Организационно-мотивационный -Речевая разминка | -Доброе утро, ребята. -Меня зовут Яна Александровна, и сегодня я буду с вами сотрудничать. -Наш урок мне бы хотелось начать словами: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело - только мука…» -Я желаю вам сегодня согласия, понимания и дружной работы. -Проведем небольшую разминку. Прочитайте на слайде. -Осип орет, Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, а Архип осип. -Что вы прочитали? -Докажите, что это скороговорка. -Прочитайте ее с недоумением, насмешкой. -Мы знаем, что это жанр устного народного творчества. -Что хотел сказать народ этой скороговоркой? Что высмеивается в ней? -Как вы считаете, а в нашем классе бывают такие ситуации? Что мы можем сделать, чтобы они не возникали? | -приветствуют учителя -слушают учителя
-скороговорку -Трудности при произношении звуков арх , ох -Неумение слушать друг друга
-Прислушиваться друг к другу, с уважением относиться к мнению одноклассников | К: совершенствование умения логично выстраивать свой ответ П:совершенствование умения выразительно читать |
Актуализация знаний | -В каких еще литературных жанрах высмеиваются недостатки людей, их поступки? -А чтобы повторить, что такое басня, я предлагаю поработать в парах. -У вас на столах лежат карточки с определением басни, но вот незадача, некоторые слова из этого определения потерялись. Вам нужно восстановить этот текст. -Прочитайте 1 предложение. -Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив прямой обиды человеку, все же сказать ему правду в глаза. Хотя перед нами предстают звери, птицы, мы всегда понимаем, что речь идет о людях. Строение басни такого: сначала идет повествование, а потом мораль, она может быть в начале или в конце. -Зачитайте 2 предложение. -А что такое порок? Подберите синонимы к этому слову. -Зачитайте 3 предложение. -Что такое мораль, как вы понимаете? -А как называют автора басни? -Каких баснописцев вы знаете? -Первым баснописцем был Эзоп - древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э. | -В баснях -Басня - это короткий нравоучительный рассказ, главные герои – животные, подразумеваются люди. -В баснях высмеиваются пороки людей. -Недостатки, отрицательные черты характера -Басня содержит нравоучение-мораль -Нравоучение, нравственный вывод, основной смысл басни -баснописец - Эзоп, Лафонтен, Крылов, Измайлов, Толстой, Михалков | П: актуализация понятия басня К:совершенствование умения логично выстраивать свой ответ Совершенствование умения работать в парах |
Постановка темы и цели | -Сегодня мы будем изучать произведение известного русского писателя, который в молодости называл себя Нави Волырк. Внимание, вопрос! Кто этот писатель? -У меня есть волшебные строки баснописца. Определите, из какой они: -Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на слона! -Да только воз и ныне там… -Деревья таки я ломать могу, но не согнул ни одного в дугу! -Слона- то я и не заметил -Но это еще не всё. Есть схема, используя эту схему, определите название произведения, с которым мы будем сегодня работать. а | о | р | ц | в | о | и | у | н | с | и | а | к | л | и | -Итак, автор известен, произведение известно, сформулируйте тему урока. -Какова же будет наша цель? Что мы сегодня будем его исследовать? -Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней! Кто не слыхал его живого слова, Кто в жизни с басней не встретился своей. -А как мы можем увековечить память писателя? Его вклад в русскую поэзию? -Слышали, что иногда называют улицы в честь писателей, делают им памятники. -Сегодня на уроке попробуем с вами создать виртуальный памятник И.А.Крылову. -Найдите портрет И.А.среди портретов других баснописцев. (на слайде представлены портреты баснописцев) -Верно. Глядя на портрет, что мы можем о нем сказать? Каким он был? -Он был весельчаком, шутником, знал много анекдотов и за это его все любили. | -Иван Крылов «Слон и моська» «Лебедь, рак и щука» «Трудолюбивый медведь» «Любопытный» -«Ворона и лисица» -Ворона и Лисица. И.А.Крылов -исследовать новую басню, узнаем о писателе, понять, какой порок высмеивается -выучить его басни, -серьезным, проницательным, можно сказать, что он видит каждого человека и поэтому умеет высмеивать его пороки | П:совершенствование умения анализировать Р:совершенствование умения совместно с учителем ставить тему и цель урока |
ОНЗ Первичный синтез | -Посмотрите на слайд. Здесь вы видите только фундамент нашего памятника. А далее, выполняя разные задания, мы создадим сам памятник. Но прежде, чем выполнять задания, нам нужно познакомиться с произведением. -Послушайте басню - аудиозапись и ответьте на вопрос: какие герои есть в этой басне? -Какие герои в басне? -Я предлагаю поработать по басне, и первое задание будем выполнять в группах. Вы, ребята – первая группа, вы – вторая, вы - третья. Для начала вспомним правила работы в группах (на слайде представлены) (ответственного) -первая группа – вы будете биографами. Я приготовила вам статью о писателе, предлагаю вам заполнить паспорт писателя. -вторая группа, вы – исследователи, в басне встретились непонятные слова. Вам нужно найти их значение, пользуясь словарем. -третья группа – литературоведы. Вы в тексте найдете художественные средства выразительности и запишите их на лист. Для работы я выделяю вам 3 минуты. -И так, группа биографов, представьте свои результаты. -Исследователи, оцените работу биографов. -И так, у нас появляется Иван Андреевич Крылов. -Вторая группа – исследователи, представьте свои результаты.
-Совпали их мнения с эталоном? -Биографы, дайте оценку работы исследователей. -Пожалуйста, литературоведы, у вас было самое сложное задание.
-Зачем автор их использует?
-А какое отношение? -Спасибо, вы очень хорошо поработали. Вторая и третья группа помогли нам, и наш памятник перестал быть безымянным. -Теперь я предлагаю вернуться к нашей басне. -Как автор относится к Вороне? -Какие слова помогают нам в этом убедиться? Прочитаем их. - Проследите по тексту, какие глаголы использует Крылов, описывая действия Вороны?
-Что можно о ней сказать? Какая она?
-Какой представляет автор Лисицу? Прочитайте из текста.
-Каким голосом, с какой интонацией должна она говорить? - Что она придумала, чтобы выманить сыр? - Как она хвалила Ворону? Что ей говорила?
- Была ли эта похвала заслуженной? - Как понимаете значение «с Вороны глаз не сводит»? -ВО ВСЁ ГОРЛО ВЕРТИТ ХВОСТОМ НА ЦЫПОЧКАХ БЫЛА ТАКОВА ДЫХАНЬЕ СПЁРЛО
- Какова мораль этой басни? Прочитайте хором. Как вы понимаете смысл?
-Как нужно читать мораль?
-Попробуй прочитать,…… -Какой порок высмеивается в этой басне? -Какие пороки вы еще знаете? -Сделаем вывод, какими были наши герои? -И так, какой же была Ворона? -Лисица? | -слушают -Ворона и Лисица -1 ученик читает со слайда -представляют -оценивают -выходят и рассказывают значения слов: Гнусный - внушающий отвращение, омерзительный Не впрок - не на пользу Пленил - покорить чем-либо, очаровать Вещуньина- предсказательница Зоб - у птиц и насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается пища -да -оценивают -зачитывают всё, что нашли в тексте. (сыр пленил – олицетворение; Плутовка – метафора; …… -чтобы показать свое отношение -к Вороне- с насмешкой, а к Лисице – с коварством -с насмешкой -взгромоздясь, …. -ВЗГРОМОЗДИЛАСЬ СОБРАЛАСЬ ПРИЗАДУМАЛАСЬ ДЕРЖАЛА ВСКРУЖИЛАСЬ КАРКНУЛА - ворона оказалась глупой и хвастливой -плутовка, вертит хвостом, говорит сладко, чуть дыша -хитро, протяжно -сказать Вороне приятные слова - «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица» -нет -смотрит пристально, не отрываясь - каркнула очень громко - хитрит, лукавит, заискивает - Подходит тихо, осторожно -Исчезла, скрылась -Трудно дышать -Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок -интонацией выделять каждое слово, потому что все слова в ней важны -лесть - ложь,…. -глупой, доверчивой, наивная, любит лесть, нерасторопная -Плутовка, хитрая, лживая, льстивая, коварная, неискренняя | К:совершенствование умения логически выстраивать свой ответ совершенствование умения работать в группе П:совершенствование умения работать со словарем, статьей, учебником Совершенствование умения анализировать текст и находить в нем художественно-выразительные средства |