Конструирование макетов и моделей технических объектов путем складывания бумаги
Конструирование макетов и моделей технических объектов путем складывания бумаги
Учащиеся знакомятся с закономерностями формообразования складыванием по прямой линии (прямоскладчатые изделия) и по кривой линии (кривоскладчатые изделия), учатся обращаться с бумагой, сравнивать бумагу с другими знакомыми материалами (по прочности, обработке, назначению и т.д.), вырабатывают умение «читать» схематический рисунок и собирать изделие с его помощью, расширяют политехнический кругозор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конструирование макетов и моделей технических объектов путем складывания бумаги»
Конструирование макетов и моделей технических объектов путем складывания бумаги
Цели. Знакомство с закономерностями формообразования складыванием по прямой линии (прямоскладчатые изделия) и по кривой линии (кривоскладчатые изделия).
Научить обращаться с бумагой, сравнивать бумагу с другими знакомыми материалами (по прочности, обработке, назначению и т.д.).
Знакомство с разметкой листа бумаги, повторение обозначения вспомогательных линий, линий отреза; разметка линий сгиба и их проработка гладилкой.
Выработка умения «читать» схематический рисунок и сборка изделия с его помощью.
Расширение политехнического кругозора.
Знакомство с назначением кораблей различных типов, их устройством.
Развитие наблюдательности, конструкторского и творческого мышления, инициативы и самостоятельности.
Овладение правильными приемами работы, контроля, обнаружения и исправления недостатков, окончательной отделки изделия.
Выработка аккуратности, точности, внимательности, умения экономить материалы и время.
Овладение основами техники безопасности.
Занятие 1 (2 часа).
Конструирование из бумаги прямоскладчатых изделий практического характера:
- головных уборов,
- приспособлений для хранения мелких и сыпучих материалов, стаканчика для воды,
- различных игрушек.
Занятие 2 (2 часа).
Знакомство с кораблями различных типов и их устройством.
Конструирование из бумаги плавающих моделей типа катамарана, парусной шлюпки (на этой же основе можно показать изготовление домика), парохода и т.п.
Занятие 3 (2 часа).
Самостоятельное изготовление прямоскладчатого изделия по схематическому рисунку (например, гоночного автомобиля).
Знакомство с кривоскладчатыми изделиями и их изготовление (например, рыба скат, змея, ящерица и другие).
Занятие 1
Конструирование из бумаги прямоскладчатых изделий практического характера
- Сегодня мы с вами немного поиграем. Тому из детей кто правильно и быстрее других выполнит задание, ответит на вопросы, отгадает загадку, я буду давать отличительный знак – красный кружок. В конце занятия каждый из детей подсчитает количество своих кружков, и мы узнаем, кто у нас победитель. Отгадайте загадку: «Работать примется одна – другая ей тотчас поможет, и даже вымыться одна без помощи другой не может». (Рука).
- Если хотите, чтобы руки помогли вам сделать работу или выполнить задание, и не просто сделать, а хорошо сделать, то руки обязательно должны быть чистыми, и работа получится аккуратной. А еще не забывайте про порядок на своем столе, и рукам будет легче найти все необходимое.
- Поднимите ладошки, я посмотрю, кто не забыл вымыть руки.
- А теперь можно и за работу.
2. Повторение.
А). Повторить виды бумаги (изучали в теме «Аппликация»).
Можно использовать матрешку из картона с множеством фартучков из различных видов бумаги.
- Вспомните, какие виды бумаг знаете.
- С какими видами бумаг мы чаще всего встречаемся на уроках? (Картон, тетрадная, цветная, альбомная, промокательная и т.д.).
- Сравните листы бумаги по толщине и выберите самую толстую. Как она называется? (Картон).
- Где применяется?
- Сравните бумагу на просвет, найдите самую прозрачную. Как она называется? (Калька).
- Для чего используют?
- Какая бумага легко впитывает в себя клей, воду? (Промокательная).
Ее удобно использовать при наклеивании бумаги (аппликации) для удаления излишков клея.
- Для работы важно уметь выбрать нужную бумагу.
Например, папье-маше лучше делать из газетной, промокательной, типографической бумаги, т.к. эти виды хорошо склеиваются и мало коробятся.
Для аппликации используют цветную, тисненую, обойную и т.д. Объемные игрушки хорошо получаются из плотной бумаги: бархатной, рисовальной, ватмана.
Для складывания используют писчую бумагу (из нее делают тетради, конверты, блокноты). Она достаточно прочна и хорошо сохраняет форму после сгибания.
Б). Повторить свойства бумаги.
а) Какие свойства бумаги знаете? Как мы их используем при изготовлении поделок? (Легко рвется, сгибается, скручивается, режется, горит, намокает, склеивается различными клеями, сминается и т.д.)
б) Игра типа «Узнай, не глядя, какая бумага и назови ее свойства». В конверте лежат кусочки бумаги различных видов. Ученик, с закрытыми глазами, достает любой из них и старается догадаться, что это за бумага и каковы ее свойства. (Спросить 5-6 человек).
В). Повторить способы обработки бумаги.
Каждый материал имеет свою специфику обработки, например, из липкой глины лепят, из дерева вырезают, из прочного камня вырубают, используя специальные инструменты. Бумага (наряду с пластилином) – наиболее доступный, простой и легко обрабатываемый материал. В процессе изготовления игрушек из бумаги и по мере их законченности они у детей «оживают», начинается игра с ними.
В основу обработки бумаги положены два приема: разрывание и сминание.
Разрывание:
а) разрезание ножницами (аппликация),
б) прокалывание шилом (динамическая игрушка),
в) вырезание дырки (дыроколом).
Сминание:
а) складывание (прямолинейное и криволинейное),
б) сгибание (цилиндрическое и коническое),
в) тиснение.
При складывании и сгибании образуется объемная поверхность – обратить на это внимание детей. Желательно показать наглядно все эти приемы.
3. Игра на развитие пространственного мышления (типа «Вообрази, что получится»).
Нарисована бумажная салфетка, свернутая вчетверо. Затем в ней сделали фигурный вырез. Как будет выглядеть салфетка, если ее развернуть?
Рисунок к этой игре:
4. Знакомство с новым материалом.
Сообщение темы и цели урока.
Рассказать об истории возникновения оригами, правилах и приемах складывания.
Искусство изготовления поделок из бумаги путем складывания возникло еще в древней Японии и называется оригами.
Для изготовления оригами следует уплотнить бумагу, склеив вместе два листа бумаги. С подготовленной таким образом бумагой легко и удобно работать. Здесь очень важно правильно подобрать цвета верхнего и нижнего листов, чтобы они хорошо сочетались друг с другом в готовой фигурке. (С подготовленной таким образом бумагой желательно работать во 2-ом, 3-ем кл., а в 1-ом – просто с одинарным листом). После завершения работы подклейте свободные кромки бумаги, что позволит надолго сохранить готовую фигурку.
В процессе изготовления детям важно представить последовательное преобразование плоского листа, раскрыть особенности формообразования. Когда лист бумаги используется для рисования или аппликации – это плоское изображение, которое можно рассматривать уже со всех сторон, которым можно играть, перемещая его в пространстве.
Правила:
- рассмотрите рисунок и вдумайтесь; не оставляйте работу до тех пор, пока не доведете ее до конца;
- линию сгиба на бумаге обязательно обработать гладилкой или линейкой (или ноготком) по размеченной линии, а на картоне – ножом, концом ножниц;
- ровно обрезать лист бумаги по прямой линии можно без ножниц с помощью линейки;
- если линию сгиба надо получить посередине листа, его складывают так, чтобы противоположные стороны и углы совпадали;
5. Соблюдение правил ТБ при выполнении работ.
Общая схема изготовления изделий из бумаги путем складывания:
в) складывание изделия (обязательно прогладить линии сгибы),
г) укрепление изделия.
Повторить линии чертежа:
- линия видимого контура,
- линия сгиба,
- направление сгиба,
- разрезать ножницами.
6. Практическая работа.
1). Изготовление квадратного листа бумаги.
- Для изготовления многих самоделок вам понадобятся листы, имеющие форму квадрата. Такой лист нетрудно получить и без помощи линейки:
Лучше использовать цветную бумагу, тогда самоделки будут наряднее.
2). Изготовление изделий путем последовательного складывания.
- Не только игрушки можно сделать из обыкновенного бумажного листа, но и полезные вещи – разнообразные шапки (укроют от дождя и солнца), коробочки и пакеты (для хранения мелких сыпучих предметов), стаканчик для воды, воронку и многое другое.
Изготовление головных уборов.
Рассмотрим на примере изготовления пилотки.
Изделие выполняют из половины газетного листа большого формата с помощью схематического рисунка и объяснений учителя.
Изготовление приспособлений для хранения мелких материалов.
Карточки-детали рисунка крепятся к доске с помощью магнитов. Один учащийся делает комментарии к рисунку (ко всем этапам работы).
- Ребята, закройте глаза и представьте, как вы будете выполнять работу. (Пока ученики думают, учитель на доске меняет местами карточки.)
- Представили? Откройте глаза. Пока вы думали, с нашей таблицей что-то случилось, все перепуталось. (Один учащийся исправляет у доски, а остальные проверяют).
- Какое правило, мы ещё забыли повторить? (Обязательно прогладить все сгибы).
- Прежде чем начать работу, проверьте, все ли необходимые материа-лы и инструменты есть у вас на столе. Разложите их удобно для работы и приступите к изготовлению кармашка.
3. Самостоятельное изготовление кармашка.
Украсить свой кармашек можно так, как это показано на доске, или придумать свое украшение.
4. Укрепление изделия.
Учащиеся придумывают самостоятельно по собственному замыслу.
5. Оценка работ.
Технологию изготовления ребята узнают самостоятельно по схемати-ческому рисунку, затем повторяют в уме и закрепляют в процессе нового анализа рисунка. Динамическое наглядное пособие дает возможность тренировать память и внимание учеников. Развитию творческой фантазии, смекалки, инициативы учащихся способствует вариантность работ и свобода выбора.
Изготовление стаканчика для воды.
Работа выполняется по схематическому рисунку и объяснениям учителя.
Изготовление коробочки.
Выполняют самостоятельно по схематическому рисунку на доске или используя пособие «Дидактический материал по трудовому обучению» для 2-ого класса четырехлетней начальной школы.
Изготовление рамочки.
Выполняют изделие по образцу и комментариям учащихся.
Можно использовать для фотографии, открытки, рисунка, или в качестве подарка.
Обязательно рассмотреть способы укрепления рамки и изготовление подставки для нее.
Изготовление игрушки из бумаги.
Выполняется работа на выбор учителя.
Примечание. Все изделия подобраны для изготовления на занятии с учетом их наибольшей практической значимости и доступности для учащихся.
6). Подвести итоги.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
7). Домашнее задание.
Вспомнить, что знают о кораблях и найти их рисунки.
Занятие 2
Конструирование прямоскладчатых изделий из бумаги
(плавающие модели)
Цели.
Познакомить с закономерностями формообразования складыванием по прямой линии.
Выработать умение «читать» схематический рисунок, повторить порядок планирования трудовых действий по схематическому рисунку.
Самостоятельное сгибание, складывание изделий по схематическому рисунку на доске, отделка изделия.
Познакомить с назначением кораблей различных типов, их устройством.
Сообщить первоначальные практические сведения об устойчивости и плавучести судов.
Проверить умение самостоятельно соблюдать правила работы на рабочем месте и экономить время и материалы.
Овладеть правильными приемами работы, контроля, обнаружения и исправления недостатков, окончательной отделки изделия.
Материалы и инструменты:
листы тетрадной и цветной бумаги, цветные карандаши, демонстрационный материал к беседе «о кораблях», вазелин, игра «Танграм», «Дидактический материал по трудовому обучению в 1-ом классе».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение.
а) Повторить линии чертежа, условные обозначения, порядок выполнения трудовых действий по схематическому рисунку.
б) Повторить правила работы на рабочем месте, в коллективе; обратить особое внимание на аккуратность, точность работы, экономия материалов, порядок на рабочем месте.
3. Знакомство с кораблями различных типов и их устройством (опираясь на демонстрационный материал: рисунки, карточки-шаблоны судов и т.д.)
- Сегодня мы продолжим складывание изделий из бумаги.
Кроме тех изделий, что могут пригодиться нам в повседневной жизни, люди, особенно дети, любят делать игрушки. И первая такая игрушка - обыкновенный бумажный кораблик. Вот и мы сейчас будем конструировать различные плавающие модели: катамаран, парусник, пароходик и т.д.
Учитель может рассказать, что наша страна – могучая морская и речная держава. Суда есть гражданские, пассажирские, грузовые, спортивные, исследовательские, спасательные, буксирные, ледокольные и др. Издавна люди строят военные корабли: линкоры, крейсера, катера и другие.
Познакомить с назначением, названием, устройством кораблей различных типов. Объяснить учащимся названия различных частей корабля: корпус, нос, корма, борт, палуба, мачта, парус, подводные крылья, ватерлиния. Названия учитель выписывает на доске.
- Известно, что одни предметы тонут в воде, а другие не тонут.
«Что плавает? Что не тонет?»
Как заметим – металлы тонут. Почему же не тонут стальные корабли? Металлу можно придумать такую форму, что он будет не только плавать, но и перевозить много предметов, которые тонут в воде.
Сообщить первоначальные практические сведения об устойчивости и плавучести судов. Устойчивость – способность корабля сохранить правильное положение на воде.
4. Практическая работа.
«Волшебный кораблик» (изготовление катамарана и парусной шлюпки).
- Как получить его из листа прямоугольной формы? Покажите.
Работа по схематическому рисунку на доске. Один учащийся объясняет.
Изготовление катамарана (с комментарием).
Анализ работы.
Превращение катамарана в парусную шлюпку всего одним движением (по рисунку – самостоятельно).
«Фермерский домик».
Он имеет одну основу с катамараном (показать образец).
- Как он сделан? Кто догадается?
Домик можно изготовить:
- на уроке самостоятельно и оформить по своему желанию;
- дома или на занятиях кружка;
- как коллективную композицию нескольких учащихся (с домиком, озером, лесом, где есть лебеди, собаки, зайцы и т.п., но обязательно изготовленные в технике оригами) – это коллективная творческая работа.
Задание на логическое мышление.
Вот ещё один домик (показать рисунок). Сколько треугольников в этом домике? (9). Нарисуйте его, не отрывая карандаша от бумаги.
«Лодочка».
Изготовление лодки с помощью схематического рисунка в «Дидактическом материале по трудовому обучению в 1 классе», стр.76.
Можно сделать ее из фольги и без паруса (см. пункт «Реактивный катер»).
Сначала разбирают и «читают» рисунок, затем работают самостоятельно.
После анализа образца учитель выписывает на доске названия всех деталей (корпус, мачта, парус).
Дно можно немного раздвинуть. Для устойчивости в лодку можно насыпать немного песка, положить пластилин.
«Двухтрубный пароходик».
Загадка.
Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!
(Пароход).
Примечание.
Модели выбираются на усмотрение учителя.
5. Анализ и оценка моделей, изготовленных на уроке.
Демонстрация корабликов на воде (неглубокий сосуд с водой).
Отметить недостатки, хорошую устойчивость моделей.
Обратить внимание, что, когда парус стоит прямо, кораблик должен плыть по прямой линии. Если он отклоняется от этого направления, нужно изогнуть немного руль и выправить начальный курс корабля. В дальнейшем для установки необходимо повернуть парус.
- Опущенная на воду бумажная лодка быстро размокает. Подумайте, что сделать, чтобы она не намокала? (Смазать вазелином, жиром, тогда бумага становится водонепроницаемой).
- Почему утки и гуси не намокают в воде? (Говорят: «Вышел сухой как гусь из воды», «Как с гуся вода», «Мокрая курица»).
6. Игра «Танграм».
Малышам особенно нравится, когда рисунки сопровождаются стихами, например: «Веселый гусь»
Я веселый белый гусь,
Ничего я не боюсь.
Но вчера упал я с кочки,
Разлетелся на кусочки.
Собирал меня енот –
Получился пароход!
Помогите, помогите!
Из кусков меня сложите!
Дополнительно можно использовать карточки с фигурами-силуэтами (нерасчлененными) для индивидуальной работы. Фигуры подбирать согласно теме урока (пароходы, лодки, якоря и т.п.)
7. «Реактивный катер».
Маленький катер надо сделать из алюминиевой фольги (в нее завертывают шоколад). Корму катера лучше сделать вогнутой, чтобы туда можно было вставить кусочек камфары. Если кусочек камфары положить на воду, то частички ее начнут отделяться с большой быстротой. А это как раз и годится для реактивного двигателя! Нужно только устроить так, чтобы частички могли выходить в одну сторону. Первый катер поставили на воду – и цель достигнута. Частички камфары будут выходить с большой быстротой только в одной сторону (противоположную движению катера) и толкать катер вперед. Он долго безостановочно будет бегать по поверхности воды в тазу или в ванне.