kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению Л.Толстой "Лев и собачка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока соответствует ФГОС. Содержит различные виды работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по литературному чтению Л.Толстой "Лев и собачка"»

Литературное чтение.

Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

Цели урока: Создать условия для:

  • ознакомления учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

  • совершенствования навыков чтения

  • формирования глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать, давать характеристику героев, оценку их поступкам

  • развития умения оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат работы группы и собственные достижения;

  • воспитания чувства любви и бережного отношения к животным.

Универсальные учебные действия:

Личностные: воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные: осмысление текста, умение выделить главное, умение обобщать, сравнивать, проводить анализ и синтез, умение находить ответы на вопросы, используя учебник.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работать в группах.



Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись рассказа, запись голоса льва, презентация физминутки, книга с произведением, названия для групп, конверты с заданиями для групповой работы, листы для самооценки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись! Тихо сели


Проверка домашнего задания:



и


Вот новый день и новый час,

Урок литературного чтения новый.

Но старый друг у нас в гостях –

Мудрейший человек и мастер слова.


– О каком писателе эти слова? Мы уже многое знаем об этом писателе.

Давай Ребята давйте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

- Как ККак он относится к людям?


Наши Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны". Прочитайте его про себя.


- Что Как вы понимаете эти слова? (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)

- Ребя Ребята с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились?


- А на Насколько внимательно мы изучили эти произведения, мы узнаем, проведя тестирование. У вас на партах лежат тесты, отмет правилисты стестами,выбирите правильные ответы . На работу вам даётся 4 минуты.

- Про




III. Постановка учебной задачи / Разминка



- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

- А сейчас прочитайте стихотворение про себя


Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед неё, бедной,
Нет уже дорог..Какие прилаг. характеризуют собаку? А хозяина?


– Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.)

– А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.

– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.

Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)

– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. А вы знаете сколько много профессий освоили собаки Первой профессией, которую освоили наши четвероногие друзья, стала охота. Со временем человек настолько преуспел в использовании собак в добыче дичи и крупного зверя, что вывел несколько пород, каждая из которых специализируется на одном конкретном виде охоты После того, как люди начали вести оседлый образ жизни, собак начали использовать в качестве пастухов. Они способны и отгонять от стада хищников, и наблюдать за тем, чтобы животные не разбредались. Собаки-сторожа охраняют и деревенские дома, и коттеджи, и армейские склады, и аэродромы, и пенитенциарные заведения, и государственную границу. На этой службе используются, как правило, кавказские и немецкие овчарки, ротвейлеры, бульдоги, московские сторожевые Четвероногие копы

В последнее время специализация собак, состоящих на службе в полиции, существенно изменилась. Они занимаются «тонкой работой». И это связано с необходимостью обнаружения запрещенных веществ — взрывчатки, оружия, наркотиков, различных химикатов. Потому что с такой работой в настоящий момент собака справляется гораздо лучше, чем приборы.

Разумеется, по-прежнему востребована способность находить преступника по следу. Самые чуткие «нюхачи» могут взять след, оставленный 4 суток назад, и идти, не теряя следа, 150 километров. Розыскные способности собак востребованы не только в силовых ведомствах. В XVII веке в швейцарских Альпах начали использовать сенбернаров в качестве собак-спасателей. Они обнаруживали и откапывали людей, заваленных снегом после снежной бури. Собаки-спасатели и сейчас используются. И не только в горах. Во время землетрясений или техногенных катастроф они обнаруживают людей под завалами. Так, например, у них было много работы после террористической атаки 11 сентября на нью-йоркские башни-близнецы. Работают они и на воде, спасая утопающих. Лучшими спасателями являются ньюфаундленды, крупные и выносливые собаки.

Собаки милосердия

Еще одна «гуманная» профессия — опекунство людей, имеющих физические недостатки. Незрячим помогают собаки-поводыри.

Во Время второй мировой был громадный призыв четвероногих в армию — более 70 тыс. Собаки были санитарами. С сумкой с медикаментами они под огнем разыскивали раненых, определяя жив боец или нет. Если он был без сознания, то облизывали лицо, приводя в чувство. И ждали, когда раненый возьмет из сумки бинты и медикаменты. Также они эвакуировали раненых с поля боя, работая связками — по 3−4 собаки.

Собаки-связисты тянули телефонные провода. Собаки-саперы обнаруживали мины. Собаки-курьеры доставляли депеши и боеприпасы. Были и собаки-камикадзе. С взрывчаткой они бросались под танки, подрывали в тылу врага эшелоны.

«Служат» собаки в армии и сейчас. Но в мирное время их функции ограничены решением караульных задач.





Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных».

- Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей)

- Да вы правы, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).


Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой


желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

- Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной


силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они

слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.


--А сейчас отгадайте загадки и вы узнаете тему нашего урока:


  1. С царственной гривой. С гордой походкой

Осмотрит свои он владения зорко,

Даже не думай встать на пути

С царской особой ты не шути


  1. Лежит-молчит,подойдёшь-заворчит.

  2. Кто к хозяину идёт,она знать даёт


- Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся


– О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.)


– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? - Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.


Быль


1. То, что было в прошлом.


  1. Рассказ о действительном происшествии.


Сегодня мы узнаем могут ли совершенно разные и по темпераменту и по среде обитания животные най ти общий язык.Посмотрите на слайд и скажите какова же тема сегодняшнего урока?


III. Изучение нового материала:

-

. 1Первичное восприятие текста


Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».

– После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?


Прослушивание записи рассказа


– Понравился рассказ?О чём он? Давайте прочитаем этот рассказ цепочкой.


  1. Словарная работа:

– Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

– Смысл каких слов вам был непонятен?


Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Билсяударялся, колотился, совершал резкие движения.

Металсябеспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

– Вы очень внимательно слушали эту историю.Назовите главных героев были. Где происходит действие ?:


– что вы почувствовали, слушая этот рассказ? ( грусть,жалко собачку и льва жалко)


– Какой эпизод показался вам самым напряженным?(когда собачка попала в клетку до льва и когда она умерла)

Физкультминутка

Все ребята дружно встали (Выпрямиться)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)

А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.)

И тихонько разом сели (Выпрямиться и сесть.)

IV. Продолжение работы над темой.

Анализ произведения


- Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?

Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.


- Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки? Прочитайте.
    – (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки)

– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.
    – Ему стало её жалко, она ему понравилась.


Работа в парах

(составить диалог героев


-


Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?


Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.


Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый


Работа с иллюстративным материалом

Как лев относился к собачке?

– Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.)

Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?
    – Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку

Как выглядят животные?
    – Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.

- А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
    – Дружба животных. Нам вместе очень весело.




Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.


– С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)

– Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.)

– Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.)


- Отчего лев умер?
    – Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.

Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
    – Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них. Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.) Давайте еще раз обратимся к эпиграфу Как вы пинимаете его смысл?


Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились

VI. Работа с пословицами


Работа в группах1гр:


– Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему?

  1. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.( Если у человека есть друзья, то никакие неприятности ему не страшны. Например, в спорте побеждает та команда, где играют надёжные друзья, доверяющие друг другу.)


2. Храброму смерть не страшна.


3. Один за всех и все за одного.


2группа:


Выберите нужную пословицу.


1,Делу время, а потехе час.

2,У чуткого сердечка ласковы словечки.(добрые и ласковые слова всегда поддерживают человека, улучшают его настроение. И это тоже проявление чуткости.)


3,Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.


- Зачем же Толстой написал рассказ?

-О чём вы задумались, прочитав его?

- Заголовок рассказа отражает тему или главную мысль?


Работа в группах

1, 2 группа – сочинить четверостишье про животных по рассказу.

а) “Лев и собачка друзья лучших лет,
Лев и собачка прекрасный дуэт.
Дружат они без ссор и без драк,
Любит лев собачку так”

б) Лев и собачка хорошие друзья,
Им расстаться никак, никак нельзя.
А через год собачка умерла,
Зачем и почему? Лев спрашивал себя.
И от тоски он погубил себя.


– Какой конец в этой истории? (Печальный.)

– Эта история настоящая трагедия. А трагедия – это…

– Кого вам сейчас жалко? Почему?

– Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?

Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.


V. Домашнее задание:



- Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?

Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.


VI. Итог урока.

Рефлексия

-– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

- У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах и выберите образ того льва, который вам запомнился больше.

- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе?

Какова была цель писателя?

(ответы детей: Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им...)

Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.)

- Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

• Я узнал…

• Я научился…

• Мне понравилось…

• Новыми знаниями я смогу поделиться…

Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока по литературному чтению Л.Толстой "Лев и собачка"

Автор: Хижняк Татьяна Николаевна

Дата: 29.05.2016

Номер свидетельства: 331081


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства