Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №1» г. Усть – Илимска Иркутской области
Учитель начальных классов: Ермакова Светлана Валентиновна
Интегрированный урок окружающего мира и внеурочной деятельности «Народные игры»
Конспект урока 1 класс
Тема: Что мы знаем о народах России
УМК «Перспектива», Окружающий мир
Цель урока: создать условия для формирования представлений о России как многонациональной стране.
Задачи:
Образовательные:
актуализировать знания о понятиях столица, страна, , познакомить детей с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов России.
Развивающие:
развивать элементарную информационную грамотность и мотивационно подготавливать школьников к самостоятельной работе с картой;
развивать коммуникативные способности детей;
совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
Воспитательные:
воспитывать уважение к культуре, традициям, религии, языку разных народов;
прививать любовь к Родине, народу.
Тип урока: урок - путешествие
Материалы и оборудование: презентация, макет воздушного шара, географические карты, картинки народов России, спортивный инвентарь, музыка «С чего начинается родина?» (Матусовский), мультфильм о толерантности.
Место проведения: класс и рекреация (для проведения игр)
Ход урока
I. Организационный момент
Ребята вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
Звучит музыка «С чего начинается Родина?» (слайд 1)
Учитель читает отрывок из стихотворения под музыку:
Если скажут слово «родина»
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот
Или степ: от маков красная,
Золотая целина
Родина бывает разная
Но у всех она одна!
У: Найдите на карте свою родину Слайд2
В какой стране располагается ваша родина? (слайд3)
Посмотрите к нам в класс совсем недавно прибыла Эля, которая родилась и росла в г. Анадырь, это Чукотский автономный округ.
Давайте посмотрим на карту и найдем столицу Анадырь, отметьте на карте (слайд4)
Какой можно сделать вывод?
- Она расположена в России, значит Россия – это наша общая Родина.
II. Введение нового материала
Задачи на урок: (слайд 6)
познакомиться с некоторыми национальностями, проживающими на территории России, изучить их культуру и быт;
Продолжить учиться работать в группе, научиться работать с картой, выделять главное,
У: чтобы познакомиться с нашими народами мы отправляемся в путешествие на воздушном шаре. У вас на столе лежит карта России, возьмите в руки наш воздушный шар, мы начинаем наш полет. В ходе нашего путешествия основная задача туристов запоминать всю информацию и заносить ее на технологическую карту, того народа, о котором вы услышите/
У:Занимаем места поудобнее наш полет начинается и первая остановка Кавказ(слайд 7)
Учитель читает стихотворение:
На Кавказе любят
Музыку и пляски.
На конях джигиты
Скачут без опаски.
На Кавказе любят
Сладкий виноград.
Здесь хозяин гостю,
Как родному, рад.
У(рассказ учителя):Одним из наиболее важнейших элементов женского костюма являлись платки, шали, позднее - шарфы. Они составляли основу женского головного убора, состоявшего из 1,2, а иногда и 3 - х платков; шали накидывались на плечи, заменяя пальто; Они входили в пояса. Мужская одежда состояла из рубахи (кёлек), штанов (кёнчек), бешмета (къаптал) - полукафтан, черкески (чепкен), Черкеска ― распашной однобортный кафтан без ворота, из ,Обычно немного ниже колен, кроится в талию, со сборами и складками, подпоясывается узким ремнем. Рукава длинные, широкие. По обеим сторонам груди на Ч. нашиваются газыри ― кожаные гнёзда для деревянных трубочек, куда раньше вкладывались ружейные патроны (по 4―8 штук с каждой стороны).
В качестве теплой одежды носили овчинную или меховую шубу (либо бурка (джамчи) - . На голову надевали меховую папаху (тери берк) или войлочную шляпу (кийиз берк), а в непогоду башлык (капюшон) шерстяной капюшон, надеваемый на голову.
Задание №1(деятельность учащегося)
Найдите у себя на столах национальный костюм жителей Кавказа. Вклейте в технологическую карту (слайд10)
Жилище – прямоугольная(иногда многоугольная) срубная постройка с двускатной земляной крышей.. Стены жилищ завешивались войлочными коврами, а полки аппликационными. Основные строительные материалы – это местные камни, глина, щебень.
Задание №2(деятельность учащегося)
Найдите на картинках жилище принадлежащее жителям Кавказа, вклейте в технологическую карту. (слайд11-12)
Задание №3(деятельность учащегося)
Прослушайте внимательно информацию и впишите в карту название национального праздника (слайд12-14)
Многочисленные народные праздники (календарные, вывода стада на альпийские пастбища, уборки урожая и др.) сопровождаются конными скачками, джигитовкой, борьбой силачей, метанием камней, играми ряженых, поднятием тяжестей и др. состязаниями. С исламом (утвердился в кон. 18 в.) вошли в традицию: пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман).
Какой же праздник может быть без игр и развлечений, я предлагаю вам с играть в национальную игру народов Кавказа «Сахреоба».
Путешествие продолжается!
2 остановка Крайний Север
Кто из вас бывал на Севере?
Что известно вам о нем?
На далеком белом Севере
Даже ночь бывает днем!
Приглашаю вас в Олению,
Приглашаю вас в Снежинию,
В интересную Тюлению,
В неизвестную Моржинию!
Мне хотелось бы , чтобы сегодня о своей родине рассказала нам Эля*, которая жила там долгое время.
*ученица, недавно прибывшая из г.Анадырь
Мужская одежда чукчей — кухлянка. Ее шьют из шкурок молодых оленей и тюленей. Она похожа на малицу, но имеет низкий воротник и кончается на уровне колен. Раньше нижнюю кухлянку надевали мехом внутрь прямо на голое тело, теперь надевают на рубашку. Вторую кухлянку надевают мехом кверху. У кухлянки суженные манжеты, но сама она просторная, так что внутри нее можно вытащить руку из рукава. Подол, рукава и ворот обшиты мехом собаки или росомахи. Кухлянка подпоясывается ремнем с напуском. Одежда чукотской женщины — керкер — меховой комбинезон. Штанины и рукава его очень широкие, ворот с большим вырезом. В сильные холода керкер носили двойным.
Задание1. (деятельность учащегося)
Выберите национальный костюм и вклейте его на карту (слайд17-18)
Устанавливали чум женщины по строго установленным правилам. Определялся центр жилища, где сооружали очаг. Вокруг него укладывали доски пола. пол покрыт оленьими шкурами. Затем устанавливали два основных шеста. Вход обращён к югу.
Покрыта шкурами, сверху кора, хворост, дёрн . В центре – каменный очаг,
Задание 2. (деятельность учащегося)
Выберите национальное жилье жителей Севера, приклейте. (слайд19-20)
Задание №3 (деятельность учащегося)
Прослушайте внимательно информацию и впишите в карту название национального праздника (слайд21-22)
Традиционные праздники были связаны с хозяйственными циклами: у оленных чукчей — с осенним и зимним забоем оленей, отёлом, откочёвкой стада на летовку и возвращением с неё. Праздники приморских чукчей: весной — праздник байдары по случаю первого выхода в море; летом — праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей; осенью — жертвоприношение морю, поздней осенью — праздник Кэрэткуна, хозяина морских зверей, изображаемого в виде деревянной фигуры, по окончании праздника сжигаемой. Мужчины устраивали поединки борцов, исполняли танцы, воспроизводившие полные смертельной опасности сцены охоты на морских животных.
Национальная игра народов Севера. Якутская игра «Булчута» («Охотники»)
У: Ребята, а на каком языке мы с вами разговариваем, а наш народ?
Ваша задача, обсудив в группе составить рассказ о русском народе по плану:
Национальный костюм
Жилище
Национальные праздники. В этом пункте вам необходимо вспомнить русскую народную игру и продемонстрировать ее.
Заполнение технологической карты (слайд24-26)
(После того как поиграли, усаживаются, и сразу же включается мультик о толерантности. После окончания фильма, сразу же музыка «С чего начинается родина?»)
У: Дорогие мои путешественники, наше путешествие по нашей стране завершается, и мне хотелось бы, чтобы вы сейчас заполнили путевой лист – вывод. У вас на столах лежит текст с пропущенными словами, вставьте пропущенные слова. Для подскзки внизу располагаются слова для справки! (слайд 28-29)
В нашей стране ….. живут народы разных…..У каждого народа есть своя …… и свои …… Но Родина …. у нас у всех …!
Слова для справки: многонациональная, одна, культура, национальность, традиции, дружно, Россия
(По желанию учителя можно провести еще одну игру на толерантность «Мы с тобой - одна семья!»)
Итог урока
- Будьте добрыми, терпимыми, уважайте друг друга, дружите, любите людей и свою Родину. У: Всем спасибо за замечательное путешествие по нашей многонациональной дружной стране!
Рефлексия: (слайд31)
Я прошу заселить нашу страну, родину жителями.