Конспекты уроков по литературному чтению в 4 классе тему "А. Гайдар. Телеграмма. (Отрывок из повести "Тимур и его команда")
Конспекты уроков по литературному чтению в 4 классе тему "А. Гайдар. Телеграмма. (Отрывок из повести "Тимур и его команда")
Методическая разработка содержит конспекты двух уроков по произведению А. Гайдара "Тимур и его команда". Задания предлагаемые для работы над произведением позволяют организовать продуктивную работу в группах, способствуют развитию творческого потенциала учащихся. Школьники самостоятельно анализируют произведение, составляют литературные портреты героев, делают вывод о значении "тимуровского движения"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков по литературному чтению в 4 классе тему "А. Гайдар. Телеграмма. (Отрывок из повести "Тимур и его команда")»
Дата____________
Тема: А.Гайдар. Телеграмма. (Отрывок из повести «Тимур и его команда») Цель: освоение и осмысление содержания отрывка из повести А. Гайдара «Тимур и его команда», формирование нравственных качеств личности; формирование умений анализировать поступки героев.
Задачи: понимание и осмысление содержания отрывка из повести, умение прокомментировать его, определять тему и идею произведения; формирование и развитие ответственности, гуманных отношений с товарищами, чувства патриотизма, развитие представлений о дружбе, умение помогать тем, кто нуждается в помощи; обучение умению работать с текстом, выражать свои мысли в логической последовательности; продолжить работу по организации и отработке деятельности по схеме: пара - группа ;совершенствовать умения внимательно слушать друг друга, коммуникативные навыки общения.
Ход урока.
Огр. момент.
Проверка домашнего задания.
Проверка литературных портретов в группах. По одному человеку от группы «Авторский стул»
Актуализация знаний.
Работа в группах.
1 группа – Дать объяснение слову «команда» .
Команда
1. Краткий устный приказ установленной формы. Раздалась команда: “Огонь!”
2. Начальствование над какой-нибудь воинской частью. Отряд под командой лейтенанта.
3. Отряд воинское подразделение. Пожарная команда. Саперная команда.
4. Личный состав, экипаж судна. Команда корабля.
5. Спортивный коллектив. Футбольная команда.
6. Группа связанных чем-нибудь людей, чье-нибудь окружение. Дворовая команда ребят.
- Какое значение может принимать это слово в данном произведении?
2 группа – Составить синквейн со словом «командир»
3 группа – Составить синквейн со словом «добро»
4 группа – подобрать синонимы к слову «Благородство»
(великодушие, достоинство, честность, величие души, возвышенность, бескорыстность)
Сообщение темы и целей урока. Вступительное слово учителя.
- Узнали ли вы этого человека?
Большой, веселый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы
Как бесконечною игру.
Он никогда не будет стар,
В глаза читателям с портрета
Глядит смеющийся Гайдар
В шинель походную одетый.
. (портрет А.Гайдара).
- Сегодня мы с вами прочтем отрывок из повести А Гайдара « Тимур и его команда»
V. Работа по произведению.
1. Освоение содержания первого отрывка из повести. Чтение учителем и учащимися.
По опорным словам восстановить события первой главы.
2 глава. Чтение учителем и учащимися.
Задания для групп.
1 группа. – Какие звуки слышала Женя?
2 группа. – Почему Женя решила, что кто-то приходил ночью?
Что можно сказать об этом человеке?
3 группа. Что девочка нашла на столе?
- Кто такой Тимур? Какой он человек?
4 группа. Представьте , что вы помощник известного английского сыщика Шерлока Холмса, который используя дедуктивный метод анализа, расследовал преступления, и по одной вещи мог всё сказать о человеке.
Прочитайте описание комнаты.
- Что вы можете сказать о её хозяине?
5 группа.
- Почему Женя боялась встречи с сестрой?
- Кто спас положение?
- Как вы думаете, кто помог Жене?
3 глава. Чтение по цепочке.
- Кто помог Жене?
Рефлексия. Метод незаконченных предложений.
- Мне понравилось …
- Мне интересно узнать …
- Меня удивило ….
- Меня огорчило …
Домашнее задание. прочитать отрывок из повести ,в хрестоматии с. 64-67.
Тема: А.Гайдар. Телеграмма. (Отрывок из повести «Тимур и его команда») (2 урок) Цель: освоение и осмысление содержания отрывка из повести А. Гайдара «Тимур и его команда», формирование нравственных качеств личности; формирование умений анализировать поступки героев.
Задачи: понимание и осмысление содержания отрывка из повести, умение прокомментировать его, определять тему и идею произведения; формирование и развитие ответственности, гуманных отношений с товарищами, чувства патриотизма, развитие представлений о дружбе, умение помогать тем, кто нуждается в помощи; обучение умению работать с текстом, выражать свои мысли в логической последовательности; продолжить работу по организации и отработке деятельности по схеме: пара - группа ;совершенствовать умения внимательно слушать друг друга, коммуникативные навыки общения.
Ход урока.
Огр. момент.
Проверка домашнего задания.
Поверка домашнего задания. Чтение в парах.
Актуализация знаний.
- О ком вы узнали из этой части повести?
- Сколько человек было в команде? Кто был командиром?
- Чем занимались ребята?
Сообщение темы и целей урока. Вступительное слово учителя.
- Отгадайте над чем будем работать сегодня на уроке?
«Он бывает разный. Нарисованный, литературный, авторский и фотографический»
- О каком портрете мы будем говорить на уроке литературного чтения?
( Портрет – это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться и говорить. В портрете отражается внутренний мир героя, авторская оценка.)
V. Работа по произведению.
1. Чтение по ролям
1 группа – с. 64, 2 группа – с. 65 66 (1 абзац), 3 группа – с.66 до слов « В доме…», 4 группа – с. 66 ( на горизонте…) , 5 группа - с. 67
- Понравились ли вам члены команды Тимура?
2. Работа над характеристикой ребят.
1 группа – литературный портрет Тимура.
2 группа – Портрет Жени.
3 группа – Гейка.
4 группа – Коля Колокольчиков.
5 группа – Сима Симаков
Презентация работ.
3. Осмысление главной идеи произведения.
1 группа.
- Что объединяло этих ребят? Кто их объединил?
- Как бы вы назвали команду Тимура?
- Придумайте для команды девиз и эмблему.
2 группа.
Перечислите добрые дела, которые совершила команда.
3 группа.
Перечислите дома, взятые под контроль группой ребят.
4 группа.
- Кто был противником команды Тимура?
- Какие поступки они совершали?
5 группа.
- Хотели бы вы быть в команде Тимура? Почему?
Дела, которые совершал Тимур и его команда, называют «тимуровским движением». А ребят, которые совершают такие дела «тимуровцами».
- Как вы думаете, есть ли среди вас такие? А в наше время существуют тимуровские отряды?
Презентация работ.
Рефлексия. Сочинение-эссе «Если бы я были тимуровцем, то ….»