kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока познания мира в 3 классе по теме: "Группы животных. моллюски, насекомые, паукообразные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК ПО ПОЗНАНИЮ МИРА  В 3  КЛАССЕ

Группы животных. Моллюски, насекомые, паукообразные

Цель: создать условия для усвоения  учащимися  учебного материала об особенностях данных групп животных, используя метод проектов, приёмы поисково–исследовательской  технологии.

Задачи:

  • создать условия для расширения  представление детей о разнообразии животных;
  • содействовать формированию учебно-познавательной, коммуникативной,  информационной компетенций обучающихся: развитие умения целеполагания, монологической речи учащихся, владения навыками работы в группе;
  • создать условия для воспитания бережного отношения к природе.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:

Личностные УУД

  • содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;
  • формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • содействовать воспитанию моральных норм взаимодействия с  природой;

Просмотр содержимого документа
«конспект урока познания мира в 3 классе по теме: "Группы животных. моллюски, насекомые, паукообразные"»

УРОК ПО ПОЗНАНИЮ МИРА  В 3 КЛАССЕ


Группы животных. Моллюски, насекомые, паукообразные




Цель: создать условия для усвоения  учащимися учебного материала об особенностях данных групп животных, используя метод проектов, приёмы поисково–исследовательской технологии.

Задачи:

  • создать условия для расширения представление детей о разнообразии животных;

  • содействовать формированию учебно-познавательной, коммуникативной,  информационной компетенций обучающихся: развитие умения целеполагания, монологической речи учащихся, владения навыками работы в группе;

  • создать условия для воспитания бережного отношения к природе.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:

Личностные УУД

  • содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;

  • формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • содействовать воспитанию моральных норм взаимодействия с природой;

Регулятивные: 

  • умение определять цель и задачу на уроке; планировать её реализацию в сотрудничестве с учителем;

  • умение определять успешность своего задания, вносить соответствующие коррективы в его выполнение;

Коммуникативных:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме; 

  • слушать и понимать речь других; совместно договариваться  при работе в группе;

Познавательных: 

  • учить осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, статей, жизненный опыт, наблюдение объектов коллекции, фотографий, видеоматериалов;

  • умение фиксировать результаты наблюдений в таблице;

  • проводить сравнение, классификацию, анализ объектов по заданным критериям;

Оборудование: учебник, коллекция «Моллюски, насекомые, паукообразные», фотографии животных; авторские самодельные тренажёры для парной работы «Группы животных», материалы для работы в группах, индивидуальные тексты о каждой группе животных, карточки для самопроверки, индивидуальные схемы наблюдений, микроскоп, лупа, видеоматериалы, мультимедийная презентация;

мультимедийное  оборудование: проектор, компьютер, экран.

 

Стадия вызова

1. Организационный момент: (слайд 1)

-Поприветствуйте гостей, мысленно пожелайте всем добра.

Я сорвал цветок – и он завял,

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони……..

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте, можно только сердцем”.

-Кто хочет озвучить эти строки, представленные на экране? Как вы их понимаете? Пусть эти слова будут «путеводной звездой» нашего урока.

2. Актуализация знаний (слайд 2)

Составление кластера «Природа»

 - А что нужно растениям для жизни? (Свет, тепло, воздух, вода, минеральные вещества – это объекты неживой природы.)

- Какой вывод можете сделать? (Живая и неживая природа тесно взаимосвязаны друг с другом). В результате обсуждения на экране появляется схема-кластер.

3. Проверка домашнего задания (Игра «Поставь – или +») (слайд 3)

  1. Растения – главные поставщики кислорода на Земле.

  2. Растения – это пища для хищных животных.

  3. Животные выделяют кислород, который поглощают растения.

  4. Животные помогают растениям расселяться, перенося семена на шерсти.

5. Хищники, поедая растительноядных, спасают растения от уничтожения.

Проверка выполнения задания.

- Оцените свою работу в листе самооценки по пятибалльной системе в колонке «Задание №1»

Задание №1 +,-,-,+,+

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Оценка - _

Оценка - _

Оценка - _

Оценка - _

Оценка - _

4. Формулирование темы и цели урока

-О каком царстве мы говорили на прошлом уроке?

-Животные. Назовите классы животных.

-Назовите животных, представленных на слайде. Сформулируйте тему.

(Учащимися объявляется тема урока. Название темы появляется на доске)

Животные. Моллюски. Насекомые. Паукообразные.

-Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы будем изучать именно эти группы? (Учащиеся не могут ответить – создание ситуации «коллизии»)

- А когда мы сможем ответить на этот вопрос? (После изучения темы)

б) Целеполагание (слайд 4)

Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова-подсказки: познакомимся…, научимся отличать…

Учащиеся ставят цели, которые хотели бы достичь на уроке.

- Узнать, кто такие насекомые, моллюски, паукообразные? Как выглядят? Где они обитают? Чем питаются? Кем они являются для нас: друзьями или врагами. Почему паук - не насекомое? (Задачи фиксируются на доске)

5. Усвоение новых знаний и способов действий

а) Животные. Работа в парах с тренажёрами «Группы животных» (Сенсорный авторский тренажёр представляет собой картонный круг диаметром 18см, разделённый на 8 секторов разного цвета с изображением животных каждой группы. Под картинкой напечатаны названия животных. Сверху крепится белый подвижный круг, зафиксированный в центре, диаметром 10см с названиями 8 групп животных. Все тренажёры различного содержания. Учитель называет группу животного, ученики – цвет соответствующего сектора, устанавливая круги в нужное положение.)

млекопитающие – красный земноводные – коричневый

рыбы – зелёный

птицы – оранжевый

пресмыкающиеся – синий

насекомые – фиолетовый

паукообразные – голубой

моллюски – жёлтый

Самооценка в колонке «Задание №2».

-Сейчас вы будете работать группой, знакомиться с материалом учебника страницы 164-165, дополнительным текстом, исследовать коллекцию животных. (Класс поделен на 6 групп, каждая из которых создаёт свой проект по теме урока)

а) Работа в группе (слайд 5) ( Для каждой группы в конверте предложены раздаточные материалы: информационные тексты о насекомых и др.группах, фото, шаблон для заполнения проекта, детали аппликации животного на клеевой основе ).

Правила работы в группе оглашаются учащимися. Роли в группе: организатор, спикер, секретарь, контролёр распределены заранее.

Создание проекта по плану: (слайд 6)

  1. Строение животного – выполняется аппликация модели животного

  2. Среда обитания

  3. Представители данной группы

  4. Питание

  5. Значение в природе и в жизни человека

Схема наблюдений находится у каждого ученика и на доске, заполняется постепенно. (На доске используются шаблоны слов и цифр на магнитной основе)

Название

Строение

Питание

Значение

глаз

усы

нос

крылья


ног

части тела

Моллюски

2,

-

-

-

1-8

3

расти тельноядные,

хищники

очищают воду,

кулинария, промышленность

Насекомые

2

2

-

2-4

6

3

раститетельные хищник

опыляют растения,

уничтожают вредных насекомых

Паукообразные

2

-

-

-

8

2

хищник

часть природы,

уничтожают вредных насекомых


6. Физминутка

7. Защита проектов (слайд 7)

Представитель от 1 группы крепит на доску модель животного-аппликацию, выступает с совместно «добытой» информацией, представленной на листе формата А3. Представитель от 2 смежной группы фиксирует данные в таблицу на доске, используя магнитные карточки. Все учащиеся работают в своих листах наблюдений, подчёркивая нужные ответы.

-проект «Моллюски» (аппликация «Улитка», «Осьминог»)

-проект «Насекомые» (аппликация «Бабочка», «Муравей»)

-проект «Паукообразные» (аппликация (Скорпион», «Паук») (Приложение1)

В процессе защиты проектов учащиеся наблюдают за пауком, жуком с помощью электронного микроскопа. Вывод: у паука-2 части тела, у жука-3.

Также демонстрируются видеофрагменты «Полёт осы», «Паук», в результате которых учащиеся формулируют вывод: у паукообразных неподвижно соединены головогрудь и брюшко, у насекомых - подвижно, крыльев у насекомых-4.

8. Физ.разминка «Ответ в движении» Если услышите название моллюска, хлопните, название паукообразных – руки поднимите вверх.

Осьминог. Муха. Скорпион. Клещ. Улитка. Кальмар. Щука. Слизень.

Оцените активность своей работу в группе в листе самооценки. Задание №3

Оцените правильность заполнения таблицы в листе самооценки. Задание №4

9. Обобщение.

Так чем же отличаются паукообразные от насекомых?

Класс анализирует представленные доказательства:

1. Паука можно отнести к насекомым, потому что он похож на многих из них (на жука, пчелу, муху), умеет ползать (как таракан, муравей), тело и лапки его состоят из члеников (как у всех насекомых).

2. Паука нельзя отнести к насекомым, потому что у него только две части тела (а у насекомых три), нет крыльев и усиков, а также не шесть, а восемь конечностей, у насекомого двигается голова, брюшко, а у паука -нет

3. Что объединяет данные группы животных в одну тему?

10. Проверка знаний

  Самостоятельная работа

1. Соедини стрелкой:

моллюски

бабочка,

слизень,

скорпион,

осьминог,

жужелица,

клещ

2. Заполни пропуски.

У паука-…ног,

У мухи-…ног

3. Заполни пропуски.

Тело паукообразного состоит из…частей, у насекомого - из…частей

насекомые

паукообразные

11. Проверка. Коррекция знаний (слайд 8)

Оцените себя на листе самооценки - задание №5.

12. Итог

- Скажите, зачем нам был нужен этот урок?

- Достигли поставленных в начале урока целей? Кого хотите поблагодарить?

- Что вам показалось важным? Над чем еще нужно поработать?

13. Рефлексия

Я умею: отличать насекомых от других животных.

Я знаю: что такое насекомое, моллюск, паукообразные, представителей насекомых, их особенности.

14. Информация о домашнем задании: сообщение о представителе групп, учебник с.163-165 (слайд 9)

- Вспомните, с чего начинался наш урок? Можно ли делить природу на «хорошую» и «плохую»?

-Не губите паука ради забавы, берегите Мир Будущего ради!

Название группы:

Представители группы:


Среда обитания: Питание:


Роль: Интересно:

(Приложение 1)












Насекомые


Насекомые – самая большая группа живых организмов на Земле. Насекомые существовали ещё тогда, когда не было ни птиц, ни тем более зверей. Они живут повсюду: в почве, на земле, в воздухе, в воде, в трещинах коры, в расщелинах гор. Они ползают, бегают и летают, могут часами парить на одном месте.
Насекомые живут поодиночке и большими семьями. Одни живут несколько лет, другие – один день.

Насекомые питаются по-разному. Среди них есть любители растений (жук-олень, короед) и хищники

(питаются другими насекомыми): стрекоза, жужелица; кровососущие и поедатели шерсти и ткани.
Насекомые имеют прекрасный слух, зрение и обоняние. У насекомых нет носа, чтобы нюхать, они могут осязать, обонять и чувствовать вкус благодаря своим лапкам, усикам. Усики — важнейший орган чувств. Они воспринимают температуру, влажность и запахи.


Специальные железы выделяют вещества, которые отпугивают врагов и спасают от нападения (божья коровка выделяет жидкость, которая обжигает клюв птиц).


А почему мы их так называем «насекомое»? Если рассмотреть рисунок муравья, то мы можем увидеть, что у него есть голова- №1, грудка- №2, и брюшко-№3. На брюшке – поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название

« насекомые»- от слова « насекать».

А теперь самое главное: у насекомых только ( сколько?...) ног.



Подпишите части муравья.







О разных насекомых


Жукплавунец живёт в стоячих водоёмах.

Плавунец - один из самых ловких охотников подводного мира. В его лапы попадают не только насекомые, но и ракообразные, головастики, моллюски, маленькие лягушата, мальки. Иногда плавунцы объединяются, и тогда их добычей может стать даже крупная рыба.

Вот страшилище так страшилище! Сам черный, ноги длинные, челюсти крепкие. И все – таки, если такое страшилище встретиться вам в лесу, не трогайте его. Оно называется жужелицей. Это насекомое очень полезное. Оно хищник. Целый день сидит жужелица под камнем или под поваленным деревом, а ночью выползает на охоту. За одну ночь она может съесть полтора десятка гусениц и слизней. Жук – олень, грозный на вид, сладкоежка: оно питается соком деревьев.

Божья коровка отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь поедает 4000 тлей (подсчитали учёные). Нельзя отлавливать божьих коровок за их красоту, будет распространяться тля, и уменьшаться урожай






МОЛЛЮСКИ

У моллюсков мягкое тело, без костей, в основном, защищено раковиной.

Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики), реже — на влажной земле (виноградная улитка, слизни).

Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м.

Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, жемчужницы, устрицы), и только головоногие моллюски (осьминоги, кальмары) способны быстро передвигаться реактивным способом.

Части тела:

1. Раковина

2. Голова

3. Туловище

4. Нога

5. Щупальцы

6. Мантия


Питание.

Синий осьминог является одним из самых ядовитых существ в воде. Он хищник, питается рыбой, раками. Это самый умный моллюск. Он даже поддаётся дрессировке.

Пищей других моллюсков служат мор­ские микроорганизмы, водоросли.

Вредители. Большой вред приносят деревянным судам и деревянным портовым сооружениям моллюски, называемые корабельным червём. Моллюск сверлит себе ходы в дереве, питаясь древесиной.


Человек использует моллюски в промышленности (делает украшения из ракушек, собирает жемчуг), в кулинарии

( употребляет в пищу кальмаров, мидии)


ПАУКООБРАЗНЫЕ


Откуда они получили такое название? Вот что гласит древнегреческий миф.

Давным-давно жила девушка, которая очень любила ткать. Звали эту девушку Арахна. И такие красивые ткани научилась создавать Арахна, что отважилась вызвать на состязание по ткацкому искусству богиню Афину. Кто может осмелиться состязаться с богами? Но у Арахны получилось лучше, чем у богини. И тогда разгневанная Афина превратила девушку в паука, вечно ткущего свою красивую паутину. По-гречески «арахна» значит «паук».


Наука о паукообразных называется арахнология.

Наиболее известные представители: пауки, скорпионы, клещи́.

Пауки-сенокосцы, птицееды.

Длина паукообразных от 1 мм — 11 см. Обитают, в основном, на земле.

У пауков 8 ног. Голова и грудь слиты, образуя головогрудь. Брюшко без конечностей.

Многие виды строят сложные ловчие сети, гнезда, норки. Паукообразные - хищники, питаются насекомыми. Ряд видов, особенно тропические, ядовиты (каракурт, крестовик, тарантул и др.).




















Название

Строение

Питание

Значение

глаз

усы

нос

крылья


ног

части тела

Моллюски

2,

-

-

-

1-8

3

расти тельноядные,

хищники

очищают воду,

кулинария, промышленность

Насекомые

2

2

-

2-4

6

3

раститетельные хищник

опыляют растения,

уничтожают вредных насекомых

Паукообразные

2

-

-

-

8

2

хищник

часть природы,

уничтожают вредных насекомых

























9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Базыкова Любовь Владимировна

Дата: 01.04.2016

Номер свидетельства: 313710

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока: Многообразие животных. Осторожность при обращений с животными."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_mnoghoobraziie_zhivotnykh_ostorozhnost_pri_obrashchienii_s_zhivo"
    ["file_id"] => string(6) "374000"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482866644"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства