kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (Рассказ К. Паустовского «Кот- ворюга»)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

Образовательная: познакомить детей с творчеством Константина Дмитриевича Паустовского,  научить  формулировать главную мысль произведения.

Развивающая:, развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся, развивать прогностические умения.

Воспитательная: воспитывать личность со свободным независимым мышлением, воспитывать нравственно- эстетические ценности, доброту, отзывчивость, смелость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (Рассказ К. Паустовского «Кот- ворюга»)"»

Тема урока Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (Рассказ К. Паустовского «Кот- ворюга»)

Цель урока: Знакомство с произведением Константина Паустовского «Кот- ворюга»

Задачи урока:

Образовательная: познакомить детей с творчеством Константина Дмитриевича Паустовского, научить формулировать главную мысль произведения.

Развивающая:, развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся, развивать прогностические умения.

Воспитательная: воспитывать личность со свободным независимым мышлением, воспитывать нравственно- эстетические ценности, доброту, отзывчивость, смелость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.



Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и учащихся.

  2. Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации, ключевым словам.

  3. Самостоятельно формулировать главную мысль текста.

Метапредметные:

  1. Осуществлять анализ и синтез прочитанного произведения

  2. Строить рассуждения на жизненные вопросы

  3. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации

  4. Высказывать и обосновывать свою точку зрения

  5. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

Личностные:

  1. Иметь интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении

  2. Обладать наличием собственных читательских приоритетах и уважительное отношение к предпочтению других людей

  3. Иметь ориентацию в нравственном содержании и смысла поступков – своих и окружающих

  4. Обладать этическим чувством- совести, вины, стыда, - как регуляторы морального поведения



Тип урока:   урок ознакомления с новым материалом

Методы и приемы беседа, демонстрация слайдовой презентации, рассказ.

Оборудование урока для учителя: презентация, учебник

Оборудование урока для учащихся: учебник, рабочая тетрадь

Список использованной литературы:

  1. http://www.school2100.ru/

  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. В одном счастливом детстве. 3 класс: Учебник. В 2 ч. - М: Баласс, 2009. - 368 с., ил.- ("Школа 2100". Серия "Свободный ум")



План урока

(с указанием времени на каждый этап урока)


I Организационный момент- (1 мин)


II. Актуализация знания


1. Проверка домашнего задания – 8 мин


III. Введение в тему


1.Формулирование темы урока– 3 мин


IV. Работа с текстом.


1.Работа с текстом до чтения. Анализ новых понятий.(6 мин)


2. Работа с текстом во время чтения . Первичное чтение учителем с комментариями- 7мин


3.Выявление первичного восприятия – 2 мин


4.Физминутка (2 мин)


5.Самостоятельное чтение – 3 мин


6.Работа с текстом после чтения. Анализ литературного портрета главного героя (6 мин)


V.Домашнее задания- (1 мин)


VI.Итог урока - (1 мин)


Этапы урока

(с указанием времени, отведённого на каждый этап)

Дидактическая задача каждого этапа урока

Содержание этапа

Планируемые результаты этапа урока



Цифровые образовательные ресурсы

I Организационный момент

(1 мин)




Здравствуйте ребята! Меня зовут Кристина Александровна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.



II.

Актуализация знания


1. Проверка домашнего задания

(8 мин)




III. Введение в тему.


1.Формулирование темы урока

(3 мин)













IV.Работа с текстом.


1. Работа с текстом до чтения. Анализ новых понятий.(6 мин)


























2. Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение учителем с комментариями









































































































3.Выявление первичного восприятия











4.Физминутка (2 мин)









5.Самостоятельное чтение (3 мин)

























6. Работа с текстом после чтения. Анализ литературного портрета главного героя (6 мин)

















уметь самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;






























уметь по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;














































































































Уметь осознанно, правильно, выразительно читать;











уметь самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• деление текста на части, составление

уметь

самостоятельно формулировать главную мысль текста;
























Ребята, кто скажет что вам было заданно на дом.

Да, на дом вам был задан подробный пересказ рассказа «Игра».

Давайте с вами проверим его . Ребята, кто хочет пересказать рассказ? Ребята все внимательно слушаете, потому что в любое время я могу остановить отвечающего и попросить продолжить пересказ любого из вас.

Ребята по желанию рассказывают домашнее задание. (Ориентироваться во времени)

- Объявляю оценки ребятам.


Ребята обратите внимание на доску. Вы знаете этого человека? Это

Паустовский Константин Георгиевич, русский писатель. Родился 19 мая 1892 в Москве. Отец писателя часто менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь. Паустовский сменил очень много профессий, работал редактором, также активно работал как журналист газет, много путешествовал по стране. Многие впечатления этих поездок воплотились в художественных произведениях. В годы Великой Отечественной войны, Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы. Награждён орденами и медалями.


Паустовский написал множество рассказов для детей. Обратите внимание на доску. Рассказы: «Растрёпанный воробей», «Прощание с летом», «Стальное колечко», «Заячьи лапы». Возможно какие-нибудь вы уже читали. А если нет то вы можете сходить после уроков в библиотеку и прочесть эти интереснейшие рассказы.


А с одним из рассказов Паустовского мы с вами сегодня будем работать.

Посмотрите на доску и хором прочитайте название этого произведения.


- Можно ли узнать по заглавию, кто герой рассказа?(Да, можно Герой рассказа кот)

-Как называет кота автор? Что означает слово Ворюга?

-А какие вы знаете однокоренные слова к слову ворюга? (вор, воришка, ворюга)

В русском языке есть слово похожее на слово « ворюга», это слово «хитрюга».А какие вы знаете однокоренные слова к слову хитрюга? (Хитрость, хитрый, хитрить) Ребята как вы понимаете значение этого слова. По каким признакам оно похоже на слово ворюга? (По грамматическим они разные а по лексическому значению одинаковые) (Микровывод)

Как вы думаете как автор относиться к коту?

Ребята на этот вопрос мы с вами должны ответить после того как прочитаем рассказ.

А сейчас обратите внимание на доску и прочитайте про себя слова которые встречаются в тексте. Эти слова могут вызвать у вас затруднение Давайте прочитаем что они значат. А …. Прочитает их в слух.

Отчаяние – состояние безнадёжности, безвыходности

Кукан – верёвка, на которую надевают пойманную рыбу

Тесовая (крыша) – сделанная из тонких деревянных досок хвойных пород

Босяцкие (выходки) – поступки невоспитанного человека

Плотица небольшая рыба плотва

Подпалина – рыжеватое пятно на шерсти животного

 

Ребята а сейчас обратите внимание на доску .Давайте рассмотрим эту иллюстрацию.

- Какой здесь кот? Обратите внимание на выражение глаз, позу.(хот хитрый, глаз прищурен)

-Мне кажется, что наш кот очень напряжён. Как вы думаете, почему?.(хочет что-то своровать )

Ребята, а сейчас вы можете предположить, что произойдёт в рассказе? кто ещё может предположить? Молодцы ребята.

- А сейчас давайте познакомимся с рассказом «Кот - ворюга» и узнаем кто из вас был прав!



А сейчас откройте учебники на странице73. Читать буду я, а вы внимательно следите пальчиком. И не забудьте о нашем главном вопросе. После чтения вам предстоит на него ответить




- Учитель читает авторский текст со страницы 73 до последнего абзаца.

(Короткие комментарии учителя, цель которых помочь ребятам эмоционально прожить ситуацию)



Кот - ворюга

Мы пришли в отчаяние.(Отчего)(Как вы думаете что могло их расстроить?) Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. (Почему так выглядит, ваши предложения)(потому что он ворует еду и всегда убегает от людей) Это был кот, потерявший всякую совесть, кот- бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.

Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся,(Куда он торопился ?почему приседал ? Ваши предложения)(торопился что- то своровать, приседал чтобы его не увидели.) приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями. (Много ли было в кукане окуней) Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; на нем было десять жирных окуней, пойманных на Прорве. Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.

Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу.

Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. (Почему грозно? Ваши предложения.) (пытался запугать)

Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.

Ребята а сейчас я предлагаю вам закрыть глазки и постараться представить ту картину которую я вам сейчас прочитаю. Итак закрыли все главки.

Дом был маленький, Он стоял в заброшенном саду (Представьте себе заброшенный сад: заросший, глухой…) Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу.

Чтобы пройти к берегу озёр приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. (Вокруг никто не живёт, нетронутая природа). Их венчики качались над головами и осыпали плечи жёлтой, цветочной пылью. (Представьте себе эти высокие, душистые травы: они выше человеческого роста!)

Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота (Стоит вернуться домой, и красота и гармония разрушаются: снова босяцкие выходки кота ! Босяцкие - от слова Босяк, т.е. бродяга, оборванец. Рассказчик и сердиться на кота, и одновременно улыбается….)

Ребята можете открывать глазки, слушаем рассказ дальше

Но, наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было.

Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и начали ждать. Но кот не выходил. Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления. Прошел час, два, три... Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы.

Тогда был вызван Ленька, сын деревенского сапожника. Ленька славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота. Ленька взял шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу и закинул ее через лаз в подполье. Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье - кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой (Как вы думаете, что значит мёртвой?)(очень сильно и не за что не отпускал рыбу). Ленька потащил за леску, Кот отчаянно упирался, но Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу. Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза. Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. Мы впервые его рассмотрели как следует.

Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:

- Что же нам с ним делать?

- Выдрать! - сказал я.

- Не поможет, - сказал Ленька. - У него с детства характер такой. Попробуйте его накормить как следует.

Кот ждал, зажмурив глаза. Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами. После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке. Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.


- Ребята а сейчас кто-нибудь из вас может ответить на главный вопрос?

- Ребята как вы думаете, почему кот так поступал? (потому что его никто не любил)

- Как удалось поймать кота?

Ребята, вам интересно узнать, что было дальше? Но сначала давайте немножко отдохнём.

Физминутка «Кот Мурлыка»

Кот Мурлыка, кот Царапка
Учит деток танцевать
Ну-ка левой, ну-ка правой,
Раз-два-три-четыре-пять! (2 раза)

Молодцы ребята, присаживайтесь.


Ребята давайте узнаем что же ещё написал в рассказе Константин Паустовский о коте.

Продолжит моё чтение Котов Антон.


С этого дня он у нас прижался и перестал воровать. На следующее утро он даже свершил благородный и неожиданный поступок. (Интересно что это был за поступок?) Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склеивать из тарелок гречневую кашу.

Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с победным криком прыгнул на стол.

Куры взлетели с отчаянным воплем. Он перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, из сада. Впереди мчался, икая, голенастый петух- дурак, прозванный Горлачом.

Кот нёсся за ним на трёх лапах, а четвёртой передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу.

После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошёл.

С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотнёй прятались под дом.

Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он тёрся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.

Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно. (Почему как вы думаете?) , но мы были уверен, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.




Спасибо Антон! Я поставлю тебе отметку «5» ( «4» )


Ребята давайте вспомним, как в начале рассказа автор описывал кота?

Как он его называл?(ворюга)

Ребята, а как теперь стали называть кота? (Милиционер)

Найдите в тексте и прочитайте эти строки.

Ребята скажите почему изменилось поведение кота?(потому что его накормили, приютили.

- Ребята скажите какая главная мысль у этого рассказа?

Молодцы ребята!

Написав этот рассказ, Паустовский К.Г. хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую? (Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но доброе действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довёл её до такого состояния)

Скажите ребята, может быть у кого-нибудь из вас был подобный случай. Кто желает рассказать.

Молодцы ребята.

Я думаю, что вы обязательно будете помогать бездомным животным.








Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении









Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации, ключевым словам.





















Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и учащихся.





Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении


































































































































Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно- эстетических ценностей.





Осуществлять анализ и синтез

Самостоятельно формулировать главную мысль текста


Воспитание личности со свободным и независимым мышлением

Строить рассуждения

Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации

Высказывать и обосновывать свою точку зрения

Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

Наличие собственных читательских приоритетах и уважительное отношение к предпочтению других людей

Ориентация в нравственном содержании и смысла поступков – своих и окружающих

Этические чувства- совести, вины, стыда, - как регуляторы морального поведения




















































































































































































































































V. Домашнее задание

(1 мин)





VI.Итог урока


(1 мин)




уметь

высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)


Ребята, а сейчас обратите внимание на доску. Откройте свои дневники и запишите домашнее задание:


  1. Подготовить выразительное чтение текста рассказ

  2. 2. Нарисовать «портрет» кота, после того как мальчишки его накормили и приютили.



Ребята давайте вспомним автора рассказа. Поднимите руки кому захотелось прочитать этот рассказ самому.

А кому захотелось помочь бездомным животным. Но для начала нужно поговорить с родителями, чтобы они разрешили держать животное в доме.



Ребята спасибо вам за работу на уроке!!!



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ахметова Кристина Александровна

Дата: 30.05.2016

Номер свидетельства: 331415


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства