Конспект урока по литературному чтению "Е. Благинина. «Подарок». М. Бородицкая. «Булочная песенка».
Конспект урока по литературному чтению "Е. Благинина. «Подарок». М. Бородицкая. «Булочная песенка».
Цели:
– совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;
– развивать речевые умения, память, мышление, творческие способности;
– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Оборудование: интерактивная доска, презентация, портреты Е. Благининой,
М. Бородицкой, аудиозаписи песен «Когда мои друзья со мной», «Булочная песенка», пословицы о дружбе, бумажные лепестки ромашки, карточки, иллюстрации из рассказов для мозаики
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Е. Благинина. «Подарок». М. Бородицкая. «Булочная песенка».»
Литературное чтение 3 класс.
Учитель6Айтжанова Г.Л.
Тема: Е. Благинина. «Подарок». М. Бородицкая. «Булочная песенка».
Цели:
– совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения; – развивать речевые умения, память, мышление, творческие способности; – воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Оборудование: интерактивная доска, презентация, портреты Е. Благининой,
М. Бородицкой, аудиозаписи песен «Когда мои друзья со мной», «Булочная песенка», пословицы о дружбе, бумажные лепестки ромашки, карточки, иллюстрации из рассказов для мозаики
Ход урока I. Организационный момент. Психологический настрой.
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо идти с друзьями? (шагают) Хорошо! (хлопают в ладоши)
- Прежде чем начать урок, давайте разделимся на 3 группы. В течении урока будем работать в группах. А чтобы узнать, кто в какой группе будет работать, вы должны собрать мозаику, и узнать название своей группы.
(Иллюстрации из рассказов) «Сергей», «Элли», «Вася» II. Проверка домашнего задания. Чтение и пересказ рассказа «Долг», написать сочинение на тему «Мой друг».
С каждой группы пересказывает один ученик, и читают самое лучшее сочинение.
Оценивание 3 хлопка.
III. Постановка цели урока. - А теперь посмотрите, на экран, что вы видите? О чём говорят эти рисунки? (Слайды)
-Эти рисунки говорят о дружбе, еще о подарках.
-Ребята, скажите, как называется раздел, который мы изучаем?
-«Мои друзья».
- Значит, мы сегодня продолжим разговор о дружбе. Познакомимся с новыми произведениями о дружбе.
IV. Изучение нового материала.
1. Слово об авторе. (Слайд)
Елена Александровна Благинина родилась 27 мая 1903 г. в селе Яковлеве Орловской губернии. Вокруг села лежали просторные луга, леса, косогоры. И когда она в детстве слушала сказку, то верила, что сказочное случилось рядом, за околицей. Отец Благининой работал багажным кассиром на станции Курск-1. Зарабатывал немного, и семья жила скромно. Мать и бабушка вели дом и хозяйство. Бабушка была почти неграмотна, но знала множество историй и стихов. Наизусть, на народный мотив, пела «Буря мглою небо кроет», «Талисман» и другие пушкинские стихи. Она и передала внучке свою любовь к поэзии.
Восьмилетней девочкой Благинина написала стихи про «детство милое» и «старенький родительский дом», а через два года сочинила сказку о снежинке. В 1925 г. она окончила Московский литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова.
Первую книжку для детей Благинина выпустила в Москве, в 1936 г. Называлась она «Осень». С той поры прошло немало лет. Много книг написала Е. Благинина. Несколько поколений ребят знает ее стихи и сказки: «Вот какая мама!», «Радуга», «Сорока-белобока», «Гори-гори ясно!», «Тюлюлюй», «Травушка-муравушка», «Научусь-ка я читать». Одно из ее стихотворений называется «Посидим в тишине», с которым мы познакомились во 2 классе. 2. Чтение и анализ произведения Е. Благининой «Подарок». (Слайд) – Как называется стихотворение? – Кто его автор? – Рассмотрите иллюстрации к нему. – Как вы думаете, о ком это стихотворение? – Кто пришел к девочке? – Какая игрушка понравилась подружке? – Жалко ли девочке отдавать свою игрушку? – Почему же она отдала свою любимую игрушку другой девочке? – Дайте характеристику героине стихотворения «Подарок».
(Каждая группа высказывает свое мнение) Чтение стихотворения учащимися.
– Прочтите стихотворение выразительно вслух, соблюдая знаки препинания. – Прочтите пословицы: Будешь работать вместе с друзьями, сердце станет сильным, как у льва.
Для милого дружка и сережку из ушка. Где лад, там и клад.
– Выберите пословицы, которые отражают смысл стихотворения. Запишите в тетрадь.
Игра: «Я начну, а вы продолжите» Пословицы о дружбе.
V. Физминутка. Песня: «Когда мои друзья со мной»(дети поют хором.)
VI. Продолжение изучения нового материла. М. Бородицкая. «Булочная песенка».
1. Слово об авторе. (Слайд)
М. Бородицкая.
Поэт и переводчик Марина Яковлевна Бородицкая родилась в 1954 году в Москве. Окончила Московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Автор трёх лирических стихотворных сборников, двенадцати книг стихов для детей ("Убежало молоко", "Последний день учения", "Перелётный штукатур", "Думай, думай, голова!" и др.) и многочисленных переводов. Она переводит с английского.И сказки тоже переводит.
Марина Бородицкая, бессменная ведущая передачи "Литературная аптека" на Радио России, убеждена, что книга - лучший витамин.
- Сегодня, мы познакомимся с произведением М. Бородицкой , а как оно называется сейчас узнаете. Послушайте, внимательно.
2. Аудиозапись песни «Булочная песенка».
- О чём песенка?
- Песенка весёлая?
-А теперь откройте учебники, страницу 140.
3.Учащиеся читают стихотворение М. Бородицкой.
- чтение по цепочке;
-выразительное чтение.
4. Анализ текста.
– Случайно ли то, что Бублику понравился мальчик, а Батону – бабушка? (Батон – это более солидный хлеб, чем бублик. Батон предназначен для того, чтобы быть съеденным за обеденным столом, а бублик можно съесть и по пути из школы.) Опишите, как выглядит бублик. (Бублик – толстая мягкая баранка, то есть хлебное кольцо, имеющее пустоту посередине.)
– Опишите, как выглядит батон. (Батон – белый хлеб продолговатой формы.) Почему не наоборот? (Бублик – это более легкомысленный хлеб, это хлеб-ребенок по сравнению с Батоном. Именно поэтому Бублику понравился мальчик, а Батону – бабушка.)В какой мир попал Бублик? (Мир, в который попал Бублик, – это не просто ранец, но ледяная горка, четыре мальчишки и девочка.) Что означает то, что Бублик с ними познакомился? (Это означает, что мальчик, «владелец» Бублика, поделился им со своими друзьями на ледяной горке.) В какой мир попал Батон? (Мир Батона – не просто сетка, в которой он добрался до дома, но бородатый дедушка, щенок и кастрюльки.) Объясните, что в этом случае означает слово «познакомился»?
– Почему мир, в который попал Бублик, так отличается от другого мира, куда попал Батон? (Мир, в который попал Бублик, – это мир улицы, детских развлечений. Он был съеден прямо на горке. Мир, в который попал Батон, – это мир дома и домашнего уюта. Он был съеден в домашней обстановке, за столом.)
Сравнение произведений «Подарок» и «Булочная песенка» – Чем похожи произведения Е. Благининой и М. Бородицкой?
(Стихотворение «Подарок» о друзьях, стихотворение «Булочная песенка» тоже о приятелях)
-А теперь, викторина «Кто с кем дружит?» 1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка) 2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина) 3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок) 4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
YII. Обобщение.
-Сегодня мы с вами узнали новые произведения, чему они вас научили?
-Я надеюсь что вы теперь будете более внимательно относиться друг к другу, беречь своих друзей, стараться не обижать их и не сердиться самим. А теперь мы с вами напишем какие же главные качества должны быть у настоящего друга.
«РОМАШКА» (каждой группе дается лепесток ромашки, обсудить и написать одно качество друга, прикрепить на доску) - Вот такая замечательная ромашка у нас получилась, прочтем, каким же должен быть настоящий друг (читает каждый от группы)
VIІІ. Итог урока. – Какие произведения мы сегодня читали? – Кто их автор?
- Вам понравился сегодняшний урок?
-Как работали на уроке, понравилось?
-А теперь, сделайте самооценку. Каждая группа поднимает таблички, если ставите «5», поднимите красный круг, если «4», то зелёный круг, а если «3» , поднимите жёлтый круг.
Д/з: чтение наизусть стихотворения Е. Благининой «Подарок», выразительное чтение стихотворения «Булочная песенка», сделать рисунки к стихотворению.