kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ "БАЙТЕРЕК - ДРЕВО ЖИЗНИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала, знакомство с легендой казахского народа.Знаниепреданий и традиций своего народа, уважение к прошлому, связь с настоящим позволяют расширить кругозор учащихся и воспитывать достойных граждан своей страны. Урок построен с применением новых подходов в обучении, направлен на развитие навыков критического мышления младших школьников, умения логически мыслить. Монумент «Байтерек» имеет глубокий философский смысл, отражающий воззрения древних кочевников. Река Ишим (левый приток Иртыша) олицетворяет Мировую реку, на берегу которой «растёт» Древо Жизни — «Байтерек». В переводе на русский язык название «Байтерек» означает «высокий тополь». Это Древо Жизни служит моделью Вселенной: подземному миру соответствуют корни «Байтерека», земному миру — ствол, а небесному — крона. Огромная позолоченная стеклянная сфера диаметром 22 метра, венчающая конструкцию, символизирует золотое яйцо, которое птица счастья Самрук каждый год откладывает в кроне Древа. Высота монумента «Байтерек» также символична: 97 метров (без шара) знаменуют перенос столицы из Алма-Аты в Астану в 1997 году. Монумент «Байтерек» — культурный центр Астаны. Отсюда открываются изумительные виды Астаны. .  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ "БАЙТЕРЕК - ДРЕВО ЖИЗНИ"»

4 .Тема: Байтерек – древо жизни. № 1

Цель: Создать условия для понимания содержания легенды, её темы и основной мысли

Ожидаемый результат: Знание и понимание содержания легенды, умение анализировать.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: презентация, шляпы, концептуальная таблица, фломастеры,



Этапы. Стратегии.

Форма. Время.

Задания. Содержание урока.

Результат.

Оценивание.

I. Оргмомент.

Приём «Улыбнись!».

2 мин.

















II.Проверка домашнего задания.

Стратегия «Вопрос другу»





презентация: Улыбнитесь друг другу, подарите улыбки мне и всем окружающим. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: «Я хочу много знать!»

Итог: Пожелай здоровья, сделай добро и оно к тебе обязательно вернётся.

Девиз урока: Один за всех и все за одного.

Ребята, в этот прекрасный осенний денёк я приветствую вас на уроке литературного чтения. Сегодня урок у нас необычный, а необычен он тем, что к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. В своё приветствие мы вложим тепло наших сердец.







Толстые и тонкие вопросы составленные детьми дома.


Вопросы учителя: Что такое легенда? Что лежит в основе легенды?

Эмоциональный настрой, сплочённость, концентрация внимания.


















Умение дать точный правильный ответ на предложенный вопрос.

Устное поощрение.




















Взаимооценивание

III.. Актуализация

опорных знаний.

«»



IV. Сообщение темы и цели урока.







































V. Словарная работа









VI. Знакомство. Проверка восприятия




VII. Повторное чтение.

Стратегия «Цепочка».

8 мин.




VIII. Стратегия «Время круга»

Подготовка к самостоятельной работе.


««Концептуальная таблица»»
















IX. Физминутка.


1 мин





X. метод «4 шляпы»

Работа с учебником. Стр.60-61, заполнение

«Концептуальной таблицы» по вариантам

Стратегия «Парные разговоры». 8 мин.



XI.Стратегия «Микрофон»



XII.Анализ содержания, работа над основным смыслом.

Стратегия «Свободное обсуждение»



















XIII. Просмотр презентации.

мин.

Работа в группе

«Проблемный вопрос»







ХIV. Домашнее задание. 2мин.




XV. Рефлексия.

Стратегия «Пяти пальцев»

2 мин


Презентация «Астана», «Байтерек»

О чем поведём разговор на этом уроке?




- Тема нашего урока : Байтерек – древо жизни


Монумент «Байтерек» имеет глубокий философский смысл, отражающий воззрения древних кочевников. Река Ишим (левый приток Иртыша) олицетворяет Мировую реку, на берегу которой «растёт» Древо Жизни — «Байтерек». В переводе на русский язык название «Байтерек» означает «высокий тополь». Это Древо Жизни служит моделью Вселенной: подземному миру соответствуют корни «Байтерека», земному миру — ствол, а небесному — крона. Огромная позолоченная стеклянная сфера диаметром 22 метра, венчающая конструкцию, символизирует золотое яйцо, которое птица счастья Самрук каждый год откладывает в кроне Древа. Высота монумента «Байтерек» также символична: 97 метров (без шара) знаменуют перенос столицы из Алма-Аты в Астану в 1997 году. Монумент «Байтерек» — культурный центр Астаны. Отсюда открываются изумительные виды Астаны. 


«Цель урока: знать историю своей страны, помнить о заветах предков.

. Весь урок нужно работать дружно, давать полные, чёткие ответы и помнить: Когда всё делаешь вместе, работать интересно!

Повторим наши правила работы в группе):

1.Говори по теме.

2. Выслушивай не перебивая.

3. Любые идеи имеют ценность

4. Уважай различные мнения.

Критерии оценки:

1. Давать полные осмысленные ответы.

2.Уметь доказывать, почему вы так думаете.

3. Записи делать аккуратно.










Древо – дерево.


Птица Самрук – орёл, птица счастья


Дракон Айдахар – злой дух.

- Священный Тенгри – ?




Понравилась вам легенда?

Что показалось вам интересным?






Выразительное чтение легенды детьми.








- Как был разделён мир в давние времена?


(Верхний, Средний и Нижний миры)

Деление на пары:




Название миров

Линии сравнения

Верхний

мир

Средний

мир

Нижний

мир

Жители




Место

Жительства




Сказочные

Герои




Дарят миру




Оценка героев+ или -,

Почему?)














I пара – Белая - символ чистоты, правды – Верхний мир.

Самостоятельно читают текст учебника, заполняют таблицу.


II пара – Красная – цвет жизни, любви – Средний мир.


III пара – Чёрная –цвет земли, проблемы – Нижний мир






Защита своих работ у доски




Итак:

Тема нашей легенды: …?

(Постоянная борьба Добра со Злом, Света и Тьмы, Дня и Ночи)


Какая основная мысль легенды?

(Жизнь возрождается всякий раз, побеждает радость, мир, любовь)





Чему научила нас легенда?


Вывод: Беречь мир на планете Земля, дружить и стать достойными гражданами нашей страны..

- Напомните мне легенду и слова аксакала, говорящие о мудрости нашего народа и его человечности.

( Сказание о золотом человеке. «Кто ударил тебя камнем, одари хлебом».)





- Перенесёмся в настоящее время, посмотрим презентацию и



подумаем, Кому мы можем предложить Синюю шляпу – символ мудрости? Почему?




-



С. 60-61,выразительное чтение, пересказ





М – мизинец.

- Какие знания вы сегодня получили?

Б – безымянный.

Что я делал на уроке и чего достиг?

С – средний.

- Чем я сегодня помог одноклассникам?

У – указательный.

Какое у вас настроение?

Б – большой.

Оцени урок.


Умение логически мыслить,





Умение правильно строить предложения, связно говорить. Умение слушать и оценивать работу друзей.


Байтерек — мировое древо, являющееся олицетворением вселенной. Он понимается как космос в виде живого развивающегося организма. Это тесно связано с символикой центра. Шанырак понимается как точка перехода необъятности вселенной к родному дому.

 

Таким образом, с художественной точки зрения, осуществляется объединение двух символов — Байтерека и Шанырака.

 

В основании Байтерека заложен орнамент «құсқанаты» — птичьи крылья, восходящий к стилизованному изображению мифической птицы «Самрук».

 

Эта идея является ключевой в символическом оформлении левого берега (тень от парящей птицы «Самрук», вылетающей из гнезда, распростерта на Президентском парке).

 Умение осознавать цель работы



Расширение словарного

запаса учащихся








Умение давать оценку, рассуждать




Умение читать выразительно, соблюдая смысловые паузы







Умение выделять главное,

делать выводы, вести диалог.









  • Сначала думать!


  • Думать, думать и думать как учиться, учиться и учиться!












Умение точно следовать инструкции, работать с текстом, делать выводы и передавать полученные знания друг другу









Умение систематизировать

полученные знания, защитить.



Умение логически мыслить,

высказывать свои мысли и прислушиваться к мнению других, находить компромисс.




.Умение прийти к общему решению






Умение соотносить

жизненный опыт с изученным материалом.








Умение выделить главное




Умение логически мыслить, связывать полученные знания с жизненным опытом






Умение слушать, делать записи в дневнике быстро



Умение оценивать свою работу








Три хлопка




























Взаимооценивание

« Три хлопка»


Критерии оценки














Самооценивание








Самооценивание






Взаимооценивание









Взаимооценивание





























Взаимооценивание












Взаимооценивание

«Три хлопка»




Взаимооценивание



















Взаимооценивание

« Три хлопка»




Самооценивание





Взаимооценивание,












Самооценка, Взаимооценивание























4 .Тема: Байтерек – древо жизни. № 1

Цель: Создать условия для понимания содержания легенды, её темы и основной мысли

Ожидаемый результат: Знание и понимание содержания легенды, умение анализировать.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: презентация, шляпы, концептуальная таблица, фломастеры,



Этапы. Стратегии.

Форма. Время.

Задания. Содержание урока.

Результат.

Оценивание.

I. Оргмомент.

Приём «Улыбнись!».













II.Проверка домашнего задания.

Стратегия «Вопрос другу»





презентация: Улыбнитесь друг другу, подарите улыбки мне и всем окружающим. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: «Я хочу много знать!»

Ребята, в этот прекрасный осенний денёк я приветствую вас на уроке литературного чтения. Сегодня урок у нас необычный, а необычен он тем, что к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. В своё приветствие мы вложим тепло наших сердец.




Толстые и тонкие вопросы составленные детьми дома.


Вопросы учителя: Что такое легенда? Что лежит в основе легенды?

Эмоциональный настрой, сплочённость, концентрация внимания.











Умение дать точный правильный ответ на предложенный вопрос.

Устное поощрение.













Взаимооценивание

III.. Актуализация

опорных знаний.

«»



IV. Сообщение темы и цели урока.

















V. Словарная работа







VI. Знакомство. Проверка восприятия




VII. Повторное чтение.

Стратегия «Цепочка».

8 мин.



VIII. Стратегия «Время круга»

Подготовка к самостоятельной работе.


««Концептуальная таблица»»













IX. Физминутка.

X. метод «4 шляпы»

Работа с учебником. Стр.60-61, заполнение

«Концептуальной таблицы» по вариантам

Стратегия «Парные разговоры».


XI.Стратегия «Микрофон»



XII.Анализ содержания, работа над основным смыслом.

Стратегия «Свободное обсуждение»











XIII. Просмотр презентации.

Работа в группе

«Проблемный вопрос»





ХIV. Домашнее задание.



XV. Рефлексия.

Стратегия «Пяти пальцев»


Презентация «Астана», «Байтерек»

О чем поведём разговор на этом уроке? Что вы знаете о Байтереке?



- Тема нашего урока : Байтерек – древо жизни


«Цель урока: знать историю своей страны, помнить о заветах предков.

. Весь урок нужно работать дружно, давать полные, чёткие ответы и помнить: Когда всё делаешь вместе, работать интересно!

Повторим наши правила работы в группе):

1.Говори по теме.

2. Выслушивай не перебивая.

3. Любые идеи имеют ценность

4. Уважай различные мнения.

Критерии оценки:

1. Давать полные осмысленные ответы.

2.Уметь доказывать, почему вы так думаете.

3. Записи делать аккуратно.



Древо – дерево.


Птица Самрук – орёл, птица счастья

Дракон Айдахар – злой дух.

- Священный Тенгри – ?



Понравилась вам легенда?

Что показалось вам интересным?






Выразительное чтение легенды детьми.





- Как был разделён мир в давние времена?


(Верхний, Средний и Нижний миры)

Деление на пары:


  • Сначала думать!


Название миров

Линии сравнения

Верхний

мир

Средний

мир

Нижний

мир

Жители




Место

Жительства




Сказочные

Герои




Дарят миру




Оценка героев :+ или -,

Почему?)







I пара – Белая - символ чистоты, правды – Верхний мир.

Самостоятельно читают текст учебника, заполняют таблицу.


II пара – Красная – цвет жизни, любви – Средний мир.


III пара – Чёрная –цвет земли, проблемы – Нижний мир




Защита своих работ у доски




Итак:

Тема нашей легенды: …?

(Постоянная борьба Добра со Злом, Света и Тьмы, Дня и Ночи)


Какая основная мысль легенды?

(Жизнь возрождается всякий раз, побеждает радость, мир, любовь)


Чему научила нас легенда?


Вывод: Беречь мир на планете Земля, дружить и стать достойными гражданами нашей страны..

- Напомните мне легенду и слова аксакала, говорящие о мудрости нашего народа и его человечности.

( Сказание о золотом человеке. «Кто ударил тебя камнем, одари хлебом».)


- Перенесёмся в настоящее время, посмотрим презентацию и



подумаем, Кому мы можем предложить Синюю шляпу – символ мудрости? Почему?




С. 60-61,выразительное чтение, пересказ




М – мизинец.

- Какие знания вы сегодня получили?

Б – безымянный.

Что я делал на уроке и чего достиг?

С – средний.

- Чем я сегодня помог одноклассникам?

У – указательный.

Какое у вас настроение?

Б – большой.

Оцени урок.

Умение логически мыслить,




Умение правильно строить предложения, связно говорить. Умение слушать и оценивать работу друзей.






 Умение осознавать цель работы





Расширение словарного

запаса учащихся







Умение давать оценку, рассуждать




Умение читать выразительно, соблюдая смысловые паузы





Умение выделять главное,

делать выводы, вести диалог.




Думать, думать и думать как учиться, учиться и учиться!











Умение точно следовать инструкции, работать с текстом, делать выводы и передавать полученные знания друг другу





Умение систематизировать

полученные знания, защитить.



Умение логически мыслить,

высказывать свои мысли и прислушиваться к мнению других, находить компромисс.


.Умение прийти к общему решению



Умение соотносить

жизненный опыт с изученным материалом.




Умение выделить главное




Умение логически мыслить, связывать полученные знания с жизненным опытом



Умение слушать, делать записи в дневнике быстро



Умение оценивать свою работу







Три хлопка





















Взаимооценивание

« Три хлопка»












Самооценивание







Взаимооценивание








Взаимооценивание














Взаимооценивание









Взаимооценивание

«Три хлопка»





Взаимооценивание











Взаимооценивание






Самооценивание



Взаимооценивание,

« Три хлопка»










Самооценка, Взаимооценивание











Правила работы в группе:

1.Говори по теме.

2. Выслушивай не перебивая.

3. Любые идеи имеют ценность

4. Уважай различные мнения.

Критерии оценки:

1. Полные осмысленные ответы.

2. Доказывать, почему вы так думаете.

3. Записи делать аккуратно.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ "БАЙТЕРЕК - ДРЕВО ЖИЗНИ"

Автор: Актёлова Алефтина Михайловна

Дата: 11.12.2015

Номер свидетельства: 264910


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства