Просмотр содержимого документа
«Конспект урока с инфографикой по литературному чтению по теме "Детские журналы" для 2 класса»
Тема урока: «По страницам детских журналов». (2кл., III четверть)
Учебник «Литературное чтение», 2 класс, Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.
Автор разработки: Каплуновская И.А.
Цель урока: познакомить с детской периодикой, научить определять по обложке журнала дату его выхода и ориентироваться в содержании.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать тему урока вместе с учителем ;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Оборудование: учебник «Литературное чтение», 2 класс, Л. Ф.Климанова, В. Г. Горецкий и др., предметы наглядности: журналы, инфографика по теме урока.
Ход урока
I Организация класса. Создание эмоционального фона урока.
-Здравствуйте, дети. Проверьте свою готовность к уроку.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
II Актуализация опорных знаний
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
- О ком эти строки из стихотворения С. Я. Маршака?
- Что разносит почтальон в своей толстой сумке в каждый дом? Перечислите.
(учитель достает журналы и раздает учащимся)
Сейчас мы чаще пользуемся услугами книжных киосков, где можем купить печатную продукцию или просмотреть новинки прессы в электронном виде с помощью компьютеров. Но любовь наша к их чтению и от этого не становится меньше.
А вот совсем ещё недавно все с нетерпением ждали прихода в дом почтальона. (Демонстрация картинки)
III Сообщение темы и цели урока
Вы, наверное, уже догадались, что тема нашего урока: Детские периодические журналы.
Сегодня мы познакомимся с самыми популярными детскими журналами, некоторые из них читали ещё ваши прабабушки и прадедушки! Узнаем, что интересного узнали ваши товарищи, которые заранее подготовились к этому уроку.
Давайте прочитаем на с.157 с чем нам предстоит познакомиться на уроке и чему мы будем учиться.
IV Изучение нового материала
1 Работа с учебником
Чтение учителем учебника на с. 138, учащиеся следят и читают про себя .
- О каких детских журналах вы узнали? Прочитайте! (выборочное чтение)
- Для кого выпускаются эти журналы?
- Зачитайте фамилии авторов, которые печатали свои произведения в этих журналах?
2 Знакомство с журналом «Мурзилка»
Сообщение учителя.
«Мурзилка» — популярный детский литературно-художественный журнал. Издаётся с мая 1924 года и адресован детям от 6 до 12 лет. За 91 год существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу.
Назван он по имени сказочного существа желтого и пушистого Мурзилки. Свое имя Мурзилка получил благодаря озорнику и проказнику — маленькому лесному человечку, существовавшему в популярных книгах для детей конца 19 века. Это был человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. Потом образ лесного Мурзилки поменялся на образ обыкновенной маленькой собачки, помогающей всем, кто попал в беду.
Но Мурзилка в обличии щенка просуществовал не долго. В 1937 году знаменитый художник Аминадав Каневский создал новый образ Мурзилки. С тех пор в детском издании «Мурзилка» живет жёлтый герой, в красном берете и шарфе, с перекинутым через плечо фотоаппаратом. И детям он очень нравится.
-Кто такой Мурзилка? -Рассмотрите обложку журнала «Мурзилка». Определите, как часто выходит этот журнал.
-Видно ли по картинке, что этот номер вышел зимой?
-В каком месяце он вышел? (В январе, т.к. стоит №1)
-Теперь поработаем с содержанием журнала. Можно ли по содержанию определить, чему он посвящен?
«Мурзилка» — это не только детская газета с рассказами и сказками для детей, это еще и полезное детское чтение. Постоянные рубрики журнала насыщены интересными, познавательными материалами, которые являются достойным дополнением к углублённому изучению школьных предметов: русского языка ( «Прогулки со словами»), природоведения (флора и фауна планеты), труда (достижения науки и техники в рубриках), физической культуры ( «Чемпион»), ОБЖ ( «Школа безопасности»), изобразительного искусства ( «Идём в музей», «Художественная галерея», «Галерея искусств Мурзилки»). В каждом номере «Мурзилки» есть игры и кроссворды, загадки и головоломки, ребусы, раскраска и несколько конструкций-самоделок
( дети листают, рассматривают журналы)
Физкультминутка
3 Знакомство с журналом «Весёлые картинки»
-Посмотрите на журнал «Веселые картинки». Когда вышел журнал? (год, месяц)
-Посмотрите, на его название, из каких героев оно состоит? (Весёлых человечков)
Журнал «Весёлые картинки» появился в 1956г. Его читали ещё ваши бабушки и мамы. Идея появления «Веселых картинок» принадлежала Ивану Семенову — популярному карикатуристу газеты «Крокодил». Он стал первым редактором журнала.
Название журнала выбирали исходя из того, что маленькие дети, для которых он предназначался, охотно рассматривают забавные и веселые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями. Но очень скоро выяснилось, что журнал вместе с детьми читают и взрослые. Так в «Веселых картинках» появились стихотворения, рассказы, считалки, загадки. Он стал не только детским, но, что не менее важно, «семейным» журналом СССР.
-Так почему журнал называется именно «Весёлые картинки»? Что значит слово «юмористический»?
- Юмор – это умение подметить смешную сторону кого-либо или чего-либо и представить, показать её в незлобиво-насмешливом виде.
V Закрепление изученного.
1) Давайте прочитаем и разгадаем весёлые загадки, специально подобранные из разных детских журналов на с. 159 учебника.
2) Представление группы учащихся, заранее подготовленных, журнала «Шишкин лес». Дети демонстрируют номера журналов, рассказывают о его рубриках. Представляют наиболее интересные из них, читают короткие стихи, отрывки из рассказов, загадки.
Информация для учителя: Детский познавательный журнал «Шишкин Лес» – уникальное издание. Журнал возник на базе детских телепрограмм «Шишкин Лес» – визитной карточки телеканала «Радость моя». Обитатели Шишкиного леса – добрая мышка Шуня, озорной волчок Зубок, неунывающий котёнок Коксик, весёлая лисичка Веснушка, хозяйственный Енот Енотыч и всезнающая сова Матильда Леонардовна – не просто рассказывают ребятам интересные сказки и истории, они учат главному: уважать старших и помогать младшим, понимать друг друга, различать в жизни добро и зло. Учат без лишнего назидания – своими поступками, добрыми советами.
VI Рефлексия
- Какая тема изучалась на уроке?
- С какими детскими журналами мы сегодня познакомились?
- Что вас больше всего удивило? Рассмешило?
- Какой самый старый по году выпуска журнал?
- В названии, какого журнала есть дополнение – юмористический?
- В каком журнале вы можете прочитать о житии святых, о Боге?
- Какие рубрики общие в этих журналах? Какой из них более познавательный, а с каким лучше отдыхать?
- Какой бы журнал вы хотели читать ежемесячно?
VII Итог урока. Домашнее задание
Рассказать родителям о детских периодических журналах. Расспросить, что читали в детстве мамы, папы и бабушки. Подобрать материал для «опубликования» в рубрике журнала «загадки».