Организационно-мотивационный (2 мин) | -Доброе утро! Придумано кем-то Просто и мудро при встрече здороваться! Доброе утро солнцу и птицам! И каждый становится добрым, доверчивым, Пусть доброе утро длится до вечера! - Повернитесь друг к другу – улыбнитесь! - Повернитесь и улыбнитесь мне! - Садитесь. - Что вы почувствовали? Какое у вас настроение? Итак, у нас урок чтения. Девизом нашего урока будут такие слова. Давайте прочитаем их вместе. «Волшебное слово помочь всегда готово». А в конце урока проверим, действительно ли это так и волшебное слово всегда готово прийти нам на помощь. | Приветствуют учителя. Читают фразу с доски | Словесные методы, приемы – слово учителя, беседа Методы стимулирования и мотивации учения. Методы формирования интереса к учению. Приемы: чтение фразы с доски | Личностные: положительное отношение к учению, чтению, познавательной деятельности |
Актуализация знаний, подготовка к работе по теме. (3 мин) | -Ребята, вы сейчас будете работать в парах. Некоторым нужно будет прочитать стихотворение и вставить пропущенное слово, а другим- собрать пословицу и объяснить ее. 1)Растает даже ледяная глыба От слова тёплого…. СПАСИБО! 2)Зазеленеет старый пень, Когда услышит… ДОБРЫЙ ДЕНЬ! 3)Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь,…ЗДРАВСТВУЙТЕ!
4)Когда нас бранят за шалости, Мы говорим: «Прости,…ПОЖАЛУЙСТА! 5)И во Франции, и в Дании На прощанье говорят…. ДО СВИДАНИЯ! 6)Доброе слово, путь к сердцу, открывает. 7) На добрый, привет – , добрый и ответ. 8) Доброе слово, всегда, помочь готово. - Каждый вежливый человек своё доброе отношение к окружающим может выразить при помощи определённых слов. Это волшебные или добрые слова. Ребята, существует очень много волшебных слов. Мы сейчас вспомнили те, которые чаще всего употребляем в повседневной жизни. | Слушают учителя Вставляют пропущенные слова в стихотворениях, работают в парах Работа в парах, проверка, объяснение смысла пословиц Слушают учителя | Словесный метод, приемы –слово учителя. Практические методы, приемы: работа со стихотворениями, пословицами. Форма работы: парная | Познавательные: Формировать умение выявлять сущность, особенности объектов Коммуникативные: Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами |
Сообщение темы урока. Определение цели и задач урока. (4 мин) | -Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В. Осеевой. Попробуйте прочитать его название. Справиться с этим заданием сможет только внимательный ученик. Найдите среди набора букв слово: солнупакрмволшебноегпарнущти Соберите слово только из заглавных букв: ныпСегмуЛрозОстикВжакуОтюко -Вы молодцы! Мы познакомимся с рассказом «Волшебное слово». Как вы думаете, о чём пойдёт речь в данном произведении? В каких произведениях вы встречали волшебные слова, для каких целей их использовали? Когда вы слышите слово «волшебник» о чём вы думаете, что представляете? | Слушают учителя Расшифровывают слово Слушают учителя Высказывают свои предположения | Словесный метод, прием – слово учителя Практический метод, форма –фронтальная, прием – расшифровывание слова | Регулятивные: Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний. Познавательные: Умение обосновывать свои суждения. Регулятивные: В сотрудничестве с учителем умение ставить новые задачи . |
Открытие новых знаний (8 мин) | Прежде чем начать говорить о жизни писательницы, давайте обратимся к её портрету. Что вы можете сказать о писательнице, какая она? Действительно ребята. Этот человек очень добрый, счастливый и жизнерадостный.
А сейчас я расскажу вам о жизни В.А. Осеевой Ваша задача – внимательно слушать и запоминать интересные факты. Осеева – Хмелёва (настоящая фамилия) В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой. Но, к сожалению, мечта не сбылась, а Валентина Александровна стала работать с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями, помогая им. В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми, любила придумывать игры, увлекалась ими не меньше самих ребят. Валентина Осеева написала много интересных и замечательных стихов, сказок и рассказов для детей : «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья». Валентине Осеевой даже была присуждена Государственная премия СССР за произведение «Васек Трубачев и его товарищи». Произведения В. Осеевой привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними, позволяет нам увидеть себя со стороны, извлечь необходимые нравственные уроки. |
Серьёзная, добрая, счастливая, жизнерадостная
Слушают учителя | Словесный, приемы – слово учителя, беседа Наглядный – работа с портретом, просмотр видеозаписи | Личностные: Развитие интереса к изучению предмета; Осознание значимости чтения для личного развития; формировать интерес к предмету, жизни и творчеству русских писателей; Формирование умения слушать и слышать. Предметные: - Формирование представлений об особенностях творчества В.А. Осеевой. Коммуникативные: Познавательные: |
Первичное восприятие текста (5 мин) | - Сейчас мы посмотрим видеомультфильм по рассказу а вы подумайте, почему автор назвал свое произведение именно так? Физминутка - Давайте отдохнем и поиграем. Игра называется «Не ошибись, пожалуйста». Я буду называть команды, а вы будете выполнять их только тогда, когда я назову вежливое слово. - Встаньте, пожалуйста! - Поднимите руки вверх. - Будьте добры, похлопайте. - Потопайте. - Попрыгайте, пожалуйста! - Тихонько сядьте. - Тихонько сядьте, пожалуйста! | Смотрят видеомультфильм по рассказу Потому что старичок помог Павлику, когда сказал ему о волшебном слове. Выполняют команды учителя | Словесный метод, прием – слово учителя, чтение учителем, беседа Форма работы: фронтальная | Коммуникативные: |
Вторичное восприятие текста (15 мин) | Давайте еще раз прочитаем рассказ и выделим в нем смысловые части. Чтение рассказа учителем: 1 смысловой части - разговор мальчика со стариком Найдите в тексте описание старичка Найдите в тексте выражения, которые передают то, как маленький старичок: - Проявил интерес - Понял состояние мальчика, что ему плохо. Какие непонятные слова вам встретились в этой части? Чтение рассказа учащимися: 2 смысловой часть – разговор Павлика с Леной, Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? - Найдите в тексте выражение, которое передаёт то, что маленький старичок участливо сказал Павлику Какие непонятные слова вам встретились? 3 смысловой часть – разговор Павлика с бабушкой Как Павлик вёл себя при общении с бабушкой? Найдите в тексте выражение, которое передаёт то, как ободрил маленький старичок Павлик. 4 смысловая часть - разговор Павлика с братом. Как Павлик вёл себя при общении с братом? Найдите в тексте выражения, которые передают то, как маленький старичок: Хотел помочь. Дал совет. Сделайте вывод, - какой старичок? Какие непонятные слова вам встретились? А сейчас проверим, внимательны ли вы были, хорошо ли запомнили содержание текста. Проведем работу в парах. Каждой паре я даю отрывки из рассказа. Вы должны расставить их в той последовательности, как они следуют в тексте. Отрывок 1 За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил: - Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся. - Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит! - Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми. - Пожалуйста, - повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы: - Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся! "Помогло! Опять помогло!" Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки Отрывок 2 Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке. - Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край. Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал: - С тобой что-то случилось? - Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик. - Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то... - Ещё бы! - сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому. - Убежишь? - Убегу! Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько! - Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит. - Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой... Павлик засопел от обиды. - Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет. - Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик.-Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: "Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!" Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал. - Что же, не берёт тебя брат? - А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду: - Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово... Павлик раскрыл рот. - Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни- тихим голосом, глядя прямо в глаза... - А какое слово? Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил: - Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его. - Я попробую, - усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой. Отрывок 3 "Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?" Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал: - Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста. Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке. - Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок. Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки. Отрывок 4 Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой. "Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово!.." Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал: - Лена, дай мне одну краску... пожалуйста... Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала: - Ка-кую тебе? - Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове. А теперь давайте откроем текст произведения на странице 87 и проверим | Маленький старичок «Что с тобой случилось?» Кричал, плакал, ссорился «Буркнул» Раздраженно «Ну, из-за этого убегать не стоит». Досада Он обижался на неё «Один поругает, а другой пожалеет». Был назойлив и злился на него я хочу тебе помочь, есть такое волшебное слово… Добрый, отзывчивый, готов прийти на помощь Взъерошил Работают в парах Восстанавливают сюжет рассказа | Словесный метод, прием – беседа, Практический метод, прием – чтение учителем, учениками работа с текстом, словарная работа, составление рассказа из отрывков. Форма организации: фронтальная, парная. | Личностные: Развитие интереса к изучению предмета; Осознание значимости чтения для личного развития; формировать интерес к предмету, жизни и творчеству русских писателей; Формирование умения слушать и слышать. Предметные: - Формирование представлений об особенностях рассказа «Волшебное слово» Метапредметные: Регулятивные: Коммуникативные: Формировать умение слушать и вступать в диалог; формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; Развить умение отвечать на вопрос и аргументировать своё мнение и позицию; Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Познавательные: Формировать умение извлекать информацию из текста; Формировать умение выявлять сущность, особенности объектов |
Закрепление (5 мин) | - Чем вас заинтересовал рассказ? - Какое «волшебное слово» узнал мальчик? -Как вы думаете, можно назвать старичка волшебником? Почему? Что он волшебного сделал? - Ребята, а как часто и в каких случаях вы употребляете волшебные слова? Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Каждый вежливый человек своё доброе отношение к окружающим может выразить при помощи определённых слов. Это волшебные или добрые слова. - Заканчивая разговор о волшебном слове, я предлагаю каждой группе написать синквейн. -Давайте вспомни, что такое синквейн и как он строится. | Рассказ заинтересовал тем, что волшебное слово меняет отношение людей друг к другу. Пожалуйста Его можно назвать волшебником, потому что он помог Павлику с помощью волшебного слова наладить отношения с семьей. При приветствии/прощании, просьбе. Слушают учителя Пишут синквейн | Словесный метод, прием – беседа Форма работы: фронтальная, групповая. Творческая работа, прием – составление синквейна | Коммуникативные: Развить умение отвечать на вопрос и аргументировать своё мнение и позицию |
Подведение итогов. Рефлексия (3 мин) | Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Как вы думаете, волшебное слово всегда помочь готово? - Какие волшебные слова мы сегодня вспомнили? - Как они действуют на людей? - С какой целью надо употреблять «волшебные слова»? - Что вы узнали сегодня на уроке? - За что вы похвалили бы себя? - Что у вас особенно получилось? Чтение на доске высказывания: - Покажите мне свое отношение к происходящему на уроке с помощью «смайлов» *улыбка* – я уважителен и доброжелателен к людям *серьезное лицо*– я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться. *грустное лицо*– мне трудно быть уважительным и вежливым Спасибо. Урок закончен. Следующий урок мы начнем с проверки домашнего задания. | Отвечают на вопрос учителя | Словесный, прием – беседа Методы стимулирования и мотивации учения Приемы - оценивание своего отношения к уроку с помощью «светофорчиков» | Коммуникативные: Развить умение отвечать на вопрос и аргументировать своё мнение и позицию |