- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
- контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием орфографического словаря;
- использовать знаково-символические средства при оформлении переноса удвоенных согласных;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, контролировать действия партнера.
Этапы урока | Компонен-ты, задания и упражне-ния. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Промежу-точный контроль |
1. Организа-ционный момент. Мотивация к учебной деятельности | Эмоцио-нальная, психологи-ческая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Прозвенел звонок И мы начнем урок! Все на месте? Все в порядке? Замечательно! - Сегодня у нас присутствуют гости, повернитесь, поприветствуйте их. Садитесь. А теперь давайте друг другу пожелаем удачи в работе. Возьмемся за руки… Мы дружные, Мы внимательные, Мы старательные, Мы хорошо учимся И все у нас получится! - Я тоже в этом уверена Ведь мы работаем под девизом: Иди вперед, Не стой на месте, Чего не сделаешь один, Сделаем мы вместе! - На партах у вас лежат листы для самоконтроля со смайликами. Выберите и раскрасьте, с каким настроением вы пришли на урок. |
Вместе с учителем обмениваются друг с другом словами - эмоциональный настрой на урок.
Дети раскрашивают своё настроение смайликом | Личностные: Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительнос-ти |
Устные ответы |
2. Актуализа-ция знаний | Чистописание.
. | Урок русского языка начнём с минутки чистописания. - Откройте тетради, положите правильно перед собой. Запишите число и классная работа. - А отправимся мы за знаниями вместе с Вовкой из Тридевятого царства, который отправился к Двоим из ларца одинаковых с лица. - Что ждал от встречи Вовка? - Вот и сейчас Вовка пришел за помощью. Поможем? - На экране: бб вв гг дд - Что вы можете сказать о буквах? (Все согласные, строчные, расположены по алфавиту) - Назовите три основных признака согласных звуков. -Определите закономерность написания букв. (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы) - Можно ли сказать, что это слоги? - Ваши глазки сейчас внимательно смотрят за мной, а руки повторяют в воздухе. -Запишите буквы очень аккуратно на строке в тетрадь. - Оцените самостоятельно свою работу в листах самоконтроля, во второй строке. | Выполняют задание по чистописанию, отвечают на вопросы.
- Он хотел все сразу. Чтобы за него всё сделали. Да
Произносятся и шумом или с шумом и голосом. При произнесении воздух встречает преграду. Только вместе с гласным образуют слог. - Нет, состоят из двух согласных, а должен быть гласный. | Познаватель-ные: осознанно строят речевое высказывание в устной форме о согласных звуках.
Предметные: Различать звуки и буквы; характеризовать согласные звуки русского языка; знать последовательность букв в русском алфавите. | Устные ответы, записи в тетради |
3. Введение в тему. Постановка проблемы.
| Словарная работа
Целеполагание
Игра «Верю - не верю»
| - Посмотрите внимательно на экран, прочитайте слова. Что можете о них сказать? - Помогите Вовке найти слово, которое отличается от других. с.рока кла.. в.рона к.рова - Слово класс также является словарным словом. Его написание нельзя проверить, нужно запомнить. Где мы можем посмотреть правильное написание этого слова? - Откройте орфографический словарь в учебнике на стр. 137, найдите это слово. Назовите опасное место (сс) - Запишите это слово в словарик, подчеркните удвоенную согласную. - Что обозначает это слово? - Составьте устно предложение с этим словом. - Давайте вернёмся к минутке чистописания. Как вы думаете, случайно ли я вам подобрала именно эти буквы? ( На чистописании писали удвоенные согласные) - Догадались ли вы, какая тема нашего урока? - Что вы сегодня хотите узнать о словах с удвоенными согласными? - А для чего нам нужны все эти знания? Где мы их можем применить? Приём «Верите ли вы?» 1.В русском языке нет слов с удвоенными согласными. НЕТ 2.Удвоенные согласные могут быть в конце слова? ДА 3.Удвоенные согласные могут быть в середине слова? ДА 4.Удвоенные согласные могут быть в начале слова? Да (например, ссора) 5. В русском языке много слов с удвоенными согласными? ДА Оцените свою работу в игре и раскрасьте смайлик. | Словарные. Лишнее слово – класс, т. к. 1 слог, отвечает на вопрос что?,пропущена согласная буква.
В орфографическом словаре
1.Класс - комната для занятий в школе. 2.Класс - группа учеников, обучающихся совместно в школе. 3.Класс- это когда тебе все нравиться.
Слова с удвоенными согласными.
Отвечают на вопросы.
Заполняют таблицу (+, -)
| Предметные: определять из предложенных заданий слова с удвоенными согласными, объясняют правильность написания. Познаватель-ные: проводить сравнение слов; осуществлять поиск необходимой информации для решения поставленной задачи(работа со словарем) Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Познаватель-ные:использо-вать знако-символические средства для решения задач. |
Работа со орфографическим словарем в учебнике, устные ответы, записи в словари-ках
Работа с таблицей с целью осознания своего незнания.
Заполне-ние листа самоконт-роля |
4. Работа над новой темой. | ТПО с.40, з.3
Работа в группах
Физминут-ка | - Откройте ТПО на с.40, з.3 и прочитайте слова. Что объединяет их? - Обведите по образцу эти слова и подчеркните удвоенные согласные. - Постарайтесь запомнить написание слов. А сейчас вам предстоит поработать в группах. Приём «Кубик» Класс разбивается на 6 групп. Выбрасывая кубик, каждая группа получает одно из заданий, номера которых записаны на сторонах кубика. - Какой группе было трудно разделить слова? -Почему вы затруднились? ( Ещё не знаем правила о том, как переносить слова с удвоенными согласными) - Значит, что нам нужно узнать? Сформулируйте цель урока. Итак, цель работы поставили, а теперь давайте искать способ решения задачи. - Каждой группе я даю по одному слову. Обсудите дружно и разделите вертикальной чертой слово на 2 части так, как, по вашему мнению, можно его перенести с одной строки на другую. перрон бассейн хоккей касса аллея ванна
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись И за парты снова сели. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем, Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | Работают в ТПО, подчеркивают удвоенную согласную. Читают слова и запоминают их написание.
Разбиваются на группы, записывают слова, деля их для переноса (черточками)
Отвечают на вопросы Узнать, как переносить слова с удвоенными согласными
Снимается мышечное и психологическое напряжение. Происходит эмоциональная разрядка.
| Познаватель-ные: научатся наблюдать за написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса с удвоенными согласными; Регулятивные: воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникатив-ные: обмениваются мнениями, понимают возможность существования различных точек зрения.
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.
| Записи в тетради
Работа по карточкам в группах
Устные ответы |
5. Первичное закрепление. | Задание 8, с.77 | - Как вы разделили слова для переноса с удвоенными согласными? - Чтобы убедиться в правильности выполнения задания, я предлагаю вам план дальнейшей работы: 1. Открыть учебник на с.77 2. Найти задание 8. 3. Прочитать слова. 4. Посмотреть, где стоит знак переноса. 5. Сформулировать правило. - Ответьте на 4-й пункт плана – где стоит знак переноса? - Какое правило вы вывели? - Проверьте правильность своего вывода вместе с Близнецами из ларца на экране. ( В учебнике нет правила) При переносе слов с удвоенными согласными, одна согласная остаётся на строке, а другая переносится. - Молодцы, ребята, я вас поздравляю с открытием нового знания.
| Отвечают на вопросы.
Знакомятся с планом работы, выполняют по пунктам.
Учащиеся делают вывод на основе проверки.
| Познаватель-ные: определяют способ переноса с удвоенными согласными; осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи. Регулятивные: оценивают правильность выполнения действия.
Коммуникатив-ные: использовать речь для регуляции своего действия.
| Работа по плану, предложенному учителем.
Чтение правила переноса слов с удвоенными согласны-ми |
6. Применение нового знания. | Самостоя-тельная работа по выбору с самопроверкой по эталону
Работа с деформированным текстом (устно). Работа в парах | - Чтобы каждый из вас проверил себя, как научился переносить слова с удвоенными согласными, сейчас самостоятельно выполните задание по вашему выбору. 1 задание - спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса, предлагают вам Двое из ларца на желтых карточках. Масса, группа, сумма. 2 задание труднее – спиши только те слова, которые переносить нельзя. Это задание предлагают вам Двое из ларца на зеленых карточках. Суббота, грипп, Россия, кросс, класс. - Каждый из вас выбирает только одно задание и выполняет. Проверка - Встаньте ребята, которые выполняли 1 задание. Проверьте по образцу и оцените работу по критериям смайликами. справился сомневался нужно ещё потренироваться Встаньте ребята, которые выполняли 2 задание. Проверьте по эталону и оцените работу смайликом. -Почему эти слова переносить нельзя?(1 слог) - У кого есть ошибки, не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу?
-Ребята Царь Тридевятого царства прислал вам телеграмму. Восстановите текст телеграммы, работая в парах. - Как можно озаглавить текст? (Поездка) - Назовите слова с удвоенным написанием букв (группа, класс, перрон, пассажиры) Проверка текста с Вовкой. – Какое или какие слова нельзя перенести? Почему? - Оцените свою работу в паре смайликом.
| Самостоятельная работа. Проверка по образцу. (напечатанные листы) .
Больше тренироваться в выполнении таких заданий На экране появляется правильный вариант текста. Учащиеся проверяют и оценивают правильность работы. | Предметные: видеть в словах «опасные места», уметь делить слово с удвоенной согласной для переноса , уметь правильно списывать, проверять написанное по образцу. Регулятивные: воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Предметные: составлять небольшие тексты, озаглавливать по главной мысли. Коммуникатив-ные: научаться строить понятные для партнера высказывания, контролировать действия партнера. | Записи в тетради
Работа с маршрут-ным листом.
Работа с предложениями, восстановление текста.
Работа с листом самоконт-роля
|
7.Итог урока. Рефлексия. | Обобщить полученные на уроке сведения. | - Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке. - Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной согласной. - Вернитесь к таблице «Верю – не верю». Проверим сейчас правильность наших решений. - Посмотрите на свои маршрутные листы. Посчитайте сколько смайликов в каждом столбике. Кто набрал 7 и 6 смайликов похвалите себя. Молодцы! Закончите: Я – знаю… Я - запомнил … Я - смог… - Вовка очень рад, что попал сегодня к нам на урок. Он понял, если не можешь сделать один – сделаем все вместе. Спасибо за урок! | Учащиеся индивидуально заполняют листы самооценки.
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Проверка таблицы. | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | Оценива-ние учащихся за работу на уроке |