1. Мотивация к учебной деятельности. Задача: сконцентрировать внимание детей; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность. | Словесные (беседа), методы стимулирования (создание ситуации успеха) | Взаимное приветствие - Тишина. Смотрю, какой ряд стоит лучше всех. - Здравствуйте ребята! Меня зовут Ирина Сергеевна, сегодня я у вас буду вести урок изобразительного искусства. Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. - Проверьте свою готовность к уроку. На парте у вас должны быть: 1. Альбом 2. Простой карандаш 3. Ластик - У кого всё есть, тихонечко присаживайтесь. | На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция), познавательные УУД (логические – анализ, сравнение, синтез обобщение), коммуникативные УУД (умение слушать) |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем. Задача: сформулировать тему, цель урока, систематизировать знания о натюрмортах | Словесные (беседа, упражнения), методы стимулирования (создание ситуации успеха), методы закрепления и повторения, метод взаимной проверки, постановка проблемы или создание проблемной ситуации | - Сейчас мы с вами будем рисовать, а вот что вы узнаете, если соберёте из рассыпанных слогов слово. Ребята посмотрите внимательно на доску. Какое слово зашифровано? (натюрморт) - Тема нашего урока « натюрморт. Рисование с натуры «Дары осеннего сада и огорода»» 1.Беседа о натюрморте - Что такое натюрморт? (Натюрморт – жанр изобразительного искусства. От французского «мертвая природа», изображение мира вещей, предметов повседневного обихода, орудий труда, плодов, цветов. Особенно широкое распространение жанр натюрморта получил в голландской живописи 17 века (Питер Клас, Виллем Кальф, Виллем Хеда)) Если видишь на картине Вазу, розу в хрустале. Или морс в большом графине. Или глиняную чашку, Или фрукты, или торт. Или все предметы сразу, Знай, что это натюрморт. (А. Кушнер) - | Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция), познавательные УУД (общеучебные - умение структуировать знания, формулирование познавательной цели, моделирование; логические – анализ, сравнение, синтез обобщение, формулирование проблемы), коммуникативные УУД (постановка вопросов, планирование сотрудничества со сверстниками и учителем, умение строить речевое высказывание) |
3.Комплексное применение и систематизация знаний. Задача: 1. Изобразительная: учить навыкам рисования с натуры, использовании линии симметрии в рисунках с натуры; 2.Техническая: совершенствовать навыки рисования карандашом: при рисовании эскиза; 3.Цветовая: закрепить знание о холодных и тёплых цветах; 4.Композиционная: развивать умение соблюдать в изображении пропорции, размер; самостоятельно располагать изображение в соответствии с размером. | Словесные (беседа, упражнения, организация наблюдения), метод взаимной проверки, методы стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание), методы закрепления и повторения, частично-поисковые методы, практические методы | 1.Работа с карточками - Сейчас я выдам вам карточки с изображением натюрморта. Ваша задача их внимательно рассмотреть и подумать, что может быть изображено при рисовании натюрморта. (обсуждение) 2.Работа с изображением (Иван Трофимович Хруцкий «Цветы и плоды») - Нравится ли вам эта картина? Какие чувства она у вас вызывает? - Что на ней изображено? Какие цвета использовал художник – тёплые или холодные? Что изображено в центре? - Какие же цветы составляют букет? Какие из них вам знакомы? Опишите их. (Больше всего в этом букете пионов: бледно-розовые, светло-желтые, белые, ярко-красные, переходящие в бордовый. У двух красных пионов, наклонивших свои головки к стакану, можно заметить несколько бело-желтых прожилок.) - Посмотрите, с другой стороны букета художник изобразил розу. - Что вы можете сказать про этот цветок? Какого цвета ее лепестки? Одноцветны ли они? (Роза ярко-красная, правда, на краях лепестков можно увидеть как бы нежно-розовую бахрому. Эта бахрома отделяет один лепесток розы от другого.) Хочется протянуть руку, попробовать парочку спелых и сочных персиков или желтую грушу? Взять в руки красивый и пышный букет, понюхать эти цветы? - А что вы можете сказать про вазу, в которой стоят цветы? Что на ней изображено? (Ваза, в которой стоят цветы, серебристо-медного цвета. На ней художник детально выписывает ветку дерева. Мы отчетливо видим каждый листочек. Под деревом изображены животные, очень похожие на собак: у них продолговатое туловище, длинный хвост, небольшие острые уши. Также очень хорошо видна трава под ногами у животных. Там, где ваза сужается, художник изображает орнамент.) - А какие же плоды здесь изображены? - Давайте начнем с тех, которые вам больше всего хочется попробовать. (Сразу бросаются в глаза ярко-желтые с бордовым и темно-красным оттенком персики, заботливо положенные кем-то в плетеное лукошко. Причем видно, что положены они на какие-то листочки. Персики привлекают к себе внимание, Они выглядят очень сочными. Это видно по разломленному персику, который лежит отдельно от других – на столе.) - А посмотрите, как выписывает художник каждую смородинку! Какие цвета при этом использует И. Хруцкий? - С другой стороны букета лежит желтая тыква с зеленым хвостиком, приподнятым к верху. Она громадных размеров и словно поделена на продолговатые дольки. - Что изобразил рядом с тыквой художник? (Рядом с громадной тыквой лежат сочные груши. Видно, что они сладкие и сочные. Ведь не просто так по одной из них ползет муха.) 3.Рассматривание натюрморта - Посмотрим внимательно на натюрморт. Из каких предметов он состоит? - Все предметы хорошо видно? Что на первом плане, на дальнем… - Что больше … или … - Какого цвета … - Посмотрите, с какой стороны падает свет на предметы. Покажите, где будет самая тёмная сторона (тень), самая светлая (свет), а где будет полутень, блик (самая светлая часть) 4.Объяснение приёмов рисования (на листе) - Что необходимо сделать, прежде чем начать рисовать натюрморт? - Сначала нужно определить, как располагать лист: горизонтально или вертикально. - Как в нашем случае располагаем лист? (горизонтально) - Что такое композиция? (Композиция - расположение на поверхности бумаги изображаемого предмета.) - Определим размещение натюрморта на листе. Предметы не должны быть маленькими, но и не сильно большими. Нельзя рисовать больше натуральной величины. Проведём осевые линии (в соответствии с размером) Рисование тыквы - Какой из предметов самый большой? (тыква) - Какую форму напоминает тыква? (тыква напоминает круг.) Рисование яблока. - С какой стороны изобразим яблоко? (слева) - Какую форму напоминает яблоко? (Яблоко напоминает круг.) - Оно больше тыквы? Во сколько раз оно меньше тыквы? Рисование винограда - С какой стороны изобразим виноград? (справа) - Какую форму напоминает виноград? (треугольник) - Затем впишем ягоды винограда (овалы) в него ФИЗМИН - Кто запомнил, что мы будем рисовать? 5.Практическая работа (на доске) Показ рисования. Рисуют с натуры, оказывается индивидуальная помощь. Типичные ошибки: композиции, форм, изображаемых предметов Дети осуществляют самоконтроль в соответствии с планом, его регламент, особенностями рисования с натуры | Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция, планирование, коррекция), познавательные УУД (общеучебные - умение структуировать знания, моделирование,; логические – анализ, сравнение, синтез, обобщение), коммуникативные УУД (постановка вопросов, планирование сотрудничества с учителем, умение строить речевое высказывание) |
4.Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности. Задача: Воспитывать уважительное отношение к своему творчеству, так и к творчеству одноклассников; развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, умение сравнивать, анализировать | Словесные (беседа), метод взаимной проверки, методы стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание), методы закрепления и повторения изученного материала, методы проверки и оценки, методы контроля и самоконтроля, взаимоконтроля | Анализ работы и подведение итогов Организация выставки работ, их обсуждение по критериям Критерии: 1.Соответствие изображаемым предметам (форма) 2. Техника выполнения 3. Композиция 4.Плавность линий | Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция), познавательные УУД (общеучебные - умение структуировать знания, рефлексия,; логические – анализ, сравнение, синтез, обобщение), коммуникативные УУД (постановка вопросов, умение строить речевое высказывание) |
5.Рефлексия учебной деятельности. Задача этапа: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Словесные (беседа), методы закрепления и повторения изученного материала, методы контроля и самоконтроля | - Ребята, вот и закончился наш урок. - Кем мы были на уроке? Какой вы были мастер? Что мы рисовали? Смогли ли вы научиться рисовать натюрморт с натуры? - Сегодня на уроке вы все были художниками, старались проявить свое мастерство. Молодцы! - Выразите своё отношение к проделанной работе: Если на уроке правильно отвечали, а также в рисунке соблюдена композиция, размер изображаемого, то улыбнитесь друг другу и погладьте себя по голове Если на уроке правильно отвечали, но затрудняетесь в соблюдении композиции, размере изображаемого, то улыбнитесь друг другу Если на уроке вы не правильно отвечали, а также в рисунке не соблюдена композиция, размер изображаемого, то сделайте серьёзное выражение лица - Спасибо за урок, до свидания. | Подвели итог урока, оценили свою деятельность Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |