kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Роль ударения в слове. Проверка безубарных гласных в слове"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка "Роль ударения в слове. Проверка безударных гласных в словах" 2 класс. УМК Перспектива.

Урок открытия нового знания.

Образовательные технологии:

- ИКТ - технология,

- технология деятельностного подхода.

Методы и приёмы, используемые на уроке:

- проблемно-поисковый, групповая работа, самостоятельная работа, эвристическая беседа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Роль ударения в слове. Проверка безубарных гласных в слове"»







Открытый урок на тему

«Роль ударения в слове. Проверка безударных гласных в словах»

2 класс

УМК «Перспектива»











Авторы: Винникова Лина Алексеевна

учитель высшей категории

Фицнер Татьяна Анатольевна

учитель первой категории













2014 г

Тема урока: Роль ударения в слове. Проверка безударных гласных в словах.

Цель:

1) показать смыслоразличительную функцию ударения на примере слов-омографов;

2) показать, как важно орфоэпически верно произносить слова при общении с людьми;

3) развивать устную речь детей при составлении предложений;

4) создать условия для формирования у учащихся представления о смыслоразличительной роли словесного ударения.

Задачи:

- воспитывать положительный навык коллективного труда, взаимодействия и взаимопомощи, бережное отношение к природе, окружающему миру;

- содействовать развитию познавательной активности, орфографической зоркости, фонематического слуха, развитию звукового анализа и синтеза;

- способствовать формированию понятий об омографах, их употреблении в речи, закреплению знаний об ударении, его подвижности и смыслоразличительной роли.

Тип урока:

Урок открытия нового знания.

Оборудование:

– учебник “Русский язык” Л.Ф. Климанова 2 класс; наглядные материалы: “Весёлое ударение ” “Орфоэпический словарик”, обучающий диск «Русский язык», карточки с предложениями для групповой работы, презентация компьютер, проектор, экран.

Образовательные технологии:

– ИКТ-технология, технология деятельностного подхода.

Методы и приемы:

– проблемно-поисковый метод, групповая работа, самостоятельная работа, беседа.

Ход урока

Этапы урока и содержание деятельности

УУД

  1. Мотивация УД.

- Сегодня на уроке мы отправимся в зимний лес. СЛАЙД 1

- Какое сегодня число, месяц? Какие ещё зимние месяцы вы знаете?

Запись предложения с доски:

Н. ябрь, д.кабрь, ф.враль – зимние мес. цы.

(учащиеся вставляют пропущенные буквы, повторяют словарные слова, ставят ударение)

2 ученика получают индивидуальные задания по карточкам, но выполняют их на доске: Орфоэпический словарик – расставь ударение правильно:

1) щавель, шофёр, договор, замок

2) магазин, позвонишь, понял, замок

Формирование интереса к познанию русского языка; формулировка собственного мнения и позиции; построение понятных для партнера высказываний

  1. Актуализация и фиксирование проблем в пробном действии.

- В зимнем лесу мы встретили какого-то зверя. Угадайте, кто?

Был он рус, но выпал снег,
Побелел пушистый мех,
И невидим он зимой
Волку с рыжею лисой!

СЛАЙД 2

Какие слова странные, смешные, необычные?

Прочитайте слово так, как этого требует ударение: заяц. СЛАЙД 3

Запишите слово правильно с большой буквы. Продолжим это же задание, но уже самостоятельно: Упр. 130, спишите слова с правильным ударением.

СЛАЙД 4 аудиозапись: Песня иволги

Сделайте вывод: очень важна роль ударения в слове.

Идентифицикация гласных звуков речи (ударные и безударные)

  1. Определение темы урока.

- Зачем нужно уметь правильно ставить ударение?

- Как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать на уроке? Составьте слово из слогов (ударение). СЛАЙД 5

Учащиеся записывают тему урока и формулируют цель: научиться правильно ставить ударение в словах. Где мы можем найти материал и ответы на вопросы по этой теме? Ответы учащихся:

- в учебнике

- в дополнительной литературе

- спросить у взрослых

- в интернете

Самоанализ и самооценка сформированности навыков письма на основе оценки по дифференцированным критериям.

  1. Актуализация и фиксирование проблем в пробном действии (II блок).

Картинный диктант.

К нам пришли и другие звери. Появляется картинка, вы записываете слово - название животного и ставите в слове ударение.

Лиса, белка, медведи, волк, хорёк.

- Проверка. Карточкой покажите, какой слог в данном слове ударный. СЛАЙДЫ 6-11

- Над всеми ли словами вы поставили знак ударения? Почему?

(Не ставится ударение над односложными словами и над буквой ё.) Слушаем слова профессора Самоварова с. 90 (диск «Русский язык» Учащиеся показывают сценку «Буква ё»

- Расскажи –ка буква Ё,

Как твоё житьё-бытьё.

Буква Ё  даёт отчёт:

- Ничего житье, течёт.

Я ударная всегда!

Ой-ё-ёй, Вот это - да!


Учащиеся читают правило на с. 90 учебника и записывают примеры слов.

Идентифицикация гласных звуков речи (ударные и безударные)

5. Постановка проблемы и пути её разрешения.

  1. Игра «Слова из лукошка»

- Поиграем в игру. Вы достаёте из лукошка слово и объясняете его значение.

ГВОЗДИКИ АТЛАС ДОРОГА ЗАМОК ОРГАН

Дети сталкиваются с проблемой, что не все одноклассники представили одно и то же. СЛАЙД 12, 13 ОРГАН (слушаем органную музыку)

- Почему у вас получились разные ответы?

(От места ударения в слове зависит его значение.) СЛАЙД 13

  1. Введение термина омографы.

- Есть в русском языке слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному. И значение у них разное. Такие слова называются омографы. Записываем название темы в тетради. СЛАЙД 13

Произносить правильно гласные звуки.

Анализировать звукобуквенный состав звучащего слова.

Устанавливать и формулировать: гласный звук образует слог.

Различать прописные и строчные буквы.

Формирование знаний об омографах

Определять роль словесного ударения в слове.

Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове.

  1. Фиксирование проблем в пробном действии. Работа в группах. Составление предложений с омографами.

На столы для работы в парах раздаются деформированные предложения с омографами.

1 группа: Старинный замок был разрушен. На двери висел большой замок.

2 группа: Пруд был очень мелок. Цветной мелок лежал у доски.

3 группа: Ирис – любимые конфеты детей. На клумбе распустился фиолетовый ирис.

4 группа: Поля учится в первом классе. Поля пшеницы уже убраны.

5 группа: Я плачу от горя. Я плачу деньги в кассу.

6 группа: Карандаш стоит пять рублей. Машина стоит в гараже.

- Посовещайтесь, составьте предложение, над каждым словом поставьте ударение. Выпишите слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по – разному. Защита работ каждой группы. На доске выписываются омографы.

Проверка СЛАЙДЫ 14 - 21


  1. Закрепление пройденного.

Упр. 132 - самостоятельная работа.

Упр. 135 – самостоятельная работа. (перед выполнением выполняем задание по учебному диску «Русский язык» работа со словом село)

Формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятные для партнера высказывания;

задавать вопросы, адекватные данной ситуации.

  1. Подведение итогов урока по схеме

- Я узнал,

- я вспомнил,

- я научился.

- Какова роль ударения в слове?

- Какие слова называются омографами?

Объясните значение слов Екатерины Михайловой «Задача грамотного человека – освоить нормы ударения и правильно применять их на практике»


Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

воспринимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятные для партнера высказывания;

задавать вопросы, адекватные данной ситуации.

  1. Рефлексия

У учащихся зелёные и жёлтые полоски. Если на уроке всё понятно – прикрепляем к кругу на доске жёлтый прямоугольник. Если тема осталась непонятой – зелёный. На доске появляется солнышко из жёлтых прямоугольников. В зимнее время как раз не хватает солнышка. СЛАЙД 1.

Воспитывать бережное отношение к природе; формулировать собственное мнение и позицию; самоанализ и самооценка сформированности учебных действий


  1. Д\задание

Придумать и записать 2 пары предложений с омографами и написать мини-сочинение по словам Е. Михайловой.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Винникова Лина Алексеевна, Фицнер Татьяна Анатольевна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 268616


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства