Мотивационный этап Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | -Здравствуйте, ребята! -Какое у вас сегодня настроение? Посмотрите на экран, перед вами словарик настроения. Выберите себе настроение. Например, у меня сегодня ожидающее настроение, так как я ожидаю интересной и продуктивной работы с вами. А какое настроение у вас? (учитель выборочно спрашивает учащихся). -Ребята, сейчас я вам прочитаю определение, а вы должны ответить мне, о чем идет речь. «То, что обозначает слово, является его …?» -Верно! Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? -Ребята, знания, полученные на прошлом уроке сегодня вам, пригодятся. | -Здравствуйте! (учащиеся выбирают настроение по словарику на экране и обосновывают свой выбор). -является его лексическим значением. -мы познакомились с темой «Синонимы и антонимы». | Предметные результаты: учащиеся актуализируют знания о понятии «лексическое значении слова» о многозначных и однозначных словах. Коммуникативные УУД: учатся выстраивать дальнейшую работу с учителем и учащимися. Личностные УУД: формирование интереса к происходящему на уроке, методом мотивационного вопроса от учителя. |
Актуализация знаний и целеполагание Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке | -Ребята, обратите внимание на слайд. Перед нами дом под названием «Лексика», в котором 3 этажа. На каждом этаже живут слова, но, чтобы узнать какие это слова, нам нужно выполнить задания. (учитель демонстрирует дом на экране). -Прослушайте первую загадку. Слова одной и той же части речи. Но разное значение у них. Скажу я «трусость», Ты ответишь — «храбрость», Скажу я «грусть», А ты в ответ мне — «радость». -Каков ответ загадки? -Какие слова называются антонимами? *Открывается первый этаж антонимов* -Молодцы! На ваших столах лежит задание от антонимов. Прочтите задание. -Что значит противоположное слово по смыслу? -Выполните задание в парах на карточках. На выполнение у вас 2 минуты. -Давайте проверим задание. (учитель проверяет задание фронтально, по рядам). Тот, кто верно определил антоним к слову, ставит «+». -С заданием от антонимов вы хорошо справились. Давайте узнаем, кто же живет на втором этаже дома Лексики. «Слова означают одно и то же, Но между собою они не похожи. По – разному пишутся и говорятся … Как называются? Кто догадался?» -Верно! Какие слова называются синонимами? *учитель открывает второй этаж синонимов* -На ваших столах так же ест задание от синонимов. Прочтите задание. -Выполните задание в парах. На выполнение у вас 4 минуты. -Давайте проверим задание. (учитель проверяет задание фронтально, по рядам). Тот, кто верно определил антоним к слову, ставит «+». -С какими словами мы сейчас работали? -Ребята, вы хорошо справились с предыдущими заданиями. Теперь нам осталось открыть последний третий этаж дома «Лексики». Чтобы узнать, какие слова живут там, нужно хорошо подумать. Обратите внимание на слайд – это задание от слов с третьего этажа. Сначала прочтите данное стихотворение про себя. -Прочтем данное стихотворение вслух. -Какое слово повторяется в данном стихотворении? -Прочтем первое предложение. -Что обозначает слово коса в данном предложении? -Какая картинка ей соответствует? -Прочет второе предложение. -Что обозначает слово коса в данном предложении? -Какая картинка ей соответствуют? -Прочтем следующее предложение. -Каково лексическое значение слова коса в данном случае? -Какая картинка ей соответствует? -Что вы можете сказать про лексическое значение всех этих трех слов? -Что вы можете сказать про написание этих трех слов? -Что вы можете сказать про произношение этих слов? -Как называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные лексические значения? -Что у вас возникло? -Где возникло затруднение? -Почему оно у вас возникло? -Давайте сформулируем цель нашего урока. *Учитель помещает цель на доску* | -Антонимы. -антонимы – это слова, противоположные по смыслу. *читают задание* -это значит подобрать антоним. *проверяют задание* -синонимы. -синонимы - это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки. *читают задание* *выполняют задание* *проверяют задание, ставят «+»* -сейчас мы работали с синонимами. *один учащийся читает все стихотворение вслух* -повторяется слово «коса». -В море суши полоса Называется коса. -в данном предложении слово коса обозначает участок суши в море. -первая. -А у девушка коса Цвета спелого овса. -в данном предложении слово коса обозначает прическу. -ей соответствует картинка 2. -На траве лежит роса, - Косит травушку коса. -коса в данном предложении – приспособление для срезания травы/злаков. -картинка номер 3. -лексическое значение этих трех слов будет разным. -данные слова пишутся абсолютно одинаковое. -произношение этих слов абсолютное одинаковое. *затрудняются ответить* -затруднение. -мы не знаем, как называются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные лексические значения. -мы еще не изучали данную тему. -сегодня на уроке мы должны узнать, как в русском языке называются слова с разным лексическим значением, но одинаковым написанием и произношением. | Предметные результаты: актуализируют знания о синонимах и антонимах; сталкиваются с затруднением в определении термина «омонимы». Регулятивные УУД: планируют деятельность, формулируют предстоящую цель; принимают и сохраняют последовательность действий на предстоящий урок. Познавательные УУД: выражают мысли грамотным языком; самостоятельное выделение и формулирование цели. |
Открытие нового знания Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия | -Ребята, что нам поможет достичь нашей цели? -Давайте откроем наш учебник на странице 45. -Прочтите тему нашего сегодняшнего урока. -Прочтем правило в оранжевой рамочке, которое нам дает учебник. -Ребята, что нового вы сейчас узнали их этого правила? -Что же такое омонимы? -Какой пример слова омонима предлагает нам учебник? -Какие два лексических значения есть у данного слова? -Как пишутся данные слова? -Как произносятся данные слова? -Давайте обратим внимание на слайд. Ребята, догадались ли вы уже, кто живет на третьем этаже дома Лексики? -Правильно! (учитель открывает первый этаж дома с омонимами). -Так как вы узнали, кто живет на первом этаже, омонимы приготовили для вас еще несколько интересных фактов о себе. (на экране высвечиваются факты). -Прочитайте интересные факты о словах омонимах. | -нам поможет учебник. *открывают учебник* -«Что такое омонимы». «В языке есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения. Такие слова называются омонимами. Например, одно слово лук означает «огородное растение», другое слово «лук» имеет значение «старинное оружие для метания стрел». -мы узнали из этого правила, что такое омонимы. -омонимы – это слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения. -учебник предлагает в качестве примера слово «лук». -1. Лук, как огородное растение. 2. Лук, как оружие. -они пишутся одинаково. -тоже одинаково. -там живут омонимы. | Предметные результаты: открывают новые знания о понятии «омонимы»; знакомятся с определением понятия; знакомятся с новым словарем – словарем омонимов. Коммуникативные: работают в классе, открывают новые знания с учителем. |
Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи. Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила) | -Ребята, предлагаю вам выполнить следующее задание. Выполним мы его устно. Ответьте, о каких омонимах идет речь по их лексическому значению. 1. Огородное растение, кукла – персонаж театров. 2. Огородное растение, оружие для метания стрел. 3. Маленький грызун, компьютерное устройство. 4. Небольшая нора, хищный пушной зверек. 5. Родник, приспособление для открывания замка. 6. Отверстие в игле, маленькое ухо. 7. Проигрыш в шахматах, мягкая подстилка для занятия спортом. 8. Третий день недели, или то, что окружает человека. -Молодцы! -Ребята, вспомните интересный факт об омонимах. Где нам нужно искать лексическое значение омонимов? -Данный словарь есть и в нашем учебнике. На странице 45 прочтем о правилах его использования. -Ребята, поработаем с вами в группах по 4 человека. 1 и 2 парта будут работать вместе, 3 и 4 парта вместе. Всего у нас получается 6 групп. (Учитель раздает учащимся раздаточный материал) Ребята, сейчас я вам раздала листочки. На одних листочках у вас находятся омонимы, на других листочках даны их лексические значения с пропусками слов. Ваша задача – соединить омоним с его лексическим значением, используя словарь. Так же впишите недостающее слово в карточки с лексическим значением, которое вы так же можете найти в словаре. *Будьте внимательны, омонимы пронумерованы цифрами 1 и 2 – этим омонимам соответствуют разные определения. На выполнение задания у вас есть 5-7 минут. Распределите обязанности в группе, кто-то работает со словарем, кто-то вписывает пропущенные слова в определения, кто-то соединяет карточки. Слова для работы: дождевик1,2; зверобой1,2; овсянка1,2; крона1,2. -Давайте проверим данное задание. 1 группа, прочтите первую пару слов, которую вы соединили. -Какое слово вставили? -Прочтите второй омоним. -Какое слово вставили? -2 группа, прочтите следующую пару омонимов. -Какое слово вставили? -Прочтите второй омоним и его лексическое значение. -Какое слово вставили? -3 группа, прочтите следующую пару омонимов. -4 группа, прочтите последнюю пару омонимов. -Молодцы! Вы хорошо справились. | -петрушка. -лук. -мышь. -норка. -ключ. -ушко. -мат. -среда. -лексическое значение омонимов нужно искать в словаре омонимов. *читают правило* -дождевик 1 – шарообразный гриб, вырастающий в теплое дождливое время. -гриб. -дождевик 2 – плащ из непромокаемой ткани. -плащ. -Крона 1 – вся разветвленная часть дерева с его листвой. -дерева. -крона 2 – денежная единица в Чехии, Дании, Норвегии, Швеции. -денежная. -овсянка 1 – овсяная крупа или каша из нее. Вставили слово «каша». овсянка 2 – маленькая перелётная птичка из отряда воробьиных. Вставили слово «птичка». -зверобой 1 – лечебное травянистое растение. Вставили слово «растение». Зверобой 2 – охотник на морского зверя. Вставили слово «охотник». | Предметные результаты: первично закрепляют знания о понятии «омоним» учатся работать со словарем омонимов. Коммуникативные УУД: совершенствуют речь в процессе проверки задания; учатся работать в группе; учатся распределять роли и обязанности. Регулятивные УУД: сохраняют учебную цель. |
Закрепление и систематизация знаний (с учителем) Задача: Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму | -Ребята, обратите внимание на экран – перед вами новое задание. Прочтите его. -Какие два лексических значения есть у слова гребешок? -Какие два лексических значения есть у омонима «лисички»? -Попробуйте составить предложение со словом «гребешок» с лексическим значением, как вид расчески. -Запишем предложение, подчеркнем омоним. -Попробуйте составить предложение со словом «гребешок» с лексическим значением, как нарост у петуха или курицы. -Запишем предложение, подчеркнем омоним. -Попробуйте составить предложение со словом «лисички», как о диком животном. -Запишите предложение, подчеркните омоним. -Попробуйте составить предложение со словом «лисички», как о виде грибов. -Запишите предложение, подчеркните омоним. -Докажите, что данные слова являются омонимами. | -«Составьте по два предложения с данными словами, употребив их в разном лексическом значении». -гребешок – расческа; гребешок – нарост у петуха или курицы. -лисички – дикие хищные звери, рыжего окраса; лисички – вид грибов. - «У мамы в сумочке лежит гребешок.» - «У моего петуха есть красный гребешок на голове.» -«Мой дедушка видел лисичку в лесу.» -«Моя семья насобирала полную корзину лисичек». -Данные слова являются омонимами так, как пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные лексические значения. | Предметные результаты: закрепляют знания об омонимах, конструируют предложение с определённым омонимом, соблюдая лексическое значение каждого. |
Самостоятельная работа и проверка по эталону Задачи: закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой | -Выполним небольшую самостоятельную работу. Данное задание мы выполним письменно в своих тетрадях. Посмотрите на доску. Перед вами 10 слов. Выпишите себе в тетрадь, только ОМОНИМЫ. -Сколько омонимов вы выписали? -Почему данные слова являются омонимами? -Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте задание по эталону. Если ученик: 1. Выписал верно все 5 слов – поставьте отметку 5. 2. Выписал верно 4 слова – поставьте отметку 4. 3. Выписал верно 3 слова – 3. 4. Выписал верно 2 слова – 2. 5. Выписал верно 1 слово и меньше – 2. | *выписывают 10 слов к себе в тетрадь* -мы выписали 5 омонимов. Лист, молния, очки, лук, мир. -ведь у данных слов несколько лексических значений. Лист – лист бумаги, лист дерева. Молния -как природное явление, как приспособление для застегивания на одежде. Очки – прибор для коррекции зрения, баллы в различных играх. Лук – огородное растение, оружие. Мир – планета, отсутствие вражды. | Предметные результаты: используя новые знания об омонимах распознают омонимы и выписывают их. Личностные УУД: осознают свои возможности в учении, методом оценки работы другим учащимся. Коммуникативные УУД: выстраивают коммуникацию с другими учащимися, методом оценивания работы. Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усеваемого материала. |
Рефлексия Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | -Ребята, с какой новой темой мы сегодня познакомились? -Что такое омонимы? -Где мы можем найти лексическое значение омонимов? В какой книге? -С какими трудностями вы столкнулись на уроке? -Что вам показалось наиболее легким? В каком задание вы проявили наибольший успех? | -мы познакомились с темой – «Омонимы». - слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения. -в толковом словаре или словаре омонимов. *отвечают* *делятся успехами* | |