в области ценностей: осмысление понятий «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества;
в области опыта: на занятии учащиеся приобретают опыт работы в группах, продолжают учиться слушать других, учатся высказывать свое мнение;
в области знаний: после урока ребята будут знать возникновение и значение понятий «милосердие», в каких ситуациях и как мы можем проявить эти качества. В ходе работы ребята узнают значение понятия «милосердие»в разных религиях, при работе с текстом ребята выказывают отношение к тексту, делают выводы, обсуждают ситуации, а эта работа поможет ребятам лучше понять притчу.
в области умений и навыков: ребята научатся доброжелательного взаимодействия между собой, умению слушать других. Индивидуально работая ребята смогут проверить, как освоен ими новый материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКиСЭ с презентацией»
Конспект урока по ОРКСЭ
Разработала учитель начальных классов
МБО СО Школы №104 ЗАТО Железногорск п.Подгорный
Мошкина М.Н.
Тема урока:«Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».
Цель урока: способствовать формированию ценностного отношения к окружающему миру, пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».
Задачи урока:
-познакомить школьников с нравственными понятиями милосердие, забота о слабых, взаимопомощь;
-дать знания о том, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям.
-развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;
-учить связно и грамотно излагать свою точку зрения, выслушивать и принимать мнения одноклассников,
-развивать нравственные качества и творческие способности;
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информациями, работа в малых группах, выполнение творческой работы.
Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, милостыня.
Оборудование: толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, В.И.Даля, Большой Энциклопедический словарь, энциклопедия социологии; интерактивная доска; презентация; аудио материалы.
Планируемые результаты освоения содержания:
Личностные:
-Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к традициям разных религий.
-Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
-Воспитание доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные:
Познавательные: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; анализируют изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
Регулятивные: обучающиеся учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.
Коммуникативные: обучающиеся учатся воспринимать другое мнение и позицию, формулировать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;
Предметные:
-научатся давать определение понятиям «милосердие», «милостыня», «закят».
-научатся различать традиции разных религий.
-Осознание единства ценностей и духовности разных религий (иудаизм, христианство, ислам, буддизм).
Ход урока:
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.
Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь, пожмите друг другу руки.
II. Актуализация знаний по теме урока. Введение в тему урока.
Прослушивание притчи "Окно" С.Копыловой
-О чем притча?
-Каких людей встречаем в притче? (завистливого и милосердного)
-Чему учит притча? (быть добрыми, внимательными, нельзя завидовать…)
Тема нашего урока Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь Слайд 1
Коллективная работа над понятием темы «Милосердие, сострадание, взаимопомощь»
- Что означает слово милосердие? Давайте подберем к нему синонимы. Составление кластера. Слайд 2. Кластер
Одно из самых красивых слов на свете - это слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Слайд 3
- К кому мы проявляем милосердие?
- Можно ли научиться милосердию?
Работа с определением (работа в группах со словарем) Выступление представителя группы.
Толкование лексического значения слова милосердие. Слайд 4
«Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и т.п.» (Большой энциклопедический словарь)
«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или просить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». (Толковый словарь Ожегова С.И.)
«Милосердие – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердечность». (Толковый словарь Даля В.И.)
«Милосердие – одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности и открывающая путь к личному спасению». (Энциклопедия социологии)
III. Изучение нового материала. Совместное «открытие» знаний
-Сегодня на уроке мы узнаем как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям. Как мы можем быть милосердными к окружающим нас людям.
а) Христианство и милосердие. Слайд5
- Важнейший элемент веры христианства это то, что Бог всеблаг и всемилостив. Его сын , Иисус Христос, учил своих приверженцев тому что они должны отдавать другим людям все, что имеют. Иисус учил своих последователей, что всякий добрый или, наоборот, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращен к Богу. Об этом мы узнаем из "Притчи о Страшном суде" Иисуса Христа.
Работа с притчей.
Чтение "Притча о Страшном суде"(учебник с.72). Обсуждение ее смысла.
-Как вы поняли смысл притчи?
Христианская церковь уже много лет помогает больным, бездомным, малоимущим, инвалидам, тем, кто нуждается… Она строит приюты, больницы. Слайд 6
б) Ислам и милосердие. Слайд 7
Ислам требует от своих последователей проявлять милосердие не только к людям, но и к животным
Формы выражения милосердия в исламе. Работа по учебнику с.72-73, комментированное чтение.
Милосердие мусульманина – это закят и милостыня. Слайд 8
-Что значит каждое из понятий?
-В чем их отличие?
Для каждого мусульманина есть обязательный размер пожертвований – это закят.
Закят – это материальная помощь ближнему.(Слайд 9)
«Каждая частичка человеческого существа должна творить милостыню, каждый день с восхода солнца;
доброе слово – это милостыня;
каждый шаг по направлению к мечети – это тоже милостыня».
Каждый мусульманин может и должен творить дела милосердия.
"Быть мусульманином – значит заботиться о родителях, муже или жене, детях, всех близких, соседях, помогать тем, кто нуждается в милосердии, у кого нет крова, одежды или еды. Все мироздание – это творение Бога. Поэтому мусульманин должен чувствовать свою ответственность за природу, все живое, каждую травинку и живое существо».
в) Милосердие в буддизме. Слайд 10
Все учение буддизма построено на сострадании ко всем живым существам.
Буддист должен молиться за все живые существа и стремиться не допустить никакого вреда ни одной живой душе в этом мире. Слайд 11
Одним из примеров самоотверженности и милосердия в буддизме являются бодхисатвы- существо, стремящееся к просветлению.
Вывод:
-Чему учат религии резных народов? Слайд 12
Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным.
Главное, чтобы эта помощь шла от чистого сердца!
IV. Итог урока. Синквейн Слайд 13
Подведем итог в виде синквейна (работа в группах на карточках). (Слайд )
Милосердие
отзывчивый, внимательный
заботиться, помогать, прощать
Добрые слова дороже богатства
сострадание
V. Рефлексия Слайд 14
-Над чем заставил задуматься этот урок?
-Захотелось ли вам сделать добрые дела?
Ребята, перед вами сердечки символы милосердия. Раскрасьте их таким цветом, которое соответствует вашему настроению сейчас.
По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.
Спешите делать добро! Слайд 15
VI. Домашнее задание
Напишите на сердечках слова напутствия, обращения к окружающим с призывом к милосердию. Из этих сердечек мы сделаем большое сердце – символ милосердия. (Учащиеся пишут дома пожелания, примеры добрых дел и поступков - на след уроке это сердце оформляем).