II. | Актуализация знаний | А сейчас давайте сделаем рекламу нашего урока. -Каким вы видите сегодняшний наш урок? Прочитайте слова и выберите те глаголы, которые помогут нам быть успешными на уроке (читать, слушать, бегать, драться, ругаться, понимать, объяснять, писать, думать, фантазировать, спать) -Молодцы! А сейчас мы с вами разгадаем кроссворд. Ключевое слово которого будет тема нашего урока. Задание: я буду задавать загадки, а вы должны отгадать и записать отгадку в соответствующее поле. Загадки: 1.Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява Кто любит щи- Меня в них ищи. (капуста) 2.Стоят в поле сестрички: Желтый глазок-белые реснички. (ромашка) 3. Он играет с нами в прятки, Прячется в сырой земле. И еду- свои запасы Он хранит в большой норе. (суслик) 4. Маленький и горький, луку брат. (чеснок) 5. «Ух, ух, ух, какая ночь! Разбегайтесь мыши прочь! Вижу, слышу в темноте- Пища бегает везде!» (сова) 6. На болоте уродилась, В мягкой травке притаилась. Желтенькая брошка- Ягодка…..(морошка) 7. Два конца, Два кольца, Посередине гвоздик. (ножницы) Кроссворд: | | к | а | п | у | с | т | а | р | о | м | а | ш | к | а | | с | у | с | л | и | к | | | ч | е | с | н | о | к | | с | о | в | а | м | о | р | о | ш | к | а | | | н | о | ж | н | и | ц | ы | й | | Какое ключевое слово получилось? Ключевое слово: Ушинский -Молодцы! А как вы думаете, кто такой Ушинский? (детский писатель) | Отвечают на вопрос, выбирают слова (слушать, объяснять, думать, писать, читать)
Отгадывают загадки.
Называют ключевое слово. Высказывают свои предположения |
Презентация, слайд№1. |
III. | Основной этап | Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним детским писателем и выдающимся педагогом К. Д. Ушинским. Константин Дмитриевич Ушинский(1824-1870гг.). Константин Дмитриевич Ушинский родился в 1824году в Туле в семье отставного офицера, мелкопоместного дворянина. Детство он провел на Украине, в маленьком городке Новгород - Северске и учился в тамошней гимназии. После гимназии Ушинский учился в Московском университете. окончив университет, стал учителем. Сначала он работал в Ярославле, потом его назначили преподавать русскую словесность- так тогда называли уроки русского языка и литературы- в Гатчинский сиротский институт, в котором жили и учились дети-сироты. Когда Ушинский начал преподавал в Гатчинском институте, то обнаружил, что его ученики и ученицы очень плохо знают все предметы. То же самое он увидел и в Смольном институте благородных девиц, куда его перевели потом, где воспитывались дочери дворян. Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им было действительно трудно. Учебники были скучные и непонятные, и ребятам, чтобы не получить плохой отметки, приходилось затверживать их наизусть. Ушинский составил 2 учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир». В этих учебниках было все понятно и очень интересно. В своих книгах Ушинский поместил сказки- некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал, а некоторые придумал сам. Константин Дмитриевич сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни: о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях- об их занятиях и играх. Книги Ушинского открывали детям большие и маленькие тайны огромного мира. А самое главное- они открывали самую большую тайну: в чем радость и счастье человека. Константин Дмитриевич Ушинский простудился и умел в Одессе (остановился на лечении) в 1870 году 22 декабря. Сегодня мы познакомимся с одним жанром литературы, который написал К. Д. Ушинский. А с каким именно, вы узнаете, если разгадаете ключевое слово кроссворда. Задание: я буду зачитывать разные произведения фольклора, а вы должны отгадать, как оно называется. Вопросы:1. Белые бараны били в барабаны. (скороговорка) 2. Что не сеяно родится? (загадка- трава) 3.Делу - время, а потехе - час.(пословица) 4. Трынцы, брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы Дили, дили, дили, дон Выходи скорее вон! (считалка) 5. Котя- моет глазки, Котя- моет ушки, Котя- выгнул спинку, Котя –по-тя-гушки! (пестушка) 6. Деньги не пахнут. (поговорка) 7. Дождик, дождик, Не дожди! Дождик, дождик, Подожди! Дай дойти до дому Дедушке седому! (закличка) Кроссворд: | | с | к | о | р | о | г | о | в | о | р | к | а | | з | а | г | а | д | к | а | | | | | | п | о | с | л | о | в | и | ц | а | | | | | с | ч | и | т | а | л | к | а | | | п | е | с | т | у | ш | к | а | | | | п | о | г | о | в | о | р | к | а | | | | з | а | к | л | и | ч | к | а |
Какое получилось ключевое слово? Ключевое слово: рассказ Молодцы! Физминутка: Встанем, дети, (Встали.) Скажем тихо: Раз, два, три, четыре, пять. — (Шагаем.) Приподнялись, (Поднялись на носочках.) Чуть присели (Приседаем.) И соседа не задели, (Садимся.) А теперь придется встать, (Встали, потянулись.) Тихо сесть (Ровненько сели.) И отвечать. Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом К.Д.Ушинского «Бодливая корова». -Ребята, а что такое «рассказ»? Рассказ или новелла- основной жанр малой повествовательной прозы. -Открываем учебники. Читать рассказ мы будем по 4 предложения. Я начну, а кто-то продолжит. Внимательно следим за чтением текста. Рассказ «Бодливая корова» Была у нас корова да такая характерная, бодливая, что беда! Может быть, потому и молока у неё было мало. Помучились с ней и мать, и сёстры. Бывало, прогонят в стадо, а она или домой в полдень придёт, или в житах очутиться, — иди выручай!.....
А сейчас вы выполните задание к прочитанному рассказу. Вам необходимо найти и зачитать в тексте те предложения, которые являются ответами на следующие вопросы: Найдите в тексте, какая была корова? (Была у нас корова, да такая характерная, бодливая, что беда! А какая была увертливая да прыткая!) Как зовут девочку в рассказе К.Д.Ушинского «Бодливая корова»? (Девочку зовут Феня) Кто такой Серко в рассказе Ушинского «Бодливая корова»? (Серко-собака) Найдите в тексте описание волка. (Шея неповоротливая, хвост палкой, морда понурая и глаза блестят). Чему обрадовался отец в конце рассказа? (Порадовался тогда отец, что не отпилил корове рогов). Что сделала Феня с испуга, когда увидела волка? (Феня вскочила, прижалась к вербе, обхватило дерево обеими руками). Что сделала корова с Феней и теленком? (Корова их обоих задом к дереву прижала). Правильно ли поступил казак, когда увидел происходящее? Почему? Найдите описание действий коровы, когда она «сражалась» с волком? (Корова прижала Феню и теленка задом к дереву, голову наклонила, ревет, передними копытами землю роет, а рога-то прямо волку выставила). Что произошло с волком, когда он увидел, что люди бегут. (Как увидел волк, что люди бегут, унялся, огрызнулся еще раз, два, завыл, да и в лозняк.) Что кричала девочка, когда звала на помощь? (-Ратуйте, кто в бога вируе, ратуйте!) Сколько лет Фени? (девочке 12 лет) Что делала девочка, когда пригнала на бережок корову и телю? (Села под вербой и стала плести венок из васильков, и песенку поет). -Молодцы! | Слушают сведения о К.Д.Ушинским Отгадывают и записывают ответ в соответствующее поле. Называют ключевое слово. Выполняют движения за учителем Отвечают на поставленный вопрос. Читают по цепочке (по 4 предложения) Устно отвечают на поставленные вопросы, используя текст рассказа |
Презентация, слайд №2-3. |