Задачи | Планируемые результаты |
обучающие: формировать умение работать с закодированной информацией и осмысливать понятия: масштаб диаграммы, цвет столбцов, надписи; умение находить данные, представлять их в виде диаграммы; строить диаграмму по данным текста, таблицы; | предметные: знание понятий: диаграмма, масштаб диаграммы, цвет столбцов, надписи; умение строить диаграмму по данным текста; |
развивающие: развивать учебно-организационные умения (планировать, организовывать, контролировать, регулировать и анализировать свою деятельность), учебно-речевые (правильно отвечать на вопросы), учебно-интеллектуальные умения (анализировать, делать выводы, обобщать); развивать умения работать в парах и умения уважительно относиться друг к другу, развивать коммуникативные умения (учитывать позицию другого человека, согласовывать действия, осуществлять сотрудничество); | метапредметные: Регулятивные: умение выполнять действия по предъявленному алгоритму, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную цель. Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию: анализировать, делать выводы. Коммуникативные: умение учитывать позицию собеседника либо партнера по деятельности; умение преодолеть эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях; развитие речевых действий, служащих средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствующие осознанию и усвоению отображаемого содержания; согласовывать усилия по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. |
воспитательные: воспитывать интерес к математике; воспитывать умение слушать других. | личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, самоанализ и самоконтроль результата. |
Этап урока/время | Этапы технологии коллективного взаимообучения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Коммуникативные УУД | Методы и приемы |
Организационный этап/ 1 мин. | | -Итак, друзья, внимание! Опять звенит звонок. Садитесь поудобнее, Начнем сейчас урок -Девиз нашего урока: «Знаешь - говори, не знаешь - слушай» | | | Словесные: рассказ. |
Актуализация знаний/ 4 мин. | Подготовка учебного материала (учтены возрастные и индивидуальные особенности развития коммуникативных УУД). | - Что мы изучали на прошлом уроке? - Какие задачи называются взаимно-обратными? Включаю электронное приложение. - Посмотрите на слайд, какие задачи являются взаимно-обратные друг другу? - Напишем математический диктант, я буду зачитывать вам вопросы, а вы должны написать решение и ответы в тетради: 1)сумма чисел 42 и 25; (68.) 2) частное чисел 20 и 5; (4.) 3) разность чисел 99 и 13; (86.) 4) призведение чисел 40 и 2; (80.) 5) число 30 увеличьте на 26; (56.) 6) слагаемое 31 взять два раза; (62.) 7) число 80 уменьшите на 6; (74.) 8) сумма чисел 89 и 3. (92.) - Прочитайте ответы, которые у вас получились. Поднимите руки у кого также получилось - Определите среди значений лишнее число. Почему вы так считаете? | - Взаимно-обратные задачи. - Если одно из данных условий задачи посчитать неизвестным, а вычисленное неизвестное взять за данное, то получиться задача, обратная данной. - 2 и 4. - Отвечают. - 4 - однозначное. | речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания | Словесный: беседа. Логический: аналитический и синтетический прием. Практический: упражнение. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся/ 5 мин | Ориентация обучающихся: - подготовительный; - ознакомительный (планирование общих способов работы). | - Что изображено на доске? Как можно назвать такие рисунки? - Посмотрите на слайд. Какой текст и диаграмма говорят об одном и том же? - Как изобразить с помощью диаграммы второй текст? Что для этого нужно? - Кто понял, какая тема урока? - Какую цель перед собой поставите на урок? Чему хотите научиться? - Вы разделены на 4 группы, у каждой группы свое задание: 1- узнать, как строить диаграммы (шаги), 2 – заполнить пропуски в диаграмме при помощи текста, 3,4 – составить диаграмму по тексту. - У каждого из вас лежит инд. маршрут (см. Приложение 1). В нем есть 2 столбца, в первом номер задания. Всего вам нужно выполнить каждому 3 заданий: 1- определить шаги построения диаграммы, 2 – дописать элементы диаграммы, 3,4 – составить диаграмму. На уроке каждый из вас должен будет найти себе 3 партнеров, которые вам расскажут, как выполняется то или иное задание и оценят вас при решении заданий. Оценка осуществляется таким образом: «+» - если задание выполнено верно, «+,-» - если были допущены ошибки, «-» - если задание выполнено не верно. Партнеры не должны повторяться! | - Диаграммы. - 1 текст. Отвечают. - Научиться строить (рисовать) диаграммы и понимать их. | речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания | Словесный: беседа. Логические: аналитический и синтетический прием. |
Открытие нового знания/ 10 мин. | Ход учебного занятия: - индивидуальная работа (распределение начальных действий и операций); | - Теперь каждая группа на каждого участника получит задания (см. Приложение 2). 1 группа - вы должны, прочитав учебник и выполнив задание, узнать что такое взаимно-обратные задачи; 2 группа - вы должны, прочитав учебник и выполнив задание, решить задачу по краткой записи и составить к ней 1 взаимно-обратную задачу; 3 группа – вы должны, прочитав учебник, решить задачу и составить к ней взаимно-обратные задачи. Эти задания каждый сначала выполняет индивидуально, а затем вся группа обсуждает ответы и приходят к 1 выводу. Задания вы выполняете письменно в тетрадях. Я буду ходить проверять у вас задания. Эта работа нам нужда для работы с инд. маршрутом. Осуществляю индивидуальный контроль деятельности обучающихся. - Как только группа согласна с выводами всех участников напротив, задания с которым вы работали в маршрутном листе, поставьте отметку о выполнении. - Теперь вы готовы к самостоятельной работе, к выполнению заданий из инд. маршрута. Вам предстоит много ходить по классу, поэтому предлагаю немного разомнутся. | 1 группа: 1) выбрать масштаб диаграммы; 2) определить цвет для изображения предмета (объекта); 3) нарисовать столбики диаграммы; 4) сделать надписи на диаграмме. 2 группа: Выбрать масштаб, цвет, нарисовать диаграмму, сделать подписи.
Индивидуально работают, обсуждают результаты в группе. Оценивают результаты деятельности. 3 группа: Выбрать масштаб, цвет, нарисовать диаграмму, сделать подписи. 4 группа: Выбрать масштаб, цвет, нарисовать диаграмму, сделать подписи. | учет позиции собеседника либо партнера по деятельности; преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях; речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания; согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности | Словесный: беседа, рассказ. Логические: аналитический и синтетический прием. Практический: упражнение |
Физминутка Немного отдохнем и разомнемся. Встаньте из-за парт смотрите видеоролик и повторяйте движения. Включить видеозарядку. Садитесь. |
Первичное закрепление нового знания/ 15 мин. | - работа в парах (выбор роли работы, обмен способами действия); | - Сейчас вы будете искать себе партнера по работе. Каждый из вас должен побывать в роли учителя и в роли ученика. Вам нужно найти себе партнера из другой группы, который объяснит, как выполнить оставшиеся задания, даст вам карточку с задание, которое вы выполните, а он вас оценит. Потом вы поменяетесь с ним ролями - вы объясняете, а партнер решает ваше задание. И помните, ваши партнеры не должны повторяться, каждый раз они из разных групп! - Участники 1 группы должна объяснить, как строить диаграмму пошагово, а ваш партнер, взяв вашу карточку, должен соотнести этапы от первого до последнего. Для остальных групп – вы объясняете, как выполняется задание, и ваш партнер должен выполнить решение задания в тетради, а вы его проверить. Осуществляю контроль работы групп, пар. - Заканчивайте работу и садитесь на место. - Итак, вы большие молодцы. Поднимите руки, те кто выполнил все задания. Сдайте мне свои маршрутные листы и карточки. | Ищут себе партнера, выполняют задания. Оценивают работу других детей. | учет позиции собеседника либо партнера по деятельности; преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях; речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания; согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. | Словесный: беседа, рассказ. Практический: упражнение. Логические: аналитический и синтетический прием. |
Рефлексия (подведение итогов занятия)/ 3 мин. | - рефлексия. | - Какую задачу мы ставили на урок? - Достигли ли мы ее? - Как правильно рисовать диаграммы? - Кто доволен своей работой? - Оцените свою работу, закончив 1 предложение с доски: Было интересно… Было трудно… Я выполнял(а) задания… Я почувствовал(а), что… У меня получилось… Мне захотелось… Я расскажу дома, что … | - Научиться строить (рисовать) диаграммы и понимать их. - Да. - 1) выбрать масштаб диаграммы; 2) определить цвет для изображения предмета (объекта); 3) нарисовать столбики диаграммы; 4) сделать надписи на диаграмме. Отвечают. | речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания | Словесный: рассказ. Метод устного контроля: фронтальный опрос. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению/ 1 мин. | Подготовка учебного материала (учтены возрастные и индивидуальные особенности развития коммуникативных УУД). | - Откройте свои дневники и запишите одно домашнее задание на выбор: 1) низкий уровень – с. 73 №4. 2) средний уровень – подбери любой текст или придумай сам и составь по нему диаграмму. Предложи проверить её однокласснику. 3) высокий уровень – подбери любой текст или придумай текст для диаграммы и предложи однокласснику составить её в твоей тетради. | | | Словесный: рассказ |