Конспект урока по литературному чтению на тему "А.С. Пушкин "Буря мглою небо кроет" , 2 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему "А.С. Пушкин "Буря мглою небо кроет" , 2 класс
Литературное чтение.
Тема: «А.С.Пушкин «Буря мглою небо кроет»
Цель: - ознакомление с произведением А.С.Пушкин «Буря мглою небо кроет…», пробуждение у детей интереса к поэзии, воспитание к поэтическому слову.
Задачи: - научить понимать особенности мастерства А.С.Пушкина в изображении окружающего мира природы; научить умению выражать своё впечатление от прочитанного;
- развивать творческие способности школьников, их образное мышление, навыки правильного и выразительного чтения;
- воспитывать умение понимать и уважать творчество великого поэта;
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять творческие способности, любовь и уважение к поэзии, к творчеству великого поэта;
Системно – деятельностные: применять исследовательские навыки в процессе чтения и анализа;
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему "А.С. Пушкин "Буря мглою небо кроет" , 2 класс»
Литературное чтение.
Тема: «А.С.Пушкин «Буря мглою небо кроет»
Цель: - ознакомление с произведением А.С.Пушкин «Буря мглою небо кроет…», пробуждение у детей интереса к поэзии, воспитание к поэтическому слову.
Задачи: - научить понимать особенности мастерства А.С.Пушкина в изображении окружающего мира природы; научить умению выражать своё впечатление от прочитанного;
- развивать творческие способности школьников, их образное мышление, навыки правильного и выразительного чтения;
- воспитывать умение понимать и уважать творчество великого поэта;
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять творческие способности, любовь и уважение к поэзии, к творчеству великого поэта;
Системно – деятельностные: применять исследовательские навыки в процессе чтения и анализа;
Межпредметные связи: русский язык, познание мира, музыка, изобразительное искусство.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.
Методы: репродуктивный, частично – поисковый.
Ход урока:
Орг. момент.
Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и читать.
Проверка д/з.
Опрос 3 учеников. Оценивание. Остальные в течении дня.
-Чтение отрывка наизусть «Встреча зимы» Ивана Никитина.
Введение в новую тему.
1.Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Обращаясь к портрету А. Пушкина. Слайд 1.
- Прочитайте имя и фамилию автора.
-Знакомы ли вы с творчеством А.С. Пушкина? Что читали? (сказки, стихи)
Фильм о Пушкине.
2.Подготовка к восприятию содержания лирического произведения.
-Кто запомнил, как звали няню Александра Сергеевича? (Арина Родионовна)
3.Слово учителя: Слайд 2.
-Верно. Арина Родионовна – простая крестьянка, очень любила маленького Сашу.
Когда поэта за его слишком смелые стихи отправили в ссылку в далёкое село Михайловское, которое вы видели в фильме, няня поехала с ним. Долгие зимние вечера проводил Пушкин с няней. Слушая её песни и сказки.
Один из таких вечеров и описан в стихотворении «Зимний вечер», с отрывком которого мы сегодня познакомимся.
4.Чтениестихотворенияучителем. Мотивациячтения:
- Я прочитаю отрывок из стихотворения «Зимний вечер», а вы постарайтесь представить себе те картины, которые изобразил поэт так, как будто вы смотрите мультик.
5.Проверка первичного восприятия произведения:
- Понравился ли вам отрывок? Чем?
- Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение? (Было грустно, даже немного страшно).
- Какие картины природы вы представили себе? (Зима очень холодная, с метелями, сильным ветром, который воет, скрывает крышу и стучит в окно).
- Какие слова в стихотворении вам были непонятны? (О.Д.)
6. Словарная работа.
Буря – очень сильный ветер.
Мгла – темнота.
Вихри – крупные порывы ветра со снегом.
Обветшалая крыша – очень старая крыша.
Путник – тот, кто совершает длинный путь пешком.
7.Слушание отрывка из пьесы «Времена года» П.И. Чайковского.
-Сейчас я вам предлагаю послушать отрывок из произведения Чайковского «Времена года».
- Закройте глаза, какие ассоциации у вас возникнут с этой музыкой?
Прослушивание записи.
- Что вы представили? Что услышали? Или что вы увидели? (Треск угольков в камине (печке), звуки мелодии помогают представить небольшой домик с горящим очагом, за окнами зиму, снежную бурю.)
8. Чтение отрывка учащимися. Анализ отрывка.
1.Прочитайте самостоятельно ещё раз отрывок и подумайте, совпадает ли настроение героя –рассказчика с только что прослушанной вами музыкой?
2.Анализ стихотворения:
- Дети, прочитайте 1 строфу стихотворения. Какое настроение создаёт описание состояния природы и погоды в начале стихотворения? (Суровое, злобное).
- Ребята, кто запомнил, что такое буря? (Ненастье с сильным разрушительным ветром)
- На что похожи снежные вихри? (На порывистые круговые движения ветра, всё смешивают на своём пути).
-Найдите в тексте и прочитайте с помощью каких слов А.С. Пушкин передаёт характер бури? (Зверь, дитя, запоздалый путник).
Картинки.
- Поэт сравнивает бурю с этими образами. Что различного в этих образах вы заметили? (Зверь – хищник, дитя – маленькое, путник – взрослый, куда – то идёт).
- Дети, прочитайте какие глаголы использует поэт с этими образами? (Зверь завоет, дитя заплачет, путник постучит).
- Прочитайте эти слова, прислушайтесь к звучанию. Какие звуки помогают нам представить вой, плач, стук? ([з],[в],[а],[с],[т],[у].)
- А какой звук помогает нам представить шум бури? ([ш]).
- Назовите предметы, которые поэт помогает нам увидеть сквозь бурю? (Кровлю, окошко).
- Обветшалая кровля – это какая? (Старая, разрушающаяся).
- Пушкин А.С. назвал своё стихотворение «Зимний вечер», а так как нам дан отрывок, то его назвали по первой строке «Буря мглою небо кроет…»
- Какие названия вы бы могли предложить? (О.Д).
- Может быть с вами приключались такие истории, когда вы попадали в бурю? (О.Д.)
-Давайте изобразим бурю. Встаньте.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше, выше.
Закрепление.
Беседа.
-Найдите в тексте и прочитайте: с кем автор сравнивает бурю? (Воет, как зверь; плачет, как дитя (ребёнок); стучит в окошко, как запоздалый путник).
- Как называется художественный приём? (Олицетворение)
-Для чего поэты используют такие приёмы? (Чтобы ярче показать то, о чём они пишут).
- Да, с помощью изобразительно – выразительных средств поэты создают прекрасные образы, запоминающиеся картины.
Работа в группах.
- Сейчас вы побудете художниками. Поработаете в группах. Отрывок дан без картинки.
- Ваша задача нарисовать к этому стихотворению такую картину, которую автор захотел бы поместить в книгу.
Включаю музыку. Дети работают. Спикеры вывесили картины.
- Что вы здесь изобразили.
- Когда человек переживает бурю эмоций для него важно передать это состояние – красками, как мы сейчас сделали. Или написать великолепное стихотворение, как это сделал А. С. Пушкин. И самое главное, чтобы в эти минуты оказался рядом верный друг, с которым можно поделиться своим настроением?
Рефлексия.
- Поделитесь и вы со мной своим настроением, своими впечатлениями от урока. Создадим «Бурю», а какой она будет, всё зависит от вас.
Если у вас осталось хорошее впечатление от урока, нарисуйте на снежинке улыбку и тогда «Буря» наша будет счастливой. Мы передадим
Если вы испытывали затруднения, тогда оставьте снежинку пустой.
Д/з.
Стр. 68, выучить отрывок наизусть.
Нарисовать запоминающиеся образы.
Итог.
Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок. Сегодня на уроке хорошо работали…
- С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились? (С А. С. Пушкиным)