kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конструкт коррекционного занятия в 4 классе "Определение принадлежности имён существительных к 1,2 и 3 склонению"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструкт коррекционного занятия в 4 классе "Склонения имён существительных"

Просмотр содержимого документа
«Конструкт коррекционного занятия в 4 классе "Определение принадлежности имён существительных к 1,2 и 3 склонению"»

Конструкт коррекционного занятия по восполнению пробелов в знаниях по русскому языку

по производственной практике

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах

и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 46 «Б» специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Мехоношиной Ольги Александровны

Дата: 30.11.2018

ОУ: ГКОУ СО «Каменск – Уральская школа №1»

Класс: 4 «А»

Тема: «Склонения имён существительных»

ФИО учителя класса: Абакшина Ольга Николаевна

ФИО методиста: Чащина Татьяна Васильевна Подпись _____________________

УМК: «Школа России».

Планируемый результат:

Личностные: обучающиеся принимают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка, проявляют доброжелательность и вежливость друг к другу.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: понимают учебную задачу занятия, анализируют собственную работу; корректируют свои ответы и ответы одноклассников, с помощью учителя, оценивают и анализируют собственную деятельность во время рефлексии, проверяют написанное при помощи сличения с образцом; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; познавательные УУД: общеучебные: способность воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий; умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Выполняют упражнения с опорой на зрительное и слуховое восприятие; понимают смысл заданий, ориентируются в последовательности и способе выполнения заданий с опорой на вопросы; способны осуществлять контроль и самоконтроль деятельности в ходе урока; демонстрируют умения выражать свои мысли.

Предметные: обучающиеся знают склонения имён существительных, обучающиеся определяют склонение имён существительных.

Цель: формирование умения работать по алгоритму с помощью определения склонения имён существительных.

Задачи:

Корекционно-воспитательная: воспитывать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка, доброжелательность и вежливость друг к другу.

Коррекционно-развивающая: развивать регулятивные УУД: понимают учебную задачу занятия, анализируют собственную работу; корректируют свои ответы и ответы одноклассников, с помощью учителя, оценивают и анализируют собственную деятельность во время рефлексии, проверяют написанное при помощи сличения с образцом; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; познавательные УУД: общеучебные: способность воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий; умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Корректировать вербальную и зрительную память на основе упражнений в запоминании алгоритма определения склонения имен существительных.

Коррекционно-образовательная: научить определять склонения имён существительных с помощью алгоритма.

Принципы обучения и воспитания

Принципы воспитания:

  • создание положительного эмоционального подъёма;

  • воспитание через взаимодействие

Принципы обучения

Общие дидактические принципы:

  • научности;

  • связи теории с практикой;

  • доступности;

  • наглядности;

  • воспитывающего характера обучения.

Принципы системно-деятельностного подхода:

  • деятельности;

  • непрерывности;

  • психологической комфортности.

Методы обучения и воспитания

Методы воспитания

  1. Методы формирования соц. опыта:

  • педагогическое требование.

  • создание ситуации успеха.

  1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

  • поощрение


Методы обучения

  1. По источнику получения знаний:

  • Словесные: беседа, объяснение.

  • Наглядные: демонстрация.

  • Практические: упражнение.


  1. По уровню включения в продуктивную деятельность:

  • объяснительно – иллюстративный

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, в парах.

Средства обучения:

Демонстрационные: карточки тема и задачи на занятие.

Индивидуальные: ручка; учебник, тетрадь, карточки с заданиями, алгоритм определения склонения имён существительных, схема склонений имён существительных.

Информационные источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.

  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

Тип занятия: по восполнению пробелов в знаниях

Структура занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели занятия

  3. Разминка.

  4. Основная часть.

4.1.Упражнение на отработку умений определять род имени существительного.

4.2. Упражнение на применение умений в определении склонений имён существительных.

  1. Рефлексия деятельности.

  2. Подведение итогов занятия.

Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат с учетом формируемых УУД

1.Организационный момент

Задача: Собрать и сконцентрировать внимание детей, проверить готовность к занятию.

Воспитывать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка.


Методы формирования соц. опыта:

  • педагогическое требование.


-Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Напомню, меня зовут Ольга Александровна, и сегодня занятие проведу у вас я.

- Проверим вашу готовность к занятию, у вас на столах карандаш и ручка.

-Сегодня нам необходимо быть внимательными.

-Для того чтобы настроиться на занятие я предлагаю вам выполнить упражнение на внимания.

- Упражнение называется «Дети-шпионы»


-Попробуйте прочитать, что написано на картинке. Не можете? А дети шпионы могут! А почему? А потому, что у них есть ключ, к разгадыванию этой шифровки. Вот он! Теперь и вы сможете узнать, что написано.

-Вы с легкостью справились с заданием. Будьте на протяжении занятия такими же внимательными. Мы можем начинать наше занятие.

Обучающиеся демонстрируют:

Личностные: обучающиеся принимают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка.

2. Сообщение темы и цели занятия.

Задача: организовать деятельность по определению темы и задач занятия.

развивать регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу занятия.

познавательные УУД: общеучебные: умение воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий; умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.



Методы обучения

по источнику получения знаний:

Словесные: беседа, объяснение.

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение.


-Сейчас попрошу всех выйти к доске. Каждому из вас я раздам по слогу из них вам необходимо собрать слово.

-Получилось слово детективы.

-Хорошо. Теперь мы можем начать наше занятие. Присаживайтесь на места.

-Кто такие детективы?

-Детективы - люди, занимающиеся расследованием, сыщики. В обязанности детектива входит сбор информации, и её передача в полицию

-Представьте, что нас с вами позвали работать в детективное агентство, но прежде чем попасть туда, нам необходимо выполнить задания.

- Задание агентство нам отправило в зашифрованном виде, необходимо вставить гласные букв, чтобы узнать задание.

СКЛ.Н.Н.. .М.Н С.Щ.СТВ.Т.ЛЬН.Х

-Какое задание для нас отправило детективное агентство?

-Итак, для того, чтобы попасть в детективное агентство, нам необходимо расследовать склонения имён существительных. Это и будет темой нашего занятия.

-Какие задачи расследования мы поставим перед собой?

-Знаем ли мы что-то о склонениях имён существительных?

-Значит, что нам необходимо сделать? Познакомиться или закрепить?

-Умеете ли вы определять склонения имён существительных?

-Значит, что нам необходимо закрепить?

1.Закрепить знания о склонениях имён существительных.

2. Закрепить умение находить склонения имён существительных.

-Для того чтобы выполнять задания мы с вами разделимся на три группы по два человека.

Обучающиеся демонстрируют:

регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу занятия.

познавательные УУД: общеучебные: воспринимают учебное задание, выбирают последовательность действий; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели


3.Разминка

Задача: подготовить обучающихся к активной мыслительной деятельности.

Развивать

регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу занятия;

коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Методы обучения

по источнику получения знаний:

Словесные: беседа, объяснение.

Практические: упражнение.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

  • поощрение


-Как вы уже поняли, детективы собирают информацию, и мы с вами сейчас соберём информацию об имени существительном.

-Сейчас каждая группа получит карточку со словами, вам необходимо будет определить падеж, род и выделить окончания.

1 карточка

Туман стоит, висят на липе, осталась без хвоста, белеет небо, сварить из малины, спит в берлоге.

1 карточка

Отдыхал в лагере, дал маме, пролетел над городом, подъехал к дому, увидеть дорогу, приехать в деревню.

1 карточка

Восхищаться подарком, встали ребята, беседовать с другом, подбежал к дереву, думал о друге, встал со скамейки.

-Кому непонятно задание?

-Артем, прочитай слово, скажи к какой части речи относиться, назови падеж и род.

-Как определил?

-Наташа, прочитай слово, скажи к какой части речи относиться, назови падеж и род.

-Как определила?

-Выполнив данное задание, какой мы можем сделать вывод?

-Имя существительное - это часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? и изменяется по падежам и числам.

-Благодаря вам мы собрали информацию необходимую в расследовании. Также мы с вами повторили, что такое имя существительное и как оно изменяется. Теперь мы можем продолжить наше расследование.

Обучающиеся демонстрируют:

регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу занятия;

коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

4. Основная часть.

4.1.Упражнение на отработку умений определять род имени существительного.


Задача: организовать работу по повторению рода имени существительного.

Задача:

развивать регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу урока, анализировать собственную работу; соотносить план и совершенные операции; умение корректировать свои ответы и ответы одноклассников, с помощью учителя, умение осуществлять проверку написанного при помощи сличения с образцом; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; познавательные УУД: общеучебные:

умение воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий; умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.


Методы обучения

по источнику получения знаний:

Словесные: беседа, объяснение.

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение.

-Чтобы начать поиски, нам необходимо повторить алгоритм, который нам поможет в поиске.

-Наташа, прочитай первый пункт плана.

-Артём, прочитай второй пункт плана.

-Игорь, прочитай третий пункт плана.

-Никита, прочитай 4 пункт плана.

-Для того чтобы определить склонение имени существительного, необходимо поставить его в И.п., в ед.ч., определить род: женский, мужской или средний, после этого определить окончание и по таблице определить к какому склонению относится.

-Ранее мы с вами повторили, что такое имя существительное. Сейчас я предлагаю вам составить описание того, кого мы будем искать. Ведь прежде чем найти что-то, детективы составляют описание.

-Каждый получит карточку с предложением. Вам необходимо будет найти имя существительное, определить его род и окончание.

2 карточка

Вся лужайка усыпана одуванчиками. 

2 карточка

 Под деревом мальчики нашли большой гриб.

2 карточка

Брат любит качаться на качелях.

2 карточка

Папа купил новую машину.

2 карточка

Солнце светило ярко целый день.

2 карточка

Сестра купила новые туфли.

2 карточка

Мальчик купил попугая.

2 карточка

Наступила золотая осень.

-После того, как вы выполните задание. Необходимо будет ответить по следующему плану:

1.Прочитай предложение.

2.Назови существительное.

3.Назови род и окончание.

-Как определил род?

-Как определил окончание?

- Вот мы с вами составили описание. Мы с вами вспомнили, что имена существительные имеют три рода: женский род «она моя» имеет окончания -а и -я, мужской род «он мой» имеет нулевое окончание, средний род «оно моё» имеет окончание –о и –е.


Обучающиеся демонстрируют:

регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу занятия, соотносить план и совершенные операции; умение корректировать свои ответы и ответы одноклассников, с помощью учителя, умение осуществлять проверку написанного при помощи сличения с образцом; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; познавательные УУД: общеучебные: умение воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий; умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.



4.2. Упражнение на применение умений в определении склонений имён существительных.

Задача: организовать деятельность обучающихся по определению склонения имени существительного с помощью алгоритма.

Задача:

развивать регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу занятия, анализировать собственную работу; соотносить план и совершенные операции; умение корректировать свои ответы и ответы одноклассников, с помощью учителя, умение осуществлять проверку написанного при помощи сличения с образцом; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; познавательные .

УУД: общеучебные:

умение воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий; умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Корректировать вербальную и зрительную память на основе упражнений в запоминании алгоритма определения склонения имен существительных

Методы обучения

по источнику получения знаний:

Словесные: беседа, объяснение.

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение.

По уровню включения в продуктивную деятельность:

объяснительно – иллюстративный.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение

-Давайте вспомним, что нам необходимо найти? (склонения имён существительных)

-Какие задачи мы ставили на занятие?

-Для того чтобы закрепить умение научиться определять склонения имён существительных, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Каждая группа получит карточку, где вам необходимо будет определить склонения имён существительных.

1 карточка

У стены, от кашля, за парту, рубят топором, в лесу, на поле, под луной, на спине, брату, в лицо, из класса.

2 карточка

Дождик, на выставке, над полем, овощем, к дому,

хлопьями снега, перестал к ночи, с крыши, к сторожке, снегом, по оврагу.

3 карточка

Над задачей, распустились на сирени, лисица видит, не далеко от деревни, шли к морю, вела из рощи, собралась в лес, оставляют на дорогах,

надоели птицы криками, гуляем в роще, снегом.

-Прежде чем начать выполнять задание, я предлагаю вам повторить, какие существительные относятся к первому, второму и третьему склонению. Для этого предлагаю работу с таблицей.

-Оля, какие имена существительные относятся к 1 склонению?

-Данил, какие имена существительные относятся ко 2 склонению?

-Никита, какие имена существительные относятся к третьему склонению?

-Можно сделать вывод о том, что к 1 склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -а и –я. Ко 2 склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончанием -о и –е . К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием.

-Приступаем к выполнению задания.

-Итак, давайте проверим, удалось ли вам найти склонение имён существительных.

-Оля, какие существительные отнесла к 1 склонению?

Ко второму склонению? К третьему склонению?

-Артем, какие существительные отнёс к 1 склонению? Ко второму склонению? К третьему склонению?

-Игорь, какие существительные отнёс к 1 склонению? Ко второму склонению? К третьему склонению?

-Вот мы с вами и потренировались находить склонения имён существительных и тем самым мы с вами раскрыли расследование.

-Все ли задачи расследования мы с вами решили. Кто считает, что да, поднимите одну руку. Кто нет, две руки.


Обучающиеся демонстрируют:

регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу занятия; соотносить план и совершенные операции; умение корректировать свои ответы и ответы одноклассников, с помощью учителя, умение осуществлять проверку написанного при помощи сличения с образцом; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; познавательные УУД: общеучебные: познавательные УУД: общеучебные:

умение воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий; умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.


4.3.Упражнения на применение знаний по алгоритму нахождения склонений имён существительного.

Задача: организовать работу обучающихся по запоминанию алгоритма нахождения склонений имён существительных.

Задача:

развивать регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу занятия, умение корректировать свои ответы и ответы одноклассников, с помощью учителя, умение осуществлять проверку написанного при помощи сличения с образцом; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; познавательные .

УУД: общеучебные:

умение воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий.

По источнику получения новых знаний:

Словесный: беседа.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение.


-Мы с вами искали склонения имён существительных по алгоритму. Сейчас, для того, чтобы закрепить данный алгоритм, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Вам необходимо уставить порядок в алгоритме. Каждая группа получит пункты алгоритма, вам необходимо поставить пункты по порядку.

-Итак, давайте проверим. Артём, назови первый пункт алгоритма.

-Кто согласен, поднимите одну руку.

-Оля, назови второй пункт.

-Кто согласен, поднимите одну руку.

-Вова, назови третий пункт.

-Кто согласен, поднимите одну руку.

-Никита, назови нам четвертый пункт плана.

-Кто согласен, поднимите одну руку.

-Мы с вами закрепили алгоритм нахождения склонения имени существительного, теперь каждый из вас с лёгкостью сможет найти склонение.


Обучающиеся демонстрируют:

развивать регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу занятия, умение корректировать свои ответы и ответы одноклассников, с помощью учителя, умение осуществлять проверку написанного при помощи сличения с образцом; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; познавательные .

УУД: общеучебные:

умение воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий.

5. Рефлексия деятельности.

Задача: дать оценку деятельности

Развивать регулятивные УУД: анализируют собственную работу; оценивают и анализируют собственную деятельности во время рефлексии.

По источнику получения новых знаний Словесный.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение.


-Наше занятие подходит к концу.

-Мы справились с вами со всеми заданиями, которые приготовило для нас агентство. Каждый достоин звания детектива. Поэтому каждый будет награжден значком детектива.

-Сейчас, я попрошу вас выбрать значок желтого цвета - если вы легко справились со всеми заданиями и синий – если возникали трудности.


Обучающиеся демонстрируют:

регулятивные УУД: анализируют собственную работу; оценивают и анализируют собственную деятельности во время рефлексии.

6. Подведение итогов занятия.

подвести итоги занятия.

Развивать

регулятивные УУД: анализировать собственную работу.

коммуникативные

УУД:

аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

По источнику получения новых знаний Словесный (беседа).


Давайте вспомним, что мы сегодня закрепили, чему научились.

- Что у нас сегодня получилось сделать?

- Давайте посмотрим на наши задачи.

-Все ли задачи мы решили на занятие?

- Что сегодня больше всего понравилось?

-Кого бы хотели похвалить сегодня?

-Спасибо за занятие. Вы были сегодня внимательны, сплочены и активны. До свидания.




Обучающиеся демонстрируют:

регулятивные УУД: анализировать собственную работу.

коммуникативные

УУД:

аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мехоношина Ольга Александровна

Дата: 25.12.2018

Номер свидетельства: 492681

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства