Просмотр содержимого документа
«конспект урока по литературному чтению Л.Толстой "Лев и собачка"»
Литературное чтение.
Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка».
Цели урока: Создать условия для:
ознакомления учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»
совершенствования навыков чтения
формирования глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать, давать характеристику героев, оценку их поступкам
развития умения оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат работы группы и собственные достижения;
воспитания чувства любви и бережного отношения к животным.
Универсальные учебные действия:
Личностные: воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные: осмысление текста, умение выделить главное, умение обобщать, сравнивать, проводить анализ и синтез, умение находить ответы на вопросы, используя учебник.
Коммуникативные: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других, работать в группах.
Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись рассказа, запись голоса льва, презентация физминутки, книга с произведением, названия для групп, конверты с заданиями для групповой работы, листы для самооценки.
Ход урока
Организационный момент.
- Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись! Тихо сели
Проверка домашнего задания:
и
Вот новый день и новый час,
Урок литературного чтения новый.
Но старый друг у нас в гостях –
Мудрейший человек и мастер слова.
– О каком писателе эти слова? Мы уже многое знаем об этом писателе.
Давай Ребята давйте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)
- Как ККак он относится к людям?
Наши Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны". Прочитайте его про себя.
- Что Как вы понимаете эти слова? (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)
- Ребя Ребята с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились?
- А на Насколько внимательно мы изучили эти произведения, мы узнаем, проведя тестирование. У вас на партах лежат тесты, отмет правилисты стестами,выбирите правильные ответы . На работу вам даётся 4 минуты.
- Про
III. Постановка учебной задачи / Разминка
- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.
- А сейчас прочитайте стихотворение про себя
Бедная собака – бросили её Старая собака – где её жильё? Злой хозяин, вредный, Выгнал за порог! Перед неё, бедной, Нет уже дорог..Какие прилаг. характеризуют собаку? А хозяина?
– Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.)
– А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.
– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.
Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)
– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. А вы знаете сколько много профессий освоили собаки Первой профессией, которую освоили наши четвероногие друзья, стала охота. Со временем человек настолько преуспел в использовании собак в добыче дичи и крупного зверя, что вывел несколько пород, каждая из которых специализируется на одном конкретном виде охоты После того, как люди начали вести оседлый образ жизни, собак начали использовать в качестве пастухов. Они способны и отгонять от стада хищников, и наблюдать за тем, чтобы животные не разбредались. Собаки-сторожа охраняют и деревенские дома, и коттеджи, и армейские склады, и аэродромы, и пенитенциарные заведения, и государственную границу. На этой службе используются, как правило, кавказские и немецкие овчарки, ротвейлеры, бульдоги, московские сторожевые Четвероногие копы
В последнее время специализация собак, состоящих на службе в полиции, существенно изменилась. Они занимаются «тонкой работой». И это связано с необходимостью обнаружения запрещенных веществ — взрывчатки, оружия, наркотиков, различных химикатов. Потому что с такой работой в настоящий момент собака справляется гораздо лучше, чем приборы.
Разумеется, по-прежнему востребована способность находить преступника по следу. Самые чуткие «нюхачи» могут взять след, оставленный 4 суток назад, и идти, не теряя следа, 150 километров. Розыскные способности собак востребованы не только в силовых ведомствах. В XVII веке в швейцарских Альпах начали использовать сенбернаров в качестве собак-спасателей. Они обнаруживали и откапывали людей, заваленных снегом после снежной бури. Собаки-спасатели и сейчас используются. И не только в горах. Во время землетрясений или техногенных катастроф они обнаруживают людей под завалами. Так, например, у них было много работы после террористической атаки 11 сентября на нью-йоркские башни-близнецы. Работают они и на воде, спасая утопающих. Лучшими спасателями являются ньюфаундленды, крупные и выносливые собаки.
Собаки милосердия
Еще одна «гуманная» профессия — опекунство людей, имеющих физические недостатки. Незрячим помогают собаки-поводыри.
Во Время второй мировой был громадный призыв четвероногих в армию — более 70 тыс. Собаки были санитарами. С сумкой с медикаментами они под огнем разыскивали раненых, определяя жив боец или нет. Если он был без сознания, то облизывали лицо, приводя в чувство. И ждали, когда раненый возьмет из сумки бинты и медикаменты. Также они эвакуировали раненых с поля боя, работая связками — по 3−4 собаки.
Собаки-связисты тянули телефонные провода. Собаки-саперы обнаруживали мины. Собаки-курьеры доставляли депеши и боеприпасы. Были и собаки-камикадзе. С взрывчаткой они бросались под танки, подрывали в тылу врага эшелоны.
«Служат» собаки в армии и сейчас. Но в мирное время их функции ограничены решением караульных задач.
Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных».
- Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей)
- Да вы правы, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).
Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой
желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.
- Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной
силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они
слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.–
--А сейчас отгадайте загадки и вы узнаете тему нашего урока:
С царственной гривой. С гордой походкой
Осмотрит свои он владения зорко,
Даже не думай встать на пути
С царской особой ты не шути
Лежит-молчит,подойдёшь-заворчит.
Кто к хозяину идёт,она знать даёт
- Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся
– О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.)
– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? - Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.
Быль –
1. То, что было в прошлом.
Рассказ о действительном происшествии.
Сегодня мы узнаем могут ли совершенно разные и по темпераменту и по среде обитания животные най ти общий язык.Посмотрите на слайд и скажите какова же тема сегодняшнего урока?
III. Изучение нового материала:
-
. 1Первичное восприятие текста
Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.
Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».
– После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?
Прослушивание записи рассказа
– Понравился рассказ?О чём он? Давайте прочитаем этот рассказ цепочкой.
Словарная работа:
– Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.
– Смысл каких слов вам был непонятен?
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла– умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
– Вы очень внимательно слушали эту историю.Назовите главных героев были. Где происходит действие ?:
– что вы почувствовали, слушая этот рассказ? ( грусть,жалко собачку и льва жалко)
– Какой эпизод показался вам самым напряженным?(когда собачка попала в клетку до льва и когда она умерла)
–
Физкультминутка
Все ребята дружно встали (Выпрямиться)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)
А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)
Как пружинки мы присели (Присесть.)
И тихонько разом сели (Выпрямиться и сесть.)
IV. Продолжение работы над темой.
Анализ произведения
- Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?
Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.
- Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки? Прочитайте. – (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки)
– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место. – Ему стало её жалко, она ему понравилась.
Работа в парах
(составить диалог героев
-
Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?
Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.
Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый
Работа с иллюстративным материалом
Как лев относился к собачке?
– Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.)
Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? – Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку
Как выглядят животные? – Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.
- А что бы вы подписали под этой иллюстрацией? – Дружба животных. Нам вместе очень весело.
Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.
– С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)
– Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.)
– Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.)
- Отчего лев умер? – Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.
Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории? – Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них. Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.) Давайте еще раз обратимся к эпиграфу Как вы пинимаете его смысл?
Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились
VI. Работа с пословицами
Работа в группах1гр:
– Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему?
Где дружбой дорожат, там враги дрожат.( Если у человека есть друзья, то никакие неприятности ему не страшны. Например, в спорте побеждает та команда, где играют надёжные друзья, доверяющие друг другу.)
2. Храброму смерть не страшна.
3. Один за всех и все за одного.
2группа:
Выберите нужную пословицу.
1,Делу время, а потехе час.
2,У чуткого сердечка ласковы словечки.(добрые и ласковые слова всегда поддерживают человека, улучшают его настроение. И это тоже проявление чуткости.)
3,Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Зачем же Толстой написал рассказ?
-О чём вы задумались, прочитав его?
- Заголовок рассказа отражает тему или главную мысль?
Работа в группах
1, 2 группа – сочинить четверостишье про животных по рассказу.
а) “Лев и собачка друзья лучших лет, Лев и собачка прекрасный дуэт. Дружат они без ссор и без драк, Любит лев собачку так”
б) Лев и собачка хорошие друзья, Им расстаться никак, никак нельзя. А через год собачка умерла, Зачем и почему? Лев спрашивал себя. И от тоски он погубил себя.
– Какой конец в этой истории? (Печальный.)
– Эта история настоящая трагедия. А трагедия – это…
– Кого вам сейчас жалко? Почему?
– Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?
Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.
V. Домашнее задание:
- Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?
Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
VI. Итог урока.
Рефлексия
-– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?
- У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах и выберите образ того льва, который вам запомнился больше.
- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе?
Какова была цель писателя?
(ответы детей: Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им...)
Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.)
- Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.
Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.
Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?
Закончите фразы.
Сегодня на уроке:
• Я узнал…
• Я научился…
• Мне понравилось…
• Новыми знаниями я смогу поделиться…
Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами!