Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Тема: Н.И. Сладков « Волшебная полочка»»
10
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.
Тема: Н.И. Сладков « Волшебная полочка»
Цель: расширить представления о зимующих и перелётных птицах.
Задачи:
- расширить и закрепить знания детей о птицах нашего края;
- формировать представления о научном поиске, методах работы учёных;
- развивать коммуникативные навыки, умения работать в группах, в парах;
- развивать наблюдательность, любознательность, память, внимание, интерес к предмету,
-вызывать любознательность, доброту, отзывчивость, желание приходить на помощь, сочувствие к чужому горю;
-развивать умение сравнивать, анализировать;
- развивать творческие способности детей;
- воспитать заботливое отношение к природе, птицам своего края.
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- способность адекватно, осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- способность наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самопроверка, кластеры, синквейны.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Постановка темы и цели урока.
- Актуализация знаний.
- Работа по теме урока.
- Физкультминутка.
- Продолжение работы по теме урока.
- Итог урока.
- Практическая часть.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока
ОРГ. МОМЕНТ.
-Ребята, у нас гости, посмотрите на них, улыбнитесь, улыбнулись друг-другу. Улыбнусь и я вам, смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее, потому что собрались здесь хорошие, добрые люди и мои любимые ученики. Готовы? Я верю и надеюсь на Вас!
- 1) «Жужжащее» чтение учащимися статьи «Охотник за тайнами»
(стр.96-97)
-2) Биография Н.И.Сладкова.
3) Выборочное чтение
- Что говорит Н.Сладков о природе?, о книгах?
- Как автору удалось разгадать тайны природы? (прочитайте)
- Каким человеком был Н.И. Сладков?
-Почему Н.Сладкова называют «охотником за тайнами?» «Кроме пера и пуха…»
4) Чтение скороговорки
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Задания:
Запомни и проговори скороговорку с разной интонацией: ( ?, !)
Проговори скороговорку с разным настроением (печально, весело, загадочно).
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Беседа с использованием наглядного материала
(На доске закреплены картинки с изображением птиц: ласточки, свиристели, аиста, снегиря, голубя, воробья, синицы, дикой утки…)
- На какие две группы можно разделить птиц?
- Какие птицы называются перелётными?
- Почему птицы улетают в тёплые края?
- Почему птицам трудно приходится зимой? Как мы можем им помочь?
- О чем же мы будем говорить на уроке? (О помощи птицам зимой.)
2) Чистоговорка
КО – ко – ко – зимой птицам нелегко.
Цам – цам – цам – помогите птицам.
Шки – шки – шки – развесьте им кормушки.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Сегодня, мы познакомимся еще с одним из произведений Н.И.Сладкова «Волшебная полочка»
1.- Прежде чем начнем читать проведем словарную, орфоэпическую работы.
ЗАКЛИНАНИЕ - (магические слова: абра-кадабра…)
ФАНЕРKА - ( тонкий лист древесины)
ПОВЕЛИТЕЛЬ - (тот, кто распоряжается и кому подчиняются)
ПОКРОВИТЕЛЬ - (тот, кто заботится, защищает, помогает)
Орфоэпическая работа
ЭТОГО ЕГО
2. Ребята, сегодняшний текст необычен. Он представляет с собой загадку, которую разгадать не сложно. Я буду читать и параллельно будем проводить анализ текста.
- Чтение рассказа учителем.
(чтение 1 части – учителем)
-Для чего автор начинает свой рассказ именно так? (заинтересовать читателя, привлечь внимание).
(чтение 2 части – учителем)
Вступление закончено. Автор объясняет,что власть его не в заклинаниях и не в волшебной палочке. Палочки нет, есть полочка, но она волшебная. Проблемный вопрос: Когда полочка станет волшебной?
( чтение 3 части – учителем)
-Автор описывает полочку.Он говорит о том, какая она, что на неё насыпать, где выставить, кто на неё прилетит.
- Открыть секрет – это показать то, что спрятано, закрыто.
Автор убеждён, что каждый воспользуется этим секретом. Это видно из слов « И к вам тоже станут прилетать птицы»-в этом и есть волшебная сила полочки.
(чтение 4 части – учителем)
-Заканчивается описание активным призывом к читателям: СДЕЛАЙТЕ!
-Что сделайте, дети? (КОРМУШКУ) Вы, конечно, разгадали загадку. Можно ли отгадкой заменить авторское заглавие?
- Это итог, вывод о необходимости помогать птицам и какую радость это доставляет.
3. Чтение рассказа учащимися:
Фронт.опрос
Цепочкой
Шепотом
Дождиком
Последнее предложение – хором!
- Учитель: Как же мы можем помочь нашим пернатым друзьям в зимнее время? Какая главная мысль рассказа?
Отгадав загадку, вы ребята, легко ответите на него.
Загадка «про кормушку»
Что за стол среди деревьев
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
Правильно, кормушка. Нужно смастерить и повесить кормушки подкармливать птиц.
- Поднимите руку те, кто уже повесил кормушку для птиц.
Появляется кормушка
- В какую погоду больше всего птиц на кормушке?
ФИЗМИНУТКА
(Мои детка превратились в птичек – Птичий базар.
- Как вы себя чувствуете в холодную зиму?(показали, как замерзли)
-Что нужно сделать, чтобы согреться? (Надо прыгать, полетать, покружиться) – под музыку
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Формирование собственного высказывания по теме.
Учитель – Группа ребят подготовила речевые логические задачи: «Кто прилетал и обедал в птичьей столовой?» Они расскажут нам о своих волшебных полочках.
1 ученик - ______________
Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины. В понедельник, в нашу столовую прилетели маленькие серенькие птички, Хлеб склевали , они очень любят хлебные крошки, а рябину не трогают. Чик-чирик, я зимующая птица, которых вы часто видите зимой в городе. Ребята, кто это был? (Воробей)- после отгадки садим на кормушку.
2 ученик - ____________
Во вторник прилетели птички со спинкою зеленоватой,
Животиком желтоватой,
Черненькой шапочкой
И полоской шарфика.
Тинь-тинь. Они очень любят лакомиться салом.
Догадались, кто? (Синички) – после отгадки садим на кормушку.
3 ученик - __________
В среду и четверг прилетели небольшиепушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они клевали ягоды рябины.
- Жю-жю. Я кочую с места на место в поисках пищи. Я кочующая птица. Я прилетаю к вам зимой, когда выпадает снег. Кто это?(Снегири и свиристели)- после отгадки садим на кормушку.
4 ученик - ___________
В пятницу в столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белые, бело-черные, с пушистыми хохолками на голове. Кто это?
Учитель: Холод птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Из каждых десяти синичек до весны доживает только две. Поэтому птиц надо подкармливать.
Скоро новогодние праздники – всех нас ждет волшебство, чудо, подарки и необыкновенные превращения. А почему бы нам с Вами в эти замечательные дни не превратиться в … Добрых повелителей птиц? Заманчиво звучит, правда? Попробуем? Повесим кормушки у дома, в саду, на огороде. Ведь только пословицы выражают мысли точно и красиво и здесь очень уместна следующая пословица: «Друг познаётся в беде».
ФИЗМИНУТКА. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ. РЕЛАКСАЦИЯ.
«Сойка»
- Закройте глаза и представьте, что вы гуляете по лесу и слушаете голоса птиц.
Учитель: - А для чего нужны птицы? (они создают красоту природы, являются санитарами леса)
-Послушаем стихотворение А.Яшин «Покормите птиц зимой»
( Инсценировка. Дети у кормушки читают стихотворение и кормят птиц.)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось,
Нам встречать весну.
Учитель: – ЛАКОМКА ДЛЯ УМА
Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубь.)
Какая птица со времён древних греков считается символом мудрости и познания?(Сова)
РЕФЛЕКСИЯ (Критическое мышление – одна из форм, дети показывают своё творчество, креативность
Составление кластеров, синквейнов, игра «Крестики-нолики»
(групповая и парная работы)
Составление кластера (графическое ИЗО)-
( Одна из форм мышления)
-Повелитель; - голуби и воробьи, - синицы или снегири; - полочка; - фанерка; - деревянные бортики; - крупа, крошки, семечки; -выставить за окно; -кусочек сала; - кисти рябины; - покровитель.
КОРМУШКА(граф.изображ.дерева-
Ключевое слово «кормушка», а на ветках- пояснение.
КОРМУШКА
Работа в паре
Один учащийся будет ставить крестик,(+) а другой – нолик. (0) Если согласны – +, если нет – 0.
Игра "Крестики-нолики". ____________
1. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края?
2. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это?
3. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы?
4. Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы?
5. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками.
6. Нужно ли птиц подкармливать зимой?
СИНКВЕЙН– « ПТИЦЫ»
Зимующие, кочующие,
Прилетают, борются, уничтожают
Птицы – мои пернатые друзья!
ПРИРОДА
Учитель: Чему научило произвед.Н.И.Сладкова?
ВЫВОД: _ Ребята, сегодня вы побывали в удивительном мире природы, в который пригласил нас писатель Н. Сладков. Я верю, что вы еще раз прикоснулись к чувству добра, а значит, стали более чуткими, внимательными и добрыми по отношению к братьям нашим меньшим. Я желаю вам быть наблюдательными, любить и беречь природу, познавать её тайны через чтение книг.