kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературному чтению. Тема: Герои остаются в памяти вечной…«Маншук»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 1) Уметь читать бегло, выразительно, осознанно. Знать героев, погибших годы Великой Отечественной войны, чтить их память.

2) Стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся; развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, сопоставлять; совершенствовать навык чтения, способствовать развитию навыков критического мышления..

3) Воспитывать любовь к Родине, её защитникам, которые отдали жизнь за мирное небо над головой казахстанцев; чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам войны.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Технология: развитие критического мышления, через чтение и письмо.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературному чтению. Тема: Герои остаются в памяти вечной…«Маншук»»

Учитель начальных классов: Доновская Л.А.

КГУ УСШ

(Костанайская обл, Фёдоровский р/н, с. Успеновка)



Урок: литературное чтение


Тема: Герои остаются в памяти вечной… «Маншук» по М. Казыбаеву, С. Честнову.


Цель: 1) Уметь читать бегло, выразительно, осознанно. Знать героев, погибших годы Великой Отечественной войны, чтить их память.

2) Стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся; развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, сопоставлять; совершенствовать навык чтения, способствовать развитию навыков критического мышления. .

3) Воспитывать любовь к Родине, её защитникам, которые отдали жизнь за мирное небо над головой казахстанцев; чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам войны.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Технология: развитие критического мышления, через чтение и письмо.

Методы: частичный, наглядный, частично - поисковый.

Фомы работы: коллективная, индивидуальная.



ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Психологический настрой. (слайд №1)  

-Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Сообщение целей и задач урока.

- Сегодня мы прочитаем рассказ об удивительном человеке.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение статьи «Алия Молдагулова»

Стихотворение «Алия» Саги Жистаева наизусть.

- В каких словах говорится, что народ не забудет подвиг Алии?

Звучит песня «Алия»

- Знаете ли вы, что на востоке только две девушки удостоены звания героев Советского Союза? И обе они из Казахстана.

Назовите имя второй девушки. Расскажите о ней. Какой подвиг она совершила?

III. Сообщение поисковой группы.

Заранее подготовленные дети рассказывают о Маншук Маметовой.

Маметова Маншук Жиенгалиевна родилась в 1922 году в Урдинском районе Западно - Казахстанской области. Родители Маншук рано умерли, и пятилетнюю девочку удочерила ее тетя Амина Маметова. Детские годы Маншук прошли в Алмате.

Когда началась Великая Отечественная война, Маншук училась в медицинском институте и одновременно работала в секретариате Совнаркома республики. В августе 1942 года она добровольно вступила в ряды Красной Армии и отправилась на фронт. В части, куда прибыла Маншук, ее оставили писарем при штабе. Но юная патриотка решила стать бойцом передней линии, и через месяц старший сержант Маметова была переведена в стрелковый батальон 21 - й гвардейской стрелковой дивизии.

16 октября 1943 года батальон, в котором служила Маншук Маметова, получил приказ отбить контратаку врага. Едва фашисты попытались отбить атаку, как заработал пулемет старшего сержанта Маметовой. Гитлеровцы откатились назад, оставив сотни трупов. Несколько яростных атак гитлеровцев уже захлебнулось у подножия холма. Вдруг девушка заметила, что два соседних пулемета замолчали - пулеметчики были убиты. Тогда Маншук, быстро переползая от одной огневой точки к другой, начала обстреливать наседающих врагов из трех пулеметов. Враг перенес огонь минометов на позиции находчивой девушки. Близкий разрыв тяжелой мины опрокинул пулемет, за которым лежала Маншук.

Раненная в голову, пулеметчица на некоторое время потеряла сознание, но торжествующие крики приближающихся гитлеровцев заставили ее очнуться. Мгновенно перебравшись к соседнему пулемету, Маншук хлестнула свинцовым ливнем по цепям фашистских вояк. И вновь захлебнулась атака врага. Это обеспечило успешное продвижение наших подразделений, но девушка из далекой Урды осталась лежать на склоне холма. Пальцы ее застыли на гашетке "максима".

Именем Маншук названы ледник и вершина в Заилийском Алатау, ей посвящен фильм «Песнь о Маншук», не мало произведений: рассказ О. Чечеткиной «Батыр Ман­шук» в книге «Дорога длиною в 1418 дней», повесть М. Козыбаева и С. Честнова «Бессмертие», адаптирован­ный отрывок из которой помещен в учебнике, повесть «Звездный путь Маншук» , написанная ее однополчанами, боевыми соратниками А. К. Халимульдиным и А. И. Халимульдиной.

М. Маметова прожила всего 20 лет. Она любила жизнь и хотела жить, но погибла, защищая Родину. Маншук навечно осталась почётным жителем старинного города Невеля. Одна из лучших улиц города носит имя М. Маметовой. На центральной площади среди мраморных плит – могил – одна плита с именем Маншук. Поэт Е. Иванов в стихотворении «женщинам» так описал её подвиг:

В зимнее утро у подножия кургана,

В боях за Невель, увлекая бойцов,

Родная дочь степей Казахстана

Беспощадно громила орды врагов.

В схватке жестокой, в великом сражении

Сотни фашистов кося, как траву,

За Родину – мать, за жизнь поколения

Погибла подруга в неравном бою.

- Молодая красивая девушка, которая хотела жить, мечтала о будущем, но погибла, защищая Родину.

IV. Чтение рассказа «Маншук»

1. Чтение рассказа «Маншук» учителем.

- Почему в конце рассказа автор называет Маншук бусенкой?

- Определите тему рассказа?

- Соотнесите её с заголовком.

- Как ещё можно озаглавить рассказ?

(Подвиг дочери Казахстана. За жизнь поколения. Батыр Маншук. Погибла подруга в неравном бою)

- Какова идея произведения?

(Прекрасен подвиг во имя Родины. Жизнь и дела защитников отчизны всегда будут для нас примером.)

2. Чтение рассказа детьми.

- Какой была Маншук в детстве?

- Что значит отзывчивый?

  • Методика «Верно / Неверно» Формулировки заданий: Отметь значком * правильный вариант ответа, согласно тексту. • Прочитай текст. Выбери правильный вариант ответа (один из предложенных), согласно тексту.

(Отзывчивый – значит понимающий чужую беду, готовый помочь. Отзывчивость Маншук ярко проявилась в случаях с сиротой Колей, с маленьким Хан Пенном, где девочке помогла её смелость.

Случай с Хан Пенном показал ещё одну черту характера у Маншук – обострённое чувство справедливости. В тот момент она не думала о последствиях, о том, как справиться с великовозрастными хулиганами, она встала на защиту справедливости. Потом, во время боёв, её будет поддерживать и давать ей силы гнев против захватчиков, поправших законы высшей справедливости и посягнувших на независимость её Родины. Эта ярость проявилась тогда, когда она услышала о нападении на родную землю.

- Сколько лет было Маншук, когда началась война?

- Как через описание пейзажа передаётся душевное состояние девушки в начале войны? Во время войны?

Душевное состояние девушки тонко и зримо передаётся автором через описание пейзажа. Можно провести такую параллель:

Голубое небо небо выцвело, потускнело,

«потеряло свою яркость»,

Снежные вершины гор, горы поседели, стали серыми,

Тоже как бы выцвели и потускнели,

Цветущие сады, сады стали пыльными, т. е

Посерели, поседели, выцвели.

Окружающий мир поблёк в её глазах. Ещё вчера так радостно было жить, столько было планов и надежд, а сейчас на душе тоскливо и тревожно. Душа девятнадцатилетней девушки, как и природа вокруг, потускнела.

3. Работа по учебнику

Во время войны. Маншук лежит в окопе старинного русского города Невеля: «По небу плывут рваные облака». Некрасивые, хмурые с неровными краями, осенние облака подчёркивают, как неуютно и не спокойно на душе у бойцов, какую опасность таит в себе поле боя. При каждом взлёте ракеты кажется, что облака, как подстреленные птицы, падают на землю. Когда начнётся стрельба, так же, как облака, будут падать на землю люди – чьи – то отцы, братья, сыновья, дочери. «Рваные облака» с неровными, будто оборванными краями, тёмные, хмурые, низко висящие над землёй, как бы давят на людей, навивая тоску, уныние, создают ощущение тревоги.

- О каком ливне говорится?

(«Свинцовый ливень». Ливень – сильный дождь, идущий сплошным потоком, так же сплошным непрерывным потоком ведётся огонь с обеих сторон. Кажется, невозможным уцелеть в этом море огня, так же, как не возможно остаться сухим под проливным дождём. Пули, сделанные из свинца, часто называют словом «свинец». Свинцовый ливень – сплошной, не прекращающийся обстрел.

4. Повторное чтение «цепочкой». Деление текста на части.

- Как вы понимаете предложение «И вдруг ночь застлала её глаза»?

- О чём подумала Маншук?

Момент ранения Маншук в голову образно описывается так: «И вдруг ночь застлала её глаза». Сильный удар, от которого девушка потеряла сознание, кровь заливала глаза, создали ощущение ночного мрака. Только в эти мгновения Маншук подумала о том, что может погибнуть. Но не сам факт ухода из жизни испугал её, а мысль о том, что не довела бой до конца, не израсходовала все боеприпасы.

- Почему в конце рассказа Маншук названа бусинкой?

Автор пишет о ней, как о ласковом и щедром ребёнке. Именно лаской и нежностью растопила сердце сироты Коли. Сострадание заставило привести её домой заброшенного ребёнка и назвать его «братиком». Доброй Маншук абсолютно несвойственна была жадность. Она отдала Коле все свои игрушки и даже платья, обратив внимание на то, как он был плохо одет. А когда Коля отказался надеть платье, энергичная девушка скроила братику брюки, правда, из материала, оказавшегося у неё под рукой, - газеты. Такое деятельное состояние, неравнодушие к окружающим присущи только по – настоящему добрым, сильным, цельным натурам.

5. Озаглавить части. Пересказ текста по плану.

    1. Детство Маншук.

    2. «Она должна защищать Родину!»

    3. «В схватке жестокой погибла подруга…»

    4. «Герои остаются в памяти вечной..»

V. Сообщение поисковой группы.

Рассказы детей о родных ,участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла.


Итог урока.

- Я думаю вы всегда будете помнить этих героев, брать с них пример, чтить память о них.
























Учитель: Брызгалова Л.В.






Костанай 2015г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературному чтению. Тема: Герои остаются в памяти вечной…«Маншук»

Автор: Доновская Людмила Андреевна

Дата: 09.03.2016

Номер свидетельства: 303309


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства