конспект урока познания мира в 3 классе по теме: "Группы животных. моллюски, насекомые, паукообразные"
Конспект урока познания мира в 3 классе по теме: "Группы животных. моллюски, насекомые, паукообразные"
УРОК ПО ПОЗНАНИЮ МИРА В 3 КЛАССЕ
Группы животных. Моллюски, насекомые, паукообразные
Цель: создать условия для усвоения учащимися учебного материала об особенностях данных групп животных, используя метод проектов, приёмы поисково–исследовательской технологии.
Задачи:
создать условия для расширения представление детей о разнообразии животных;
содействовать формированию учебно-познавательной, коммуникативной, информационной компетенций обучающихся: развитие умения целеполагания, монологической речи учащихся, владения навыками работы в группе;
создать условия для воспитания бережного отношения к природе.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
содействовать воспитанию моральных норм взаимодействия с природой;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока познания мира в 3 классе по теме: "Группы животных. моллюски, насекомые, паукообразные"»
УРОК ПО ПОЗНАНИЮ МИРА В 3 КЛАССЕ
Группы животных. Моллюски, насекомые, паукообразные
Цель: создать условия для усвоения учащимися учебного материала об особенностях данных групп животных, используя метод проектов, приёмы поисково–исследовательской технологии.
Задачи:
создать условия для расширения представление детей о разнообразии животных;
содействовать формированию учебно-познавательной, коммуникативной, информационной компетенций обучающихся: развитие умения целеполагания, монологической речи учащихся, владения навыками работы в группе;
создать условия для воспитания бережного отношения к природе.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
содействовать воспитанию моральных норм взаимодействия с природой;
Регулятивные:
умение определять цель и задачу на уроке; планировать её реализацию в сотрудничестве с учителем;
умение определять успешность своего задания, вносить соответствующие коррективы в его выполнение;
Коммуникативных:
умение оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других; совместно договариваться при работе в группе;
Познавательных:
учить осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, статей, жизненный опыт, наблюдение объектов коллекции, фотографий, видеоматериалов;
умение фиксировать результаты наблюдений в таблице;
проводить сравнение, классификацию, анализ объектов по заданным критериям;
Оборудование: учебник, коллекция «Моллюски, насекомые, паукообразные», фотографии животных; авторские самодельные тренажёры для парной работы «Группы животных», материалы для работы в группах, индивидуальные тексты о каждой группе животных, карточки для самопроверки, индивидуальные схемы наблюдений, микроскоп, лупа, видеоматериалы, мультимедийная презентация;
Животные выделяют кислород, который поглощают растения.
Животные помогают растениям расселяться, перенося семена на шерсти.
5.Хищники, поедая растительноядных, спасают растения от уничтожения.
Проверка выполнения задания.
- Оцените свою работу в листе самооценки по пятибалльной системе в колонке «Задание №1»
Задание №1 +,-,-,+,+
Задание №2
Задание №3
Задание №4
Задание №5
Оценка - _
Оценка - _
Оценка - _
Оценка - _
Оценка - _
4. Формулирование темы и цели урока
-О каком царстве мы говорили на прошлом уроке?
-Животные. Назовите классы животных.
-Назовите животных, представленных на слайде. Сформулируйте тему.
(Учащимися объявляется тема урока. Название темы появляется на доске)
Животные. Моллюски. Насекомые. Паукообразные.
-Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы будем изучать именно эти группы? (Учащиеся не могут ответить – создание ситуации «коллизии»)
- А когда мы сможем ответить на этот вопрос? (После изучения темы)
б) Целеполагание(слайд 4)
Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова-подсказки: познакомимся…, научимся отличать…
Учащиеся ставят цели, которые хотели бы достичь на уроке.
- Узнать, кто такие насекомые, моллюски, паукообразные? Как выглядят? Где они обитают? Чем питаются? Кем они являются для нас: друзьями или врагами. Почему паук - не насекомое? (Задачи фиксируются на доске)
5. Усвоение новых знаний и способов действий
а) Животные. Работа в парах с тренажёрами «Группы животных» (Сенсорный авторский тренажёр представляет собой картонный круг диаметром 18см, разделённый на 8 секторов разного цвета с изображением животных каждой группы. Под картинкой напечатаны названия животных. Сверху крепится белый подвижный круг, зафиксированный в центре, диаметром 10см с названиями 8 групп животных. Все тренажёры различного содержания. Учитель называет группу животного, ученики – цвет соответствующего сектора, устанавливая круги в нужное положение.)
млекопитающие – красный земноводные – коричневый
рыбы – зелёный
птицы – оранжевый
пресмыкающиеся – синий
насекомые – фиолетовый
паукообразные – голубой
моллюски – жёлтый
Самооценка в колонке «Задание №2».
-Сейчас вы будете работать группой, знакомиться с материалом учебника страницы 164-165, дополнительным текстом, исследовать коллекцию животных. (Класс поделен на 6 групп, каждая из которых создаёт свой проект по теме урока)
а) Работа в группе (слайд 5) ( Для каждой группы в конверте предложены раздаточные материалы: информационные тексты о насекомых и др.группах, фото, шаблон для заполнения проекта, детали аппликации животного на клеевой основе ).
Правила работы в группе оглашаются учащимися. Роли в группе: организатор, спикер, секретарь, контролёр распределены заранее.
Создание проекта по плану: (слайд 6)
Строение животного – выполняется аппликация модели животного
Среда обитания
Представители данной группы
Питание
Значение в природе и в жизни человека
Схема наблюдений находится у каждого ученика и на доске, заполняется постепенно. (На доске используются шаблоны слов и цифр на магнитной основе)
Название
Строение
Питание
Значение
глаз
усы
нос
крылья
ног
части тела
Моллюски
2,
-
-
-
1-8
3
растительноядные,
хищники
очищают воду,
кулинария, промышленность
Насекомые
2
2
-
2-4
6
3
раститетельные хищник
опыляют растения,
уничтожают вредных насекомых
Паукообразные
2
-
-
-
8
2
хищник
часть природы,
уничтожают вредных насекомых
6. Физминутка
7. Защита проектов (слайд 7)
Представитель от 1 группы крепит на доску модель животного-аппликацию, выступает с совместно «добытой» информацией, представленной на листе формата А3. Представитель от 2 смежной группы фиксирует данные в таблицу на доске, используя магнитные карточки. Все учащиеся работают в своих листах наблюдений, подчёркивая нужные ответы.
В процессе защиты проектов учащиеся наблюдают за пауком, жуком с помощью электронного микроскопа. Вывод: у паука-2 части тела, у жука-3.
Также демонстрируются видеофрагменты «Полёт осы», «Паук», в результате которых учащиеся формулируют вывод: у паукообразных неподвижно соединены головогрудь и брюшко, у насекомых - подвижно, крыльев у насекомых-4.
8. Физ.разминка «Ответ в движении» Если услышите название моллюска, хлопните, название паукообразных – руки поднимите вверх.
Оцените активность своей работу в группе в листе самооценки. Задание №3
Оцените правильность заполнения таблицы в листе самооценки. Задание №4
9. Обобщение.
Так чем же отличаются паукообразные от насекомых?
Класс анализирует представленные доказательства:
1. Паука можно отнести к насекомым, потому что он похож на многих из них (на жука, пчелу, муху), умеет ползать (как таракан, муравей), тело и лапки его состоят из члеников (как у всех насекомых).
2. Паука нельзя отнести к насекомым, потому что у него только две части тела (а у насекомых три), нет крыльев и усиков, а также не шесть, а восемь конечностей, у насекомого двигается голова, брюшко, а у паука -нет
3. Что объединяет данные группы животных в одну тему?
10. Проверка знаний
Самостоятельная работа
1. Соедини стрелкой:
моллюски
бабочка,
слизень,
скорпион,
осьминог,
жужелица,
клещ
2. Заполни пропуски.
У паука-…ног,
У мухи-…ног
3. Заполни пропуски.
Тело паукообразного состоит из…частей, у насекомого - из…частей
насекомые
паукообразные
11. Проверка. Коррекция знаний (слайд 8)
Оцените себя на листе самооценки - задание №5.
12. Итог
- Скажите, зачем нам был нужен этот урок?
- Достигли поставленных в начале урока целей? Кого хотите поблагодарить?
- Что вам показалось важным? Над чем еще нужно поработать?
13. Рефлексия
Я умею: отличать насекомых от других животных.
Я знаю: что такое насекомое, моллюск, паукообразные, представителей насекомых, их особенности.
14. Информация о домашнем задании: сообщение о представителе групп, учебник с.163-165 (слайд 9)
- Вспомните, с чего начинался наш урок? Можно ли делить природу на «хорошую» и «плохую»?
-Не губите паука ради забавы, берегите Мир Будущего ради!
Название группы:
Представители группы:
Среда обитания: Питание:
Роль: Интересно:
(Приложение 1)
Насекомые
Насекомые – самая большая группа живых организмов на Земле. Насекомые существовали ещё тогда, когда не было ни птиц, ни тем более зверей. Они живут повсюду: в почве, на земле, в воздухе, в воде, в трещинах коры, в расщелинах гор. Они ползают, бегают и летают, могут часами парить на одном месте. Насекомые живут поодиночке и большими семьями. Одни живут несколько лет, другие – один день.
Насекомые питаются по-разному. Среди них есть любители растений (жук-олень, короед) и хищники
(питаются другими насекомыми): стрекоза, жужелица; кровососущие и поедатели шерсти и ткани. Насекомые имеют прекрасный слух, зрение и обоняние. У насекомых нет носа, чтобы нюхать, они могут осязать, обонять и чувствовать вкус благодаря своим лапкам, усикам. Усики — важнейший орган чувств. Они воспринимают температуру, влажность и запахи.
Специальные железы выделяют вещества, которые отпугивают врагов и спасают от нападения (божья коровка выделяет жидкость, которая обжигает клюв птиц).
А почему мы их так называем «насекомое»? Если рассмотреть рисунок муравья, то мы можем увидеть, что у него есть голова- №1, грудка- №2, и брюшко-№3. На брюшке – поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название
« насекомые»- от слова « насекать».
А теперь самое главное: у насекомых только ( сколько?...) ног.
Подпишите части муравья.
О разных насекомых
Жук – плавунец живёт в стоячих водоёмах.
Плавунец - один из самых ловких охотников подводного мира. В его лапы попадают не только насекомые, но и ракообразные, головастики, моллюски, маленькие лягушата, мальки. Иногда плавунцы объединяются, и тогда их добычей может стать даже крупная рыба.
Вот страшилище так страшилище! Сам черный, ноги длинные, челюсти крепкие. И все – таки, если такое страшилище встретиться вам в лесу, не трогайте его. Оно называется жужелицей. Это насекомое очень полезное. Оно хищник. Целый день сидит жужелица под камнем или под поваленным деревом, а ночью выползает на охоту. За одну ночь она может съесть полтора десятка гусениц и слизней. Жук – олень, грозный на вид, сладкоежка: оно питается соком деревьев.
Божья коровка отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь поедает 4000 тлей (подсчитали учёные). Нельзя отлавливать божьих коровок за их красоту, будет распространяться тля, и уменьшаться урожай
МОЛЛЮСКИ
У моллюсков мягкое тело, без костей, в основном, защищено раковиной.
Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики), реже — на влажной земле (виноградная улитка, слизни).
Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м.
Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, жемчужницы, устрицы), и только головоногие моллюски (осьминоги, кальмары) способны быстро передвигаться реактивным способом.
Части тела:
1. Раковина
2. Голова
3. Туловище
4. Нога
5. Щупальцы
6. Мантия
Питание.
Синий осьминог является одним из самых ядовитых существ в воде. Он хищник, питается рыбой, раками. Это самый умный моллюск. Он даже поддаётся дрессировке.
Пищей других моллюсков служат морские микроорганизмы, водоросли.
Вредители. Большой вред приносят деревянным судам и деревянным портовым сооружениям моллюски, называемые корабельным червём. Моллюск сверлит себе ходы в дереве, питаясь древесиной.
Человек использует моллюски в промышленности (делает украшения из ракушек, собирает жемчуг), в кулинарии
( употребляет в пищу кальмаров, мидии)
ПАУКООБРАЗНЫЕ
Откуда они получили такое название? Вот что гласит древнегреческий миф.
Давным-давно жила девушка, которая очень любила ткать. Звали эту девушку Арахна. И такие красивые ткани научилась создавать Арахна, что отважилась вызвать на состязание по ткацкому искусству богиню Афину. Кто может осмелиться состязаться с богами? Но у Арахны получилось лучше, чем у богини. И тогда разгневанная Афина превратила девушку в паука, вечно ткущего свою красивую паутину. По-гречески «арахна» значит «паук».
Наука о паукообразных называется арахнология.
Наиболее известные представители: пауки, скорпионы, клещи́.
Пауки-сенокосцы, птицееды.
Длина паукообразных от 1 мм — 11 см. Обитают, в основном, на земле.
У пауков 8 ног. Голова и грудь слиты, образуя головогрудь. Брюшко без конечностей.
Многие виды строят сложные ловчие сети, гнезда, норки. Паукообразные - хищники, питаются насекомыми. Ряд видов, особенно тропические, ядовиты (каракурт, крестовик, тарантул и др.).