Базовая технология: технология деятельностного подхода.
Ресурсы: - основные:Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.49-52, М. «Просвещение», 2008-2010г. Рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир»с.20-23, М. «Просвещение», 2012г.
Инструкционные карты, карты «учёных-исследователей», карточки для парной работы, карточки для рефлексии,
Столики с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов.– дополнительные: компьютер, проектор, презентация, карта, глобус, выставка книг, презентация, стаканы разной формы, бутылочки с водой, сок, ложки,
пипетки, самооценочные листы, фильм «Водная стихия».
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, технология, ИЗО, математика.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цели урока: закрепить осознание особой важности воды для всего живого на Земле; познакомить учащихся со старинными приспособлениями для водоснабжения; продолжить развитие навыков экспериментального исследования свойств веществ, формировать умения устанавливать причинно- следственные связи между явлениями природы; сформировать знания основных физических и химических свойств воды; воспитывать бережное отношение к воде, ее экономное расходование.
Задачи:
Предметные:
- узнать о значении воды для всего живого, физические свойства и химическое свойство воды, необходимость бережного использования воды.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
Коммуникативные УУД: - вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах; Личностные УУД: - формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные УУД:
) Ход урока
Этапы
Действия учителя
Действия учащихся
1.Мотивация учебной деятельности.
2. Актуализация ранее изученного
3. Постановка цели.
Без воздуха нет жизни на Земле.
А без чего еще не будет жизни на Земле?
Отгадайте ребус.
Игра «Окрась слово »
Обведи кружки цветом, который у вас ассоциируется со словом ВОДА.
Сегодня мы будем говорить о воде, ее значении и ее свойствах.
Перед вами слова аквариум
акваланг
аквапарк
Понятны ли вам эти слова? А какое отношение они имеют к нашему уроку?
Ответы детей
Вода
Работают на листах
(Приложение1)
Они связаны с водой.
4. Ознакомление с новым материалом.
«AQVA» в переводе с латинского вода. Как алфавит пишется с буквы А, так и жизнь на Земле начинается с воды. Вода самое распространенное вещество на планете. Повседневно используя воду,
Мы привыкли к ней, что считаем обыденным явлением, а между тем вода удивительна и уникальна. Она – чудо природы.
Где вы встречали воду в природе?
Какой только воды на Земле не бывает на свете. «Есть морская. речная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная, целебная, лечебная, талая, большая и малая, чистая и грязная, ну, в общем, разная.»
5. Постановка проблемы.
Работа по учебнику
с. 77-78.
Микроитог.
Вода в природе
Посмотрите на глобус. Я его раскручу, какого цвета больше?
Вода на Земле занимает большее пространство. Она находится в Земле, под Землей, на Земле.
Действительно, нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого.
Что нового вы узнали о воде?
А для чего нам нужна вода ? А как мы ее используем?
Роль воды в жизни человека.
Тело человека тоже состоит из воды. Это вода, которая отличается от обычной наличием различных веществ необходимых для организма.
В зависимости от климата в сутки человек может потреблять от 3 до 6л воды. При продолжительности жизни человека в 70 лет он потребляет 80 000л воды.
Так зачем же нам нужна вода?
Вода – это жизнь.
6.Физминутка для глаз.
Роль воды в жизни животных и растений.
Вода важна на Земле не только для человека, но и для растений.
Микроитог.
Вода нужна и животным.
Так зачем же нужна вода животным и растениям.
7.Физминутка.
Игра « Море волнуется раз…»
Фигура дельфина замри. Фигура моря замри.
8.Анализ проблемной ситуации.
Начинаем исследования.
А сейчас нам предстоит выяснить основные свойства воды.
Работа по листам (приложение 1)
Работа в парах и группах.
9.Решение проблемной
ситуации.
Выполните опыты.
Сделайте вывод. Запишите.
Дети выполняют опыты
(работа в парах).
Дети обсуждают выбирают свойства воды.
( работа в группах)
10.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.
Разбейтесь по группам и обведите правильный ответ.
( Приложение 1)
Ответы каждой группы.
11.Самопроверка.
12.Содержательная рефлексия.
Поднимите руки, кто обвел правильный ответ
Работа по учебнику с.78
Дети рассказывают о целебных свойствах воды.
Воды на Земле много она не только самая распространенная, но . самая важная жидкость на Земле.
Нет воды- нет жизни на Земле, есть вода – есть жизнь на Земле.Но над водой нависла угроза: ее надо охранять.
Рассказ ученика об охране воды.
АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА
№
п/п
Характеристика урока
Показатели
Оценка
Цель урока названа
Четкое формирование темы и целей урока. Постановка конкретных задач на всех этапах урока. Учащиеся сами формулируют тему уровневые цели урока.
2
Организованы действия учащихся по принятию цели урока
Учитель создал в начале урока ситуацию успеха был предложен план работы и организована ситуация.
2
Содержание учебного материала соответствует ТЦУ
Методы обучения обеспечили
а) мотивацию деятельности;
б) сотрудничество учителя и учащихся;
в) контроль и самоконтроль.
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса посредством группового задания, поощрения учащихся в ходе выполнения индивидуальной работы, установки причинно-следственных связей между поступками героев. Согласованность действий учителя и учащихся проявлялась при обсуждении ответов на задания проблемно-познавательного характера. Рефлексия дала возможность учителю проверить уровень усвоения материала каждым учеником, определить эффективность деятельности на уроке, а учащимся - осмыслить свои затруднения и успехи.
2
2
1
Методы обучения соответствуют:
а) СУМ;
б) ТЦУ
Использование ЭОР позволило организовать практическую работу в соответствии с уровнем способностей учащихся. Используемые методы обучения позволяют реализовать все цели урока.
2
Формы познавательной деятельности обеспечили:
а) сотрудничество учителя и учащихся;
б) включение каждого ученика в деятельность по достижению ТЦУ
В ходе урока использовалась фронтальная, индивидуальная, групповая и парная форма работы. Учитель оказывал помощь в ходе организации практической работы. Каждый ученик выполнил самостоятельную работу в основном в соответствии с уровнем развития способностей и уровнем притязаний.
2
1
Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с МО, СУМ, ТЦУ
Метод беседы предполагал фронтальную работу, парную и групповую уровневую работу, выполнение индивидуальных заданий - индивидуальную форму. В результате все учащиеся принимали участие в уроке. Ученики успешно освоили содержание материала.
2
Уровень достижения ТЦУ:
а) познавательный аспект;
б) воспитательный аспект;
Учащиеся в основном выполнили самостоятельную работу. Учащиеся с удовольствием работали на уроке. Четкая организация урока способствовала развитию навыка научной организации труда. Все
2
2
Развивающий аспект
Учащиеся в основном работают на уровне, соответствующем уровню развития способностей
2
Сумма баллов
23
Эффективность урока
23/26X100%
88,5%
Урок-отличный
Вывод: учителю в ходе всего урока удалось систематизировать знания учащихся, развивать практические умения и навыки.