kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по развитию устной речи "Деревья: сосна и ель. Сравнение по листочкам (хвоинкам) и шишкам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей дествительности

Класс: 5 класс (с тяжелой умственной отсталостью)

Тема урока: Деревья: сосна и ель. Сравнение по листочкам (хвоинкам) и шишкам

Цель: познакомить с отличительными признаками сосны и ели

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по развитию устной речи "Деревья: сосна и ель. Сравнение по листочкам (хвоинкам) и шишкам"»

Урок развития устной речи на тему "Деревья: сосна и ель. Сравнение по листочкам (хвоинкам) и шишкам "

Предмет: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности


Класс: 5 класс (с тяжелой умственной отсталостью)

Тема раздела: Деревья


Тема урока: Деревья: сосна, ель. Сравнение по листочкам (хвоинкам) и шишкам.


Тип урока: Комбинированный урок


Общая дидактическая цель по типу урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.


Цели по содержанию:


1. Образовательная - способствовать формированию понятия – хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками сосны и ели.

2. Коррекционно – развивающая – создать условия для развития речи на основе уточнения и обогащения словаря, описания деревьев, составления предложений и рассказа о хвойных деревьях;

создать условия для развития приёмов анализа и синтеза через сравнение деревьев, классификацию и обобщение.

3. Воспитательная – способствовать воспитанию познавательного интереса, бережного отношения к природе


Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная


Методы обучения: наглядные, словесные, практические


Средства обучения: карточки, ветки ели и сосны, ноутбук, презентация «Сосна и ель - хвойные деревья», мешочек с шишками


Ожидаемый результат: учащиеся различают сосну и ель, умеют составить ответ на вопрос, рассказ по плану.



Ход урока

1. Организация начала урока. Дыхательная гимнастика.


- Сейчас у нас урока развития речи. Мы будем продолжать изучать окружающий нас мир, учиться строить предложения и составлять рассказы.

- Я вижу, что вы готовы к путешествию, и предлагаю вам отправиться в одно замечательное место - лес.

- В этом лесу живет Лесовичок, который сегодня пришел к нам на урок. (Слайд. Лесовичок)


2. Упражнения на коррекцию памяти, внимания, мышления


Лесовичок предлагает ответить на вопросы.


2.1.Какое слово лишнее? Почему?


Береза-тополь- клен-сапоги

Сирень-акация-шиповник-тетрадь

Одуванчик-репей-шапка-подорожнник


- Повторите ряд слов, подберите обобщенное понятие (деревья, кустарники, травы)


2.2. Работа над антонимами


- Подберите противоположные по смыслу слова


Короткие иголки - …

Тонкий ствол - …

Молодое дерево- …

Крупные шишки - …


3. Актуализация опорных знаний


- Когда Лесовичок был маленьким, ему очень интересно было наблюдать за огромными растениями.

- Как назывались эти растения, как вы думаете?

- Назовите общие части у всех деревьев.

- О каком дереве говорится в загадке?


Ее всегда в лесу найдешь.

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем (ель)


Расскажите про ель по плану. (Слайд. План)


Какое это дерево?

Какие шишки?

Как располагаются иголки?

Значение дерева в природе.


4. Введение в тему.


Отгадай загадку.


У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если на опушке,

Ветви - только на макушке (сосна)


Тема нашего урока: Сосна и ель - хвойные деревья. (Слайд. Тема урока)


Когда Лесовичок подрос, ему стало интересно узнать про великое дерево – сосна. (Слайд. Сосна)


- Сосна - величественное дерево. Медно-желтый ствол, длинные темно-зеленые иголки, коричневые шишки на ветках, ветви сосны шапкой покрывают верхушку ствола. А как пахнет хвоей в лесу. На открытых местах сосна поселяется первой. Корень сосны уходит глубоко в почву. Он, словно якорь, удерживает дерево даже в бурю. Сосна кормит многих зверей и птиц. В ее шишках вкусные семена, особенно зимой, когда птицам так холодно и голодно. Сосна очень любит солнце. Воздух в сосняках очень чистый. Вот почему в сосновых насаждениях строят санатории для людей, имеющих заболевания органов дыхания. При легком насморке в походе полезно нюхать растертую в пальцах хвою сосны. Сосна имеет прекрасную древесину, которая используется в строительстве. В народе говорят, много шишек на соснах и елях - к доброму году.


Много стихов и рассказов про сосну. (Ученица читает наизусть стихотворение) А. Барто.


Я у мальчиков спросила:

- Это что за деревце?

Говорят они: «Осина»,

Только мне не верится…


Даже елки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголочки,

Значит это елочки.


А когда на ветку ели

Мы получше поглядели,

Оказалась, что она

Не такая, как сосна.


5. Физкультминутка.


Во дворе стоит сосна

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

Ветки гнутся взад-вперед,

Ветер их качает, гнет.

Будем вместе приседать-

1,2,3,4,5.

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим.


6. Закрепление изученного.


6.1. Составление предложений


Описание сосны по плану (разноуровневые карточки).


Ствол (высокий, тонкий; мощный; широкий)

Ветви (располагаются высоко, раскидистое)

Иголки (длинные, крупные, тонкие, короткие);

Шишки (округлые, продолговатые)

Значение дерева


Приложение 1.


6.2. Сравнение двух деревьев.


- Сегодня мы рассмотрим, что общего и чем отличаются ель и сосна.

- Что же у них общего?

- Благодаря хвоинкам эти деревья назвали хвойными. (Слайд. Хвоинки)

- Что такое хвоинки?

- У вас на столах лежат веточки ели и сосны. Рассмотрите их.


А) Сравнение хвоинок


- Что у вас на столах?

- Чем похожи веточки?

- Какие иголки у ели, как расположены?

- А у сосны?

- Есть запах?


Б) Сравнение шишек


- Какая из шишек еловая, какая – сосновая? Какие они по форме?


В) Сравнение веток

-Как растут ветки у ели?

-А у сосны?


6.3. Составление предложение по образцу.(Слайд. Схема предложения)


- Составьте предложение по схеме ______, а _________


- Как растут иголки у ели и сосны?

- Какие по величине шишки у ели и сосны?

- Какие по форме шишки у ели и сосны?


6.4.Физкультминутка


Правило: при назывании признаков сосны дети выполняют наклоны в стороны, признаки- ели – приседание. Исходное положение – стоя у парты.


Длинные иголки, короткие иголки, шишки круглой формы, продолговатой формы, корни неглубокие, корень уходит глубоко в почву.


7. Обобщение и систематизация знаний.


7.1. Прочитайте текст «Приключения маленькой сосенки»


Приложение 2.


- Продолжите сказку. Расскажите, что могут ответить деревья сосенке на вопросы.

- Используйте при рассказе предложения, которые мы составляли на уроке.

- Не забывайте, что у сказки должны быть начало, главная часть, конец.


Читают текст на карточке. Рассказывают сказку.


7.2. Экологическая минутка.


- Лес – наш друг. И приходя в лес, мы должны вести себя вежливо. А что это значит? Давайте сформулируем правила вежливости с помощью принесенных Лесовичком знаков. (Слайд. Знаки)


8. Итог урока


- Продолжите, ель и сосна - …. деревья.

- А лес, состоящий из этих деревьев?... (хвойный)

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились на уроке развития речи?

- Тем, кто хорошо работал на уроке, получают подарки от Лесовичка. Достаньте шишку из волшебного мешочка, угадай, какого с какого она дерева?


(Дети достают закрытыми глазами шишку, отгадывают, какого она дерева.)


9. Рефлексия.


- Как ты работал на уроке?

- Как вы считаете, кто на уроке был активным, внимательным?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Артюхова Ольга Петровна

Дата: 19.12.2015

Номер свидетельства: 267996


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства