Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по окружающему миру для 4 класса "Жизнь луга"»
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
Конспект по окружающему миру на тему:
«Жизнь луга»
4 класс
Исполнители:
студентки 3Б группы
Юханова Валерия, Сабурова Ирина
Камышлов, 2015
Класс: 4
Темы: «Жизнь луга»
Вид: урок-игра
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: сформировать представления о луге, как о природном сообществе.
Задачи:
обучающие:
ознакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека;
развивающие:
развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
воспитательные:
учить детей понимать красоту луга;
воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.
Планируемые результаты:
Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.
Метапредметные:
Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.
Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.
Предметные: сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе, познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.
- Нашу зеленую планету населяют удивительные растения и животные, между которыми существуют крепкая дружба. Сегодня на уроке Окружающего мира нам предстоит открыть новые тайны зеленых жителей планеты. Нас ожидают встречи невиданные, знакомства негаданные, зазвучат звуки неслыханные, а загадки – так на каждом шагу.
Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга,
Актуализация знаний
Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Жизнь леса». Играют 4 команды.
Первое задание.
Каждой команде даются карточки: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи и лишайники.
Задача: Распределить этажи леса.
Второе задание: Каждая команда получает одинаковый гербарий.
Задача: Разложить растения по ярусам, а названия растений написать на ватмоне.
Третье задание: Каждая команда получает карточки с изображением животных.
Задача: разложить животных по ярусом, названия написать на ватмане.
Четвёртое задание: Составить и записать пищевую цепочку, сложившуюся в лесу.
Подведение итогов игры.
Побеждает команда точнее отразившая жизнь леса.
А сейчас давайте проверим ваши знания и проведем графический диктант.
Запишите знак +, если утверждение верное, если неправильное поставьте -
1 Самый верхний ярус леса образован деревьями.
2 Средний ярус –это мхи и лишайники.
3 В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ: дуб – гусеница-птица микробы.
4 На дереве обитают кроты и землеройки.
5 Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.
6 Жуки короеды приносят вред лесному сообществу.
7 Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.
8 Все животные леса делятся на четыре группы по типу питания.
9 Бурый медведь хищник.
10 Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.
- Обменяйтесь карточками и проверьте работу товарища.
Поставьте себе заработанные за эту работу баллы в свой «Лист успеха»: нет ошибок – 5 баллов, 1- 2 ошибки – 4 балла, более 2 ошибок – 3 балла.
Ответы (на слайде): +, -, -, -, +, -, -, +, -, -.
Выполняют задания игры: распределяет карточки на листе ватмана. Выполняют самостоятельно тест. Проверяют работу товарища в паре. Смотрят презентацию
Словесный (слово учителя, объяснение, беседа), наглядна (презентация, карточки с заданием, ватман, картинки), практический (работа в команде). Фронтальная, групповая, индивидуальная
Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.
Регулятивные: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Познавательные: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.
Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.
Постановка темы и цели урока
Послушайте внимательно стихотворение Ивана Сурикова.
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
Как вы думаете, почему я прочла именно это стихотворение?
Правильно: тема нашего урока «Жизнь луга»
- Какие цели и задачи мы можем поставить перед собой на уроке?
-что такое луг, как он выглядит
- выяснить особенности луга:
-что растёт на лугу;
-кто живёт на лугу?
-как человек использует луга
Ребята, кто из вас был на лугу? Ваши впечатления.
Смотрят презентацию, слушают.
Отвечают на вопросы, ставят самостоятельно тему урока и цель
развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.
Регулятивные: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Открытие новых знаний
Сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Урок – игра. В нашем классе сегодня будут работать три отдела редакции устного журнала «Жизнь луга».
(Учитель дифференцированно делит класс на группы)
Условия игры:
Класс поделим на три отдела.
Каждый отдел получает карточку – задание.
Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и подготовить отчет о работе отдела.
Раздаются карточки, дети делятся на 3 отдела:
1 отдел работает по теме «Растения луга»
2 отдел работает по теме «Животные луга»
3 отдел работает по теме «Человек и луг»
Для начала работы мы должны уточнить, что же такое луг?
Луг - участок земли, покрытый травянистой растительностью. (Толковый словарь. С.И.Ожегов)
А нас с вами интересует жизнь луга. Сейчас мы работаем по своим направлениям, а затем предоставляем отчет о проделанной работе. Не забудьте назначить ответственных и распределить обязанности в отделе.
Карта №1
План работы 1 отдела «Растения луга»
Выяснить:
Какие растения растут на лугу?
Что объединяет эти растения?
Интересные факты из жизни луговых растений.
Карта №2
План работы 2 отдела «Животные луга»
Выяснить:
Какие животные живут на лугу?
Богат ли луг разнообразием животных?
Особенности жизни некоторых животных луга.
Карта №3
План работы 3 отдела «Человек и луг»
Выяснить:
Какие действия людей могут привести к гибели луга?
Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?
Составьте правила друзей луга. (Правила могут быть в рисунках.)
А теперь давайте сделаем небольшой перерыв и проведем физкультминутку
«Кузнечики»
Поднимаем плечики,
Прыгают кузнечики
Прыг-скок. Прыг-скок.
Сели, травушки поели,
Тишину послушали.
Тише – тише, высоко
Прыгай на ногах легко!
Теперь давайте начнем представление и заслушивание отчетов. После выступления представителя каждого отдела задаются вопросы, идет обсуждение, подводится итог работы каждого отдела.
-Какие особенности выявили у луга?
1.Отдел
-Что растёт на лугу?
-Что объединяет все растения?
2.Отдел
-Кто живёт на лугу?
3.Отдел.
Влияние человека на луг
Правила поведения на лугу.
Следовательно, можно сделать вывод, что: Луг –это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу тесно связаны между собой.
Слушают учителя, смотрят презентацию, делятся на 3 отдела, работают с учебником, гербарием, атласом – определителем и энциклопедиями. В группах назначаются ответственные за работу всего отдела. Они распределяют задания, назначают докладчиков, обсуждают, строят план защиты.
Выполняют физминутку
Отчет отделов о работе. Заслушиваются представители каждого отдела. Остальные участники записывают основные сведения из отчета о луге в тетради.
Вывод:
На лугу растут травы, большинство растений – цветы.
На лугу растут грибы.
Растут на открытой местности.
Любят свет и тепло.
Вывод: Животный мир разнообразен.
На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся.
Рассказывают и представляют
Словесный (слово учителя, объяснение, беседа), наглядный (презентация, карточки с заданием), практический (работа в команде). Фронтальная, групповая,
Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.
Метапредметные:
Регулятивные: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Познавательные: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.
Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.
Предметные: сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе, познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.
Закрепление
Используя иллюстрации на с. 184-185, запишите 2-3 цепи питания, сложившиеся на лугу.
Травы гусеницы птицы
Найдите в данной схеме животное, которое поддерживает равновесие в природном сообществе луга (на доске)
1) Отгадайте загадки.
От ветра голову склоню, Но почему-то не звоню.
Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок На него подуй слегка, Был цветок и нет цветка.
Стоит кудряшка, Белая рубашка. Сердечко золотое. Что это такое?
Осенью в щель заберется, А весной проснется.
Над цветком порхает, пляшет, Веером узорным машет.
Сок из цветков она берет И в сотах копит сладкий мед.
На лугу живет скрипач, Носит фрак и ходит вскачь.
Какая птица свое присутствие выдает песенкой «пить-полоть»?
Как называется птица, которая издает скрипучий крик «дерг-дерг»?
Что за птица постоянно потряхивает хвостиком?
Молодцы, все справились с заданиями.
Открывают учебник, проводят взаимопроверку в парах, работают со схемой, отгадывают загадки
(Колокольчик)
(Одуванчик)
(Ромашка)
(Муха)
(Бабочка)
(Пчела)
(Кузнечик)
Словесный (слово учителя, объяснение, беседа), наглядный (карточки на доске), практический (работа по схеме). Фронтальная, парная, индивидуальная
Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.
Познавательные: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.
Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.
Рефлексия и итог
Теперь пришло время записать домашнее задание, откроем дневники, записываем: учебник стр. 182- 190 прочитать, + рабочая тетрадь стр. 76-81 или составить кроссворд на тему «Жизнь луга» из 15 вопросов
А теперь давайте вспомним:
- Почему луг называется природным сообществом? Приведите примеры.
Чтение стихотворения учителем:
На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых Нами понято было едва ли. Беззаботно топтали мы их И бездумно, безжалостно рвали. В нас молчало разумное «стой!», Нам казалось все мало, все мало. А потом в толчее городской Мы охапки тащили устало. И не видели, как из-под ног Молчаливо, дыша еле-еле, Обреченно глядел василек, Безнадежно ромашки глядели…
- О чем говорится в стихотворении
- Какие чувства оно у вас вызвало
- Имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природного сообщества?
Вывод: Человек не имеет права вмешиваться в жизнь природного сообщества, чтобы не нарушить экологическое равновесие.
Оцени свою деятельность на уроке, расскажи об этом своему соседу по парте. Выставление оценок в парах и учителем.
Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.
Список использованной литературы.
Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М.,2004
Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 4 кл. М., 2008.
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. М.: 2012
Как вывод: Конспект урока по окружающему миру, тема которого «Жизнь луга» разработан на основе УМК «Школа России». Выбранная тема изучается в первом полугодии, и является __ уроком в системе уроков по окружающему миру для 4 класса. Урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «_____________________________». Урок по теме: «Жизнь луга» является _______ уроком в разделе. Тема: «Жизнь луга» взята из рабочей программы учителя, что соответствует требованиям: научности, корректность словесного оформления.
Тип урока – открытие новых знаний. Структура данного урока соответствует типу урока. При разработке конспекта урока по теме «Жизнь луга», была поставлена следующая цель:сформировать представления о луге, как о природном сообществе.
Для реализации цели были следующие задачи:
Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе, направленных на изучение темы «Жизнь луга». Проявляется это на мотивационном этапе урока, когда обучающимся предлагается открыть и встретиться с новыми животными, послушать звуки и отгадать загадки. а также на этапе на всех остальных этапах, проявляется это в виде загадок, наглядного материала, игр. На этапе «Открытие новых знаний», обучающимся предлагается задание, которое направленно на умение составлять правила безопасности на лугу.
Метапредметные:
Познавательные: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы. Проявляется это на этапе «Открытие новых знаний» в ходе, которого, обучающимся предлагается найти ответы на вопросы, которые написаны на карточках. На этом же этапе обучающимся предлагается сделать выводы, о том что же такое луг, как влияет человек, какие животные и растения находятся на лугу. На этапе «Закрепления» обучающиеся составляют цепи питания, после чего обобщают. На этапе «Рефлексия и итог» обучающиеся слушают стихотворение, отвечают на вопросы, следовательно, делают выводы и обобщают новые знания.
Регулятивные: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе, паре; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой. На этапе «Постановка цели и темы урока» обучающимся предлагается определить тему, цель и задачи урока. На этапе «Открытие нового знания» и «Актуализации знаний» обучающимся предлагается разделиться на группы и пары и выполнить задание. Используются разные виды деятельности, что позволяет удерживать внимание детей.
Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение. Проявляется это на всех этапах урока без исключений.
Предметные: сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе, познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества. Проявляется на этапе «Открытие новых знаний», «Закрепление», «Рефлексия. Итог», когда обучающиеся выполняют задание на карточках, после чего делают выводы, также при обсуждении и ответах на вопросы.
Цели и задачи урока, соответствуют особенностям предмета окружающего мира, так как преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, развивать свою речь, аргументировать. Таким образом, ведущим является проблемно – поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания.
Цели и задачи урока соответствуют возрасту обучающихся, учтена работоспособность класса (активность, целеустремленность, стремление к познанию нового, желание выполнять учебные действия); возрастные особенности (преобладает учебная деятельность; отбор содержания является немаловажным компонентом (доступность, понятность), обучающиеся учится оценивать причины своих достижений и неудач; развивается способность к сотрудничеству. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых).
На протяжении урока принципы будут реализованы на высоком уровне: принципы гуманизма, научности, наглядности, понятности, системности. Попытка образовать связь с жизнью, доступности. Было соотношение в учебном материале главного и второстепенного. Подобранный материал соответствовал образовательным, развивающим и воспитательным задачам урока. Присутствовало оснащение наглядным материалом, целесообразность их применения, сочетание фронтально-индивидуальной, парной форм работы с учащимися, методика контроля и учета знаний учащихся в процессе изложения нового материала. Задание на дом присутствует, причем задание на выбор. Объем материала содержательный, полный, присутствовала научность, тема актуальна, материал посильный для класса. Этапы урока связаны друг с другом логично. Поддерживалась мотивация на протяжении всего урока. Личностно-ориентированная технология была в основе (сотрудничество, равенство, совместное определение темы и цели, дети думали, размышляли, слушали, говорили, совместно обсуждали, подводили итоги). На протяжении занятия формируются коммуникативные (обсуждение, введение диалога), регулятивные (самооценка, рефлексия), познавательные (содержание материала) УУД, этому способствовали методы: практический, наглядно-демонстрационный, словесный метод беседы, объяснения, и принципы: связи с жизнью, наглядности, доступности, сознательности и активности. Использована индивидуальная, фронтально-индивидуальная, парная и групповая форма работы. (Бабанский). На уроке будут уместно, целесообразно и эффективно задействованы: презентация, карточки с заданиями и со схемой, материалы для практической работы, учебник А. А. Плешакова (часть 1). Также плюсом урока можно отметить разную смену видов деятельности (беседа, тест, схема, работа в группах, игра, диктант, работа в парах, работа с иллюстрациями и т.д.)
Таким образом, на основе вышеизложенного, цель урока, на наш взгляд, будет реализована на высоком уровне.