Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
"Камышловский педагогический колледж"
Самоанализ урока окружающего мира
на тему: «Полезные ископаемые»
во 3в классе
Исполнитель:
Воробьева Е. А.
Методист:
А. В. Семенова Учитель:
Т. Н. Забборова
Камышлов, 2018
Цель самоанализа – проанализировать собственную деятельность и деятельность детей для достижения цели занятия, выявить трудности, их причины, проблемы и пути устранения, определить, эффективно ли выбраны приёмы, методы, средства и принципы обучения для достижения цели.
Конструкт урока окружающего мира, тема которого «Полезные ископаемые», разработан на основе УМК «Школа России». Выбранная тема изучается во втором полугодии, и является 1 уроком в системе уроков.
Тема: «Полезные ископаемые» взята из рабочей программы учителя, что соответствует требованиям: научности, корректности словесного оформления. Тип урока – открытие новых знаний. Целью данного типа урока: формировать понятие «полезные ископаемые» через изучение их свойств.
Способом постановки цели является технологический подход через достигаемый результат, от лица ученика. Она диагностична, т.е. можно проверить, насколько она реализована. На уроке присутствуют средства, и возможности проверить, достигнута цель или нет, особенно ярко реализуется это на этапах закрепления и рефлексии.
Цели и задачи урока выстроены понятно и целесообразно. Данную цель можно считать актуальной, так как на уроке у учащихся развиваются мотивы учебной деятельности.
Структура занятия выстроена четко и последовательно, логические переходы от одной его части к другой соблюдены. Структура и содержание урока соответствовала выбранному типу урока – открытие новых знаний. В соответствии с выбранным типом урока, содержание определялось по следующим этапам:
1. Организационной этап - на данном этапе предполагается приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку.
На данном этапе осуществлялось реализация задач: развивающие: развивать учебно-организационные умения (организовывать свою деятельность). Реализуются метапредметные планируемые результаты: коммуникативные: развитие умения слушать других людей.
Реализация данной задачи была осуществлена посредством использования общих методов обучения: словесный метод (рассказ) по классификации Ю.К. Бабанского. Использована фронтальная форма работы.
Результатом этапа стала выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
2. Актуализация знаний - на данном этапе осуществлялась актуализация знаний детей по изученному материалу на прошлых уроках – осуществляется беседа об экономике студента с обучающимися: «Ребята, давайте вспомним, для чего нужна экономика? Что такое потребности? Приведите пример 1 услуги и 1 товара». Затем ученики самостоятельно выполняют тест и осуществляют взаимопроверку.
На данном этапе осуществлялось реализация задач: развивающие: развивать учебно-организационные умения (планировать, организовывать, контролировать, регулировать и анализировать свою деятельность), учебно-речевые (правильно отвечать на вопросы), учебно-интеллектуальные умения (анализировать, делать выводы, обобщать). Реализуются метапредметные планируемые результаты:
познавательные: развитие умения перерабатывать полученную информацию: анализировать, делать выводы, обобщать;
коммуникативные: развитие умения слушать других людей, рассматривать их точки зрения.
Реализация данных задач была осуществлена посредством использования общих методов обучения: словесный: беседа; метод письменного контроля: тест, по классификации Ю. К. Бабанского. Использована самостоятельная и парная формы работы.
Результатом этапа стала актуализация прежних знаний; подготовка учащихся к работе на уроке.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – на данном этапе студент озвучивает тему урока и при помощи вопроса ученики сами ставят цели урока: «На какие вопросы нам нужно найти ответ по данной теме?».
На данном этапе осуществлялось реализация задач: развивающие: развивать учебно-организационные умения (планировать, организовывать, контролировать, регулировать и анализировать свою деятельность), учебно-речевые (правильно отвечать на вопросы), учебно-интеллектуальные умения (анализировать, делать выводы, обобщать). Достигались планируемые результаты: метапредметные:
регулятивные: развитие умения обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
познавательные: развитие умения перерабатывать полученную информацию: анализировать;
коммуникативные: развитие умения слушать других людей, рассматривать их точки зрения.
Реализация данных задач была осуществлена посредством использования словесного метода (беседа), логический (аналитический прием), по классификации Ю. К. Бабанского. Использована фронтальная форма работ.
Результатом этапа стало то, что дети самостоятельно определили тему и цель урока.
4. Первичное усвоение новых знаний – на данном этапе реализуются обучающие задачи урока: формировать понятие «полезные ископаемые», формировать знание о разнообразии полезных ископаемых и некоторых их свойств, способах их добычи. А также развивающие: развивать учебно-организационные умения (организовывать, контролировать, регулировать и свою деятельность), учебно-речевые (правильно отвечать на вопросы), учебно-интеллектуальные умения (анализировать, делать выводы, обобщать).
Достигались планируемые результаты:
1. Предметные: формирование понятия «полезные ископаемые», формирование знаний о разнообразии полезных ископаемых и некоторых их свойств, способах их добычи.
2. Метапредметные:
познавательные: развитие умения перерабатывать полученную информацию: анализировать, делать выводы, обобщать;
коммуникативные: развитие умения слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения, формирование уважительного отношения к иному мнению.
Реализация данных задач была осуществлено при помощи применения следующих методов по классификации Ю. К. Бабанского:
словесный: беседа, рассказ. Студент проводили беседу для определения имеющихся знаний о полезных ископаемых и жизненного опыта применения этих ископаемых. Рассказ применялся для того, чтобы пополнить у детей знания о полезных ископаемых и их применении.
логический: аналитический прием. Ученики анализировали окружающее пространство и размышляли, применяя имеющийся опыт, о видах ископаемых.
наглядный: демонстрация. Данный прием способствовал наглядному формированию представлений о видах полезный ископаемых.
Использована фронтальная форма работы.
Результатом этапа формирование знаний обучающимися понятия «полезные ископаемые», их разнообразии и применении в жизни человека.
5. Первичное закрепление.
При проведении данного этапа использовалась групповая форма работы. Ученики были разделены на 5 групп, каждая группа работала со своим полезным ископаемым (каменный уголь, железная руда, известняк, песок, глина). Группы заполняли 2 таблицы: 1 – свойства полезного ископаемого, 2 – применение полезного ископаемого. После практической работы, группы выступали со своими наблюдениями.
На данном этапе реализуются обучающие задачи урока: формировать понятие «полезные ископаемые», формировать знание о разнообразии полезных ископаемых и некоторых их свойств, способах их добычи. Развивающие: развивать учебно-организационные умения (планировать, организовывать, контролировать, регулировать и анализировать свою деятельность), учебно-речевые (правильно отвечать на вопросы), учебно-интеллектуальные умения (анализировать, делать выводы, обобщать).
Достигались планируемые результаты:
1. Предметные: формирование понятия «полезные ископаемые», формирование знаний о разнообразии полезных ископаемых и некоторых их свойств, способах их добычи.
2. Метапредметные:
познавательные: развитие умения перерабатывать полученную информацию: анализировать, делать выводы, обобщать;
коммуникативные: развитие умения слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения, формирование уважительного отношения к иному мнению.
Реализация данных задач была осуществлена посредством использования методов по классификации Ю.К. Бабанского:
словесный: беседа, рассказ. Ученики отвечали на вопросы студента – рассказывали о свойствах и применении полезного ископаемого.
логический: аналитический прием. Ученики работали с выданным текстом, анализировали его и находили нужную информацию для заполнения таблиц.
практический: упражнение. Обучающиеся письменно выполняли задание – заполняли таблицу.
наглядные: демонстрация. Обучающимся были выданы образцы полезных ископаемых, с которыми они работали.
метод лабораторно-практического контроля: практическая работа. Данный прием использовался для организации групповой работы по исследованию полезного ископаемого: выделение его свойства, практическое применение.
Результатом этапа стало то, что с помощью выполнения практического задания осуществилось первичное закрепление понятия «полезные ископаемые»; развитие умения перерабатывать полученную информацию: анализировать, делать выводы.
6. Рефлексия – на данном этапе дети совместно с учителем подводят итоги урока посредством ответа на вопрос учителя: «Так можно ли обойтись без полезных ископаемых? Почему?». Также, ставиться проблемный вопрос «А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?», на который дети должны ответить, высказать свои предположения. Для проверки усвоенных знаний обучающимся выдавался тест, и после его выполнения ученики оценивали себя, нарисовав смайлик.
На данном этапе реализуются обучающие задачи урока: формировать знание о разнообразии полезных ископаемых и некоторых их свойств, способах их добычи, развивающие: развивать учебно-организационные умения (анализировать свою деятельность), учебно-речевые (правильно отвечать на вопросы), учебно-интеллектуальные умения (обобщать).
Достигались планируемые результаты:
- предметные: формирование знаний о разнообразии полезных ископаемых и некоторых их свойств, способах их добычи;
- метапредметные:
Познавательные: развитие умения перерабатывать полученную информацию: обобщать;
Коммуникативные: развитие умения слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения, формирование уважительного отношения к иному мнению;
- личностные: формирование бережного отношения к охране полезных ископаемых.
Реализация данных задач была осуществлена посредством использования словесного метода (беседа), метода письменного контроля: (тест) по классификации Ю. К. Бабанского.
Результат – подведение итогов о плодотворности урока, реализация воспитательного потенциала урока - воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Цели и задачи урока соответствуют возрасту обучающихся, учтена работоспособность класса (активность, целеустремленность, стремление к познанию нового, желание выполнять учебные действия); возрастные особенности (преобладает учебная деятельность); отбор содержания является немаловажным компонентом (доступность, понятность, наглядность). Дети учатся слушать друг друга.
При разработке конструкта урока были выбраны следующие формы организации урока – фронтальная, групповая, парная, индивидуальная (самостоятельная). Фронтальная форма работы помогла учителю видеть всех учащихся и опросить большинство класса, групповая способствовала выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми, а индивидуальная позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности. Также используется самостоятельная работа как форма организации учебной деятельности, что способствовало учителю отследить понимание нового материала у каждого ученика, выявить основные трудности у обучающихся, в соответствии, с чем планируется по необходимости коррекция.
В ходе урока русского языка были использованы следующие технологии: личностно-ориентированная, так как каждый ученик мог высказать свое мнение по заданному вопросу, дать свою идею, предположение. Данное обучение характеризуется сотрудничеством участников педагогического процесса, равенством, партнёрством. Учитель и учащиеся совместно определяют цели и задачи обучения, содержание. Дают оценки результатам обучения. Важно, чтобы учащиеся думали, размышляли, высказывали своё мнение, умение слушать и слышать, работать сообща для достижения общей цели, подводить итоги деятельности. Технология диалогизации, в ходе которой дети могли выразить свои мысли, свое мнение, не боялись дать неправильный ответ. Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетной задачей современного образования. Использование на уроках здоровьесберегающих технологий (физминутка) способствует нейтрализации школьных факторов риска здоровью учащихся. Во время учебного процесса в классе обеспечиваются гигиенические условия в соответствии с новыми требованиями САНиПИН. Проведение учебного занятия осуществляется с учетом требований здоровьесберегающих технологий.
Содержание отобрано в соответствии со следующими принципами:
1. Научности – конструкт занятия был разработан на основе стандарта ФГОС НОО, программы предметной линии учебников системы «Школа России» и самого учебника.
2. Доступности – задания и информация подавалась в соответствии с возрастом детей, так задания для обучающихся были понятны, информация была подана кратко и интересно (видеоролики с правилами)
3. Сознательности и активности детей – ученики принимали активное участие на уроке: ставили цель урока, анализировали, выполняли упражнения.
4. Природосообразности – учитывались возрастные особенности младших школьников: переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, непроизвольное внимания, дифференцированность восприятия.
5. Индивидуализации – каждый ученик высказывал свое мнение, которое не оспаривалось и принималось.
Организация учебной деятельности школьников на данном уроке предполагает использование следующих методов, выдвинутых Ю.К. Бабанским:
словесные методы: рассказ, беседа; практический метод: упражнение; наглядный: демонстрация. Они позволяли организовать и осуществить учебно-познавательную деятельность;
логический метод: аналитический прием. Он способствуют логике передачи и восприятия учебной информации;
метод письменного контроля: тест; метод лабораторно-практического контроля: практическая работа. Они позволили осуществить контрольно-оценочную функцию при выполнении теста и функцию самоконтроля при практической работе.
Атмосфера урока была доброжелательной, дети выслушивали мнения друг друга, слушали друг друга при исполнении песен, слушали внимательно учителя-студента, с большим желанием отвечали на поставленные вопросы. Демократический стиль общения учителя с обучающимися способствовал созданию атмосферы для сотрудничества, психологического комфорта. Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по-своему успешен. Учащиеся на уроке были внимательны, работоспособны.
Таким образом, я считаю, что урок проведен на оптимальном уровне так, как на уроке учащиеся совместно с учителем достигли цели, которую поставили перед собой. Запланированные мной цели и задачи были реализованы в полной мере.
Проблемы, возникшие в ходе подготовки и проведения урока. Причины возникших проблем. Задачи и конкретные способы профессионального и личностного развития с учетом выявленных проблем в ходе подготовки и проведения урока:
Во время проведения урока у меня возникли следующие трудности:
1. Я не разобрала понятия «шахта» и «карьер», поэтому детям не было понятно, где добываются полезные ископаемые. Причиной этой проблемы стала моя не внимательность при разработке конструкта. Следовательно, мне необходимо в дальнейшем при планировании урока работать с понятиями, которые вводятся на уроке.
2. При выступлении групп не были продемонстрированы полезные ископаемые других групп, поэтому ученики, которые не видели эти ископаемые, не могли наглядные увидеть свойства полезного ископаемого. Причиной этой проблемы стала моя не внимательность при разработке конструкта. Следовательно, мне необходимо в дальнейшем при планировании урока показывать наглядно те материалы, с которыми работали группы, других учениками.