№ | Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Методы и приемы |
1 | Организация начала урока | - Здравствуйте, ребята. - Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. - Проверим вашу готовность к уроку. На парте у вас должны лежать учебник, тетрадь, пенал и дневник. - Сначала сядут девочки, а теперь сядут мальчики. - Сели красиво, спинки прямо Все легонечко вздохнем И урок мы наш начнем. | Приветствуют учителя Слушают учителя Проверяют готовность к уроку Садятся на места Слушают учителя | Словестный метод (приём: стихотворчество) Практический метод (приём: проверка готовности к уроку) |
2 | Актуализация знаний, подготовка учащихся к усвоению нового материала | Фоновая музыка (Музыка 1) - Закройте глазки, представьте, что вы находитесь в лесу, воздух в лесу чистый, сделайте глубокий вдох, теперь выдох, еще раз вдох-выдох. Скажите про себя "У меня все получится". Теперь откройте глазки и потрите между собой ладошки быстро-быстро так, чтобы почувствовать тепло между ними, и это тепло и приятные ощущения сохраним на протяжении всего урока. - Ребята, с творчеством какого автора вы познакомились на прошлом уроке? Появляется слайд с портретом автора (Слайд 2) - Правильно! На прошлом уроке вы познакомились с творчеством Маминого – Сибиряка. - Что вы узнали про этого писателя? - Молодцы! - Какое домашнее задание у вас было? - Верно! Учитель выдаёт карточки с тестовыми заданиями (Приложение 1) - Перед вами лежать карточки с тестами. В правом верхнем углу подпишите свою фамилию и имя. В тесте необходимо выбрать один правильный ответ. Каждый работает самостоятельно. На работу вам отводится 5 минут. - Молодцы! Результаты теста вы узнаете на следующем уроке! | Настраиваются на работу - С Д. Маминым-Сибиряком. Слушают учителя - Русский писатель, настоящая фамилия – Мамин, публиковал свои произведения в детских журналах. Слушают учителя - Подготовиться к написанию теста по произведению Мамина Сибиряка «Серая шейка». Слушают учителя Выполняют тестовые задания на карточке Слушают учителя | Словестный метод (приём: беседа) Релаксационный метод (приём: положительный эмоциональный настрой на работу) Наглядный метод (приём: демонстрация презентации) Практический метод (приём: работа с учебником и карточками) |
3 | Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей учебной деятельности | Учитель выдаёт карточки с отрывками произведений (Приложение 2) 1 отрывок: Котька пришёл домой радостный: - Мама, я тебе огурцов принёс!» «Огурцы» 2 отрывок: «Тут шляпа повернулась и поползла к дивану. - Ай! Ой! – закричали ребята. «Живая шляпа» 3 отрывок: Сколько тебе лет? — спрашивает Мишутка. — Девяносто пять. А тебе? — А мне сто сорок. Знаешь, — говорит Мишутка, — раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький. «Фантазеры» 4 отрывок: В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие «Приключения Незнайки» | - Ребята, я вам выдала карточки с отрывками из произведений, ваша задача – внимательно про себя их изучить, вспомнить их название и кто является автором. Работа по отрывкам - Кто является автором этих произведений? На слайде появляется портрет автора – Николая Носова (Слайд 4) - Вы верно догадались! Все эти произведения, которые мы изучили ранее, написал один писатель – Николай Носов. Сегодня нам предстоит познакомиться с ещё одним его произведением, название которого вы должна угадать с помощью загадки. Ответ принимается только по поднятой руке. - На рыбалку мы ходили, Рыбу дружно все удили. Свой рассказ ты как не крась, Но ловился лишь… (Карась) - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Появляется слайд с темой урока (Слайд 6) - Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Николая Носова, изучим рассказ «Карасик». - Для продолжения дальнейшей работы необходимо выполнить пальчиковую гимнастику. Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять. Появляется слайд с датой, классной работой и темой (Слайд 7) - Открываем тетради, записываем дату, классную работу и тему урока. | Получают карточки с отрывками из произведений Работают по карточкам с отрывками из произведений - Николай Носов. Слушают учителя Отгадывают загадку - Н.Носов «Карасик». Слушают учителя Выполняют пальчиковую гимнастику Открывают тетради, записывают дату, классную работу и тему урока | Словестный метод (приёмы: беседа, ответы на вопросы) Наглядный метод (приёмы: демонстрация презентации, портрет с автором) Практический метод: (формулировка цели и задач урока) |
4 | Открытие новых знаний | - Прежде чем перйти к знакомству с рассказом, давайте вспомним, что мы знаем об его авторе, Николае Носове? - Давайте запишем, кто такой Николай Носов себе в тетрадь, с красной строки. Появляется слайд с информацией об авторе (Слайд 9) - Пока вы записваете. Я вам прочитаю интересную информацию про автора: Николай Николаевич Носов родился 10 (23 ноября) 1908 года в городе Киеве, в семье эстрадного артиста. Детство его прошло в Украине. Николай был вторым сыном в семье. Кроме него, в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена, так, постпенно, маленькими шагами Носов стал писателем. - О Николае Носове сказано не мало хороших слов, вот лдни из них: Носов – детских книг творец, Ну, какой он молодец! Сколько книг смешных, чудесных, Напистаь он нам успел. Доброту, и смех, и юмор, Показать всем нам хотел! - И ведь действительно, Носов – это добрый писатель, который своими рассказами и сказками учить любить и уважать всех окружающих. - Ребята, как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием, «Карасик»? - Что вы знаете о карасях? Где мы можем найти эту инфрормацию? Появляется картинка с из рассказа (Слайд 11) - Карась – самая капризная рыба из всего рыбьего населения. Хотя в выборе корма карась неприхотлив: питается почти всем, что находит на своём пути. Появляется картинка карася (Слайд 12) Карась медлителен, жирен, привязан к своему огроду. По внешнему виду он отдалённо напоминает карпа, но пошире и без усов. - Мы хорошо поработали, предлагаю немного отдохнуть и настроиться на дальнейшую работу. Релаксация - Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями. Реснички опускаются. Глазки закрываются. Отдохнём одну минутку, Восстановим зоркость глаз И почувствуем всем телом, Как тепло согрело нас. Как уютно в нашем классе, Нет печали, нет тревог. Хорошо нам отдыхать, Но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимаем Их повыше поднимаем. Потянулись! Улыбнулись! За работу принялись! - Давайте проверим наше предположение о том, что этот рассказ о карасике и прочитаем его. Открываем учебник на странице 128. Читать будем вместе. Начну я, продолжите вы и так далее. Ваша задача – внимательно следить по тексту, потом будем отвечать на вопросы. - Молодцы! Мы познакомились с таким большим рассказом! | - Николай Носов – это детский писатель сказок и рассказов. Записывают информацию про Носова Слушают учителя Высказывают своё мнение Слушают учителя Минутка релаксации Читают рассказ Н.Носова «Карасик» Слушают учителя | Словестный метод (приёмы: беседа, ответы на вопросы, стихотворчество) Наглядный метод (приём: демонстрация презентации, портрет автора) Практический метод: (приёмы: работа с портретом, работа с карточками, работа над рассказом) |
5 | Закрепление изученного материала | - Какой вывод вы можете сделать после прочтения произведения? - К какому жанру мы отнесем этот вид текста? - Назовите героев рассказа. - Каким был карасик? - Как попал карасик к Виталику? - Как относился к рыбке Виталик сначала? -Что изменилось потом? - Сразу ли согласился Виталик на обмен? Найдите этот эпизод. - И всё же, ОБМЕНЯЛ! - Прав ли он был? Почему? - Правильно, ребята. Потому что это братья наши меньшие. | Высказывают своё мнение - Рассказ. - Виталик, Мурзик, Серёжа, мама, карасик. - Серебристый, красивый, хороший, маленький. - Интересовался, кормил, менял воду, заботился. - Привык, забывал кормить, обменял. Высказывают своё мнение, ищут эпизод. Слушают учителя Высказывают своё мнение Слушают учителя | Словесный метод (приёмы: беседа, ответы на вопросы) Наглядный метод (карточки с заданием) Практический метод (приём: работа с карточками) |
6 | Заключительный этап | - С творчеством, какого писателя мы сегодня продолжили знакомство? - С какими произведением мы сегодня работали? - О чём этот рассказ, в чём его основная мысль? - Теперь проведём игру «Правда – не правда». Если ответ верный – вы делаете хлопок. Если нет – киваете головой. - 1. Мама подарила Виталику аквариум с золотистым карасиком? (Серебристым) + 2. Кот Мурзик любил смотреть на рыбку? + 3. Виталик променял карасика на милиционерский свисток? + 4. Виталик боялся признаться маме, что променял карасика на свисток? + 5. Мурзик упирался лапками и не хотел лезть в отдушину? - 6. За обедом Виталик сидел и ел с аппетитом? ( Не хотел ничего есть) + 7. Когда мама вышла, Виталик сунул в карман котлету и понёс её Мурзику? + 8. На душе было как-то нехорошо, потому что он обманул маму? - 9. Мурзик вернулся домой, и мама хотела его пожалеть? ( Наказать) + 10. Виталик признался маме, что променял рыбку на свисток? | - К какому выводу вы пришли, после работы над рассказом? - Что полезного для себя вы узнали из рассказа? - Как вид деятельности на уроке был самым интересным? - Какое задание было для вас самым трудным? - Что вы звало затруднение, при работе с заданием? - Что необходимо сделать, чтобы затруднения исчезли? | - С творчеством Николая Носова. - С рассказом «Карасик». - Основная мысль заключена в словах мамы: «Это только трусы боятся говорить правду. Игра «Правда – не правда» Высказывают своё мнение - Поработать над заданием дома. | Словесный метод (приём: беседа, ответы на вопросы) |
7 | Домашнее задание | - Открываем дневники, записываем домашнее задание: «Страницы учебника 128 – 138 выразительно читать, устно отвечать на вопросы, готовить краткий пересказ рассказа на оценку». | Записывают домашнее задание | Словесный метод Практический метод (приём: запись домашнего задания) |
8 | Соотнесение результатов урока с поставленными целями и задачами | Учитель выдаёт конверт ты со смайликами Ребята, мы с вами сегодня хорошо потрудились, поэтому я предлагаю вам поднять смайлик, который соответствует вашему настроению от сегодняшнего урока. Веселый смайлик – мне понравился урок, предлагаемый материал запомнил. Нейтральный смайлик – мне понравился урок, но трудно было запомнить предлагаемый материал. Всем спасибо за урок! | Оценивают свою деятельность | Словесный метод (приём: беседа) Наглядный метод (приём: карточки со смайлики) Практический метод (приём: работа со смайликами) |