Конспект урока по модулю "Основы светской этики" курса ОРКСЭ "Этикет" 4 класс
Конспект урока по модулю "Основы светской этики" курса ОРКСЭ "Этикет" 4 класс
Цели урока: - формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.
- познакомить детей с первичными представлениями об этикете; объяснить, что такое правила поведения; учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета; создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке.
Задачи:
развивать этические чувства как регулятор морального поведения;
формировать умение высказывать суждения;
учить осуществлять поиск и обработку информации;
формировать умение и готовность слушать, вести диалог;
обобщить и расширить знания о правилах этикета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по модулю "Основы светской этики" курса ОРКСЭ "Этикет" 4 класс»
Этикет
(Конспект урока по модулю
«Основы светской этики» курса ОРКСЭ)
4 класс
Разработала: Савкина Е.Ф.
учитель начальных классов
Цели урока: - формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.
- познакомить детей с первичными представлениями об этикете; объяснить, что такое правила поведения; учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета; создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке.
Задачи:
развивать этические чувства как регулятор морального поведения;
формировать умение высказывать суждения;
учить осуществлять поиск и обработку информации;
формировать умение и готовность слушать, вести диалог;
обобщить и расширить знания о правилах этикета.
Планируемые результаты
Личностные
Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений
Регулятивные
Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, работая по составленному плану, использовать дополнительные средства (справочная литература, учебник).
Познавательные
Самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Коммуникативные
Организовывать учебное взаимодействие в группе, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Методы и технологии обучения: деятельностный метод; проблемный диалог; исследовательская деятельность, игровая с элементами драматизации.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельный поиск информации; групповое решение проблемы; ролевая игра.
Ленгли Э. «Иллюстрированная энциклопедия. Вопросы и ответы»
Гаррис Н. «Иллюстрированная энциклопедия «Мир вокруг нас»
Ожегов С. И. «Словарь русского языка»
1.Организационный момент.
Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки. (Стоят у доски, взявшись за руки)
Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Всем, всем добрый день И работать нам не лень.
- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?
- Проходите, пожалуйста, на свои места.
2. Актуализация знаний.
Тему нашего урока сформулируем, разгадав кроссворд.
(Разгадывание кроссворда). (кроссворд на доске)
1.Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)
2.Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)
3.Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)
4.Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)
5.Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)
6.Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)
3. Постановка проблемной задачи.
1. Учитель: Какое ключевое слово получилось? (Этикет)
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей)
- Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.
4.Поиск решения проблемы.
1. А вы знаете, что такое этикет? (Ответы детей). В какой стране произошло это слово? Найти ответы на эти вопросы вы сможете самостоятельно, пользуясь учебникомс.56. Работаем в парах, помогаем друг другу.
Итак, кто может рассказать про это слово? Кто дополнит?
2. Работа со словарем.
Найдите в словарях определение, что такое этикет?
“Этикет”
- слово французское, толкуется как “установленный порядок поведения где-либо”.
3. Чтение стихотворения учеником.
Что такое этикет?
Что такое этикет? Кто-то знает, кто-то – нет! Это правила такие Поведения, когда Мы привычки все плохие Забываем навсегда. Ты усвоил этикет И дурных привычек нет!
5.Знакомство с новым материалом.
Мы определили, что правила поведения в обществе называют словом «этикет».
И хотя это слово произошло не так давно, правила поведения вырабатывались многие сотни лет. Еще до нашей эры в Древнем Египте появилась рукопись под названием «Поучения Кочемни» В ней в виде бесед отца и сыновей рассказывалось как себя вести.
В Средние века в Европе были написаны множества трактатов о правилах поведения. Например: «Кодекс рыцарской чести».
На Руси тоже были такие книги. Она из первых «Поучения» Владимира Мономаха, затем «Домострой» и наконец, в 1717г при Петре 1 появилась книга «Юности честное зерцало», по которой учили дворянских детей хорошим манерам.
Этикет бывает разным: речевой, телефонный, столовый, свадебный и т д.
Сегодня, мы рассмотрим лишь несколько видов этикета, и некоторые правила вы сможете определить сами. По итогам нашей работы мы составим альбом «Этикет».
Мы будем работать по группам.
Групповая работа
Задание для первой группы: Приведите примеры соответствия одежды и ситуации. Вы должны определить, какую одежду нужно надеть для посещения спортзала, театра, школы. А в какой одежде мы ходим дома, на прогулке. Название одежды наклеиваем на листок с названием места посещения. При подготовке используйте материал учебника на с. 56-57, энциклопедии, собственные наблюдения.
План вашей работы такой: 1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой)
3.Выступите.
4.После выступления ответьте на вопросы.
Задание для второй группы: Речь и этикет. Определите, какими словами приветствуют людей разных возрастных и социальных групп. На листочки с изображением людей наклейте соответствующие слова приветствия. При подготовке используйте материал учебника на с. 56-57, свой жизненный опыт.
План работы:
1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой)
3.Выступите.
4.После выступления ответьте на вопросы.
Задание для третьей группы: Вы должны подобрать окончания пословиц, в которых говорится о правилах поведения.
План вашей работы:
1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой)
3.Выступите.
4.После выступления ответьте на вопросы
6.Физкультминутка
Если хочется пить, то колодец копай
Если холодно станет, то печь истопи.
Если голоден, то испеки каравай.
Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи
И потянутся путники по одному
И к воде, и теплу, и к тебе самому!
(Дети выполняют движения руками, наклоны, повороты в соответствии с текстом каждой строки.)
7.Закрепление изученного на уроке. Мы продолжаем разговор о том, что такое правила этикета. Ведь ещѐ Дж. Свифт говорил: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». Вы искали ответы на вопросы, выполняя разные задания. Сейчас послушаем выступление групп.
Первая группа расскажет нам о выборе одежды.
- Какое же главное правило при выборе одежды? Действительно, одежда должна быть выбрана уместно, т.е. выбор одежды зависит от того места, куда вы хотите отправиться.
Вторая группа расскажет нам, как и какими словами нужно здороваться с разными людьми. Речь – важнейшее средство общения между людьми. А вежливая речь, гораздо эффективнее.
- Молодцы! Давайте немного отдохнем и попробуем применить знания на практике. Выбираем листочки с ролями, и приветствуем друг друга. (Дети получают листы с надписями «мама» - «сын», «приятель» - «приятель», «Учитель»- «ученик», «пожилой человек» - «мальчик» и ищут подходящие слова приветствия)
- А кто может сказать, можно ли приветствовать друг друга без слов? Приведите примеры.
- У вас на партах листки из энциклопедии. Прочтите и найдите, каким жестом приветствовали друг друга китайцы…лапландцы…японцы.. Отлично.
- Теперь заслушаем третью группу. Ведь народная мудрость накапливалась веками, и до сих пор актуальна. Вот и получился у нас альбом про этикет. Скажите, как мы его можем использовать? (перечитывать самим, читать малышам, пойти в другие классы с сообщениями)
Рефлексия.
- Скажите, откуда люди узнают правила этикета? Из каких источников мы можем получить информацию о правилах этикета?
Выражение решения проблемы
Дополните фразу.
- Мы сегодня много говорили о..
- Спасибо за работу на уроке. Дома подумайте и запишите слова-прощания.
ЭТАНО́Л, а, мн. нет, м. [нем. Äthanol — объединение слова Äthan этан с конечной частью слова Alkohol алкоголь]. хим. Этиловый (см. этил) спирт. || Ср. метанол.
Этап
ЭТА́П., а, м. [фр. étape
Этика
Э́ТИКА, и, мн. нет, ж. [нем. Ethik
Этикет
ЭТИКЕ́Т, а, мн. нет, м. [фр. étiquette
Этикетка
ЭТИКЕ́ТКА, и, ж. [фр. étiquette]. Ярлычок с фабричным, торговым клеймом, надписью. Наклеить этикетку. Надпись на этикетке. Этике́точный — относящийся к этикетке, этикеткам. || Ср. бренд, лейбл, стикер, ярлык (во 2-м знач.).
Этил
ЭТИ́Л, а, мн. нет, м. [фр. éthyle ₂H₅), входящая в состав ряда органических соединений.
Этилен
ЭТИЛЕ́Н, а, мн. нет, м. [фр. ethylene
Этикет
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Этике́т (от фр.étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе[1]. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён[1]
Литература:
Чудакова Н. В. «Этикет от А до Я»
Даль В. И. «Словарь пословиц»
Ленгли Э. «Иллюстрированная энциклопедия. Вопросы и ответы»
Гаррис Н. «Иллюстрированная энциклопедия «Мир вокруг нас»