конспект урока Произведения о родной природе. Г. Скребицкий «Весна-художник»
Конспект урока Произведения о родной природе. Г. Скребицкий «Весна-художник»
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
ТЕМА: Произведения о родной природе. Г. Скребицкий «Весна-художник»
ЦЕЛИ:
Обучающие: расширить читательский опыт учащихся знакомством с произведениями о природе; учить различать художественный рассказ; формировать читательские умения (определять жанр, тему произведения и идею произведения); учить работать с текстом; формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения.
Развивающие: развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы; развивать художественно - творческую активность; развивать образное воображение, внимание, память, мышление; развивать умение мотивировать свой ответ; обогащать речь младшего школьника (незнакомые слова в тексте и т.д.).
Воспитывающие: формировать познавательную активность учащихся; воспитывать речевую культуру; пробуждать любовь и бережливое отношение к родной природе.
Учебные материалы: учебник по литературному чтению для 2 класса авт. Л. А. Ефросинина; карточки с текстами произведений для индивидуальной работы; медиапроектор, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные, наглядные, практические: описание, художественный рассказ, работа с книгой, видеометод, иллюстрация, познавательная игра, самостоятельная работа.
Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.
Формы: фронтальные, индивидуальные, групповые.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока Произведения о родной природе. Г. Скребицкий «Весна-художник»»
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
ТЕМА: Произведения о родной природе. Г. Скребицкий «Весна-художник»
ЦЕЛИ:
Обучающие: расширить читательский опыт учащихся знакомством с произведениями о природе; учить различать художественный рассказ; формировать читательские умения (определять жанр, тему произведения и идею произведения); учить работать с текстом; формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения.
Развивающие: развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы; развивать художественно - творческую активность; развивать образное воображение, внимание, память, мышление; развивать умение мотивировать свой ответ; обогащать речь младшего школьника (незнакомые слова в тексте и т.д.).
Воспитывающие: формировать познавательную активность учащихся; воспитывать речевую культуру; пробуждать любовь и бережливое отношение к родной природе.
Учебные материалы: учебник по литературному чтению для 2 класса авт. Л. А. Ефросинина; карточки с текстами произведений для индивидуальной работы; медиапроектор, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные, наглядные, практические: описание, художественный рассказ, работа с книгой, видеометод, иллюстрация, познавательная игра, самостоятельная работа.
Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.
Формы: фронтальные, индивидуальные, групповые.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Дети у нас сегодня необычный урок. Я вас приглашаю, не выходя из класса, совершить прогулку в прекрасный, волшебный мир природы. И девизом нашего урока стали бы слова великого русского художника Исаака Левитана: «Какая всюду нас окружает красота! Какое величие!
2. Актуализация знаний и практических умений, подготовка к восприятию нового материала.
- Послушайте стихотворение Алексея Плещеева
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…
- По каким словам догадались, что пришла весна?
- Какое по жанру произведение?
- Смогли бы вы нарисовать картину к этому стихотворению?
Работа по картине В.Н. Бакшиева «Голубая весна»
- Какие чувства передает художник?
Вывод: это картина передает здесь ясную голубизну небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой. Сочетание оттенков голубых, розовых, палевых, золотистых тонов рождает чувство чистоты и свежести проснувшейся после долгого сна природы.
- Какую музыку мы бы напевали?
(Чайковский «Времена года»)
Послушайте эту удивительную музыку. Её сочинил великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Эта музыка из цикла «Времена года». - Какая музыка по характеру? Что вы представляете, слушая её?
- Какой бы вы себе представили весну? (рисунок весны)
3. Изучение нового материала.
- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями русских писателей о весне.
Тема урока: Произведения о родной природе. Георгий Алексеевич Скребицкий «Весна - Художник».
А может ли весна быть художником? (проблемный вопрос)
1. Первичное чтение рассказа Г. Скребицкого «Весна-художник».
Чтение рассказа Г. Скребицкого «Весна-художник» учителем вслух.
2. Первичное впечатление. Беседа по прочитанному.
- Понравилось произведение?
- Что понравилось?
- Что запомнили из произведения?
- Какие картины представлялись во время слушания?
- О чем это произведение? ( о весне, о том, как весна разукрасила лес)
3. Аналитическое чтение.
- Прочитайте произведение про себя, подчеркните непонятные слова.
- Какие слова были непонятны (работа со словарем)
Словарная работа:
Овраг Угрюмый
Склон Художник
Луговина
калужница
Овраг –глубокая длинная впадина на поверхности земли.
Склон – наклонная поверхность.
Угрюмый – неприветливый, мрачный, безрадостный.
Художник – человек, который пишет картины.
Луговина – небольшой луг.
Калужница – травянистое растение с желтыми цветами
- Все ли слова вам теперь понятны?
- Как автор называет весну? (Весна-красна, Весна-художник.)
- Почему весна не сразу взялась за дело? (Весна задумалась, какую картину бы ей нарисовать)
- Какой был лес, который увидела весна? (Лес был угрюмый, унылый, хмурый)
- Посмотрите на экран. Таким увидела лес весна? (На экране через проектор проецируется картинка с изображением зимнего леса)
- Как решила весна украсить лес? (Весна решила украсить лес по-своему, по-весеннему)
4. Работа в группах (4 группы)
- Давайте вместе с художником-Весной войдем в лес и посмотрим, какие краски взяла с собой она и какие картины она нарисовала.
Карточки ( в каждой группе: спикер – защищает работу, художник оформитель – что надо нарисовать, художник – рисует (2), колорист – подбирает краски)
1 гр. Какие инструменты взяла весна? Почему?
2 гр. Какие краски использовала?
3 гр. Что раскрасила?
4 гр. Кого поместила в лес?
Работа с группами:
-Что сделала Весна? (Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью веточки берез, а на осинах и тополях поразвесила розовые и серебряные сережк).
-Попробуйте представить эту картину.
-Что мы видим? (Я вижу, как Весна идет по лесу и тонкой кисточкой чуть притрагивается нежно к деревьям. И сразу веточки берез стали нежно-зелеными, а на осинах очень красиво повисли длинные розовые и серебряные сережки)
-Тебе нравится эта картинка? (Да, очень красиво стало в лесу, темные деревья стали светлыми, в лесу стало веселее)
-Найдите описание весенней лужи. (лужа, окруженная подснежниками и цветами медуницы …)
-Какую следующую картину она нарисовала? (цветущая черемуха, дикие яблони и груши, зеленая трава с калужницей, насекомые, птицы)
Дети читают описание каждой картины, подчеркивают слова-описания.
- Что же делала Весна? Посмотрите, какие слова выбрал автор для описания ее действий. (Разукрасила, тронула, поразвесила, вывела, рассыпала, рисует, покрыла)
-О чем они нам говорят? Почему слово Весна написано с большой буквы? Почему автор назвал Весну художником? (Весна, как настоящий художник (человек): сначала подумала,что ей нарисовать, потом взяла краски и стала рисовать очень
красивые картины)
-Скажите, вызвало ли у вас это произведение какие-то чувства? Какие?
(приятные, восторг, любовь…)
-А как вы считаете, какие чувства хотел автор передать нам в этом произведении? Нравится ли ему это время года?
Вывод. Такой рассказ, в котором, автор создает с помощью художественных средств образные картины и само произведение вызывает у нас определенные чувства, называется художественным рассказом.
физкультминутка
(По ходу чтения учитель на палитру, нарисованную на доске, прилепляет кружочки указанного цвета)
- Посмотрите, какая получилась палитра. Каким стал лес? (Лес стал красивым, ярким, разноцветным)
- Давайте и мы попробуем себя в роли художника и превратим хмурый угрюмый лес в красивый, яркий, разноцветный.
5. Практическая работа.
(подготовлена картина весны, дети добавляют из произведения недостающие детали)
4. Закрепление материала изученного на уроке.
Моделирование обложки
- Выполните модель обложки к этому произведению.
Самостоятельная работа.
- Назовите автора произведения. ( Г. Скребицкий)
- Назовите заголовок. («Весна-художник»)
- Назовите тему произведения. (Это произведение о природе)
- К какому жанру отнесем произведение? (Происходит обсуждение, т.к. дети могут дать два варианта ответа: сказка и рассказ. Принимаются оба варианта)
- Как обозначим на модели? (Прямоугольник с кругом внутри)
Г. Скребицкий
«Весна – художник»
.
Вывод: Это рассказ с элементами сказки. Автор умело вносит в рассказ сказочные элементы.
5. Обобщение и систематизация знаний и умений.
- А теперь я хочу, чтобы вы лучше представили наступление весны и предлагаю вашему вниманию посмотреть слайдовый фильм. В котором кроме словесных описаний есть картинные.
1. Просмотр слайдового фильма «Г. Скребицкий «Весна-художник».
2. Обмен впечатлениями.
-Что вам понравилось больше всего? Совпали ли ваши картины, которые вы представляли и нарисовали, с теми, которые вы видели на слайдах?
Вывод:
Художники создают картины красками и кистью, писатели и поэты рисуют словесные образы, композиторы сочиняют музыку, для того чтобы мы могли глубже почувствовать красоту родной природы.
Составление синквейна
- а сейчас попробуем необычное стихотворение.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
синквейн на тему «весна»
Весна: (Заголовок)
Нежная. красивая. (Два прилагательных)
Разукрасила, рассыпала. (3 глагола)
Весна – это жизнь! (Фраза, несущая определенный смысл)
Красота! (Резюме)
6. Подведение итогов и результатов урока.
Что вам запомнилось?
А что хотели бы повторить (изменить)?
Удалось ли нам передать замысел весны?
С помощью чего?
8. Рефлексия.
Весна очень любит солнышко. Давайте поднимим солнышко нашего настроения. Если вы довольны своей работой на уроке, то поднимите веселое солнышко, а если недовольны, то хмурое.
Г. Скребицкий. «Весна – художник».
Приступила к работе Весна-красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?
Вот стоит перед ней лес — ещё по-зимнему хмурый, угрюмый.
«А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему!» Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветки берёз, а на осинах и тополях поразвесила розовые и серебряные серёжки.
День за днём всё наряднее картина весны.
На широкой лесной поляне синей краской нарисовала она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.
Рисует день, другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.
Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых сырых местах, как золотые звёзды, распустились цветы калужницы.
Всё оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щелок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.
А сколько птиц в лесу и в полях!
И для каждой из них Весна-красна придумала важное дело.