Конспект урока по литературному чтению Н.А. Некрасов "Школьник"
Конспект урока по литературному чтению Н.А. Некрасов "Школьник"
На данном уроке учащиеся знакомятся с творчеством Н.А Некрасова. Определяя тему урока, ученики устанавливают закономерность.Уроку предшествовало проведённое учащимися исследование, из которого они узнают об истории создания данного стихотворения. На уроке представлена словарная работа. На заключительном этапе учащиеся, используя диаграмму Венна, сравнивают двух школьников- свременного и героя стихотворения, устанавливают сходства и различия между ними.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению Н.А. Некрасов "Школьник"»
Стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник».
(фрагмент урока)
Цели /ожидаемые результаты:
Обучающая: продолжить изучение творчества великого русского поэта, прививать навыки выразительного чтения; обогащение и активизация словарного запаса.
Развивающая: развитие литературной речи учащихся; развитие познавательной деятельности.
Воспитательная: на основе стихотворении воспитание любви к учебе; воспитание интереса к предмету.
Ход урока.
Орг. момент.
Определение темы урока.
- Установите закономерность:
писатель – рассказ
поэт - ?
- Что объединяет эти произведения?
«Дедушка Мазай и зайцы».
«Не ветер бушует над бором…»
-Соедините ответы к заданиям и сформулируйте тему.
3. Знакомство со стихотворением Н.А. Некрасова «Школьник».
а) Чтение стихотворения учителем.
- Каким настроением проникнуто это стихотворение?
- Прочитайте ещё раз самостоятельно.
б) Анализ 3-его четверостишия.
Обратите внимание на следующее четверостишие:
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей, и Божьей воле
Стал разумен и велик.
- Кого имеет в виду автор в этих строчках? Вам, наверное, интересна история создания этого стихотворения. Девочки провели небольшое исследование и вот что выяснили:
Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни.
Долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским учёным, сделавшим много научных открытий. Его именем назван Московский государственный университет.
- Почему Некрасов называет М.В. Ломоносова «архангельским мужиком»?
- Как вы думаете, для чего поэт упоминает в стихотворении Ломоносова?
в) Словарная работа по тексту стихотворения.
- Прочитаем стихотворение.
- Определите, значения каких слов вам непонятно.
ЕЛЬНИК – еловый лес
БОСЫ – босиком, не обуты СЛАВНЫХ – знаменитые, хорошие РАЗУМЕН – понимающий, умный НАЯВУ - не во сне, в действительности ПОПРИЩЕ - жизненный путь, мир, участок НЕ БЕЗДАРНА - талантлива, способна
- Я хочу, чтобы вы запомнили эти слова и использовали бы в своей речи.
г) Диаграмма Венна.
- Художники используют для создания образов краски, а поэты и писатели – что? (слова). А сейчас мы с вами попробуем дать сравнительную характеристику внешности и образа жизни школьника – героя стихотворения и современного школьника. Чем они отличаются и что у них общего? В центре пересечения напишем, что у них общего.
- Назовите общие черты школьников. Сделайте вывод.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Как вы думаете, легко или трудно будет мальчику добиться своей цели? Почему?
- Перечитаем последнее четверостишие. Называет ли Некрасов точное количество славных, известных людей?
- Я верю, что среди этих славных людей будете и вы. Славных по учёбе, делам и поступкам. Вы мне обещаете?
- И помните, знания и труд откроют перед вами все двери.