Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
УМК «Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Окружающий мир. 4 класс. Чудинова Е.В» 4 класс, 2 часть
Методист: Шура Н.В.
Этапы урока Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | - Здравствуйте ребята! Меня зовут Арина Артемовна. Сегодня проведу у вас урок окружающего мира. Проверим готовность к уроку! На парте должен лежать учебник. Поднимете его. – Теперь поднимите рабочую тетрадь. – Поднимите свой пенал. – Молодцы! Всё проверили. - Кто готов, поставьте руку на локоток. Так я буду видеть вашу готовность к уроку. - Ребята, как вы понимаете смысл этих строк: Землю красит солнце, а человека труд. - Не случайно наш урок я начала с этой пословицы. Как вы думаете почему? - Верно! Сегодня нас ждет большая работа. - Посмотрите на экран, что это за место? - Верно. И попали мы сюда не просто так. Обратите внимание на книгу. - «Книжная сокровищница Древней Руси». Как вы думаете, что в ней хранится? - На самом деле всё не так просто. В ней находятся и монеты, и письмена. Но это не главное. А о чем же она, мы сегодня и узнаем. | *Здороваются *Проверяют *Отвечают -Потому что сегодня нам нужно будет хорошо потрудиться. - Сокровищница - Монеты, исторический письма. | Предметные: знают способы изучения прошлого Личностные: положительный настрой на учебную деятельность Метапредметные: Регулятивные: проверяют готовность к уроку, организованность, аккуратность Коммуникативные: включаются в диалог, в коллективное обсуждение; имеют готовность слушать собеседника и вести диалог |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии) Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы | - А перед этим сыграем в очень увлекательную и познавательную КВИЗ - игру. Итак, начнем 1. Тема прошлого урока была.. А) расколки в Гнёздове Б) раскопки в Гнёздове В) расколки в раскопках - О чем вы говорили на прошлом уроке? 2. При раскопках в Гнёздове учёные обнаружили.. А) русские буквы Б) странные иероглифы В) русские цифры - Существуют ли русские цифры? 3. Купцы отправлялись на парусных кораблях в страну пряностей -____- и привозили груз приправ. А) Китай Б) Монголию В) Индию 4. Подсказки о значении древних находок можно отыскать в… А) скалах Б) старинных сундуках В) старинных записях 5. Зачем мечи погибших воинов были воткнуты в землю? А) Их отправляли на тот свет вместе с хозяином Б) Чтобы дети воинов могли пользоваться мечами В) В них больше не нуждались - Что ж, мы освежили нашу память. Теперь можно получать и новые знания. Например, в чем секрет той самой книги. -На доске изображена «лента времени». Отметьте на ней даты: 1250 г. н.э., 1237 г. н.э., 1295 г. н.э. - Что объединяет эти даты? -Кто знает, как называлось Российское государство в XIII веке? -Что вы знаете о Древней Руси? -Какие города Древней Руси вы знаете? -Какую роль играл город в Древней Руси? -Верно. Где обычно строились города? -Почему именно такое расположение городов было? Какие были причины строиться на берегу? -Прочитайте текст, который представлен на доске про себя. -Что интересного вы для себя вынесли или узнали? -Почему иностранцы называли Древнюю Русь «страной городов», как вы думаете? -В чем возникло затруднение? -Почему вы не смогли это сделать? -Что нам нужно сделать, чтобы выйти из затруднения? -Что нам поможет? | -Раскопки в Гнёздове -Русские буквы -Индию -Старинных записях -Их отправляли на тот свет вместе с хозяином *Отмечают -Все три даты относятся к XIII веку -Древняя Русь/древнерусское государство *Отвечают -прежде всего, город — это место, где находились представители власти: князья, бояре. Город Древней Руси — это религиозный центр, так как в нём находился собор — главная церковь всей округи. Наконец, город — это культурный центр, где работали летописцы, воздвигались храмы и создавались произведения искусств. -Города строились на берегу рек -1) расположение города на берегу реки облегчало его торговые связи, поскольку в Древней Руси водные пути зачастую были более удобными, чем сухопутные; 2) расположение на берегу (особенно высоком) реки делало город менее уязвимым для врагов; 3) город, расположенный на берегу реки, имел больше шансов успешно справиться с пожарами, поскольку большинство построек в Древней Руси были деревянными. *Читают *Отвечают *Затрудняются -В определении “страны городов” -Потому что мы этого не проходили - Подумать, как выйти из затруднения и узнать, какой город входил в «страну городов» и носил название Переяславль -Знания учителя, одноклассники, учебник | Предметные: умеют моделировать ситуации, раскрывающие смысл происхождения человеческого общества; знают, что человек – это часть природы и общества Метапредметные: Познавательные: понимают целостность окружающего мира, проявляют способность ориентироваться в изменяющейся действительности; определяют существенный признак для классификации Коммуникативные: включаются в диалог, в коллективное обсуждение; имеют готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения. Личностные: проявляют познавательный интерес, активность, инициативность в ходе учебной деятельности и аккуратность в процессе выполнения практических заданий |
3. Действие целеполагание | -Откройте учебник на странице 55, поставьте пальчик и прочитайте тему. -Какая у нас тема? -Как вы думаете, какая цель у нас будет на уроке? Что мы должны сделать? -Давайте посмотрим на доску и поставим личностные цели в правильном порядке (4 слайд) | *Читают -«Страна городов» - Узнать подробную информацию о «стране городов», почему у нее такое название - Мы узнаем, почему Древнюю Русь называют страной городов - Мы узнаем какие города туда входят - Мы научимся согласовывать наши предположения о Древней Руси с древними текстами разных источников | Метапредметные: Регулятивные: по цели формулируют название темы урока, принимают учебную задачу и сохраняют её на протяжении всего урока; планируют деятельность.; Коммуникативные: воспринимают и формулируют суждения |
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения Задача: решение ситуации затруднения | -Чтобы прийти к нашей цели, нам нужно разделиться на группы по рядам. 1 ряд - первая группа, 2 ряд - вторая группа, 3 ряд -третья группа. Сейчас ваша задача – внимательно прочитать текст. У каждой группы он свой. Я раздам вам белые листы и фрагменты, которые необходимо приклеить к листу. Вы поделитесь на команды и составите небольшой рассказ, содержащий краткую и самую важную информацию из вашего отрывка. После окончания один представитель из команды выступает у доски. Что может быть на плакате: рисунок, кластер, схема. На работу вам дается 8 минут. -Первый ряд - Второй ряд - Третий ряд -Время вышло. Выходит один представитель и рассказывает, что у группы получилось, о чем читали. -Итак, какой мы можем сделать общий вывод по всем этим отрывкам? Что их объединяет? -Что мы можем сказать про город “страны городов”? -Что особенного в этих текстах? | *Слушают задание *Выполняют работу *Представляют свои работы *Отвечают на вопросы | Предметные: знают, что человек – это часть природы и общества; имеют представление о развитии человеческого общества Метапредметные: Познавательные: делают выводы; понимают простейшие модели; находят в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; интерпретируют графически представленную информацию: схему, таблицу, иллюстрацию Регулятивные понимают значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; коллективно строят действия по достижению общей цели: распределяют роли, договариваются, обсуждают процесс и результат совместной работы; выполняют правила совместной деятельности: справедливо распределяют и оценивают работу каждого участника; считаются с наличием разных мнений Коммуникативные включаться в диалог, в коллективное обсуждение |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Задача: тренировать способность учащихся к проговариванию изученного содержания во внешней речи | -Посмотрите на доску. Перед вами несколько вопросов. Прочитайте их. На какой из вопросов вы бы могли дать ответ? Что вы поняли из текста? -Как вы думаете, почему найденное здание было сгоревшим? Предположите свои варианты РАБОТА С ТЕКСТАМИ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ | *Отвечают на вопросы по руке *Предполагают | Предметные: умеют моделировать ситуации, раскрывающие смысл происхождения человеческого общества; знают, что человек – это часть природы и общества; имеют представление о развитии человеческого общества Метапредметные: Познавательные: понимают целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявляют способность ориентироваться в изменяющейся действительности; формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе проведенного наблюдения Регулятивные по названию темы формулируют цель, принимают учебную задачу и сохраняют её на протяжении всего урока Коммуникативные включаются в диалог, в коллективное обсуждение; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий. Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Задача: закрепление новых знаний и умений | -Ребята, сейчас вы поработаете самостоятельно на карточках. Ваша задача прочитать вопрос и выбрать правильный вариант ответа. Время закончилось. Обменяйтесь своими работами с соседом по плечу и проверьте ответы напарника по эталону. - Если нет ошибок то, нарисуйте солнышко, если ошибки то, нарисуйте облачко. - Встаньте те, кто не допустил ни единой ошибки. | *Слушают задание | Предметные: знают, что человек – это часть природы и общества; имеют представление о развитии человеческого общества; знают отличительные признаки современного и первобытного человека Метапредметные: Познавательные: проводят сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе проведенного наблюдения Регулятивные находят ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректируют свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); объективно оценивают результаты своей деятельности, соотносят свою оценку с оценкой учителя Коммуникативные Имеют готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий. Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
7. Включение понятия в систему понятий | - Ребята, вспомните рассказ о находках в пещере. Было ли то, над чем вы задумались? -Над чем? -А задумывались ли вы о том, были ли пещерные жители людьми? -Чтобы ответить на этот вопрос, давайте договоримся о том, кого можно считать человеком. Для этого прочитаем следующие высказывания (6 слайд/анимация): Человек – двуногое прямоходящее животное. Человек – лишенное перьев двуногое существо. Человек – общественное животное. - С какими высказываниями можно согласиться? -Почему? -С каким нельзя? -Почему? -Верно. Давайте дадим свое определение понятию «человек». Запишите в тетрадь кого по-вашему мнению можно назвать человеком? -У кого что получилось? - Уже древнейшие люди жили группами. И современный человек – существо общественное. В отличие от древних современные люди договариваются и устанавливают законы, которые затем соблюдают. Одно из важнейших законов, которому следует большинство стран мира - это Декларация прав человека. Об этом более подробно вы узнаете на следующем уроке. | -Да/нет *Аргументируют -Да/нет *Читают -Можно согласиться с 1 и 2 высказыванием -Я согласен с первым высказыванием, потому что человек и есть животное, только ходит он прямо и разумен. - Я согласен со вторым выражением, потому что человек без перьев с двумя ногами. -С 3 высказыванием - Я не согласен с третьим высказыванием, потому что человек не может быть общественным. *Записывают *Отвечают 2-3 человека | Предметные: умеют моделировать ситуации, раскрывающие смысл человеческого общества; знают, что человек – это часть природы и общества; имеют представление о развитии человеческого общества; знают отличительные признаки современного и первобытного человека Метапредметные: Познавательные: проводят сравнение и осуществляют анализ объектов, делают выводы Регулятивные по названию темы принимают учебную задачу и сохраняют её на протяжении всего урока Коммуникативные включаются в диалог, в коллективное обсуждение; имеют готовность слушать собеседника и вести диалог; излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
8. Итог урока (рефлексия учебной деятельности) Задачи: обобщение и выводы по учебной проблеме | -Итак, какая у нас сегодня была тема? - Какую цель мы ставили в начале урока? - Посредством, каких задач мы достигли нашей цели? - Мы выполнили все задачи? - Где в повседневной жизни нам пригодится новое знание? -Какие основные отличия между современным человеком и первобытным. -Что нового узнали для себя на уроке? -Что было интересным? - Какие трудности возникали? -Давайте оценим себя на уроке. Это называется рефлексивная мишень. Оцените себя каждый. Выберите сектор, который вам ближе на сегодняшнем уроке и раскрасьте ту полосочку, на которой вы себя ощущаете на этом уроке. Чем ближе к центру, тем ваша работа и эмоциональное состояние было лучше. | -«Происхождение человеческого общества» - Узнать о происхождении человеческого общества и какие были представители этого общества - Мы узнали, как образовалось человеческое общество - Мы узнали, как назывались и как жили представители того времени - Мы научились находить отличия между современным обществом и обществом того времени -Да -На уроках истории *Ответы детей *Оценивают себя | Предметные: знают образование человеческого общества; знают, что человек – это часть природы и общества; имеют представление о развитии человеческого общества; знают отличительные признаки современного и первобытного человека Метапредметные: Познавательные: Умеют делать выводы Регулятивные по названию темы формулируют цель, принимают учебную задачу и сохраняют её на протяжении всего урока Коммуникативные включаются в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагают своё мнение и аргументировать свою точку зрения Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
9. Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания | *Домашнее задание дает учитель отдельно, так как ученики готовятся к ВПР | | |