Просмотр содержимого документа
«Конспект урока познания мира "Скелет. Мышцы. Органы движения"»
Познание мира 3 класс
Тема: Скелет. Мышцы. Органы движения.
Цель: Формирование у учеников представления о человеке
Задачи: Дать общие представления о скелете человека как опоре организма, о правильной осанке и умении сохранять ее в покое и движении.
Профилактика нарушений осанки, формирование у детей чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Воспитывать активный образ жизни, умение владеть своим телом в покое и движении.
Ход урока:
I. Орг.момент. Сообщение темы и цели урока.
2. Повторение
— Какова природа? (Живая и безжизненная)
— Кто принадлежит к живой природе? (Звери, птицы, насекомые, люди)
— Кто такой человек? (Ответы детей.)
— Он интереснейший в мире природы! Как и животные, человек рождается, растет, размножается, развивается, стареет, умирает. Человек не может жить без воды и воздуха, без пищи, тепла, солнца.
— Что общего и отличного между человеком и животными? (Рассказы детей.)
— Человек разговаривает, читает, пишет, ходит на двух ногах, думает, мыслит, работает, познает мир, оценивает себя. Чтобы делать все это, он должен жить среди людей, общаться с ними.
Отгадывание загадки.
• Кто утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером — на трех?
(Объяснение.)
- Без чего не могут жить животные и люди?
— А чем между собой похожи люди? Чем же они различаются?
3. Изучение нового материала.
1) Вводная беседа учителя:
- А знаете ли вы, как устроены мы с вами?
Кроссворд:
Не часы, а тикают (сердце).
Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества (кровь).
Когда сытый, он молчит. Когда голоден – урчит (желудок).
Орган зрения (глаз).
Орган дыхания человека (лёгкие).
И говорит, и кушает (рот).
- Какое слово получилось в выделенной строчке? (скелет)
Если вы будете лепить человека из глины или пластилина, смею вас заверить, вы получите тот же результат. Чтобы наш человечек не падал, нам нужна какая-то опора, например, проволочка. Если мы вставим проволочку внутрь тела, тогда пластилиновый человечек уже не будет валиться в сторону и не будет сплющиваться.
Вот такой проволочкой в нашем организме является скелет. В скелете различают более 200 различных костей.
– Из каких основных костей состоит наш скелет? (Череп, грудной отдел (клетка), позвоночник, тазовые кости (тазовый пояс), кости рук, кости ног).
– Подумайте! Какое значение имеет череп? Грудной отдел? Кости рук? Кости ног?
Череп – защищает головной мозг.
Грудной отдел – защищает сердце и легкие.
Кости рук (плечевой пояс) – обеспечивает прочное и подвижное соединение рук с туловищем.
Кости ног (тазовый пояс) – обеспечивает прочность и подвижность ног.
Вывод:
– Какую же роль выполняет скелет?
Скелет - опора, защита
– А вы знаете, как люди узнали, что у человека есть скелет и он состоит из костей?
Некоторые данные из истории прочитает нам …
У истоков изучения скелета. (Читает исторические данные ученик)
С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах – Демокрит – собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален – древнеримский врач и естествоиспытатель – посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. Религия постоянно чинила препятствия изучению организма человека, но наука в этой борьбе неустанно стремилась к познанию истины.
Позвоночник.
Головной мозг надёжно укрыт в черепной коробке. А спинной заботливо спрятан в гибком футляре позвоночного столба. Он состоит из тридцати четырёх небольших костных коробочек – позвонков, соединённых друг с другом мягкими хрящиками.
Позвоночник слегка изогнут, как рессора в машине. Ведь он поддерживает череп, в котором лежит чувствительный ко всему мозг. И гибкий позвоночник, как упругая рессора, смягчает все толчки. Сколько бы ребёнок ни носился во время игры, как бы ни бегал и ни прыгал, мозг не испытывает тряски. Он лишь мягко покачивается на пружине позвоночника.
– Как вы думаете, а достаточно ли для организма человека только скелета?
У.:- Видели ли вы, как просыпается утром кошка?
- Потянемся так, чтобы хрустнули косточки. Затем расправим ручки, потом ножки, выгнем спину. Это мы делаем гимнастику. Круговые движения головой в правую сторону, затем в левую.
– Объясните за счет чего мы смогли выполнить эти упражнения? Что мы разминали? (Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было бы мышц).
!!! Всего в теле человека 656 скелетных мышц, которые прикрепляются к костям.
– Для чего нам нужны мышцы?
У.:- Послушаем сообщение о том, как мышцы влияют на наш внешний вид.
Мышцы.
У людей, занимающихся спортом, широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки, ноги. Почему они такие сильные и ловкие? Что помогает им летать с вышки, крутить сальто, выполнять рискованные упражнения на узеньком бревне, развивать бешеную скорость, несясь на лыжах с высоченной горы? ( Скелет). Но главные силачи – мышцы. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны. У человека таких мышц и сухожилий, которые прикрепляют мышцы к костям, очень много. Большие и мощные – для грубой работы, а совсем маленькие – для тонкой. Мы подпрыгиваем, переворачиваемся, размахиваем руками, крутим головой, шевелим пальцами, жмуримся и поём. И всё это – работа мышц.
У.:- От скелета и мышц зависит осанка человека. ( Учитель приглашает к доске двух учеников)
Одному ученику учитель помогает надеть ранец, другому дает в руку портфель и просит пройтись перед всем классом, а затем повернуться спиной к ученикам. Ребенок, который держит в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у другого ученика спина не искривлена.
4. Физминутка.
5.Закрепление знаний.
работа по учебнику: с. 18-23
ответы на вопросы учебника: с.23
фронтальный опрос:
6. Домашнее задание: с. 18-23– пересказ
7. Рефлексия - Чему научились на уроке? - Что вам больше всего понравилось? - Что лучше всего получилось?