какой пример слова омонима предлагает нам учебник?

-Какие два лексических значения есть у данного слова?

-Как пишутся данные слова?

-Как произносятся данные слова?

-Давайте обратим внимание на слайд. Ребята, догадались ли вы уже, кто живет на третьем этаже дома Лексики?

-Правильно! (учитель открывает первый этаж дома с омонимами).

-Так как вы узнали, кто живет на первом этаже, омонимы приготовили для вас еще несколько интересных фактов о себе.
(на экране высвечиваются факты).

-Прочитайте интересные факты о словах омонимах.

-нам поможет учебник.

*открывают учебник*

-«Что такое омонимы».

«В языке есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения. Такие слова называются омонимами. Например, одно слово лук означает «огородное растение», другое слово «лук» имеет значение «старинное оружие для метания стрел».

-мы узнали из этого правила, что такое омонимы.

-омонимы – это слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения.

-учебник предлагает в качестве примера слово «лук».

-1. Лук, как огородное растение.
2. Лук, как оружие.

-они пишутся одинаково.

-тоже одинаково.

-там живут омонимы.












Предметные результаты: открывают новые знания о понятии «омонимы»; знакомятся с определением понятия; знакомятся с новым словарем – словарем омонимов.

Коммуникативные: работают в классе, открывают новые знания с учителем.


Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.


Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила)

-Ребята, предлагаю вам выполнить следующее задание. Выполним мы его устно. Ответьте, о каких омонимах идет речь по их лексическому значению.

1. Огородное растение, кукла – персонаж театров.
2. Огородное растение, оружие для метания стрел.
3. Маленький грызун, компьютерное устройство.
4. Небольшая нора, хищный пушной зверек.
5. Родник, приспособление для открывания замка.
6. Отверстие в игле, маленькое ухо.
7. Проигрыш в шахматах, мягкая подстилка для занятия спортом.
8. Третий день недели, или то, что окружает человека.
-Молодцы!
-Ребята, вспомните интересный факт об омонимах. Где нам нужно искать лексическое значение омонимов?

-Данный словарь есть и в нашем учебнике. На странице 45 прочтем о правилах его использования.

-Ребята, поработаем с вами в группах по 4 человека. 1 и 2 парта будут работать вместе, 3 и 4 парта вместе. Всего у нас получается 6 групп.
(Учитель раздает учащимся раздаточный материал)
Ребята, сейчас я вам раздала листочки. На одних листочках у вас находятся омонимы, на других листочках даны их лексические значения с пропусками слов.
Ваша задача – соединить омоним с его лексическим значением, используя словарь. Так же впишите недостающее слово в карточки с лексическим значением, которое вы так же можете найти в словаре.
*Будьте внимательны, омонимы пронумерованы цифрами 1 и 2 – этим омонимам соответствуют разные определения.

На выполнение задания у вас есть 5-7 минут. Распределите обязанности в группе, кто-то работает со словарем, кто-то вписывает пропущенные слова в определения, кто-то соединяет карточки.
Слова для работы: дождевик1,2; зверобой1,2; овсянка1,2; крона1,2.

-Давайте проверим данное задание.
1 группа, прочтите первую пару слов, которую вы соединили.



-Какое слово вставили?

-Прочтите второй омоним.


-Какое слово вставили?

-2 группа, прочтите следующую пару омонимов.


-Какое слово вставили?

-Прочтите второй омоним и его лексическое значение.

-Какое слово вставили?

-3 группа, прочтите следующую пару омонимов.





-4 группа, прочтите последнюю пару омонимов.





-Молодцы! Вы хорошо справились.





-петрушка.
-лук.
-мышь.
-норка.
-ключ.
-ушко.
-мат.

-среда.


-лексическое значение омонимов нужно искать в словаре омонимов.


*читают правило*


























-дождевик 1 – шарообразный гриб, вырастающий в теплое дождливое время.



-гриб.

-дождевик 2 – плащ из непромокаемой ткани.

-плащ.

-Крона 1 – вся разветвленная часть дерева с его листвой.

-дерева.

-крона 2 – денежная единица в Чехии, Дании, Норвегии, Швеции.

-денежная.

-овсянка 1 – овсяная крупа или каша из нее. Вставили слово «каша».
овсянка 2 – маленькая перелётная птичка из отряда воробьиных. Вставили слово «птичка».

-зверобой 1 – лечебное травянистое растение. Вставили слово «растение».
Зверобой 2 – охотник на морского зверя. Вставили слово «охотник».

Предметные результаты: первично закрепляют знания о понятии «омоним» учатся работать со словарем омонимов.

Коммуникативные УУД: совершенствуют речь в процессе проверки задания; учатся работать в группе; учатся распределять роли и обязанности.

Регулятивные УУД: сохраняют учебную цель.

Закрепление и систематизация знаний (с учителем)


Задача:

Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму


-Ребята, обратите внимание на экран – перед вами новое задание. Прочтите его.

-Какие два лексических значения есть у слова гребешок?

-Какие два лексических значения есть у омонима «лисички»?


-Попробуйте составить предложение со словом «гребешок» с лексическим значением, как вид расчески.
-Запишем предложение, подчеркнем омоним.

-Попробуйте составить предложение со словом «гребешок» с лексическим значением, как нарост у петуха или курицы.
-Запишем предложение, подчеркнем омоним.

-Попробуйте составить предложение со словом «лисички», как о диком животном.
-Запишите предложение, подчеркните омоним.



-Попробуйте составить предложение со словом «лисички», как о виде грибов.
-Запишите предложение, подчеркните омоним.

-Докажите, что данные слова являются омонимами.



-«Составьте по два предложения с данными словами, употребив их в разном лексическом значении».






-гребешок – расческа; гребешок – нарост у петуха или курицы.

-лисички – дикие хищные звери, рыжего окраса; лисички – вид грибов.

- «У мамы в сумочке лежит гребешок.»



- «У моего петуха есть красный гребешок на голове.»



-«Мой дедушка видел лисичку в лесу.»





-«Моя семья насобирала полную корзину лисичек».


-Данные слова являются омонимами так, как пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные лексические значения.

Предметные результаты: закрепляют знания об омонимах, конструируют предложение с определённым омонимом, соблюдая лексическое значение каждого.


Самостоятельная работа и проверка по эталону



Задачи: закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой

-Выполним небольшую самостоятельную работу. Данное задание мы выполним письменно в своих тетрадях.

Посмотрите на доску.  Перед вами 10 слов. Выпишите себе в тетрадь, только ОМОНИМЫ.

-Сколько омонимов вы выписали?


-Почему данные слова являются омонимами?

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте задание по эталону. Если ученик:
1. Выписал верно все 5 слов – поставьте отметку 5.
2. Выписал верно 4 слова – поставьте отметку 4.
3. Выписал верно 3 слова – 3.
4. Выписал верно 2 слова – 2.
5. Выписал верно 1 слово и меньше – 2.


*выписывают 10 слов к себе в тетрадь*





-мы выписали 5 омонимов. Лист, молния, очки, лук, мир.

-ведь у данных слов несколько лексических значений.
Лист – лист бумаги, лист дерева.
Молния -как природное явление, как приспособление для застегивания на одежде.
Очки – прибор для коррекции зрения, баллы в различных играх.
Лук – огородное растение, оружие.
Мир – планета, отсутствие вражды.

Предметные результаты: используя новые знания об омонимах распознают омонимы и выписывают их.

Личностные УУД: осознают свои возможности в учении, методом оценки работы другим учащимся.
Коммуникативные УУД: выстраивают коммуникацию с другими учащимися, методом оценивания работы.

Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усеваемого материала.


Рефлексия


Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

-Ребята, с какой новой темой мы сегодня познакомились?

-Что такое омонимы?




-Где мы можем найти лексическое значение омонимов? В какой книге?

-С какими трудностями вы столкнулись на уроке?
-Что вам показалось наиболее легким? В каком задание вы проявили наибольший успех?

-мы познакомились с темой – «Омонимы».

- слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения.

-в толковом словаре или словаре омонимов.

*отвечают*

*делятся успехами*


Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

-Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание. Дома вам предстоит выполнить упражнение 77 на странице 46 в учебнике.
Вам даны 5 пар предложений с омонимами. Вам нужно будет доказать, что выделенные слова омонимы, а так же списать 2 пары предложений с омонимами на выбор.

-Спасибо за урок!

*записывают домашнее задание, задают вопросы*





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конструкт урока по русскому языку на тему: «Что такое омонимы?»

Автор: Елена Ивановна Петрова

Дата: 13.06.2024

Номер свидетельства: 652695


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства