Актуализация знаний, процесс постановки темы и целей | 5мин | Сегодня я хочу начать наш урок необычно. Мы посмотрим фрагмент музыкального спектакля, а как называется вид такого муз спектакля, вы мне скажете после просмотра. (Видео фрагмент балета «Щелкучик» « танец снежных хлопьев»). Кто догадался, что это за вид музыкального спектакля? Опера или балет? Почему? Кто назовет основные признаки оперы и балета? - Где можно посмотреть оперу и балет? - Как вы думаете, а кто в театре главный? Кто руководит артистами и музыкой в театре? - А с помощью чего он это делает, что ему помогает? - Можно ли эту палочку назвать волшебной? Почему? - Как вы думаете, какая тема урока? Чему мы сегодня с вами должны научиться, о чем мы узнаем? (Слайд2) Тема нашего урока «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра». | - балет Признаки: -В музыкальном театре. - дирижёр - С помощью дирижёрной палочки - да. Потому, что как дирижёр палочкой покажет, так и сделает арестр. Опера и балет. Театры. | | Словесный метод: беседа. Наглядный метод: демонстрация |
Открытие новых знаний | 15 минут | (Слайд 3) Ребята, как вы думаете, что такое музыкальный театр? Сегодня мы и отправимся в этот удивительный мир музыкального театра. Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре? Ребята, кто может сказать, что такое опера? Вы уже знакомы с оперой «Волк и семеро козлят». Что вы можете сказать про оперу, как про музыкальный спектакль? - Ребята, а как вы думаете, что такое балет? Мы отправляемся с вами в путь – в музыкальные театры. Слайд 4 -И вот мы с вами очутились в Италии, городе Милане. Ребята а кто знает где появились первые оперные театры? Слайд 5 Это знаменитый оперный театр «Ла Скала», что в переводе с итальянского языка означает «Театр у лестницы». Первые театры появились на родине оперы в Италии. Около четырехсот лет назад поэты и музыканты стали устраивать музыкальные представления, называемые операми. Очень скоро оперы приобрели огромную популярность. Слайд 6 -Давайте зайдем во внутрь… Зал быстро наполняется нарядной, радостной публикой. Все ждут начала спектакля. И вот зазвучала музыка, поднимается занавес. Слайд 7 - Из Италии мы отправляемся в Россию, в Санкт-Петербург Слайд 8 - Именно в Мариинском театре Санкт-Петербурга впервые была поставлена сказочная опера Н.А. Римского-Корсакова «Руслан и Людмила». Давайте посмотрим сцену из этой оперы «Марш Черномора». Для вас задание: вспомнить, кто такой Черномор и каких героев вы еще можете вспомнить? -Просмотр фрагмента - Кто такой Черномор? -Каких героев вы еще знаете? Вам знакома сказка «Руслан и Людмила»? -А кто автор этой сказки? Слайд 10 -Следующий театр в городе Москва. Ребята, а вы знаете, какой театр находится в Москве? Слайд 11 -Останавливаемся в центре Москвы. Вот он знаменитый Большой театр, с величественными коллонадами. Основан он в 1776 году. Площадь перед ним названа Театральной. В этом театре выступали лучшие композиторы и артисты. Блистали лучшие оперные певцы Шаляпин, Нежданова. Состоялись премьеры многих опер и балетов М.Глинки, П.Чайковского. Слайд 12 -Мы попадаем в пятиярусный, красный с золотом зал, залитый ослепительным сиянием хрустальной люстры. Мы посмотрим фрагмент балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро», а вы при просмотре обратите внимание, как одеты артисты, какие декорации присутствуют? «Танец маленьких лебедей» (видео). Слайд 13 Как одеты артисты? Какие декорации присутствовали? В опере и балете есть литературный сюжет по которому развиваются события. В балете по либретто (или по сюжету) хореограф ставит артистам танцевальные номера, придумывает движения, которые бы заменили слова языком танца, а в опере так же сначала создается текст для дуэтов, хора, а потом уже композитор пишет музыку на этот текст. -Ребята мы говорим с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. Слайд 14 А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра). -Ребята, кого мы видим на фотографии? -Что такое симфонический оркестр? Слайд 15 -А как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет, или есть определенный порядок? Какой это порядок? -Верно. Это сделано для того, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, есть ли в оркестре главный музыкант? -Обратите внимание, у этого музыканта нет в руках инструмента? Что он держит? -Взмахнет волшебной палочкой, И музыка звучит, Палочка застынет, И весь оркестр молчит. Палочка подскажет, Кому пора вступать, Палочка укажет, Как музыке звучать. Палочка волшебная оркестром управляет, А как назвать волшебника, который управляет этой палочкой? (слайд 16) Кто стоит во главе симфонического оркестра? -Кто такой дирижёр? -А как он руководит оркестром? С помощью чего? -Правильно, язык дирижерских жестов понятен всем музыкантам. Ребята, посмотрите на фотографию, как вы думаете, по жестам дирижера можно определить, как звучит музыка? Тихо или громко? -Почему вы думаете, что именно так звучит музыка? Что вам подсказало? -Какие у него движения? –Значит музыка громкая, веселая. Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр. | Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живёт музыка. - оперу и балет - Опера - это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. Основные признаки оперы: содержание сюжета излагается в виде пения; присутствие декорации; красивые костюмы; музыку в опере исполняет симфонический оркестр, так же как и в балете. Оркестрами и артистами руководит дирижёр -Балет-это музыкальный спектакль, в котором все танцуют. -Исполнили музыкальные инструменты. - Высказывают свое мнение. - В балете. - А.С.Пушкин - Большой театр Симфонический оркестр -Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения. - Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом.
- Есть. Он стоит перед оркестром, отдельно. - Палочку. - Дирижёр. - Это руководитель оркестра. С помощью жестов и дирижёрской палочки - Громко - Движение рук, выражение лица. -Широкие, размашистые | | Словесный метод: беседа Наглядный метод: демонстрация |