Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира на тему: Угроза с запада. Ледовое побоище»
Конспект урока окружающего мира в 3-м классе (система Л.В. Занкова)
Тема урока: Угроза с запада. Ледовое побоище.
Цель урока: показать судьбоносное для Руси значение Ледового побоища.
Личностные: Формировать интерес к учебному материалу.
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные:Проводить сравнение, обобщать.
Коммуникативные: Принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению.
Оборудование: кроссворды на тему «Батыево нашествие», схемы битв, рисунки на тему: «Невская битва и Ледовое побоище» мультимедийная презентация, видеофильм, карточки
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Давайте каждая пара за партой возьмется за руки. Скажем друг другу: “У нас все сегодня получится!”
II. Проверка домашнего задания.
Многие из вас знают, какое положение сложилось в Древней Руси в 12-13 веках.
-Какое несчастье обрушилось на русскую землю?
( С востока на страну напали монголо-татары)
-Сколько лет государство вынуждено было находиться под игом? (240 лет)
III. Введение в тему. Постановка цели
- Сегодня мы отправляемся с вами в прошлое.
- Посмотрите на экран и прочитайте высказывание (Слайд 1,2)
- Как вы его понимаете?
- Что нам для этого надо взять с собой? (Смекалку, знания,…)
- Ребята перед вами слово “побоище” подберите синонимы к этому слову. (Сражение, битва, сеча)
Работа со словарём.
- Посмотрите значение этого слова в словаре Ожегова.
- Какие ассоциации у вас вызывает это слово?
- Нелёгкая доля выпала нашим предкам. Много врагов было у Руси.
- Вот сегодня мы и поговорим о побоище.
2)Постановка проблемы
- Почему люди воюют?
-Просмотрите эпизод фильма и скажите, только ли монголо-татары напали на Русь?
(Просмотр эпизода фильма «Ледовое побоище» 2.12 мин.)
-Кто напал на Русь с запада? (шведы и немцы)
3) Показ по карте (Слайд 3)
-Почему шведы и немцы выбрали именно это время для наступления?
(Русь была ослаблена нашествием монголо-татар)
-Кто был в это время князем новгородским?
(Александр Ярославович)
-Что вы о нём можете сказать?
(На тот момент ему было всего 19 лет, но он уже был опытным воином, умным и образованным)
В 20 лет в 1240 году победил шведов на реке Неве)
-А сейчас мы отправляемся в Великий Новгород 1242 года.
Нам предстоит стать свидетелями знаменательного события, произошедшего там.
-Какое отношение имеют фотографии людей, живших в разное время, и иллюстрация свиньи к Новгороду в 1242 году? На эти и другие вопросы, думаю, мы найдем ответы к концу нашего урока.
4 )Работа со схемой (Слайд 4)
IV. Работа над новой темой
- Ребята, после Невской битвы прошло всего 2 года.
-Какая новая беда пришла на русскую землю? (немецкие крестоносцы напали на Русь)
-С какой целью? (Цели: захват территорий, захват богатых новгородских земель) Одна из целей религиозная: искоренение православия, насаждение своей религии.
Итак, 1242 год…
-Какое же событие стало самым значимым в 13-м веке?
-Смотрим фильм (2.13- 06.56) – 4.43 мин.
-Как называлась битва, произошедшая 5 апреля 1242 года? (Ледовое побоище)
- Ребята перед вами слово “побоище”. Подберите синонимы к этому слову. (Сражение, битва, сеча)
-Именно этому сражению и посвящен наш сегодняшний урок.
2.Работа с учебником
- Кому могут принадлежать эти слова? "Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля” ? (Александру Невскому, 22-х лет от роду, возглавившему русское войско)
-Задайте вопросы, наиболее заинтересовавшие вас или зачитайте самые интересные для вас строки из учебника.
А теперь мой вопрос:
-Как строились немецкие рыцари во время нападения? (клином, или как называли русские «свиньёй»)
Дополнительная информация
Закованные в доспехи всадники на сильных лошадях подобно тарану раскалывали строй противника надвое, затем дробили на более мелкие группы и уничтожали по частям. Характеру такой тактики соответствовал и боевой порядок, получивший у русских название, как образно пишет летописец, «великая свинья». «Свинья» строилась следующим образом: в первую шеренгу становились, три-пять конных рыцарей; во вторую вставали уже пять-семь, таким образом, фланги второй шеренги увеличивались на два человека и т. д. Число таких постепенно увеличивающихся шеренг доходило до десяти, а всего рыцарей могло насчитываться до полутораста. Остальные рыцари строились колонной, имевшей ширину последнего ряда «свиньи».
Во главе «свиньи» обычно вставали командоры и наиболее известные рыцари; здесь же, под охраной, везли знамёна. Пока реет знамя, никто из «братьев» не имел права бежать с поля битвы. На случай, если неприятель свалит знамя, имелось запасное, которое немедленно водружалось, дабы «братья» не спешили обратиться в бегство. Пешими в бою шли оруженосцы, слуги, кнехты, представители покорённых народов. Главная цель пехоты состояла в том, чтобы помогать рыцарям тогда, когда их конная атака разбивала строй центрального полка противника. Первыми в бой вступали рыцари, а пехота стояла под отдельными знамёнами. Если в бой вводили пехоту, то её строй замыкал ряд рыцарей, ибо пехота была ненадёжной.
«Клин» врезался в центр боевого порядка противника, прорывал фронт и разобщал его силы, что способствовало охвату и разгрому флангов. Если удар был неудачен, то колонна, сохраняя свой строй, превращалась в каре. Таким образом, немецко-рыцарские ордена имели самую лучшую для того времени в Западной Европе военную организацию.
Но у этого построения были и свои недостатки. Сохранить боевой порядок после нанесения главного удара было почти невозможно. Этому препятствовала громоздкость и жёсткость рыцарского построения. Да и совершить манёвр при внезапно изменившейся ситуации в таком строю было очень сложно.
-Как обычно строилось русское войско? (по прямой)
-А как построил войско Александр Невский? (чело-немногочисленная часть лучников; усилил боковые фланги: полк правой руки и полк левой руки; засадный отряд – конница)
5) Игра "Третий лишний" (Слайд 5)
3.Сражение началось (Просмотр фильма до конца)
4. Вопросы по просмотренному эпизоду
-Чем закончилось Ледовое побоище? (немцы были разбиты)
-Почему битва вошла в историю под названием Ледовое побоище?
-Какое историческое значение имела эта битва?
-В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. В условиях разорения Руси монголо-татарами, он умелой политикой ослабил тяготы ига, спас Русь от полного уничтожения. «Соблюдение Русской земли, — говорит Соловьев, — от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».
5. Работа в парах «Найди ошибки в историческом тексте»
5 апреля 1240 года шведские рыцари построились клином на льду реки Невы. Впереди находились пешие рыцари. Киевский князь Александр Невский самые сильные свои отряды поставил в центре. Началась жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду. Это сражение вошло в историю как «Ледовая битва».
5 апреля 1242 года немецкие рыцари построились клином на льду Чудского озера. Впереди находилась конница.Новгородский князь Александр Невский самые сильные свои отряды поставил по флангам. Началась жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный апрельский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду. Это сражение вошло в историю как «Ледовое побоище».
6. Картинная галерея. Орден Александра Невского (Слайд 7)
-А теперь вернемся к нашим фотографиям.
-Как вы думаете, так что объединяет людей разных эпох на этих фотографиях? (Все они награждены орденом Александра Невского: только сначала он назывался орден святого Александра Невского, а затем без слова святой, орден Александра Невского)
7. Работа с планом-картой Невской битвы (Слайд 8)
8.Работа в группах (Слайд 9)
9.Рубрика "Это интересно" (Слайд 10)
V. Рефлексия деятельности учащихся. Итог. (Слайд 11)
- Какие чувства вас сопровождали во время изучения данной темы?
VI. Домашнее задание : с.29-33 (по желанию одно из заданий):