-Какой буквой на письме обозначаются эти звуки?(Буквой ЭН).
2. Прочитаем слоги с буквой ЭН и проговорим чистоговорки.
На-ни-ны, но-ну-на – в лесу растет сосна.
Ну-ни-ны, ну-но-ни – осенью короче дни.
Физкультминутка 1. Слайд 6-7.
Мы в лесу и что мы видим?
На лесной опушке в ряд
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает,
Мышцы шеи разминает.
Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны.
Медвежонок приседает,
От пола пятки отрывает
Спину держит прямо-прямо
Как учила его мама.
Ну а белки, словно мячики
Дружно прыгают и скачут.
- Как много животных мы повстречали на пути, но нас ожидает еще один гость, а кто вы узнаете, отгадав загадку:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко (лось)
Слайд 8.
- Оказывается, лося называют великаном леса. Как думаете, за что?
-Послушаем сообщение, которое приготовила нам….
Лось – самое большое животное, которое можно встретить в наших лесах. Давайте посмотрим на необычную форму рогов. Они похожи на ладонь человека с раздвинутыми пальцами. Каждой зимой лоси сбрасывают рога, а летом вырастают новые. Уши у лося большие. Двигая ушами во все стороны, лось быстро улавливает шорохи леса, и, услышав подозрительный шум, уходит в заросли.
-Какие еще звуки мы слышим в лесу?(ответы детей)
Слайд 9-10(музыка)
Познавательные:
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Познавательные умения:
Формирование умения различать гласные и согласные звуки и буквы
Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы.
Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные:
Формирование умения читать слоги с изученной буквой.
.
Познавательные:
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных)
Познавательные:
Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов.
Коммуникативные:
Формирование умения слушать друг друга.
ΙΙΙ. Введение в тему урока и постановка учебной проблемы
Цель:сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке.
Организует постановку цели урока.
Проводит беседу с учащимися , ставит проблему о звуке, который будут изучать на данном уроке, подводит детей к определению темы урока, корректирует ответы учащихся.
Дети рассматривают предметные рисунки. Высказывания детей.
Дети формулируют тему урока и в сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи
Хоровое проговаривание.
Посмотрите внимательно, каких птиц мы видим на картинке?
Слайд 11.
- Как надо относиться к «братьям нашим меньшим» ? ( Не обижать, не дразнить, заботиться и о них).
- Что ещё общего в данных словах? ( Слова начинаются со звука [с]и[с/].
- О каких звуках мы сегодня будем говорить на уроке?
-Сегодня мы с вами будем играть со звуками[с], [с/]) .
Научимся находить эти звуки в словах, различать их ,будем учиться четко, красиво произносить эти звуки .
Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки.
Слайд12.
Девиз: Помогая другим, учимся сами!
Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные:
Формирование способности принимать учебную цель и задачу.
Личностные:
Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
ΙV. Открытие новых знаний
Цель: формировать умение выполнять звуковой анализ слова, развивать внимание.
Минутка релаксации и отдыха
Цель: Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых.
Организует работу в парах.
Контролирует и корректирует работу учащихся .
Организует проверку в парах.
Контролирует правильность выполнения задания.
Организует отдых
Предлагает игру «Не попадись в ловушку». Контролирует и корректирует работу учащихся.
Учитель предлагает выбрать карточки, обозначающие согласные звуки, контролирует выполнение данного задания.
Предлагает назвать слова, в которых есть звуки([с], [с/]).
Учитель читает стихи на доске. Дети запоминают.
Слушает и корректирует ответы учащихся силами одноклассников.
Рассматривают картинки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов.
Составление звуковых схем данных слов коллективно.
Составление звуковых схем данных слов в паре.
Выделяют новые звуки из слов, характеризуют их, сравнивают.
Сверяют результаты своей работы с предложенным вариантом на доске и оценивают процесс и результат деятельности.
Выделяют звуки [с] и [с,] из слов, дают характеристику звукам.
Делают вывод.
Дети последовательно выполняют движения.
Расслабление, отдых, эмоциональный настрой на продолжение работы.
Распознают в словах твердый или мягкий согласный звук
Рассматривают букву.
Сравнивают букву, её элементы, находят черты сходства, определяют, на что похожа буква, обучающиеся высказывают свои предположения, делают выводы.
Высказывают свои предположения.
Определяют место букве на «ленте букв».
- Осень предлагает поиграть в игру «Живые звуки»
Посмотрим на картинку.
Что это? Слайд13.
-Установим сколько в слове слогов (1)
Теперь определим, из каких звуков состоит слово.
1 звук-[л/]-согл. мягк, зв
2-звук-[э]-гл
Как обозначим это на схеме? (слияние согласного и гласного)
3-звук –[с]-согл, тв, глух
Вывод: в слове лес 3 звука.
-Сейчас вы самостоятельно составите схему слова лось и подарите её лесному жителю. Работа трудная, но говорят «Один ум – хорошо, а два – лучше». Работать вы будете парами. Старайтесь помогать друг другу, поддерживать. И помните, в лесу нужно вести себя тихо. Приступайте.
-Проверяем, что у вас получилось. лось(схема)
-Посмотрите на схемы последних звуков. Что вы заметили?
- Какой он в слове «лес»? А в слове «лось»?
(Выясняется, что в слове лес звук [с] – твердый, а в слове лось звук [с′] – мягкий.)
-Вы говорили, что согласные могут быть ещё глухими и звонкими. Вот звуки [с][с′] какие? Почему?
Значит, какой вывод мы можем сделать?
(звуки [с]-[с/]) -согл, тв, мягк, глух.)
Слайд14.
Физкультминутка 2. Слайд15
Вот по лесу мы гуляли.
И, конечно же, устали.
Мы немного отдохнём,
Дальше по лесу пойдём.
Высоко поднимем руки.
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо, влево.
Вновь работать будем смело.
- Мы с вами попали на полянку. Слайд16.
Поиграем в игру «Не попадись в ловушку»,а лось с хозяйкой осенью посмотрят, кто из вас самый внимательный:
Формирование умения читать слова с изученной буквой
Регулятивные: Высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией .
Коммуникативные: Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать своё мнение
Познавательные умения: ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные:
-умение конструировать предложения;
-умение выстраивать свой ответ;
-умение поддерживать диалог
Познавательные:
Смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Формирование умения находить ответы на вопросы в иллюстрации
Коммуникативные:
-в соответствии с учебной задачей воспринимать текст (знаки препинания);
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Личностные:
-воспитание уважительного отношения к природе;
Коммуникативные:
-умение выстраивать свой ответ;
-умение поддерживать диалог
Личностные:
-уважительное отношение ко всему живому
VI. Подведение итогов.
Цель: Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности.
Учитель под музыку говорит слова и демонстрирует движения.
Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Организует фиксирование нового содержания
Повторяют движения.
Высказывания детей.
Делают выводы.
- Вы успешно справились со всеми заданиями, и наша прогулка в лес подошла к концу.
Слайд 30.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад.
-Подул ветерок и у каждого из вас на парте оказался кленовый листок.(музыка)
В память о нашей прогулке, волшебница осень за вашу отличную работу дарит вам их . Поднимите ваши листочки вверх.
Но осени интересно узнать, чему вы сегодня научились в её лесу?
- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?
- Какой звук обозначает эта буква?
- Дайте характеристику этому звуку.
Регулятивные:
Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
VII.Домашнее задание.
Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество учащихся.
-Осень предлагает вам дома пофантазировать и нарисовать рисунок « На что может быть похожа буква С?
Познавательные: Формирование умения выразить свои мысли на рисунке.
VIII.Рефлексия.
Цель:1)подвести итог проделанной работе на уроке; 2)формировать
личную ответственность за результаты своего труда.
Организует самооценку учебной деятельности
Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения, планируют пути устранения.
- Наш урок подошел к концу, и мне хотелось бы узнать с каким настроением вы были на уроке.
Слайд 31.
- Ребята, попробуйте оценить свои достижения с помощью условных знаков:
если вы считаете, что у вас всё получилось и вы довольны своей работой, тогда поднимите зелёный кружок;
если у вас возникли трудности- красный кружок.
Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, встанут девочки. С согласного – мальчики. Слайд32.
-Умницы!
– Молодцы!
-Урок окончен!
Регулятивные:
Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать процессы и результаты своей деятельности
Литература.
УМК: Школа России. Азбука.Авторы учебника: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская. Москва. «Просвещение», 2011.
Л.А. Бойкина М.В. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 23003. – 240с.
Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. - 448 с.
Сорокоумова Е. А. «Готовим детей к школе». Нижний Новгород, 1995.
для родителей и педагогов. Ярославль. Академия Холдинг, 2000год.
Самоанализ урока.
Данный урок является уроком объяснения нового материала.
Любой урок я начинаю с установки доброжелательной атмосферы в классе, что положительно влияет на работу класса; дети становятся раскрепощёнными и открытыми для учителя.
Обязательно артикуляционная разминка, для того, чтобы разбудить голосовые связки и мышцы, необходимые для произнесения того или иного звука.
Затем вместе с детьми определяем проблему, над которой предстоит работать на уроке. Дети включаются в активную познавательную деятельность, здесь же наблюдается и поисковая деятельность, когда ребята пытаются по опорным словам сформулировать задачи урока.
Построение урока в форме путешествия помогает заинтересовать учащихся, способствует формированию познавательной мотивации, активизирует деятельность детей. С учетом типа урока и целей использовались различные методы обучения: словесные (беседа, объяснение, рассказ, работа с книгой), практические (самостоятельная работа и упражнения), традиционные (объяснительно–иллюстративный, репродуктивный), проблемные ( частично – поисковый, дети сами исследуют звук и дают ему характеристику). Репродуктивная беседа помогла воспроизвести ранее изученный материал, самостоятельная работа дала детям возможность работать в индивидуальном темпе, способствовала формированию самоконтроля. На уроке использовалась дифференцированная работа (по объёму и по степени сложности), которая дала возможность обучать и развивать детей всех уровней. Хорошо читающие дети имели возможность продемонстрировать классу свои умения. Формированию коммуникативных навыков и взаимоконтроля способствовала работа в парах. При составлении рассказов у детей развивались творческие способности. Все задания были направлены не только на обучение, но и на развитие внимания, памяти, мышления, речи и воображения учащихся. В ходе урока я постаралась уделить внимание воспитанию учащихся. С добротой относиться друг к другу, чаще улыбаться. Работа в парах призвана научить детей сотрудничеству.
Виды работы достаточно разнообразны (артикуляционная разминка, звуко-буквенный анализ, чтение слогов разным темпом, дополнительное чтение с поиском необходимой информации, чтение текста по цепочке, работа в парах, самостоятельная работа, физкультминутки). Физкультминутки своевременно сменяют друг друга, снижая, таким образом, утомляемость детей и поддерживая интерес к изучаемому материалу.
Весь процесс на уроке представлял собой взаимодействие (учитель-ученик, ученик-ученик).Это способствует заинтересованности в предмете, дает возможность проявить способности детям, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение.
Считаю, что материал подобран интересный; излагается доступно. Дети хорошо справились с заданиями, активно работали, отвечали на вопросы учителя. Дети показали достаточно хороший уровень самостоятельности. Все задания были поняты ими и выполнены. Использование компьютера делает урок необычным, ярким, запоминающимся; позволяет дать детям большой объем информации. Темп работы выбран с учетом подготовленности класса. На мой взгляд, выделенного времени было достаточно для усвоения материала, для контроля над работой учащихся, получения ими дополнительной информации по интересующим вопросам.
Этап рефлексии показал, что урок удался. Тема урока была понятна и интересна, дети своей работой на уроке остались довольны.
На данном уроке реализовывались задачи по формированию УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные).
Регулятивные УУД: дети сами вывели тему и цель урока, учились рефлексии, т.е. учились оценивать себя.
Познавательные УУД: учились анализировать, сравнивать, наблюдать, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные УУД: на уроке была парная форма работы: дети учились слушать друг друга, вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие.
Вывод:Цель урока достигнута, задачи урока выполнены.Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.