Конспект урока по окружающему миру на тему "Чудо-волны"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Чудо-волны"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Чудо-волны" для 4 класса (ОС Школа 2100) в соответствии с ФГОС и с применением методик сингапурской системы обучения. Цель урока: формирование представления о свойствах света и звука;
формирование умения работать с дополнительной литературой, проводить эксперименты.
Широко применяется работа в парах и группах ((микс-фриз-груп, рели робин, таймд-пэа-шэа).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Чудо-волны"»
Конспект урока по окружающему миру
с использованием сингапурской методики
Выполнила: Аминова Назиля Рашидовна, учитель начальных классов МБОУ гимназия №1 г.Агрыз РТ
Предмет: окружающий мир «Человек и природа» 4 класс (образовательная система «Школа 2100»)
Тема:«Чудо-волны»
Цель:
сформировать представления о свойствах света и звука;
формировать умения работать с дополнительной литературой, проводить эксперименты.
Задачи:
дать представление о звуке и свете, что является их источником;
показать практическое значение изученного материала;
научить обрабатывать и обобщать полученную в результате опытов информацию.
Оборудование: презентация по теме «Свет и звук», стакан с водой, карандаш, камертон, толковый словарь, карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент. (1 мин)
II. Актуализация знаний. (7 мин)
III. Проблемная ситуация. (3 мин)
IV. Открытие новых знаний. (15 мин)
V. Физкультминутка. (2 мин)
VI. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний. (12 мин)
VII. Рефлексия (подведение итогов). (2 мин)
VIII. Домашнее задание. (2 мин)
Ход урока.
I. Организационный момент
Приветствие друг друга, проверка готовности.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, перед вами лежит кроссворд
Ваша задача разгадать зашифрованное слово. Именно это слово будет ключевым на нашем уроке. Сегодня мы будем работать в командах. Чем дружнее и сплочённее ваша команда, тем лучше вы справитесь с работой.
И так, я читаю вопрос. А вы вписываете ответ.
Вопросы:
Как называется движение воздуха?
Межзвёздное пространство – это….
Как называются мельчайшие носители отрицательного электронного заряда?
Что предшествует грому?
Из чего состоят все тела?
После каждого вопроса проводится «Релли робин» с партнёром по плечу, по лицу, по диагонали
- Какое слово у вас получилось? (ВОЛНЫ)
- А кто догадался, как называется тема нашего урока? Определите тему (Волны).
- Какие цели мы поставим перед собой? (Что такое волны, какие волны бывают в природе, зачем нужны волны, …)
- Где мы можем найти ответ на наши вопросы? (в учебнике, в словарях, у учителя и т.д.)
- А сейчас давайте посмотрим значение слова «волна» в толковом словаре, который лежит у вас на парте (работа в парах: 1 ученик находит, другой читает)
Ответ: 1 значение: водяной вал, образуемый колебанием водной поверхности. 2 значение: колебательные движения в физической среде, распространение этого движения.
- Что же получается? У слова волна есть два значения!
III. Проблемная ситуация.
Слайд 2. Море. Шум моря (аудиозапись)
- Где ещё встречаются волны?
- Давайте проведём опыт. Слайд с камертоном. (В руках у учителя камертон для наглядного показа).
- Это – камертон, источник звука, представляющий собой изогнутый и закрепленный посредине металлический стержень, концы которого могут свободно колебаться укрепленную на ящичке, у которого нет одной стенки. Если специальным резиновым молоточком ударить по стержню камертона, то он будет издавать звук, называемый музыкальным тоном.
- Что мы слышим? (звук)
- Как мы его слышим? (Мы слышим звук при помощи уха).
- Что мы видим? (Ничего)
- А если зажать металлический стержень пальцами, что произойдёт? (Звук перестанет распространяться).
- Давайте попробуем выяснить, что же такое звук и где мы его встречаем.
IV. Открытие новых знаний
Часть I. Работа в группах:
- Возьмите из конверта вопросы, которые написаны на жёлтой бумаге.
1 группа. Страница 112, 1 абзац, рис.1
Вопрос: что такое звук, звуковые волны?
2 группа. Страница 112, 2 и 3 абзацы, рис. 2,3,4,5.
Вопрос: как распространяются звуковые волны?
3 группа. Страница 113, Рис. 6,7.
Вопрос: Что влияет на прохождение звука?
4 группа. Страница 113, последний абзац.
Вопрос: как люди применяют звук?
( дети по одному из каждой группы дают ответ на свой вопрос)
- Очень хорошо! Вы доказали, что человек очень часто использует свойства звука в жизни. Эта тема очень важна.
- А сейчас мы немного отдохнём.
V. Физминутка для глаз.
Часть 2.
- Есть ли другие колебания в природе? Слайд. «Свет».
- Что такое свет? Давайте посмотрим в словарях значения слова СВЕТ.
(работа со словарём).
Давайте обратимся к учебнику.
Работа в группах:
- возьмите вопросы на розовой бумаге.
1 и 2 группы отвечает на вопрос «Что излучает свет?»
3 и 4 группы – «Как распространяется свет? Слайд « Фары».
- Молодцы. Хорошо. Давайте сравним звуковые и световые волны.
Таблица.
Свет Звук
↙ ↘ ↙ ↘
видим не нуждается в среде слышим нуждается в среде
- Молодцы.
- Давайте с вами проведём опыт.
- Что вы видите у себя на столе? (стакан с водой)
- Поставьте в него карандаш.
- Что видите? (карандаш кажется сломанным).
Слайд с карандашом.
- Правильно. Лучи света, попадая в прозрачную среду, слегка изменяют своё направление, преломляются. Прочитайте 2 абзац на странице 115 учебника.
Слайд с призмой.
- Что произошло с белым солнечным лучом? (он преломился и стал разноцветным).
- Какое явление в природе вам это напоминает? (радугу)
- Когда мы наблюдаем радугу? (после дождя) Слайд с радугой.
- Солнечный свет, проходя сквозь капли воды, многократно отражается и преломляется в них, как в маленьких призмах, и лучи разного цвета выходят из капель под различными углами. Это разложение света. В результате образуется яркая цветная дуга.
VI. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
Ответы на вопросы (микс-фриз-груп, рели робин, таймд-пэа-шэа)
1) Почему в школе нельзя стучать по батареям?
2) Почему в пустой комнате мы слышим эхо?
3) Почему при громкой музыке или шуме мы затыкаем (закрываем) уши?
4) Могут ли космонавты переговариваться в космосе?
5) Почему некоторые люди ставят будильник (телефон) в ведро, чтобы утром не проспать?
6) Почему в солнцезащитных очках все цвета мы видим по другому?
7) Почему радуга появляется только после дождя?
8) На севере мы наблюдаем северное сияние. Как она получается?
VII. Рефлексия.
- Как называлась наша тема? (Чудо-волны)
- А мы с вами говорили о волнах. Так почему же они ЧУДО? (Предполагаемые ответы детей: потому что мы слышим звуки, видим цвета …)
- Молодцы. Хорошо.
А сейчас возьмите из конверта разноцветные кружочки. У каждого их три: жёлтый, красный и синий. На эту чудесную ёлочку вы прикрепите тот кружочек, который посчитаете нужным.
Красный – всё понял на уроке.
Синий – частично понял.
Жёлтый – ничего не понял.
Посмотрите ребята. У нас получилась замечательная, нарядная новогодняя ёлочка. Я очень рада, что вы все поняли тему нашего урока.
VIII.Домашнее задание
Еще раз прочитать по учебнику про звук и свет. Выполнить работу в тетрадях.