Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Роль ударения в слове. Проверка безубарных гласных в слове"»
Открытый урок на тему
«Роль ударения в слове. Проверка безударных гласных в словах»
2 класс
УМК «Перспектива»
Авторы: Винникова Лина Алексеевна
учитель высшей категории
Фицнер Татьяна Анатольевна
учитель первой категории
2014 г
Тема урока: Роль ударения в слове. Проверка безударных гласных в словах.
Цель:
1) показать смыслоразличительную функцию ударения на примере слов-омографов;
2) показать, как важно орфоэпически верно произносить слова при общении с людьми;
3) развивать устную речь детей при составлении предложений;
4) создать условия для формирования у учащихся представления о смыслоразличительной роли словесного ударения.
Задачи:
- воспитывать положительный навык коллективного труда, взаимодействия и взаимопомощи, бережное отношение к природе, окружающему миру;
- содействовать развитию познавательной активности, орфографической зоркости, фонематического слуха, развитию звукового анализа и синтеза;
- способствовать формированию понятий об омографах, их употреблении в речи, закреплению знаний об ударении, его подвижности и смыслоразличительной роли.
Тип урока:
Урок открытия нового знания.
Оборудование:
– учебник “Русский язык” Л.Ф. Климанова 2 класс; наглядные материалы: “Весёлое ударение ” “Орфоэпический словарик”, обучающий диск «Русский язык», карточки с предложениями для групповой работы, презентация компьютер, проектор, экран.
Образовательные технологии:
– ИКТ-технология, технология деятельностного подхода.
2 ученика получают индивидуальные задания по карточкам, но выполняют их на доске: Орфоэпический словарик – расставь ударение правильно:
1) щавель, шофёр, договор, замок
2) магазин, позвонишь, понял, замок
Формирование интереса к познанию русского языка; формулировка собственного мнения и позиции; построение понятных для партнера высказываний
Актуализация и фиксирование проблем в пробном действии.
- В зимнем лесу мы встретили какого-то зверя. Угадайте, кто?
Был он рус, но выпал снег, Побелел пушистый мех, И невидим он зимой Волку с рыжею лисой!
СЛАЙД 2
Какие слова странные, смешные, необычные?
Прочитайте слово так, как этого требует ударение: заяц. СЛАЙД 3
Запишите слово правильно с большой буквы. Продолжим это же задание, но уже самостоятельно: Упр. 130, спишите слова с правильным ударением.
СЛАЙД 4 аудиозапись: Песня иволги
Сделайте вывод: очень важна роль ударения в слове.
Идентифицикация гласных звуков речи (ударные и безударные)
Определение темы урока.
- Зачем нужно уметь правильно ставить ударение?
- Как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать на уроке? Составьте слово из слогов (ударение). СЛАЙД 5
Учащиеся записывают тему урока и формулируют цель: научиться правильно ставить ударение в словах. Где мы можем найти материал и ответы на вопросы по этой теме? Ответы учащихся:
- в учебнике
- в дополнительной литературе
- спросить у взрослых
- в интернете
Самоанализ и самооценка сформированности навыков письма на основе оценки по дифференцированным критериям.
Актуализация и фиксирование проблем в пробном действии (II блок).
Картинный диктант.
К нам пришли и другие звери. Появляется картинка, вы записываете слово - название животного и ставите в слове ударение.
Лиса, белка, медведи, волк, хорёк.
- Проверка. Карточкой покажите, какой слог в данном слове ударный. СЛАЙДЫ 6-11
- Над всеми ли словами вы поставили знак ударения? Почему?
(Не ставится ударение над односложными словами и над буквой ё.) Слушаем слова профессора Самоварова с. 90 (диск «Русский язык» Учащиеся показывают сценку «Буква ё»
- Расскажи –ка буква Ё,
Как твоё житьё-бытьё.
Буква Ё даёт отчёт:
- Ничего житье, течёт.
Я ударная всегда!
Ой-ё-ёй, Вот это - да!
Учащиеся читают правило на с. 90 учебника и записывают примеры слов.
Идентифицикация гласных звуков речи (ударные и безударные)
5. Постановка проблемы и пути её разрешения.
Игра «Слова из лукошка»
- Поиграем в игру. Вы достаёте из лукошка слово и объясняете его значение.
ГВОЗДИКИ АТЛАС ДОРОГА ЗАМОК ОРГАН
Дети сталкиваются с проблемой, что не все одноклассники представили одно и то же. СЛАЙД 12, 13 ОРГАН (слушаем органную музыку)
- Почему у вас получились разные ответы?
(От места ударения в слове зависит его значение.) СЛАЙД 13
Введение термина омографы.
- Есть в русском языке слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному. И значение у них разное. Такие слова называются омографы. Записываем название темы в тетради. СЛАЙД 13
Произносить правильно гласные звуки.
Анализировать звукобуквенный состав звучащего слова.
Устанавливать и формулировать: гласный звук образует слог.
Различать прописные и строчные буквы.
Формирование знаний об омографах
Определять роль словесного ударения в слове.
Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове.
Фиксирование проблем в пробном действии. Работа в группах. Составление предложений с омографами.
На столы для работы в парах раздаются деформированные предложения с омографами.
1 группа: Старинный замок был разрушен. На двери висел большой замок.
2 группа: Пруд был очень мелок. Цветной мелок лежал у доски.
3 группа: Ирис – любимые конфеты детей. На клумбе распустился фиолетовый ирис.
4 группа: Поля учится в первом классе. Поля пшеницы уже убраны.
5 группа: Я плачу от горя. Я плачу деньги в кассу.
6 группа: Карандаш стоит пять рублей. Машина стоит в гараже.
- Посовещайтесь, составьте предложение, над каждым словом поставьте ударение. Выпишите слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по – разному. Защита работ каждой группы. На доске выписываются омографы.
Проверка СЛАЙДЫ 14 - 21
Закрепление пройденного.
Упр. 132 - самостоятельная работа.
Упр. 135 – самостоятельная работа. (перед выполнением выполняем задание по учебному диску «Русский язык» работа со словом село)
Формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнера высказывания;
задавать вопросы, адекватные данной ситуации.
Подведение итогов урока по схеме
- Я узнал,
- я вспомнил,
- я научился.
- Какова роль ударения в слове?
- Какие слова называются омографами?
Объясните значение слов Екатерины Михайловой «Задача грамотного человека – освоить нормы ударения и правильно применять их на практике»
Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнера высказывания;
задавать вопросы, адекватные данной ситуации.
Рефлексия
У учащихся зелёные и жёлтые полоски. Если на уроке всё понятно – прикрепляем к кругу на доске жёлтый прямоугольник. Если тема осталась непонятой – зелёный. На доске появляется солнышко из жёлтых прямоугольников. В зимнее время как раз не хватает солнышка. СЛАЙД 1.
Воспитывать бережное отношение к природе; формулировать собственное мнение и позицию; самоанализ и самооценка сформированности учебных действий
Д\задание
Придумать и записать 2 пары предложений с омографами и написать мини-сочинение по словам Е. Михайловой.