kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конструкт урока по окружающему миру для 4 класса "Жизнь луга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень интересный урок. Также необходимы дополнительные материалы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по окружающему миру для 4 класса "Жизнь луга"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»











Конспект по окружающему миру на тему:

«Жизнь луга»

4 класс





Исполнители:

студентки 3Б группы

Юханова Валерия, Сабурова Ирина





Камышлов, 2015



Класс: 4

Темы: «Жизнь луга»

Вид: урок-игра

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: сформировать представления о луге, как о природном сообществе.

Задачи:

обучающие:

  • ознакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека;

развивающие:

  • развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

воспитательные:

  • учить детей понимать красоту луга;

  • воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.



Планируемые результаты:

Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.

Метапредметные:

Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.

Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.

Предметные: сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе, познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.

КУМО: учебник «Окружающий мир» 4 класс А.А.Плешаков, презентация, медиапроектор, карточки с заданиями, аудиозаписи, картинки, ватман, клей, ножницы, медальки, художественные материалы, атлас-определитель, гербарий, толковый словарь С.И.Ожегова.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Формируемые УУД

Организационно – мотивационный

Приветствует детей! Проверяет готовность к уроку.

(Звучит песня Юрия Антонова «Родные места»)

- Нашу зеленую планету населяют удивительные растения и животные, между которыми существуют крепкая дружба. Сегодня на уроке Окружающего мира нам предстоит открыть новые тайны зеленых жителей планеты. Нас ожидают встречи невиданные, знакомства негаданные, зазвучат звуки неслыханные, а загадки – так на каждом шагу.

Подготовка к уроку. Приветствуют учителя. Слушают

Словесный (слово учителя), наглядный (презентация, аудиозапись) Фронтальная.

Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга,

Актуализация знаний

Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Жизнь леса». Играют 4 команды.

Первое задание.

Каждой команде даются карточки: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи и лишайники.

Задача: Распределить этажи леса.

Второе задание: Каждая команда получает одинаковый гербарий.

Задача: Разложить растения по ярусам, а названия растений написать на ватмоне.

Третье задание: Каждая команда получает карточки с изображением животных.

Задача: разложить животных по ярусом, названия написать на ватмане.

Четвёртое задание: Составить и записать пищевую цепочку, сложившуюся в лесу.

Подведение итогов игры.

Побеждает команда точнее отразившая жизнь леса.

А сейчас давайте проверим ваши знания и проведем графический диктант.

Запишите знак +, если утверждение верное, если неправильное поставьте -

1 Самый верхний ярус леса образован деревьями.

2 Средний ярус –это мхи и лишайники.

3 В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ: дуб – гусеница-птица микробы.

4 На дереве обитают кроты и землеройки.

5 Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.

6 Жуки короеды приносят вред лесному сообществу.

7 Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.

8 Все животные леса делятся на четыре группы по типу питания.

9 Бурый медведь хищник.

10 Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

- Обменяйтесь карточками и проверьте работу товарища.

Поставьте себе заработанные за эту работу баллы в свой «Лист успеха»: нет ошибок – 5 баллов, 1- 2 ошибки – 4 балла, более 2 ошибок – 3 балла.

Ответы (на слайде): +, -, -, -, +, -, -, +, -, -.

Выполняют задания игры: распределяет карточки на листе ватмана. Выполняют самостоятельно тест. Проверяют работу товарища в паре. Смотрят презентацию


Словесный (слово учителя, объяснение, беседа), наглядна (презентация, карточки с заданием, ватман, картинки), практический (работа в команде). Фронтальная, групповая, индивидуальная

Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.

Регулятивные: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Познавательные: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.



Постановка темы и цели урока

Послушайте внимательно стихотворение Ивана Сурикова.

Бежит тропинка через луг,

Ныряем влево вправо.

Куда ни глянь – цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зелёный луг, как чудный сад

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На нём разбросаны букеты.

Как вы думаете, почему я прочла именно это стихотворение?

Правильно: тема нашего урока «Жизнь луга»

- Какие цели и задачи мы можем поставить перед собой на уроке?

-что такое луг, как он выглядит

- выяснить особенности луга:

-что растёт на лугу;

-кто живёт на лугу?

-как человек использует луга

Ребята, кто из вас был на лугу? Ваши впечатления.

Смотрят презентацию, слушают.

Отвечают на вопросы, ставят самостоятельно тему урока и цель















Дети формулируют цель и задачи.











Рассказывают свои впечатления

Словесный (слово учителя, беседа), наглядный (презентация), Фронтальная

Личностные:

развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.


Регулятивные: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.


Открытие новых знаний

Сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Урок – игра. В нашем классе сегодня будут работать три отдела редакции устного журнала «Жизнь луга».

(Учитель дифференцированно делит класс на группы)

Условия игры:

  • Класс поделим на три отдела.

  • Каждый отдел получает карточку – задание.

  • Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и подготовить отчет о работе отдела.

Раздаются карточки, дети делятся на 3 отдела:

  • 1 отдел работает по теме «Растения луга»

  • 2 отдел работает по теме «Животные луга»

  • 3 отдел работает по теме «Человек и луг»

Для начала работы мы должны уточнить, что же такое луг?

Луг - участок земли, покрытый травянистой растительностью. (Толковый словарь. С.И.Ожегов)

А нас с вами интересует жизнь луга. Сейчас мы работаем по своим направлениям, а затем предоставляем отчет о проделанной работе. Не забудьте назначить ответственных и распределить обязанности в отделе.

Карта №1

План работы 1 отдела «Растения луга»

Выяснить:

  1. Какие растения растут на лугу?

  2. Что объединяет эти растения?

  3. Интересные факты из жизни луговых растений.



Карта №2

План работы 2 отдела «Животные луга»

Выяснить:

  1. Какие животные живут на лугу?

  2. Богат ли луг разнообразием животных? 

  3. Особенности жизни некоторых животных луга.

 

Карта №3

План работы 3 отдела «Человек и луг»

Выяснить:

  1. Какие действия людей могут привести к гибели луга?

  1. Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?

  2. Составьте правила друзей  луга. (Правила могут быть в рисунках.)

А теперь давайте сделаем небольшой перерыв и проведем физкультминутку

«Кузнечики»

Поднимаем плечики,

Прыгают кузнечики

Прыг-скок. Прыг-скок.

Сели, травушки поели,

Тишину послушали.

Тише – тише, высоко

Прыгай на ногах легко!

Теперь давайте начнем представление и заслушивание отчетов. После выступления представителя каждого отдела задаются вопросы, идет обсуждение, подводится итог работы каждого отдела.

-Какие особенности выявили у луга?

1.Отдел

-Что растёт на лугу?

-Что объединяет все растения?









2.Отдел

-Кто живёт на лугу?







3.Отдел.

Влияние человека на луг

Правила поведения на лугу.

Следовательно, можно сделать вывод, что: Луг –это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу тесно связаны между собой.

Слушают учителя, смотрят презентацию, делятся на 3 отдела, работают с учебником, гербарием, атласом – определителем и энциклопедиями. В группах назначаются ответственные за работу всего отдела. Они распределяют задания, назначают докладчиков, обсуждают, строят план защиты.


































































Выполняют физминутку

















Отчет отделов о работе. Заслушиваются представители каждого отдела. Остальные участники записывают основные сведения из отчета о луге в тетради.

Вывод:

  • На лугу растут травы, большинство растений – цветы.

  • На лугу растут грибы.

  • Растут на открытой местности.

  • Любят свет и тепло.

Вывод: Животный мир разнообразен.

На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся.



Рассказывают и представляют

Словесный (слово учителя, объяснение, беседа), наглядный (презентация, карточки с заданием), практический (работа в команде). Фронтальная, групповая,

Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.

Метапредметные:

Регулятивные: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Познавательные: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.

Предметные: сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе, познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.


Закрепление

Используя иллюстрации на с. 184-185, запишите 2-3 цепи питания, сложившиеся на лугу.

Травы гусеницы птицы

Найдите в данной схеме животное, которое поддерживает равновесие в природном сообществе луга (на доске)

1) Отгадайте загадки.

От ветра голову склоню,
Но почему-то не звоню.


Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.


Стоит кудряшка,
Белая рубашка.
Сердечко золотое.
Что это такое?


Осенью в щель заберется,
А весной проснется.


Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.


Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед.


На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.


Какая птица свое присутствие выдает песенкой «пить-полоть»?

Как называется птица, которая издает скрипучий крик «дерг-дерг»?

Что за птица постоянно потряхивает хвостиком?


Молодцы, все справились с заданиями.

Открывают учебник, проводят взаимопроверку в парах, работают со схемой, отгадывают загадки







(Колокольчик)





(Одуванчик)




(Ромашка)






(Муха)




(Бабочка)




(Пчела)




(Кузнечик)


Словесный (слово учителя, объяснение, беседа), наглядный (карточки на доске), практический (работа по схеме). Фронтальная, парная, индивидуальная

Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.

Познавательные: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.


Рефлексия и итог

Теперь пришло время записать домашнее задание, откроем дневники, записываем: учебник стр. 182- 190 прочитать, + рабочая тетрадь стр. 76-81 или составить кроссворд на тему «Жизнь луга» из 15 вопросов

А теперь давайте вспомним:

- Почему луг называется природным сообществом? Приведите примеры.

Чтение стихотворения учителем:

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало разумное «стой!»,
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно ромашки глядели…

- О чем говорится в стихотворении

- Какие чувства оно у вас вызвало

- Имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природного сообщества?



Вывод: Человек не имеет права вмешиваться в жизнь природного сообщества, чтобы не нарушить экологическое равновесие.

Оцени свою деятельность на уроке, расскажи об этом своему соседу по парте. Выставление оценок в парах и учителем.

Всем спасибо за урок! До свидания!

Открывают дневники, слушают учителя, записывают домашнее задание





Отвечают на вопросы



Слушают





























Высказывают свое мнение, оценивают



Словесный (слово учителя, беседа), наглядный (презентация), Фронтальная, парная, индивидуальная

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.




Список использованной литературы.

  1. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М.,2004

  2. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 4 кл. М., 2008.

  3. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. М.: 2012

  4. Коваленко Л.И.рабочая тетрадь «Окружающий мир». 4 класс. В 2 ч.Саратов: Лицей, 2010.



Анализ учебного занятия по ФГОС

Как вывод: Конспект урока по окружающему миру, тема которого «Жизнь луга» разработан на основе УМК «Школа России». Выбранная тема изучается в первом полугодии, и является __ уроком в системе уроков по окружающему миру для 4 класса. Урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «_____________________________». Урок по теме: «Жизнь луга» является _______ уроком в разделе. Тема: «Жизнь луга» взята из рабочей программы учителя, что соответствует требованиям: научности, корректность словесного оформления.

Тип урока – открытие новых знаний. Структура данного урока соответствует типу урока. При разработке конспекта урока по теме «Жизнь луга», была поставлена следующая цель: сформировать представления о луге, как о природном сообществе.

Для реализации цели были следующие задачи:


Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе, направленных на изучение темы «Жизнь луга». Проявляется это на мотивационном этапе урока, когда обучающимся предлагается открыть и встретиться с новыми животными, послушать звуки и отгадать загадки. а также на этапе на всех остальных этапах, проявляется это в виде загадок, наглядного материала, игр. На этапе «Открытие новых знаний», обучающимся предлагается задание, которое направленно на умение составлять правила безопасности на лугу.


Метапредметные:


Познавательные: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы. Проявляется это на этапе «Открытие новых знаний» в ходе, которого, обучающимся предлагается найти ответы на вопросы, которые написаны на карточках. На этом же этапе обучающимся предлагается сделать выводы, о том что же такое луг, как влияет человек, какие животные и растения находятся на лугу. На этапе «Закрепления» обучающиеся составляют цепи питания, после чего обобщают. На этапе «Рефлексия и итог» обучающиеся слушают стихотворение, отвечают на вопросы, следовательно, делают выводы и обобщают новые знания.


Регулятивные: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе, паре; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой. На этапе «Постановка цели и темы урока» обучающимся предлагается определить тему, цель и задачи урока. На этапе «Открытие нового знания» и «Актуализации знаний» обучающимся предлагается разделиться на группы и пары и выполнить задание. Используются разные виды деятельности, что позволяет удерживать внимание детей.


Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение. Проявляется это на всех этапах урока без исключений.


Предметные: сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе, познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества. Проявляется на этапе «Открытие новых знаний», «Закрепление», «Рефлексия. Итог», когда обучающиеся выполняют задание на карточках, после чего делают выводы, также при обсуждении и ответах на вопросы.

Цели и задачи урока, соответствуют особенностям предмета окружающего мира, так как преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, развивать свою речь, аргументировать. Таким образом, ведущим является проблемно – поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания. 

Цели и задачи урока соответствуют возрасту обучающихся, учтена работоспособность класса (активность, целеустремленность, стремление к познанию нового, желание выполнять учебные действия); возрастные особенности (преобладает учебная деятельность; отбор содержания является немаловажным компонентом (доступность, понятность), обучающиеся учится оценивать причины своих достижений и неудач; развивается способность к сотрудничеству. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых).

На протяжении урока принципы будут реализованы на высоком уровне: принципы гуманизма, научности, наглядности, понятности, системности. Попытка образовать связь с жизнью, доступности. Было соотношение в учебном материале главного и второстепенного. Подобранный материал соответствовал образовательным, развивающим и воспитательным задачам урока. Присутствовало оснащение наглядным материалом, целесообразность их применения,  сочетание фронтально-индивидуальной, парной форм работы с учащимися, методика контроля и учета знаний учащихся в процессе изложения нового материала. Задание на дом присутствует, причем задание на выбор. Объем материала содержательный, полный, присутствовала научность, тема актуальна, материал посильный для класса. Этапы урока связаны друг с другом логично. Поддерживалась мотивация на протяжении всего урока. Личностно-ориентированная технология была в основе (сотрудничество, равенство, совместное определение темы и цели, дети думали, размышляли, слушали, говорили, совместно обсуждали, подводили итоги). На протяжении занятия формируются коммуникативные (обсуждение, введение диалога), регулятивные (самооценка, рефлексия), познавательные (содержание материала) УУД, этому способствовали методы: практический, наглядно-демонстрационный, словесный метод беседы, объяснения, и принципы: связи с жизнью, наглядности, доступности, сознательности и активности. Использована индивидуальная, фронтально-индивидуальная, парная и групповая форма работы. (Бабанский). На уроке будут уместно, целесообразно и эффективно задействованы: презентация, карточки с заданиями и со схемой, материалы для практической работы, учебник А. А. Плешакова (часть 1). Также плюсом урока можно отметить разную смену видов деятельности (беседа, тест, схема, работа в группах, игра, диктант, работа в парах, работа с иллюстрациями и т.д.)

Таким образом, на основе вышеизложенного, цель урока, на наш взгляд, будет реализована на высоком уровне.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конструкт урока по окружающему миру для 4 класса "Жизнь луга"

Автор: Юханова Валерия Александровна

Дата: 24.05.2016

Номер свидетельства: 330004


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства