(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
4.1.Упражнение на отработку умений определять род имени существительного.
4.2. Упражнение на применение умений в определении склонений имён существительных.
Этапы урока, задачи работы | Методы и приемы обучения и воспитания | Деятельность учителя, обучающихся | Планируемый результат с учетом формируемых УУД |
1.Организационный момент Задача: Собрать и сконцентрировать внимание детей, проверить готовность к занятию. Воспитывать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. | Методы формирования соц. опыта: | -Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Напомню, меня зовут Ольга Александровна, и сегодня занятие проведу у вас я. - Проверим вашу готовность к занятию, у вас на столах карандаш и ручка. -Сегодня нам необходимо быть внимательными. -Для того чтобы настроиться на занятие я предлагаю вам выполнить упражнение на внимания. - Упражнение называется «Дети-шпионы» -Попробуйте прочитать, что написано на картинке. Не можете? А дети шпионы могут! А почему? А потому, что у них есть ключ, к разгадыванию этой шифровки. Вот он! Теперь и вы сможете узнать, что написано. -Вы с легкостью справились с заданием. Будьте на протяжении занятия такими же внимательными. Мы можем начинать наше занятие. | Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся принимают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка. |
2. Сообщение темы и цели занятия. Задача: организовать деятельность по определению темы и задач занятия. развивать регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу занятия. познавательные УУД: общеучебные: умение воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий; умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. | Методы обучения по источнику получения знаний: Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: демонстрация. Практические: упражнение. | -Сейчас попрошу всех выйти к доске. Каждому из вас я раздам по слогу из них вам необходимо собрать слово. -Получилось слово детективы. -Хорошо. Теперь мы можем начать наше занятие. Присаживайтесь на места. -Кто такие детективы? -Детективы - люди, занимающиеся расследованием, сыщики. В обязанности детектива входит сбор информации, и её передача в полицию -Представьте, что нас с вами позвали работать в детективное агентство, но прежде чем попасть туда, нам необходимо выполнить задания. - Задание агентство нам отправило в зашифрованном виде, необходимо вставить гласные букв, чтобы узнать задание. СКЛ.Н.Н.. .М.Н С.Щ.СТВ.Т.ЛЬН.Х -Какое задание для нас отправило детективное агентство? -Итак, для того, чтобы попасть в детективное агентство, нам необходимо расследовать склонения имён существительных. Это и будет темой нашего занятия. -Какие задачи расследования мы поставим перед собой? -Знаем ли мы что-то о склонениях имён существительных? -Значит, что нам необходимо сделать? Познакомиться или закрепить? -Умеете ли вы определять склонения имён существительных? -Значит, что нам необходимо закрепить? 1.Закрепить знания о склонениях имён существительных. 2. Закрепить умение находить склонения имён существительных. -Для того чтобы выполнять задания мы с вами разделимся на три группы по два человека. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу занятия. познавательные УУД: общеучебные: воспринимают учебное задание, выбирают последовательность действий; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
3.Разминка Задача: подготовить обучающихся к активной мыслительной деятельности. Развивать регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу занятия; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Методы обучения по источнику получения знаний: Словесные: беседа, объяснение. Практические: упражнение. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: | -Как вы уже поняли, детективы собирают информацию, и мы с вами сейчас соберём информацию об имени существительном. -Сейчас каждая группа получит карточку со словами, вам необходимо будет определить падеж, род и выделить окончания. 1 карточка Туман стоит, висят на липе, осталась без хвоста, белеет небо, сварить из малины, спит в берлоге. 1 карточка Отдыхал в лагере, дал маме, пролетел над городом, подъехал к дому, увидеть дорогу, приехать в деревню. 1 карточка Восхищаться подарком, встали ребята, беседовать с другом, подбежал к дереву, думал о друге, встал со скамейки. -Кому непонятно задание? -Артем, прочитай слово, скажи к какой части речи относиться, назови падеж и род. -Как определил? -Наташа, прочитай слово, скажи к какой части речи относиться, назови падеж и род. -Как определила? -Выполнив данное задание, какой мы можем сделать вывод? -Имя существительное - это часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? и изменяется по падежам и числам. -Благодаря вам мы собрали информацию необходимую в расследовании. Также мы с вами повторили, что такое имя существительное и как оно изменяется. Теперь мы можем продолжить наше расследование. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу занятия; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
4. Основная часть. 4.1.Упражнение на отработку умений определять род имени существительного. Задача: организовать работу по повторению рода имени существительного. Задача: развивать регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу урока, анализировать собственную работу; соотносить план и совершенные операции; умение корректировать свои ответы и ответы одноклассников, с помощью учителя, умение осуществлять проверку написанного при помощи сличения с образцом; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; познавательные УУД: общеучебные: умение воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий; умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | Методы обучения по источнику получения знаний: Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: демонстрация. Практические: упражнение. Методы эмоционального стимулирования: поощрение. | -Чтобы начать поиски, нам необходимо повторить алгоритм, который нам поможет в поиске. -Наташа, прочитай первый пункт плана. -Артём, прочитай второй пункт плана. -Игорь, прочитай третий пункт плана. -Никита, прочитай 4 пункт плана. -Для того чтобы определить склонение имени существительного, необходимо поставить его в И.п., в ед.ч., определить род: женский, мужской или средний, после этого определить окончание и по таблице определить к какому склонению относится. -Ранее мы с вами повторили, что такое имя существительное. Сейчас я предлагаю вам составить описание того, кого мы будем искать. Ведь прежде чем найти что-то, детективы составляют описание. -Каждый получит карточку с предложением. Вам необходимо будет найти имя существительное, определить его род и окончание. 2 карточка Вся лужайка усыпана одуванчиками. 2 карточка Под деревом мальчики нашли большой гриб. 2 карточка Брат любит качаться на качелях. 2 карточка Папа купил новую машину. 2 карточка Солнце светило ярко целый день. 2 карточка Сестра купила новые туфли. 2 карточка Мальчик купил попугая. 2 карточка Наступила золотая осень. -После того, как вы выполните задание. Необходимо будет ответить по следующему плану: 1.Прочитай предложение. 2.Назови существительное. 3.Назови род и окончание. -Как определил род? -Как определил окончание? - Вот мы с вами составили описание. Мы с вами вспомнили, что имена существительные имеют три рода: женский род «она моя» имеет окончания -а и -я, мужской род «он мой» имеет нулевое окончание, средний род «оно моё» имеет окончание –о и –е. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу занятия, соотносить план и совершенные операции; умение корректировать свои ответы и ответы одноклассников, с помощью учителя, умение осуществлять проверку написанного при помощи сличения с образцом; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; познавательные УУД: общеучебные: умение воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий; умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. |
4.2. Упражнение на применение умений в определении склонений имён существительных. Задача: организовать деятельность обучающихся по определению склонения имени существительного с помощью алгоритма. Задача: развивать регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу занятия, анализировать собственную работу; соотносить план и совершенные операции; умение корректировать свои ответы и ответы одноклассников, с помощью учителя, умение осуществлять проверку написанного при помощи сличения с образцом; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; познавательные . УУД: общеучебные: умение воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий; умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Корректировать вербальную и зрительную память на основе упражнений в запоминании алгоритма определения склонения имен существительных | Методы обучения по источнику получения знаний: Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: демонстрация. Практические: упражнение. По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно – иллюстративный. Методы эмоционального стимулирования: поощрение | -Давайте вспомним, что нам необходимо найти? (склонения имён существительных) -Какие задачи мы ставили на занятие? -Для того чтобы закрепить умение научиться определять склонения имён существительных, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Каждая группа получит карточку, где вам необходимо будет определить склонения имён существительных. 1 карточка У стены, от кашля, за парту, рубят топором, в лесу, на поле, под луной, на спине, брату, в лицо, из класса. 2 карточка Дождик, на выставке, над полем, овощем, к дому, хлопьями снега, перестал к ночи, с крыши, к сторожке, снегом, по оврагу. 3 карточка Над задачей, распустились на сирени, лисица видит, не далеко от деревни, шли к морю, вела из рощи, собралась в лес, оставляют на дорогах, надоели птицы криками, гуляем в роще, снегом. -Прежде чем начать выполнять задание, я предлагаю вам повторить, какие существительные относятся к первому, второму и третьему склонению. Для этого предлагаю работу с таблицей. -Оля, какие имена существительные относятся к 1 склонению? -Данил, какие имена существительные относятся ко 2 склонению? -Никита, какие имена существительные относятся к третьему склонению? -Можно сделать вывод о том, что к 1 склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -а и –я. Ко 2 склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончанием -о и –е . К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием. -Приступаем к выполнению задания. -Итак, давайте проверим, удалось ли вам найти склонение имён существительных. -Оля, какие существительные отнесла к 1 склонению? Ко второму склонению? К третьему склонению? -Артем, какие существительные отнёс к 1 склонению? Ко второму склонению? К третьему склонению? -Игорь, какие существительные отнёс к 1 склонению? Ко второму склонению? К третьему склонению? -Вот мы с вами и потренировались находить склонения имён существительных и тем самым мы с вами раскрыли расследование. -Все ли задачи расследования мы с вами решили. Кто считает, что да, поднимите одну руку. Кто нет, две руки. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу занятия; соотносить план и совершенные операции; умение корректировать свои ответы и ответы одноклассников, с помощью учителя, умение осуществлять проверку написанного при помощи сличения с образцом; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; познавательные УУД: общеучебные: познавательные УУД: общеучебные: умение воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий; умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. |
4.3.Упражнения на применение знаний по алгоритму нахождения склонений имён существительного. Задача: организовать работу обучающихся по запоминанию алгоритма нахождения склонений имён существительных. Задача: развивать регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу занятия, умение корректировать свои ответы и ответы одноклассников, с помощью учителя, умение осуществлять проверку написанного при помощи сличения с образцом; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; познавательные . УУД: общеучебные: умение воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий. | По источнику получения новых знаний: Словесный: беседа. Методы эмоционального стимулирования: поощрение. | -Мы с вами искали склонения имён существительных по алгоритму. Сейчас, для того, чтобы закрепить данный алгоритм, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Вам необходимо уставить порядок в алгоритме. Каждая группа получит пункты алгоритма, вам необходимо поставить пункты по порядку. -Итак, давайте проверим. Артём, назови первый пункт алгоритма. -Кто согласен, поднимите одну руку. -Оля, назови второй пункт. -Кто согласен, поднимите одну руку. -Вова, назови третий пункт. -Кто согласен, поднимите одну руку. -Никита, назови нам четвертый пункт плана. -Кто согласен, поднимите одну руку. -Мы с вами закрепили алгоритм нахождения склонения имени существительного, теперь каждый из вас с лёгкостью сможет найти склонение. | Обучающиеся демонстрируют: развивать регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу занятия, умение корректировать свои ответы и ответы одноклассников, с помощью учителя, умение осуществлять проверку написанного при помощи сличения с образцом; коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; познавательные . УУД: общеучебные: умение воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий. |
5. Рефлексия деятельности. Задача: дать оценку деятельности Развивать регулятивные УУД: анализируют собственную работу; оценивают и анализируют собственную деятельности во время рефлексии. | По источнику получения новых знаний Словесный. Методы эмоционального стимулирования: поощрение. | -Наше занятие подходит к концу. -Мы справились с вами со всеми заданиями, которые приготовило для нас агентство. Каждый достоин звания детектива. Поэтому каждый будет награжден значком детектива. -Сейчас, я попрошу вас выбрать значок желтого цвета - если вы легко справились со всеми заданиями и синий – если возникали трудности. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД: анализируют собственную работу; оценивают и анализируют собственную деятельности во время рефлексии. |
6. Подведение итогов занятия. подвести итоги занятия. Развивать регулятивные УУД: анализировать собственную работу. коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | По источнику получения новых знаний Словесный (беседа). | Давайте вспомним, что мы сегодня закрепили, чему научились. - Что у нас сегодня получилось сделать? - Давайте посмотрим на наши задачи. -Все ли задачи мы решили на занятие? - Что сегодня больше всего понравилось? -Кого бы хотели похвалить сегодня? -Спасибо за занятие. Вы были сегодня внимательны, сплочены и активны. До свидания. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД: анализировать собственную работу. коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |