Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению в классе слабослышащих обучающихся по программе VIII вида «Уроки Валентины Осеевой»»
Конспект урока по чтению
в 6 В классе слабослышащих, обучающихся по программе VIII вида.
Тема: «Уроки Валентины Осеевой»
Образовательные цели: - закрепить понимание содержания рассказа.
Воспитательные цели:
- подвести учащихся к осознанию личностного отношения к описываемым событиям, к нравственно-этическим выводам быть добрыми, внимательными, заботливыми, чуткими;
- формировать интерес к чтению, к творческой деятельности.
Коррекционно-развивающие цели:
- способствовать повышению речевой активности посредством наглядности, кроссворда, игр, драматизации;
- активизировать мыслительную деятельность;
- развивать слуховое восприятие и контролировать произносительные навыки.
Оборудование: выставка книг Осеевой, презентация, пособия (солнышко, где лучи – положительные качества человека; туча, где капли – отрицательные качества человека), таблички, «мешки ощущений», инвентарь для драматизаций, «кубик эмоций».
Ход урока.
Оргмомент.
- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Как ваше настроение? Выберите маску, соответствующую вашему настроению.
( Дети выбирают.)
Игра «Передай улыбку».
- Поздоровайтесь с улыбкой. Передайте свои улыбки гостям.
- Здравствуйте!
- Коллеги, поддержите детей, передайте улыбку друг другу.
Ребята, вы готовы к уроку?
- …
- На уроке будьте старательными,
Будьте спокойными и …
- … внимательными.
- Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё …
- … понятно.
- Если хочешь отвечать,
Надо руку …
- … поднимать.
- Если друг стал отвечать,
Не спеши …
- … перебивать.
- А помочь захочешь другу –
Поднимай спокойно …
- … руку.
- Молодцы!
II. Ситуационная задача.
Без стука в класс входит мальчик, не извиняется, не просит разрешения войти, не здоровается, садится, толкая девочку и занимая её место.
- Ребята, ваши лица «говорят», что Олег что-то сделал не так. Обсудим его поведение. Что он должен был сделать, чтобы войти в класс?
- Постучаться.
- Спросить разрешения войти.
- Поздороваться.
- Занять свободное место или то, что предложит
учитель.
- Не толкать девочку.
- Вы – молодцы! Все знаете как надо вести себя. И Олег хороший мальчик, от любезно согласился мне помочь и сыграл роль невоспитанного мальчишки. Спасибо.
(Мальчик извиняется перед девочкой, уступает ей место и уходит: «Удачи!»)
Введение в тему урока.
На экране слова: Дружба
Отзывчивость
Бескорыстие
Радость
Обаяние
(Дети читают, обсуждают.)
- Прочитай вертикаль слово из первых букв.
- Добро.
- Верно. Смотрим дальше.
Зависть
Ложь
Обида.
- Зло.
Игра «Мешки ощущений».
- У меня есть два мешочка. Кто хочет узнать, что там? Засунь ручку и ощути.
(Желающие опускают руку в красивый мешок, там мягкая пушистая игрушка.)
- Что ты чувствуешь?
- Приятно. Мягко. Ласково.
- Опусти руку во второй мешочек.
(Дети опускают руку, а там колючая ракушка.)
- Что ты чувствуешь?
- Неприятно.
- Вот так и слова добрые и злые. Их можно не только услышать, но и почувствовать. Добрые слова слышать приятно, грубые – обижают, делают больно.
Игра «Ласковое слово».
- Скажи ласково.
- Мама. - Мамочка.
- Папа. - Папочка.
- Ручей. - Ручеёк.
- Берёза. - Берёзка.
- Зима. - Зимушка.
- Сердце. - Сердечко.
- Молодцы! Пусть и ваши сердца будет добрыми. Человеческие качества бывают разные. Увы! Не всегда хорошие. Помните? Мы учили, есть качества положительные, есть …
- отрицательные.
На доске: солнышко, где лучи – положительные человеческие качества; тучка, где дождевые капли – отрицательные человеческие качества.
IV. Работа по теме урока.
- Где мы это учили? На каких уроках собирали солнышко и тучку?
- На уроках чтения.
- Верно. А что мы читали?
- Рассказы Валентины Осеевой.
- Замечательно! Посмотрим, узнаете вы, где В.Осеева?
На экране 2 фотографии. Дети находят фото.
- В одной из своих книг В.Осеева обратилась к своим читателям с такими словами: «Дорогие ребята! Когда я была такой , как вы, я любила читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась:
- Мало уметь читать, надо уметь думать, сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
Читать вы все умеете. Будем вместе учиться думать.
Игра «Узнай рассказ по иллюстрации».
- «Хорошее».
- «Печенье».
- «Просто старушка».
- «Три товарища».
- Замечательный рассказ. Ребята 4 класса подготовили сценку по этому рассказу. Давайте посмотрим.
(Сценка. Обсуждение поступков ребят.)
- «Синие листья».
- Сценку к этому рассказу подготовили мои девочки.
(Сценка. Обсуждение.)
- Ребята могут ли листья на деревьях быть синими.
- Нет.
- А когда листья бывают синие?
- Когда люди бывают жадными.
- Что вы можете сказать о девочках? Как вы к ним относитесь? Поняла ли Катя, что она обидела Лену? Исправится ли Катя?
О чём заставляют задуматься рассказы В.Осеевой? Чему учат?
Читают на экране:
Доброте. Дружбе. Воспитанности. Уважению к старшим. Бережному отношению к животным. Ответственности за свои поступки. Бескорыстию.
- Заметили? Добрым человеческим качествам. Только положительным.
Игра « А вы какие?»
За экраном:
- Злые? - Добрые.
- Ленивые? - Трудолюбивые.
- Жадные? - Щедрые.
- Обижаете слабого? - Защищаем.
- Огорчаете родителей и Н.М.?
- Радуем.
- Действительно вы радуете меня своими ответами.
Игра «Кубик эмоций».
- Сейчас я предлагаю вам попробовать свои артистические способности. Желающий бросает «Кубик эмоций», выпавшее выражение лица надо обыграть словами из рассказов В.Ос
Речевой материал:
С грустью: – Я болею.
- Я получила двойку.
С радостью: – Мне купили новую игрушку.
- Я получила пятёрку.
- Скоро каникулы.
Со злостью: – Не буду мыть полы.
- Сейчас получишь.
С удивлением: - За что двойка?
- Неужели мне пора уходить!
С вредностью: - Я не буду с тобой дружить.
- Всё моё! Никому не дам!
Со слезами: - Я нечаянно разбила вазу!
- Я упала и разбила коленку.
IV.Подведение итогов. Игра «Эхо».
- Пришло время поговорить о том, что вы делали на уроке. Сделаем это играя. Я буду называть, что вы делала. Вы, как эхо, будете подтверждать. Но будьте внимательны, вдруг я что-нибудь перепутаю.
За экраном:
- Вы слушали. – Мы слушали.
- Вы говорили. – Мы говорили.
- Вы играли. – Мы играли.
- Вы танцевали. – Мы …..
- Вы отвечали на вопросы. – Мы отвечала на вопросы.
- Вы бегали. – Мы …
- Вы – молодцы! - Мы - …
- Ты, действительно, молодцы. Вы старались хорошо работать. Вы заслуживаете хороших оценок. Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Каким тоном, Камила?
- Добрым и ласковым.
Игра «Букет».
- В этом букете есть лишний цветок. Найдите его.
Дети среди цветов с сердцевиной – конфета и лепестками: доброта, благодарность, вежливость, уважение, дружба находят цветок с сердцевиной – чеснок и лепестком: зло.