Просмотр содержимого документа
«Консрект урока окружающего мира в 4 классе»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.
УРОК «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?»
Цели и задачи урока
Цели по линиям развития личности ученика.
ЛИНИЯ 1. Овладение картиной мира: объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.
ЛИНИЯ 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру:
-довести до сознания ребят мысль о том, что общество основано на взаимосвязи интересов, взаимозависимости людей;
-объяснить, что такое конфликт людей, истоки и способы выхода из конфликтных ситуаций.
- учиться предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.
- воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
- формирование социально одобряемых форм поведения.
Оборудование:
презентация «Что такое общество»;
таблички: ОБЩЕСТВО, КОНФЛИКТ, КОМПРОМИСС, СОТРУДНИЧЕСТВО, УГРОЗЫ, НАСИЛИЕ, ГРУБОСТЬ, УНИЖЕНИЕ,УХОД ОТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ,РАЗРЫВ ОТНОШЕНИЙ,ЮМОР, УСТУПКА, КОМПРОМИСС.
Запись песни «Дружба»
Памятки.
План урока.
I. Постановка проблемы: что такое общество?
II. Версии детей, актуализация знаний.
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. Общество.
2. Конфликты.
IV. Задания на применение знаний.
V. Итоги урока.
VI. Домашнее задание.
Ход урока I Проверка домашнего задания (вопросы на экране)
- Как узнать внутренний мир человека?
- Назовите врождённые признаки человека?
- А какие приобретённые вы знаете?
- Расскажите о положительных эмоциях?
- Что вы знаете об отрицательных эмоциях?
- Что такое в вашем понимании устойчивые чувства?
- А характер? Это что такое?
II. Постановка проблемы.
1. ОБЩЕСТВО
Откройте учебник на стр. 28
-Прочитайте вопрос ( Вспомни, что ты знаешь о значении слова «общество»?)
Вспомните из курса «Мое Отечество», как можно назвать всех жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история и культура?
Ученики: Общество.
На слайде запись: «Общество - так можно назвать всех жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история и культура».
- Давайте прочитаем диалог Илюши и папы.
- Давайте поможем Илюше разобраться. Чем по вашему мнению отличаются «Общество охотников» и «Общество защиты животных»?
Слайд : «Дети и взрослые, вступайте в общество охраны природы!».
Учитель: Как вы думаете, можно ли утверждать, что все жители страны состоят в «Обществе охраны природы»?
Ученики: Нет, это только призыв к этому, значит, только часть жителей состоит в «Обществе охраны природы».
Слайд добавляет фразу: «Общество может включать не всех жителей одной страны».
Учитель: Посмотрите, какое вы заметили противоречие?
Ученики: Общество - это все жители страны, но и в то же время - не все.
Учитель: Какой возникает вопрос?
Ученики: Что такое общество?
- Так что же такое Общество? Давайте обратимся к словарю на стр.121
ОБЩЕСТВО—так можно назвать людей, у которых есть общие интересы.
II . Версии детей, актуализация знаний.
Рассмотрите рисунки на с. 28 (внизу страницы) и ответьте на вопросы:
Что объединяет людей на втором рисунке? (Им нравится команда ЦСКА.) Их можно назвать «спортивное общество команды ЦСКА»? (Да.)
Что объединяет людей на третьем рисунке? (Им нравится команда «Спартак».) Их можно назвать «спортивное общество команды "Спартак"»? (Да.)
Что вы видите на первом рисунке? (Те же люди, которые болели за разные команды, вместе болеют за сборную России.) Что их объединяет? (То, что они жители одной страны, болеют за свою команду - российскую.) Они являются представителями российского общества? (Да.)
Так что же объединяет людей в общество? Почему мы можем назвать различные объединения людей «обществом»?
Ученики высказывают свои мнения. Возможно, среди них встретятся и такие:
обществом можно назвать людей, которые вместе что-то делают;
обществом можно назвать людей, которым вместе интересно;
общество объединяет людей, которым есть о чем пообщаться, и т.д.
Предположения необходимо выслушать, как верные, так и неверные, но не комментировать.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
-Проверим предположения ,воспользуемся текстом фрагмента «Что объединяет людей в обществе?» (стр. 29 , первый абзац) Текст читаем вслух. Как только прозвучит фраза из текста, это подтвердит высказывания детей.
Вывод, что все группы людей, у которых есть общие интересы, можно назвать обществом.
Задание на применение знаний:
- Давайте прочитаем второй абзац.
Учитель:А какие общества знаете вы? Подумайте, посмотрите друг на друга, вспомните, может и вы состоите в разных обществах?(художественная школа, спортивные секции, кружок танцев, класс, семья и т.д. Слайд: сохранение памятников мировой культуры; защита границ своего государства; сохранение редких видов птиц, животных; восстановление чистоты рек и озер; сохранение мира на планете; развитие отечественной науки, медицины, образования, культуры; строительство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различных спортивных соревнованиях.
У каждого общества свои интересы. Правильная расстановка: СЛАЙД
Спортивное общество: строительство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различных спортивных соревнованиях.
Общество охраны природы: сохранение редких видов птиц, животных; восстановление чистоты рек и озер.
Россияне: защита границ своего государства; развитие отечественной науки, медицины, образования, культуры и т.д.
Человечество: сохранение памятников мировой культуры; сохранение мира на планете.
ФИЗМИНУТКА (музыкальная)
2. КОНФЛИКТ.
Учитель: Какие общие интересы объединяют вас с одноклассниками? (Любознательность, интерес к занятиям и др.)
Можно сказать, что вы общество? (Да.)
- Скажите всегда ли желания и интересы ваши совпадают?
Найдите на с. 30 учебника, как называется ситуация, когда желания людей не совпадают. (Ориентируясь на выделенные слова, дети называют: «конфликт».)
Учитель: СЛАЙД Так что же такое конфликт? (Это столкновение интересов в обществе.)
А теперь давайте рассмотрим такие ситуации
Ситуация №1
Петя и Коля решали одно и то же математическое выражение. У них получились разные ответы.
-У меня правильный ответ!- сказал Петя.
- Нет, правильный ответ у меня. Ты всегда решаешь неверно! – ответил Коля.
Петя соскочил со своего места и ударил одноклассника
Как можно было избежать конфликта между одноклассниками?
Ситуация №2
На перемене Вася бежал по коридору и нечаянно толкнул Женю. Женя догнал Васю и сильно ударил его. Между мальчиками завязалась драка.
Как можно было избежать конфликта между мальчиками?
Ситуация №4
На уроке Семён не слушал учителя, а играл в игры на сотовом телефоне. Учитель несколько раз делала замечания, а потом забрала телефон и сказала:
«Отдам твоим родителям!». Ученик, оскорбив учителя и класс, выскочил из кабинета, хлопнув дверью. Урок был сорван.
Как можно было избежать конфликта между учеником и учителем?
Вывод: конфликт лучше предупредить, не дать ему начаться. А уж если он начался, то спорщики должны постараться договориться между собой, пойти на взаимные уступки – КОМПРОМИСС.
Разрешение конфликта (на доске)
Юмор
Уступка
Компромисс
Сотрудничество
Угрозы, насилие
Грубость, унижение
Уход от решения проблемы
Разрыв отношений
- Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки, предания, былины на эту тему. Послушайте русскую народную сказку “Два козлика” СЛАЙД
Два козлика.
Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой - чёрный. И до того упрямые были, ну никогда ни в чём друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козлики на узком мостике, переброшенном через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.
- Уступи мне дорогу, - сказал белый козлик.
- Вот ещё, какой важный барин, - ответил чёрный козлик.
- Пяться назад, я первый взошёл на мостик.
- Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?
- Ни за что! - кричал белый козлик.
Тут оба козлика, недолго думая, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.
- Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией?
- Как бы вы поступили на месте козликов?
Работа в рабочих тетрадях.
Откройте тетради на стр. 15
№ 1, 3
Итог урока - организационный.
Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
Ученики: Что такое общество?
Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы.
- А что такое конфликт?
СЛАЙД
Советы для всех:
Чаще улыбайтесь
Не забывайте о чувстве юмора
Критикуйте поступки, но не человека
Не унижайте, не оскорбляйте собеседника
Будьте хорошим слушателем
Будьте справедливы и терпимы к людям
Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах
Проявляйте выдержку
Не перебивай собеседника, дай ему высказаться
Не повышайте голоса.
А сейчас давайте споём вашу любимую песню «Дружба».
Домашнее задание. стр.28-31 Тетрадь с. 15-17
Придумай и нарисуй эмблему какого-нибудь общества (настоящего или вымышленного). Предложи друзьям догадаться, для какого общества ты «выполнял заказ».