КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ « БЕРЕГИТЕ ВОДУ!» ПО ПРОГРАММЕ А. А. ПЛЕШАКОВА.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ « БЕРЕГИТЕ ВОДУ!» ПО ПРОГРАММЕ А. А. ПЛЕШАКОВА.
О воде мы знаем уже достаточно много, но сегодня мы будем говорить о воде как – источнике жизни на нашей планете, об экономии и сбережении воды.
На протяжении всей жизни человек имеет дело с водой с утра и до ночи, пользуется ею для приготовления пищи, питья, умывается. Летом отдыхает у воды, зимой обогревается батареями водяного отопления и любуется узорами на окнах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ « БЕРЕГИТЕ ВОДУ!» ПО ПРОГРАММЕ А. А. ПЛЕШАКОВА.»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ « БЕРЕГИТЕ ВОДУ!»
ПО ПРОГРАММЕ А. А. ПЛЕШАКОВА.
ЦЕЛИ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: продолжать формирование умения определять задачи урока и пути их решения; раскрыть противоречия между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнений; РЕГУЛЯТИВНЫЕ: совершенствовать умение планировать свою деятельность, прогнозировать результат; извлекать из иллюстраций и текста учебника необходимую информацию; КОММУНИКАТИВНЫЕ: совершенствовать умение выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество, взаимодействовать в паре, группе при выполнении учебных заданий; ЛИЧНОСТНЫЕ: осознавать значимость воды в жизни людей; совершенствовать умение оценивать результаты своей деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ: показать значение экологически чистой воды в природе и жизни человека; узнать рациональные способы использования воды, научить экономно расходовать воду; способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, расширения их кругозора, воспитанию бережного отношения к природным ресурсам.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ, СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА. -Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего урока. Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (ВОДА)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Первая капелька: В луже, в море, океане,
И в водопроводном крае.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Вторая капелька: Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
Третья капелька: На плитке у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Учитель: Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Капельки (вместе): Без меня вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Учитель: Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Оказывается, вода находится в опасности. Почему?
Чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Учитель проводит краткий фронтальный опрос по вопросам раздела « Проверь себя».
- В каких трех состояниях находится вода в природе?
-Как происходит круговорот воды в природе?
3. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
1) БЕСЕДА « ПОЧЕМУ ВОДУ НАДО БЕРЕЧЬ «.
О воде мы знаем уже достаточно много, но сегодня мы будем говорить о воде как – источнике жизни на нашей планете, об экономии и сбережении воды. Посмотрите на глобус и скажите, на что похожа наша Земля? Нашу планету привыкли называть Землей. А ведь земли всего лишь третья часть. Как по другому можно было бы назвать нашу планету? ( Водный шар)
Ученики: Голубой краской на планете изображена вода – все моря, океаны, озера, болота нашей планеты. Если облететь вокруг земного шара, можно увидеть, что это планета воды, а не земли. На планете есть участки белого цвета. Белым цветом обозначены льды и снега.
Вода есть в морях и океанах, реках, ручьях и озерах. Есть в атмосфере в газообразном состоянии – в виде пара, тумана, облаков, осадков. Это град, снег, дождь. Есть она и в твердом состоянии – ледники в горах, в Антарктиде и в Арктике в виде снега и льда. Если же мы проникнем в глубь земной коры, то и там в трещинах обнаружим воду.
Учитель: Вода – одно из главных богатств Земли. Каково же ее значение для живых существ.живущих на нашей планете?
Ученики читают стихотворение. Повсюду, где бежит она, Цветет земля, цветет страна, Из дальних мест, От горных рек, Ее проводит человек.
Чтоб хлопок вдоволь напоить, Чтоб цветники с утра полить, Чтоб трактор шел по целине, Чтоб не было пустынь в стране.
Учитель: Так для чего нужна вода?
Ученики: - Для жизни человека, животных. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – не более 7 дней. Вода входит в состав живых организмов. Если взрослый человек весит 70 кг, то 50 кг из них – это вода.
Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силы, источником плодородия.
На протяжении всей жизни человек имеет дело с водой с утра и до ночи, пользуется ею для приготовления пищи, питья, умывается. Летом отдыхает у воды, зимой обогревается батареями водяного отопления и любуется узорами на окнах.
Вода нужна в производстве: ни одно производство не обходится без воды. Так, например, для изготовления 1 тонны бумаги нужно 250 тонн воды.
Вода необходима в сельском хозяйстве: для выращивания животных, поливки растений.
Вода – это водная дорога: по воде перевозят грузы, людей.
Вода вырабатывает электроэнергию: на гидроэлектростанциях используют силу падающей воды.
Учитель: Спасибо, ребята, вы подробно и интересно рассказали нам о значении воды для живых существ. - Глубоки моря и океаны. Если бы в самое глубокое место Тихого океана можно было опуститься в кабине обыкновенного лифта, то пришлось бы без остановки ехать 5 часов подряд. Если бы земной шар был ровный, гладкий, то все океаны, моря, озера, реки разлились, и наша планета оказалась бы залита 9 – ти метровым слоем воды. - И среди такого огромного количества воды человек беспокоится об ее нехватке? Ведь только воды одного Тихого океана хватит для нужд человека на многие годы.
2) РАБОТА В ПАРАХ. - Соберите из слов пословицу и объясните ее значение. (пословица « Не всякая водица для питья годится») - Какая вода нужна жителям нашей планеты? ПРЕСНАЯ - Вода в океанах не такая, как в реках. В реках, озерах вода пресная. А в морях и океанах вода соленая. Человек не может пить соленую воду, а ее то как раз на земле намного больше пресной.
3) ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧЕБНИКА (с.59)
4) ЧТЕНИЕ СКАЗКИ Н.А. РЫЖОВА « ЖИЛА – БЫЛА РЕКА». Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой. Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли березы и ели, зато стояли огромные дома, в которых жили люди.Много людей. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город. Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод , из труб которого потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она. Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец , опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители – растения и животные- задыхаться без воздуха.Совсем заболела Река. « Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. « Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители – и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки.Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов… Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали друг друга узнавать. Впрочем, это было не важно, все равно по вечерам не было света. И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: « Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется». Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе. Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.
5) ОБСУЖДЕНИЕ СКАЗКИ. - Как река помогала людям? - Что случилось с горожанами, когда река ушла? - Как люди относились к реке? - Как люди нашего города относятся к рекам – так же, как и люди из сказки или по-другому? ВЫВОД: Не надо загрязнять водоемы. От загрязнения воды страдает все живое.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Льется чистая водица, Мы умеем сами мыться. Порошок зубной берем, Крепко щеткой зубы трем. Моем шею, моем уши, После вытремся посуше.
6) СЦЕНКА « РАЗНОЦВЕТНАЯ РЕЧКА «.
Учитель: А вот еще один крик о помощи от обитателей реки.
Желтая рыбка: Соседка, ты почему такая красная? Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала красной от сточных вод. А ты почему желтая? Желтая рыбка: Жила я на мелководье, плескалась, играла с подружками. Но однажды пошел сильный дождь. Чего только с собой не принес: отходы, ядохимикаты, удобрения. Пожелтела наша заводь и я тоже. А ты, подружка, почему фиолетовая? Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой груз на мне лежал! Прошел корабль и сбросил на меня бутылки, банки, колеса и даже бревна. От натуги я краснела, синела, зеленела. Еле выбралась! Вот даже фиолетовой стала! Красная рыбка: Ой, смотрите, кто это? Фиолетовая рыбка: Среди моих сородичей я таких не видела. Черная рыбка: Не пугайтесь, подружки! Я такая же рыбка, как и вы! Только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой пленкой покрыла воду. Стало нечем дышать, нечем питаться. И я стала черной.
Учитель: Спасибо, ребята! - Что случилось с рекой и ее обитателями? - Надо закрыть завод? -Запретить животным пить воду, жить рыбе в воде? - Вот и возникло противоречие между людьми и природой! Как это противоречие разрешить? - Проблема очистки воды остро стоит и в нашем городе. Разрабатывается новый проект по замене очистных сооружений, более современных и надежных. - Но такими серьезными вопросами занимаются взрослые, а вы, дети как можете принять участие в охране и экономии воды?
7) РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ ( с.62)
8) РАБОТА В ТЕТРАДИ ( с.35 № 1, с.36 № 3) - Как вы можете помочь в охране воды? Работать будем в группах. Каждая группа получает задание – нарисовать плакат на нужную тему. 1 группа. Закрывай кран, если не используешь воду! 2 группа. Не сливай в реку отработанную воду! 3 группа. Не выбрасывайте в воду мусор!
4. ИТОГ УРОКА.
- Что нового вы теперь знаете о значении воды для людей? - Отчего загрязняется вода в водоемах? - Чем опасно загрязнение воды? - Как люди охраняют воду от загрязнения? - Прочитайте вывод в учебнике на с. 63
- Как каждый человек должен беречь воду?
5. РЕФЛЕКСИЯ.
- Капелька воды говорит вам спасибо! Ей понравилось на нашем уроке. Но просит не забывать о бережном отношении к природе! Оцените свою работу на уроке. Кому на уроке было интересно, кто получил полезную для себя информацию, нарисуйте капельке улыбку.
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Ответить на вопросы учебника на с.63. Выполнить задания в тетради, нарисовать плакат « Берегите воду «.