-Здравствуйте, ребята! -Меня зовут Кристина Михайловна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира! Посмотрите все, ли готово к уроку. - Прочитайте пословицу (Слайд 1) - Как вы понимаете эту пословицу? - Ребята, давайте мы сегодня хорошо поработаем, чтоб получить отличный результат и новые знания, которые понадобятся нам в дальнейшем. | - Приветствуют учителя - Показывают свою готовность. -Рассуждают над вопросом. « Учиться тяжело, но если потрудиться, то можно добиться поставленной цели, и результат учения порадует нас». |
-Характеристика погоды сегодняшнего дня. ( 1 ученик у доски) -Ребята, расскажите пословицы, поговорки, приметы о марте. Проверка домашнего задания - Что вы учились делать на прошлом уроке? -Расскажите, как выглядели славяне? Словесная оценка проверки знаний. Отметки. | -Модель характеристики погоды. 1 марта, вторник . Температура +7·С, облачно, дождь, восход 07:20, заход 18:15, длительность дня 11часов 5 минут – весна. Пословицы и поговорки: -Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. -В марте мороз скрипуч, да не жгуч. -Ни в марте воды – ни в апреле травы. -И март морозом на нос садится. -Март теплом всех привечает. Приметы: -Сухой март - хлебное плодородие, а дождливый - неурожай. -Март сухой да мокрый май - будет каша и каравай. -Мартовский ветер теплый - к теплому дождливому лету. - На прошлом уроке учились составлять словесный портрет славян. Словесный портрет: красивые, статные, стройные, сильные, глаза голубые, волосы светлые. |
Проблемная ситуация: Собери пословицы определи тему урока. (Слайд 2) - Что вы можете сказать об этих пословицах? - Сформулируйте тему урока ( Слайд 3) - Тема нашего урока: Как в старину трудились наши предки. - Ребята, предположите цель урока Беседа с элементами рассказа по презентации. - Какое высказывание верно? (Слайд 4) - Вспомним всем известную шутку: (Слайд 5) -Что вы можете сказать об этом человеке? -Как будут жить его дети и внуки? - Почему наши предки не могли быть ленивыми? Занятия славян - Рассмотрите иллюстрацию, расскажите, чем занимались наши предки в сельской местности? (Слайд 6 ) - Как вы думаете, какие занятия могли быть у славян в лесу? (Слайд 7) (Слайд 8) (Слайд 9) Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было подсечно-огневым. Подсечно-огневое земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения. Славяне занимались животноводством, но имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян играла охота, но не ради мяса, а только ради пушнины. Охотились на белку, куницу, соболя. Занимались бортничеством - собиранием меда диких пчел. ( Слайд 10) Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, главным образом в Византии. -Ребята, скажите кто же такой крестьянин? ( Слайд 11) Орудия труда 8-9 и 13-19 веков (слайд 12) -Изменились орудия труда? - Славянам, стало легче выполнять работу? -Как вы думаете, с годами изменился ли труд славян? -Подумайте, если да, то с чем это может быть связано? - Давайте познакомимся с некоторыми профессиями славян. (Слайд 13-15) - Как жили славяне на территории Курской области? | Собирают пословицы: - Поле пахать – не руками махать. - Делу время – потехе час. - Без труда – не вынешь и рыбки из пруда. - Землю солнце красит, а человека труд. - Труд кормит, а лень портит. -Вывод: все пословицы о труде, следовательно, тема нашего урока труд наших предков. - Определяют тему урока - Предполагают ( узнать, как в старину трудились наши предки) -Высказывают своё мнение - то, что этот человек ленивый. - бедно - потому, что наши предки были трудолюбивыми. Земледелием. животноводством. охота, Корчевали лес , охотились , ловили рыб, пахали землю, собирали ягоды и грибы, пасли скот, обрубали ветви деревьев, готовили пищу , пекли хлеб, ткали , шили одежду, пряли , лепили посуду из глины. Высказывают своё мнение ( Крестьянин- тот, кто занят обработкой земли, как основной профессией, земледелец.) - Изменились -Славянам стало легче выполнять работу - С годами труд славян изменился, т.к. изменились орудия труда, им стало легче. - Знакомятся с профессиями славян. - Отвечают |