конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: К.Паустовский " Кот-ворюга"
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: К.Паустовский " Кот-ворюга"
Я учитель начальных классов Литвин Татьяна Александровна. Стаж работы 16 лет. В начальных классах работаю четвёртый год.Очень люблю свою работу. Изучаю различные методики, чтобы в дальнейшем работать более успешно. Хожу на коучинги наших стажистов. Там очень интересно, многому учишься. Далее разрабатываю уроки более успешные для детей и интересные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: К.Паустовский " Кот-ворюга"»
I.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! 4В класс приветствует вас на уроке литературного чтения
Психологический настрой «Кувшин счастья»
- Ребята, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя.
Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок.
Разбивка по группам.
II. Актуализация опорных знаний
1.Речевая разминка:
- На уроках чтения мы с вами учимся правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат не будет готов к работе. А в этом нам поможет речевая разминка:
А) Выполним упражнение на регуляцию дыхания:
Упражнение «Снежинка», « Утята», « Рубим топором»
Б) Произнесем скороговорки
Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
(тихо, громче, быстрее)
В) Попробуйте произнести эти строчки с повествовательной интонацией, вопросительной и восклицательной.( Задание выполняется по группам)
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил,
А козе- капустки,
Кочанчики хрустки.
Будет козочка крепка,
Кошке даст молока.
2. Фронтальная беседа
- В каком разделе мы работаем? ( Мы и природа)
- Какое произведение изучали вчера? ( « Кот – Ворюга»)
- Кто его автор? ( К. Паустовский)
- К какому жанру относится это произведение? ( рассказ)
-Определите тип текста: повествование
-Кто главный персонаж рассказа?
3. Мотивация к деятельности:
- Какую дополнительную информацию вы приготовили о кошках?
Кошка, кот на казахском языке - мысық, котенок - жалғау, котята –жалғаулар.
1 Я прочитал: Кошки пришли к людям 3-5 тысяч лет назад в древнем Египте. Там очень хорошо относились к кошкам. Кошки охраняли закрома древних египтян от мышей и этим вызывали любовь и уважение.
2 Я нашла заметку в энциклопедии: На нашей планете около четырехсот миллионов домашних кошек. Но распределены они по странам мира очень неравномерно. Например, в Перу, Габоне кошек не держат совсем. А США – лидер по кошачьему населению, их численность почти 60 миллионов. В Австралии на 10 жителей приходится 9 мяукающих животных. Во Франции 8 миллионов кошек, в Великобритании – 6. В Австрии кошек всего 1 миллион, но это вдвое больше чем собак.
3 Мне рассказала бабушка: Эти животные издают звуки не для общения друг с другом, а для общения с человеком, при этом таких разных звуков они издают около 100. 4 Я выяснила: - Более половины суток эти животные спят. - В теле этого животного 230 костей (у человека 206)
5. А я узнал из Интернета: В мире очень много бездомных кошек Проблема этих животных является одной из наиболее серьёзных . К счастью, существуют небезразличные к этому делу люди, просто добрые души, которые помогают бездомным животным. Покормить бездомную кошку – значит, намного облегчить ей жизнь, ведь пропитание добывать трудно, особенно в холодное время года. Кошки очень чувствительны к низким температурам и замерзают уже при -15 градусах. Ребята, будьте милосердны к бездомным кошкам!
Учитель: К. Г. Паустовский в своем рассказе поднял важную проблему, которая заставила нас задуматься о том, как живется бездомным животным.
4. Целеполагание. На этом уроке мы продолжаем изучать произведение Кот –ворюга, предлагаю вам ознакомиться с возможными целями урока и выбрать наиболее подходящую для нас. слайд
1 познакомиться с произведением русского писателя К.Г. Паустовского « Кот-Ворюга»;
2 Продолжить работу над произведением, формировать сознательное, выразительное чтение.
3 Учиться анализировать художественное произведение, оценивать действия и поступки героев.
- Наш урок достигнет цели, если мы будем работать слаженно. Девизом нашей работы станут строки: Добро всегда добром возвращается. слайд Как вы понимаете эти слова? К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.
III. Проверка домашнего задания: Работа в группах.
1группа.
Задание. Восстановить биографию автора.
Родился К________ Г____________ Паустовский в семье _____________ служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям ----------. Детство будущего писателя прошло на ---------- – сначала в деревне, потом в Киеве. После окончания гимназии Паустовский учился в----------- и --------- университетах. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до ---------- и журналиста.
Мы знакомы с его произведениями ______________, _________________, _________________________________________ .
2Группа. Задание для группы №2 Упражнение на соответствие:
Лёнька – сын сапожника, ловкий, бесстрашие, взял шёлковую леску,
Рувим- друг автора, задумчиво сказал.
Мы – пришли в отчаяние, не знали как поймать, преследовали, бросились в погреб, обнаружили пропажу, начали трясти берёзу.
Куры- влезли на стол, начали склёвывать, перевернули кувшин, опасались воровать.
3Задание для группы №3 Восстановить рассыпанный план к тексту:
1. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит.
2. Звали кота за глаза Ворюгой.
3. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.
4. Наконец кот попался.
5. Это оказался тощий, огненно – рыжий кот – беспризорник с белыми подпалинами на животе.
6. Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.
группа Работа над выразительностью чтения отрывка текста по картинкам. ( выборочное чтение)
- Открывайте учебник на стр137. Подготовьте выразительное чтение и ответьте на вопрос:
- Что вас больше всего поразило в этом отрывке: действия людей или поведение кота?
(Со слов: « Кто ждал, зажмурив глаза….. и до слов и мирно захрапел»)
- Презентация работы групп. Оценивание. Комментарии.
Вывод: Молодцы, хорошо усвоили материал прошлого урока.
IY. Этап усвоения новых знаний и способов действий
-- Ребята, представьте такую ситуацию, мы с вами работаем в издательстве, которое выпускает литературный журнал. Наша задача на уроке - подготовить новую страничку к этому журналу, посвященную этому произведению.
- Как вы считаете, какими специальностями надо владеть, чтобы работать в издательстве? (редактор, журналист, художник, корреспондент).
Редактор, журналист, художник, корреспондент
Задание для группы №1 Отдел расследования
Работа с сюжетными таблицами.
Задание. Заполните таблицу, перечитав текст от начала до слов…
Кто? Как выглядит?
Что сделал?
Когда?
Где?
Почему?
Кот (в начале рассказа)
Продолжите вывод: Нам кот (не) понравился: он (какой?)___________.Ведёт себя так, потому что____________________________________________________________
Задание группе№2 Отдел расследования
Заполните таблицу о поступках кота во второй половине текста. Попытайтесь их объяснить.
Кто? Как выглядит?
Что сделал?
Когда?
Где?
Почему?
Кот (в конце рассказа)
Сформулируйте вывод, отвечая на вопросы:
-Как изменились повадки кота?
-Каким он стал?
-Почему он стал таким? - Кто и как помог в этом коту?
Задание группе №3 Отдел информации
Задание. Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажаЗаполните таблицу, опираясь на текст.
Кто?
Как называет кота?
Когда?
Почему?
автор
Сформулируйте вывод, опираясь на вопросы:
Как автор относится к коту? Осуждает или сочувствует? А как вы относитесь к проделкам кота?
Задание группе №4 Отдел писем
Пословицы
Не поймали вора сегодня, поймают завтра.
Вор ворует, а мир горюет.
Украсть — в беду попасть.
Собака бывает кусачей только от жизни собачьей
Доброму слову и кошка рада. Где слова привета, там улыбка для ответа. Ласковое слово слаще меда. Какими глазами ты смотришь, такими смотрят и на тебя. Как аукнется, так и откликнется.
Презентация групп. Размещение материалов в газете
Обобщение
Вывод: Какова же главная мысль рассказа? (Спешите делать добро)
- Встречались ли вам в жизни подобные истории?
- Как вы поступали?
- Написав это произведение, К. Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:
Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.