Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Наша дружная семья"»
Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе.
УМК «Школа России»
Составила: Н.А. Петрова, учитель начальных классов МОУ СОШ №15
Города Орска
Тема: «Наша дружная семья».
Цель: Раскрыть понятие « семья», «культура общения»
Планируемые результаты:
Предметные:
-уточняет свои представления о семье, о культуре общения
-узнает о роли культуре общения в каждой семье
Метапредметные:
- определять важность своей помощи родителям
-использовать в учебной деятельности различные источники знания как один из способов познания;
- оценивать свою работу.
Личностные:
-посредством организации групповой работы на уроке развивает личностные качества: коммуникативность, умение работать в группе, работать по общепринятым нормам социального устройства общества.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Лучшие детские проекты Моя семья»
толковый словарь С. И. Ожегова,
интерактивная доска, мультимедиапроектор,
карточки для парной работы, для групповой работы.
Смайлики
Светофор
Учебник по окружающему миру для 2 класса Плешакова А.А.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Всех ребят позвал он в класс.
Чтобы дети не ленились,
С удовольствием трудились,
Всем здоровья пожелаем
И урок наш начинаем.
II. Сообщение темы урока. Постановка цели урока. Словарная работа.
- Ребята, сегодня мы поговорим о чём -то приятном и согревающим душу каждого человека.
А вот о чём , вы узнаете, отгадав ребус. /слайд 1/
7 я
- Совершенно верно. Мы начинаем изучать раздел: «ОБЩЕНИЕ» И поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока: «Наша дружная семья». /слайд 2/
- На уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Раскрыть понятие «культура общения»
Актуализация новых знаний.
1 Послушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком.
«Жил –был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошёл в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его к доске отвечать.
- Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, - подумал он.
Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришёл сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.
После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что – то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его.
Толе стало скучно, и он побежал домой.
Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждёт его.
- Мама, вот он я! – закричал Толя.
Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.
- Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Толя. – Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!.
И Толя снова стал обыкновенным мальчиком».
- Кому понравилась эта поучительная история?
- Что особенно запомнилось?
- Почему в начале сказки Толя был доволен, что остался один?
- Почему Толя решил, что невидимкой быть плохо?
Вывод: Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть , поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить без общения с другими людьми. Самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.
Что такое семья? Одна ученица читает понятие семья в словаре Ожегова.
Загадки /слайд 4/
1. Она лучше всех на свете,
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)
2. Шкаф тяжелый кто подвинет? Кто розетки нам починит, Кто все полочки прибьет, В ванной утром кто поет? Кто в машине за рулем? На футбол мы с кем пойдем? (папа)
3. На него смотрю всегда
И беру с него пример.
Он на папу так похож!
Но только с сединой – и что ж? (дедушка)
4. У мамы работа, у папы работа,
У них для меня остается суббота!
А с нею я дома всегда,
Она не ругает меня никогда! (бабушка)
5. Маме на радость, папе в награду,
Он появился, наследник – отрада.
Родной, несмышленый, пуговки–глазки –
Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)
6. Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)
7. Она все на свете помнит и знает
И бабушка мамой ее называет!
И часто приходят к ней в дом доктора
Она же мне пра…, она же мне пра… (бабушка)
8. У мамы сестра
Веселей не найдете!
Ей очень горжусь
Ведь она моя … (тетя)
9. К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой…(дядя)»
Детские проекты «Моя семья»
С помощью сигналов светофора оцените свой будущий результат.
Работа в парах.
5 Определите признаки дружной семьи. /слайд 6/
- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи:
1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.
3. Живут в одной квартире.
4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.
5. Вместе занимаются домашним хозяйством.
6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.
7. Вместе распределяют деньги на покупки.
8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.
9. У каждого свой кошелек.
10. У каждого члена семьи свое хозяйство.
После работы проверили и оценили свою работу с помощью сигнала светофора.
6 Физминутка « Семья »
Раз, два, три, четыре
(хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире?
(повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять
(Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать;
(указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка , два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
7 Работа в группах.
Задание для 1 группы
К дедушке и бабушке Настя и Володя, В гости на оладушки в выходной приходят. Внук Володя попросил: - Дед, налей мне чаю. Дед голову склонил, Вове отвечая: - Плохо слышу я внучок, не чета тебе я. Я уже ведь старичок, вот и слух слабеет. Настя бабушке грубит: - Ты не видишь что ли, Что солонка тут стоит,
На столе без соли?» Насте бабушка в ответ: - Я ведь вижу плохо, Мне уже не мало лет, помоги мне кроха. Стало после этих слов стыдно детям очень. Вова говорит: - Готов! Я во всем помочь им». - Да и мне не по себе, Настя вторит брату - В том, что стали вы слабей, вы не виноваты! Через много, много лет мы такие будем. Я – бабуля, Вова – дед, все стареют люди. Глазки, ушки заболят и у нас, когда-то. Так разумно говорят славные ребята! Ставят сами всё на стол Чай по чашкам льётся. Тут и дедушка расцвёл, Бабушка смеётся! Вы, ребята, никогда близким не грубите. Деда с бабушкой всегда от души любите!
Ребята, что вы чувствовали, когда смотрели эту сценку? Почему ребята рассердились? (что дед чаю не налил, соли нет в солонке)
Чего они не учли? (что дедушка с бабушкой старенькие)
Можно ли грубить старшим, маме, папе, дедушке, бабушке.
Задание для 2 группы:
.
Чтец 1: Папа разбил
Драгоценную вазу
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Чтец 2:Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
“Простите” сказал.
Чтец 3: И мама молчит,
Улыбается даже.
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
Чтец 4: “Простите!” -
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
- Ребята, а вы знаете, почему папу так легко простили?
Как вы попросите прощение? Можно ли грубить друг другу, давать обидные прозвища, обижать младших?
Для 3 группы
Вова плачет тонко-тонко
И глаза трет кулаком:
- Я вам вовсе не девчонка -
Не пойду за молоком!
Мама смотрит без улыбки:
- Что же сделаешь ошибку,
Мне не будешь помогать,
Не пущу тебя гулять.
Постоял, подумал он:
- Ну давай уж свой бидон.
Вове грустно и обидно,
Он шагает стороной:
Может так не будет видно
Всем бидона за спиной?
Дядя с длинными усами,
Высоченный как отец,
Улыбнулся: «Видно маме
Помогаешь - молодец».
И уже не стороной -
Вова гордо шел домой.
Хоть по лестнице скакал
Молоко не расплескал.
- Мама, что ещё купить?
Я могу ещё сходить!
Итак, о чем была эта сценка? (надо помогать старшим в семье)
Вывод. Относитесь уважительно ко всем членам семьи, старайтесь помочь и сами не стесняйтесь попросить помощи.
Для 4 группы
Папа с мамой на заводе,
Варит бабушка обед,
А у Лиды и Володи
Никакого дела нет.
Ходят скучные с утра
И братишка и сестра.
Дед стучит, ведёрко чинит,
Подозвал к себе внучат.
«По какой такой причине
Малыши мои молчат?
Я вот стар, а мне не скучно»,-
Говорит сурово дед, -
«Объяснить могу научно
В чём тут кроется секрет».
Помолчал старик немного,
А потом добавил строго.
- Вы сюда взгляните внуки,
Вот на эти руки…
На мозолистые руки.
Молча смотрят внуки
А на внуков смотрит дед:
- Ну, понятно в чём секрет?
Все:
Знают взрослые и дети
Жить невесело на свете
Если в жизни дела нет.
О чем нам рассказали ребята?
Вывод. В семье все надо делать вместе, помогать друг другу.
Что такое «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»? (….)
Вывод.Культура общения - вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку
8 Закрепление
Работа по учебнику стр42-43
Обычно в семьях взрослые помогаю детям, а дети- взрослым. Назовите какую помощь члены семьи оказываете друг другу.
А как еще как вы помогаете в своей семье?
9 Тест стр 40 «Семья».
10 Домашнее задание : в тетради на стр.21 выполнить 1 и 2 задание.
11 Итог урока: Что такое семья? Что такое культура общения? Нужна ли она в семье? Можно ли обижать взрослых?