kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Слово, обращённое к себе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Обобщить знания учащихся по предмету; на основе примеров и жизненного опыта детей помочь учащимся осознать важность морально-этических ценностей в обществе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Слово, обращённое к себе"»

Конспект урока

модуль «Основы светской этики»

4 класс

Тема: «Слово, обращенное к себе».

Учитель:

Шабдинова Арзы Керимовна, учитель начальных классов «Школа-гимназия №3» города Армянска

Цель:

Обобщить знания учащихся по предмету; на основе примеров и жизненного опыта детей помочь учащимся осознать важность морально-этических ценностей в обществе

Задачи:

- Что узнали?

- Чему научились?

- Нужны ли знания в жизни?

Предметные результаты: усвоение и обобщение этических понятий.

Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств как регуляторов поведения, знание основных моральных норм, выделение нравственного содержания поступков на основе различения персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты: развитие рефлексии, умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информацию.

Оборудование: учебник, раздаточный материал,

Тип урока: урок обобщения знаний.

Форма урока: мини круглый стол.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Цель: Создать условия для мобилизации внимания учащихся и положительного эмоционального настроя.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

- Если у вас хорошее настроение, то, как вы можете подарить его друзьям при встрече? Как вы сообщите без слов о прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие. Наша лучистая улыбка может улучшить всем настроение. Давайте улыбнёмся друг другу.

- Сегодня наш урок пройдет в виде круглого стола. Вы поработаете в группах.

Помните о правилах работы в группе!

Проверяют готовность к уроку.

Высказывают предположения о том, что пригодиться для успешной работы на уроке.

Учитель приветствует учащихся,

проверяет готовность к уроку.



2. Актуализация знаний (сообщение целей и темы урока).

О чем сегодня пойдет речь?

Как вы думаете, какова цель урока?

Какие задачи поставите перед собой?

Учащиеся называют тему и формулируют задачи урока.


Если учащиеся затрудняются, учитель помогает.

  1. Обобщение учебного материала.

Цель: обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала.

- Ребята, сегодня мы с вами вместе увидим плоды нашего «Дерева мудрости».


Инсценировка сказки «Вежливый кролик».

- Чему нас учит эта сказка?

Испанский писатель Сервантес сказал: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».

- Как вы поняли его слова?

Плод нашего дерева «Вежливость».


Выполните задания в группах.

Раздает задания для каждой из 6 групп и поясняет способ их выполнения.

Группа 1. Дружба.

Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Задания:

  1. Прочитать рассказ и ответить на вопрос.

  2. Дать определение слову дружба.

  3. Ассоциативный куст.


Группа 2. Совесть.

Задания:

  1. Прочитать притчу и ответить на вопрос.

  2. Привести пример из жизни.

  3. «Объяснялки».


Группа 3. Бескорыстие.

Задания:

  1. Прочитать притчу и ответить на вопрос.

  2. Назови, что бы ты смог сделать просто так, ничего не прося взамен.


Группа 4. О правде и лжи.

Задание:

Составьте синквейн к слову «ложь» и «правда».


Группа 5. Красота души.

Задания:

  1. Просмотрите видеофрагмент.

  2. Как вы понимаете высказывание «Душа человека заключается в его делах»?

  3. Что надо делать, чтобы душа была «красивой»?


Как важно мудро поступать.
Других, конечно, уважать.
Ведь Ваше слово, Ваша речь
Также опасны, словно меч.
Ведь говорят, и ты поймешь,
Что сам посеешь, то и пожнешь.


Группа 6. Опыт нравственного поведения.

Задания:

  1. Что значит быть моральным?

  2. Приведите примеры или ваши или героев произведений.


Проявляют готовность включиться в новый познавательный процесс.

Показывают сценку.



Отвечают на вопрос.






Работа в группах.


Ведение живого диалога: отвечают на вопросы заданий, свободно высказывают свою точку зрения, приводят примеры из опыта, выполняют задания.






Ведение живого диалога: отвечают на вопросы заданий, свободно высказывают свою точку зрения, приводят примеры из опыта, выполняют задания.



Ведение живого диалога: отвечают на вопросы заданий, свободно высказывают свою точку зрения, приводят примеры из опыта, выполняют задания.

Ведение живого диалога: отвечают на вопросы заданий, свободно высказывают свою точку зрения, составляют синквейн.


Просмотр видеофрагмента и выполнение заданий.












Ведение живого диалога: отвечают на вопросы заданий, свободно высказывают свою точку зрения, приводят примеры из опыта, выполняют задания.


Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.







4. Итог урока. Рефлексия.

Цель: сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы

Инсценировка сказки Л.Н. Толстого «Белка и волк».

- Согласны ли вы со словами белки?

Напутственное слово учителя.

Русский писатель А.П. Чехов сказал:

«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!».


Посмотрите, как много плодов на нашем дереве. Это нам удалось благодаря содружеству.

«Со» - значит «вместе».

Осознание результатов своей учебной деятельности

 Ответы детей.

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.


ПРИЛОЖЕНИЯ

ГРУППА 1.

  1. Прочитайте.

Рассказ «До первого дождя»

Предвидение Объясните выражение «до первого дождя» Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице,начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня – за Машу.


2. Ответьте на вопрос.

- Почему обе девочки густо покраснели?

3. Допишите слова на каждую букву.

Д – доверие

Р - радость, радушие

У - уважение

Ж - желание, жизнерадостность

Б - бескорыстие

А - активность

4. Ассоциативный куст

- Подберем слова, которые помогут нам представить настоящего друга.

- Какими качествами он должен обладать?




ГРУППА 2.

  1. Прочитайте притчу.

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. 

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой…


2. Ответьте на вопрос.

- Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?  


3. Приведите примеры ситуаций, в которых вы или герои литературных произведений испытывали стыд или было совестно.


4. «Объяснялки».

Как понять выражения:

-меня мучает совесть;

-бессовестный человек;

-совестливый человек;

-моя совесть молчит;

-моя совесть чиста?

ГРУППА 3.

  1. Прочитайте притчу.

Притча «Божья коровка».

Посреди прекрасного, яркого Божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней.

Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу-ка листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей:

«Спасибо, ты спасла нас!» Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!

С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «Божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим!


2. Ответьте на вопросы.

- Для чего божья коровка очищала листики? Что она получила за это?

- Что нужно делать, чтобы стать счастливым?


3. Назовите, что бы вы смогли сделать просто так, ничего не прося взамен.


ГРУППА 4.

  1. Прочитайте притчу.

Притча «Что легче?».


Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся: «Попадет нам дома!» Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться. - Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь - лесной сторож идёт.

- Нет, - говорит, - в этих местах волков.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй про деда рассказал, а дед тут как тут - в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила.


  1. Составьте синквейн к слову «ложь» и «правда».


ГРУППА 5.

  1. Просмотрите видеофрагмент.

  2. Как вы понимаете высказывание «Душа человека заключается в его делах»?

  3. Что надо делать, чтобы душа была «красивой»?


ГРУППА 6.


  1. Посмотрите на картинке и назовите, какие правила соблюдены.

  2. Что значит быть моральным?

  3. Приведите примеры или ваши или героев произведений.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Слово, обращённое к себе"

Автор: Шабдинова Арзы Керимовна

Дата: 14.06.2016

Номер свидетельства: 334372


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства