Тема урока: В. Степанов «Серебряный ключик»
Цель: ознакомление с произведением В. Степанова «Серебряный ключик»;
формирование личности школьника-читателя в процесе чтения произведения.
Задачи урока:
Обучающие:
- обогатить знания и умения учащихся; совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа текста, вызвать интерес к содержанию рассказа.
Развивающие:
- развивать умение выражать свое мнение и делиться впечетлениями о прочитанном;
- развивать умение пересказывать по плану, анализировать прочитанное.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Тип урока: урок контроля и коррекций знаний.
Вид урока: комбинированный урок.
Материальное обеспечение: интерактивная доска, портрет писателя, демонстрационный материал,иллюстрации, учебник.
Межпредметное связи: русский язык, познание мира, изобразительное искусство.
Планируемые результаты
предметные: знать название сказки, вид сказки; уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и пересказывать текст по плану, анализировать прочитаное;
личностные: уметь слушать и слышть собеседника; уметь правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения;
систесно-деятельностные: применять читательскую компетентность, умение правильно читать и понимать прочитанное.
Ход урока
І. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
Деление на группы:
-Сейчас я хочу разделить вас на группы. На моем столе лежат картинки, вы должны выбрать любую из этих картинок и сесть за ту парту, где соответствует ваша картинка.
Дети в хаотичном порядке берут листочек с изображением зайца, лосёнка, хомячка и Деда Мороза. Садятся за стол, на котором лежит такой же листок с изображением.
- Проверка домашнего задания.
(Учитель раздает конверт с заданием всей группе.)
-Итак, это ваше первое задание. Что вы видите?
-Слова и словосочетания.
-Соберите все в предложения.
Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Буря мглою небо кроет».
- Актуализация знаний и умений учащихся.
Беседа.
- Ребята, кто догадался почему мы так поделились с вами на группы?
- Будем читать волшебную сказку о животных.
- А почему волшебную?
- Дед Мороз.
- А какие бывают сказки?
-Сказки бывают волшебные, бытовые, сказки о животных.
- Книги каких детских писателей о животных вы знаете?
- В.Бианки, К. Чуковский, С.Михалков.
- Что такое сказка?
Сказка – это художественное произведение, в котором добро всегда побеждает зло. Сказка обязательно носит поучительный характер. Герои сказок обычно обладают волшебством.
- Какие пословицы и загадки о животных вы знаете?
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Собака человеку неизменный друг.
Гладь корову не рукой, а жмыхом да мукой.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
IV. Постановка цели урока.
-Сегодня мы прочитаем сказку писателя Владимира Степанова «Серебряный ключик».
Прежде, мы познакомимся с автором произведения. Я дала вам задание, найти сведения об авторе В.Степанове.
V. Этап осмысления. Работа в группах.
- Сообщение учащихся об автобиографии В. Степанова (работа с одаренными.)
Степанов Владимир Александрович – известный детский писатель (р. В 1949). Закончив педагогический институт, он долгое время работал в школе. Писал рассказы, стихи, стал лауреатом литературных премий и конкурсов. Автор более 150 книг для детей, Степанов умеет разговаривать с детьми на «ребячьем» языке.
Очень интересны его стихотворные азбуки: «Азбука профессий», «Азбука игрушек», другие книги: «Сказки на курьих ножках», «Веселый календарь».
В сборнике «Серебряный ключик» много сказок: «Угощение для медведя», «Пингвиненок» и др.
- Осмысление.
После информации об автобиографии провожу среди групп метод «Кубизм» (делаю куб, и на каждую грань приклеиваю вопросы, бросаю на стол и выпадает вопрос.)
- Кем был Степанов Владимир?
- Когда он родился?
- Где он долгое время работал?
- Что писал поэт?
- Сколько книг написал?
- На каком языке автор умеет разговаривать с детьми?
VI. Ассоциация «Зимний лес» (Зима, снег, ёлка, Дед Мороз, холод и т.д.)
VII. Знакомство с произведением.
Чтение сказки «Серебряный ключик» по группам. Метод «КАРУСЕЛЬ».
Каждый ученик прочитывает по 1или 2 строчки по цепочке.
1 группа:
Перед самым Новым годом захотелось Зайцу морковки. А где её взять зимой? Зима не лето.
Спустился Заяц в овраг, а там под сосной родник бьёт. Наклонился Заяц к роднику, стал пить и нашёл на самом дне серебряный ключик.
2 группа:
Поскакал Заяц к Лосёнку.
- Давай, - говорит, - меняться. – Я тебе серебряный ключик дам а ты мне морковку.
- Я бы с удовольствием, - вздохнул Лосёнок, - только у меня, кроме брусничных ягод, ничего нет, да и те кончаются. Ступай к Хомячку.
- Хороший у тебя ключик, - похвалил Зайца Хомячок. - Как раз для моей кладовки. Только у меня, кроме пшеничных зёрен, ничего нет, да и те кончаются. Ты лучше в деревню сбегай, к людям.
3 группа:
Поскакал Заяц в деревню: через поле, через речку, через мосток берёзовый. Остановился Заяц у крайней избы. Только хотел постучать, как откуда не возьмись хозяйская собака.
Испугался Заяц и пустился наутёк. Прибежал Заяц в лес, отдышался, а навстречу Дед Мороз идёт. Идёт, серебряный ключик ищет.
4 группа:
Показал Заяц ему свою находку – он самый ключик и есть.
- Ну, Заяц, - обрадовался Дед Мороз, - проси теперь у меня всё, что пожелаешь.
- Мне, дедушка, кроме моркови, ничего не надо. Только где же её зимой взять? Зима не лето.
- Верно, не лето, - улыбнулся Дед Мороз. А серебряный ключик-то на что?
Хлопнул Дед Мороз в ладошки – появилась тройка лошадей, запряжённых в сани. А на санях – сундук.
Открыл Дед Мороз его серебряным ключиком и стал доставать из сундука подарки. Бруснику – для Лосёнка. Зёрнышки – для Хомячка. Морковку – для Зайца.
А нам с вами новогодний пирог.
- Работа по содержанию. Работа на постере.
- Ваши первые впечатления?
1 группа -Какая была сказка?
2 группа -Какие герои встретились?
3 группа -В какое время происходят события в сказке?
- группа –Нарисуйте серебряный ключик.
- Физминутка.
- Пересказ сказки по стратегии « Горячий стул».
Один из учеников в группе пересказывает краткое содержание сказки, остальные ему задают вопросы.
- .Анализ произведения.
Тест.
Чего захотелось зайцу под новый год?
- морковки
- конфет
- ключик
Что нашел заяц на дне родника?
2.серебряный ключик
К кому прискакал заяц первым?
1. К лисе
2.К хомячку
3.К лосенку
Где встретил заяц Деда Мороза?
1.в лесу
2.в овраге
3.в деревне
XII. Решение кроссворда. Работа со слабоуспевающими учениками.
По горизонтали:
- Серебряный.
- Куда спустился Заяц?
По вертикали:
3. К кому вначале поскакал Заяц?
4. К кому отправил Лосёнок Зайца?
5. Что захотелось Зайцу перед самым Новым годом?
XIII. Рефлексия.
-Мне больше всего удалось …
-Я получил от этого урока …
(ученики должны написать на значках свое мнение об уроке)
- Какое сейчас время года? Какой праздник приближается ?
- А сейчас все вместе нарядим нашу елочку и посмотрим у какой группы больше значков.
Учащиеся каждой группы выходят и наклеивают свои значки на елочку полученные за ответы во время урока.
(морковки, бруснички, зернышко, мешочки.)