kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Петр Великий.Российская империя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответствии с ФГОС. Цель урока: охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества, выяснить благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе. В ходе урока применяются современные технологии:ИКТ, технология развития критического мышления. Сочетание групповой, индивидуальной и фронтальной форм работы позволяют строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Петр Великий.Российская империя"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №5»






Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс

(О.Т.Поглазова, В. Д. Шилин «Окружающий мир» УМК «Гармония»)


Тема: «Пётр Великий. Российская империя»





Составила: учитель начальных классов

Савина Елена Станиславовна



Тема занятия


«Пётр Великий. Российская империя»


Тип урока


Урок «открытия» нового знания

Цели и педагогические задачи

(педагогический замысел)



1. Способствовать формированию целостного представления о Петре I – первом императоре и его преобразованиях

2. Дать определение и выделить признаки присущие понятию «империя».

3. Выяснить, почему Московская Русь стала носить название Российской империи.

Структура занятия


1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Постановка учебной задачи, мотивация деятельности.

4.Открытие нового знания.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение..

7. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.

8.Рефлексия, итог урока.



Знания, умения, способы действий,

на которые опирается задача.


1.Умение пользоваться информацией, полученной в результате исследовательско-поисковой деятельности.

2. Умение работать в малой группе(коммуникативная компетентность):организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие, взаимопомощи и взаимоконтроль в ходе решения задачи.


Приемы, методы и организационные

формы, применяемые на уроке.



1.Коммуникативная технология как одна из форм построения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением различных источников информации.

2.Приемы технологии развития критического мышления, позволяющие формировать информационную компетенцию, использовать обстановку сотрудничества и сотворчества, предотвращает утомление школьников, способствует здоровьесбережению.

3.Информационно-коммуникативные технологии, улучшающие восприятие учебного материала.




Планируемый педагогический результат



Предметные: формировать образное представление о России начала XVIII века, о личности Петра 1, его реформах.

Личностные: формировать социально-ориентированный взгляд на мир и историческое прошлое, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь формулировать цель урока, составлять план работы, работать в группе(регулятивные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме, понимать и анализировать речь других (коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, справочную литературу (познавательные УУД).


Способ и форма оценивания

результатов работы


1.Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе.

2.Публичное выступление.


Связь с другими предметами


Чтение, ИЗО, музыка


Оборудование


Карточки с названиями групп, конверты с рабочими листами, презентация, бортовой журнал, карточки для создания графической схемы.



Ход урока


Этапы урока

Задачи этапа

Содержание этапа

Методы и формы обучения


1.Организацион-ный момент



Настроить детей на деятельность, плодотворную работу


-Каждый человек имеет свою биографию. Любая страна тоже имеет свою биографию. Только в этом случае мы употребляем другое слово – история.

И снова урок истории – 
В минуты сжатые века…
О, сколько крови, слёз и горя
Впитала книжная строка!

- Сегодня мы с вами в очередной раз отправимся в путешествие по ленте времени и продолжим знакомиться с важнейшими событиями в истории Отечества.



Наглядные, словесные


2.Актуализация знаний



Активизация минимума знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия знаний


- Предлагаю проверить, что вы запомнили из наших прошлых путешествий.

- Прошу выйти по 1 человеку от каждой группы. Вам необходимо из мозаики собрать портрет исторического деятеля и ответить на вопросы: Кто это? Какова роль этого человека в истории России?


Работа с мозаикой.

  1. Владимир Святой (Красное Солнышко).

  2. Иван IV (Грозный).

  3. Михаил Романов.


Ответы детей.

  1. Ввел Христианство на Руси. Русь превратилась в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.

  2. Всю жизнь вел войны за присоединение к Московскому государству новых земель. Большой бедой для народа была подозрительность и жестокость Ивана Грозного.

  3. Основатель династии Романовых.


- В это время Блиц-опрос для остальных участников группы:


1. В каком веке образовалось Древнерусское государство - Киевская Русь? (конец 9 века 882 год)

2.Какие завоеватели пришли в XIII веке на Русь с востока и запада? (моноголо-татары, шведы и немецкие рыцари-крестоносцы)

3. Кто был первым царем Руси? (Иван Грозный четвертый 1547)

4. Какой город стал центром объединения русских земель в IV веке? ( город Москв

5. Кто возглавил народное ополчение против польско-литовских и шведских интервентов (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский).

-Пришло время выслушать ответы ребят, работавших с мозаикой.



Наглядные, словесные


3.Постановка проблемы (темы урока)


Уяснить цель и структуру работы на уроке


-Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной исторической личностью.


-Итак, кем мог быть этот человек:

В одном голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна. Когда строгий мастер окликал его: ”Эй, плотник Питер, иди сюда!”, он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказание.


-Есть у вас предположения, кто это?


После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. Его шаги были так велики,  а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Любил он всё делать сам. Считался опытным зубным врачом. Чтобы всё успеть, он вставал в 3 утра. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Он быстро осваивал любое ремесло - мастерил лодки, стулья, посуду. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Особенно его привлекало корабельное дело.


- Определите, о какой исторической личности пойдёт речь сегодня на уроке?


-Кто-нибудь из вас раньше встречался с именем Петра 1? (книги, музеи, фильмы)


- Посмотрите на доску:

Выше ленты времени: Князь Олег, Иван IV, Петр 1.

Ниже карточки с названиями нашего государства в разное время (Киевская Русь, Московское государство, Российская империя).


- Соотнесите правителя, название государства и время правления на ленте времени (Киевская Русь – Князь Олег, Московское государство – Иван IV).


- Какие возникают затруднения при выполнении задания?


- Почему вы не можете выполнить задание полностью? (Мы не знаем, в какое время правил Петр 1 и называлось ли наше государство в это время Российской империей).


-Догадались, какая тема нашего урока? (Петр Великий. Российская империя).



- Какая наша главная задача на уроке? (Выяснить, как Московская Русь стала Российской империей, узнать о личности Петра Великого).

- Верно, сегодня мы продолжим знакомство с одним из самых знаменитых русских царей, который оказал большое влияние на историю России, превратив ее из средневековой в одну из великих держав мира.

-Что вы знаете о Петре I?

- Что бы вы нового хотели узнать о нем?

Ответы детей:

- Хотелось бы узнать о детстве Петра.

- Каким правителем был Петр Первый?

- Что нового внёс Петр Первый в жизнь страны? В жизнь русского народа?



Подводящий диалог


4.Открытие новых знаний.


Сформировать целостное представление о Петре I – первом императоре и его преобразованиях, об основании нового города - Санкт – Петербурга – столице Российской империи.



- Мы сейчас обозначили вопросы и в течение урока попытаемся ответить на них.

- Попытайтесь, опираясь на уже имеющиеся у вас знания о Петре I,

указать, каким из моих высказываний – вы верите, поставив рядом с ними +, какие – неверные - (работа в парах)


Высказывания

До чтения

После чтения

1.Верите ли вы, что царь Петр I освоил несколько профессий, был прозван царём-работником?



2.Верите ли вы, что первый самолет был построен при Петре Великом?



3.Верите ли вы, что именно при Петре появилась постоянная армия и построен флот?



4.Верите ли вы, что он основал Санкт-Петербург и провозгласил его столицей?



5.Верите ли вы, что в 1700 году была создана первая публичная библиотека?



6. Верите ли вы, что при Петре Великом нужно было платить штраф, если мужчина имел бороду?





-Назовите, какие из данных утверждений на ваш взгляд, верны, обосновывая свой ответ.

-На уроке нам встретятся новые слова, значения которых нам с вами нужно объяснить. Где можно узнать значение новых слов? ( в словаре)

-Я приглашаю двух учеников установить соответствие между понятиями и их значением. Если есть необходимость, воспользуйтесь словарями и объясните значение новых слов.

- Остальным участникам групп предлагаю совершить экскурсию в прошлое, выслушав рассказ наших ребят.


1) После Смутного времени царский трон занял Алексей Михайлович Романов. Рано утром 30.05.1672 г. торжественный звон колоколов в Московском Кремле возвестил о рождении сына у царя Алексея Михайловича и его супруги Натальи Кирилловны родился сын-Петр. Петр – имя древнее, греческое по происхождению, в переводе на русский язык означает «камень». Царь и царица очень радовались рождению сына. Он был крепкого здоровья, рос быстро не по годам. В 6 месяцев уже начал ходить. Когда царевичу исполнилось 4 года, умер отец- царь Алексей Михайлович. Началась борьба за царский престол. В 1682 году Петр стал русским царем. Ему в это время было 10 лет .А управляла Россией его старшая сестра- Софья.


2) По заведенному обычаю до 7 лет Петр воспитывался среди женщин. Одни его кормили, другие – одевали, третьи с ним гуляли. Покои царевича заполнялись игрушками. Среди них были лук и стрелы, пушки и барабаны, музыкальные инструменты. Для игр к Петру приставляли сверстников из детей бояр.

К 5 годам в детской маленького царевича не было других игрушек, кроме военных. И теперь в мастерскую Оружейной палаты то и дело приносили на починку прорванные барабаны, сломанные луки и потешные пистолеты.

У его хором была устроена площадка, на которой стояли потешный шатер и изба, окруженные рогатками. Здесь из потешных пушек царевич стрелял пареной репой.

Когда царевичу исполнилось 7 лет, по русской традиции дальше его воспитанием занимались мужчины. Первым учителем был скромный и знающий Никита Зотов. Обучался Петр по персональному букварю, который заказал его отец лучшему писцу.



3) Петру исполнилось 10 лет. В Преображенском на берегу реки Яузы царевич построил потешный городок. Это была крепость с башнями, окопами, бастионами, которую он назвал Пресбург. В крепости были жилые помещения для Петра и потешных солдат, амбары для хранения пушек и оружия. В сарае своего деда Петр однажды нашел небольшой ботик-(двухвесельную шлюпку.) Петра шлюпка заинтересовала и на Переяславском озере была сооружена целая флотилия для игры. С этой флотилии началась история русского флота. Очень увлекало Петра военное дело. Детские забавы со временем переросли в серьезное увлечение. Из-за смерти отца Петр в годы обучения не получил тех знаний, которые обычно имели царевичи. Его образование было скромным



  4) Пётр был царём России. К этому времени Петр возмужал. Высокого роста (2 м11 см), огромной физической силы. От своей матери Натальи Кирилловны, он перенял живой характер, неукротимую энергию. Физической силой выделялся из своего окружения. Он мог свернуть в трубку серебряную тарелку, на лету разрезать ножом кусок сукна. Не получив хорошего образования, Пётр постоянно учился. Учился у всех, кто мог его заинтересовать. За свою жизнь он освоил 15 специальностей. Современники поражались подвижности царя. Он никогда не сидел на месте, постоянно находился в движении. За свою жизнь он объехал всю страну, часто бывал за рубежом.

Пётр был честный и искренний человек, строгий к себе, справедливый и доброжелательный к другим. Быт Петра отличался простотой, он часто не обращал внимания на свою одежду, мог ходить в стоптанных башмаках или залатанном кафтане. В Петербурге он строил себе небольшие дворцы западноевропейского типа. Не было у царя и многочисленной прислуги. Он ограничивался 10 -12 молодыми дворянами.

-Расскажите о значении данных слов

ПРОВОЗГЛАСИТЬ – торжественно объявить; объявить носителем каких – нибудь высоких качеств, званий;

ВЕРФЬ – место постройки и ремонта судов;

ИМПЕРАТОР – повелитель, почётный титул (звание) полководца;

ИМПЕРИЯ – государство с императором во главе;

РЕФОРМА – преобразование, изменение, переустройство чего – нибудь;

СЕНАТ – высший орган управления государством.


- Посмотрите на карту России конца 17 века.

- Что вы можете рассказать о России, её границах? (Россия не имела выхода к морю)


- Теперь послушайте мой рассказ, повествующий о том, как Россия получила выход к морю.(стр.62-63) Приготовьтесь ответить на вопросы, пользуясь нашим кубиком.


  • Опиши, назови (Опиши внешность Петра I. Назови черты его характера)

  • Почему (Почему Петр I получил имя Великий? Почему у России не было доступа к прибалтийским землям?)

  • Объясни (Объясни, по какой причине Петра Первого называли царем – работником )

  • Предложи (Предложи объяснение выражению «прорубил окно в Европу».

Предложи объяснение словам Петра Первого сказанными перед боем под Полтавой «О Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы только Россия во славе»)

  • Расскажи (Расскажи о детских увлечениях Петра. Расскажи о создании регулярной армии Петром)

  • Поделись (Поделись своими чувствами, которые ты испытываешь, узнав факты из жизни Петра Первого. Поделись мыслями о том, как и благодаря чему Россия стала морской державой.)


Словесные,

Самостоятельная. работа с учебником, другими источниками

Частично поисковый, исследовательский метод.

5Физкульт-минутка



- Представьте что, вы потешные полки Петра I

( выполняют под музыку марша Преображенского полка)


Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

Флот плывёт к родной земле

Флаг на каждом корабле.

Мы теперь Петра полки!

Раз! Два! Три!

Мы ладонь к глазам приставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

И направо, и еще

Через левое плечо.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!




6. Первичное закрепление



-Послушайте стихотворение (звучит стихотворение)

- О каком городе идет речь?

- Посмотрите видеоролик, рассказывающий об основании этого города.

-Теперь предлагаю вам поработать над текстом. Возьмите карандаш. Прочитайте текст, делая пометки на полях:


«V» - уже знал

«+» - новая информация

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы


- Теперь, после прочтения текста, заполните таблицу. В каждой графе таблицы отразите по 3-4 факта о реформах Петра.


«V»

«+»

«-»

«?»

























-Поделитесь результатами своей работы.



7.Вторичное закрепление



-Давайте вернемся к высказываниям, над которыми работали в начале урока, оцените их достоверность после изучения темы.



8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.


Систематизировать сформированность знаний о Петре I – первом императоре и его преобразованиях, об основании нового города - Санкт – Петербурга, о становлении Российской империи.



1 группа:

-Вставьте в текст пропущенные имена и даты.

В ________________ века родился первый император России ______________.

Отцом Петра I является царь _________________________, а матерью - ________________________________ . Петр – имя древнее, в переводе на русский язык означает ___________. Отец Петра умер, когда мальчику исполнилось _____ года. Петр стал русским царем, когда ему было _______.

Игрушками мальчика были ____________,___________,_____________. Увлекался он _____________ и ____________. Петр Первый был высокого роста – более _____________. Одевался _________. Освоил несколько профессий:________,___________, ______________. При первом императоре была создана регулярная ________________ и российский_____________. Благодаря Петру Россия получила выход в _____________море. Петр Великий основал город ____________________, провозгласил новое государство- Российскую ____________________.


2 группа:

- Составить кластер.


Петр I

Внешность

_________

Характер

_________

Увлечения

_________

Реформы

_________























3 группа:

- Перед вами список преобразований. Вычеркните то, что не относится к Петровским реформам.

  1. Введение нового летосчисления.

  2. Создание российского флота. Выход в Балтийское море.

  3. Введение европейской одежды.

  4. Первая на Руси типография.

  5. Ассамблеи.

  6. Выпуск первой печатной газеты «Ведомости».

  7. Указ об обрезании бород и длиннополых платьев.

  8. Появление телевидения.

  9. Основание Санкт-Петербурга.

  10. Запуск космического корабля.

  11. Появление новых продуктов питания.


Беседа,

Творческое задание

9. Рефлексия



Обобщение знаний по теме





- Представьте, что вы – поэты и вам необходимо рассказать о Петровском времени, о личности самого Петра Великого. Напишите в течение 3 минут свой синквейн. Теперь все участники группы из нескольких синквейнов составьте один, с содержанием которого согласны все, и представляют его для обсуждения.


-Итак, сегодня на уроке мы узнали, что такое империя и какими признаками она обладает, кроме того, мы познакомились с Петром Великим и его преобразованиях в стране. Сейчас мы еще раз перечислим, и выясним, стало ли государство обладать признакам империи.

Что же в результате у нас получилось? (Страна стала обладать всеми признаками империи, а значит, по праву стала называться «Российской империей».-Вспомните, какая задача была поставлена в начале урока? ( Выяснить, как Московская Русь стала Российской империей)

-Как мы работали?( в группах)

-Каким путем шли к разрешению проблемы?

(С помощью исследования различных источников)

-Теперь настало время оценить работу«10 баллов» 
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции: 
„Я“ 0________10 
„Мы“ 0________10 



10. Домашнее задание.

Объяснить суть и нацелить детей на выполнение домашнего задания.

Домашнее задание по выбору:


1. Стр. 61- 68 вопросы – учебник.


2. Узнайте из различных источников и приготовьте рассказ о том, как Пётр строил Санкт – Петербург от его лица.


3. Подготовить тест по теме: «Как Московская Русь стала Российской империей. Пётр Великий».

Закончить урок я хочу такими словами:

То академик, то герой

То мореплаватель, то плотник

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Петр Великий.Российская империя"

Автор: Савина Елена Станиславовна

Дата: 02.04.2016

Номер свидетельства: 313913


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства