Ι. Урок вежливости «Как содержать домашних животных». – Откройте с. 157. Рассмотрим комиксы. – Прочитайте, как называется наш урок. – Нужно ли об этом говорить? Почему? – А что вы знаете о правилах содержания животных дома? – Рассмотрите первую картинку на с. 157. – Кто рассказывает правило и почему? – Прочитайте первое правило. – Рассмотрите второй рисунок. – Что говорят Петя и Катя Вове Колесникову? Прочитайте. – Рассмотрите третий рисунок. – Чем обидел Вова свою черепашку? – Почему огорчился Петя? – Прочитайте, что он говорит. – Следующий рисунок – на с. 158. Что сделал Вова? – Посмотрите на Петю. Какое правило Петя написал на транспаранте? Прочитайте. – Рис. 5. Какие звери не приспособлены к жизни в доме? Почему? – Рис. 6. Это одно из самых важных правил. Весело ли попугаю? – Если вы приручили какое-то животное, вы в ответе за него. Давайте ещё раз перечислим правила. Дети называют шесть правил. – Почему нужно выполнять эти правила? (Если выполнять эти правила, на наших улицах не будет бездомных кошек и собак и животным не будет у нас плохо.) ΙΙ. Ю. Мориц «Ворона». 1. Работа с текстом до чтения. – Ребята, о животных, об отношении к ним человека написано очень много произведений. – Откройте с. 158. Прочитайте название стихотворения. – Кто автор этого стихотворения? – Посмотрите на иллюстрацию, может, она вам подскажет сюжет стихотворения. Дети высказывают свои предположения. 2. Работа с текстом во время чтения. 1) – Давайте его прочитаем. Стихотворение читает учитель. 2) Вопросы после чтения: – О чём же это стихотворение? Высказывания детей. – Почему Митя погладил лапки вороны? – Как отнеслась к этому ворона? – Обидел ли Митя ворону? – В сквере Митя встречается с кошкой и собакой. О чём просит Митю кошка? – Почему? – Как вы думаете, понимает ли кошка, что Митя ищет не её? (Да, понимает, и она согласна помочь Мите найти ворону. Но при этом лапка кошки будет в руке Мити!) – Смогут ли Митя и кошка взобраться на облако? – Чтобы глубже понять это стихотворение, прочитаем его ещё раз. 3) Чтение детей. 3. Работа с текстом после чтения. – Как поэтесса Юнна Мориц относится к героям своего стихотворения? – Почему она захотела, чтобы Митя погладил лапки пугливой вороне? (Митя гулял один, и ворона была одна...) – Почему не подружились два героя? (Они были слишком разные и не поняли друг друга.) – Кто понял Митино состояние? (Кошка, она предложила Мите свою лапку, ласково назвала его «крошка», утешила его, как могла.) Рассуждение учителя. Ребята, мы можем только предположить, что заставило Юнну Мориц написать это стихотворение. Может быть, она гуляла однажды в сквере и увидела одиноко сидящего на скамейке мальчика, а рядом с ним – ворону. Возникло впечатление – и заработала фантазия поэта. Она захотела сдружить два одиноких существа – мальчика и ворону. Но одного её желания оказалось мало... В этом стихотворении очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что мысли эти спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется «уметь читать между строк». Попробуем и мы прочитать между строчками это стихотворение. Вопросы: – Что вы чувствовали, когда читали это стихотворение? Высказывания детей. – Какие чувства у вас вызывает мальчик? – А ворона? – А кошка? – Как вы считаете, какая строчка в этом стихотворении самая важная? («Вдвоём веселее дорожка». Это стихотворение – об одиночестве.) ΙΙΙ. В. Вересаев «Братишка». 1. Работа с текстом до чтения. 1) Упражнения в технике чтения (тетрадь, задания I.1, 2, с. 43). 2) Беседа до чтения: – Рассмотрите иллюстрацию (с. 161). – Соответствует ли иллюстрация названию рассказа – «Братишка»? – Почему вы так думаете? Высказывания детей. – Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать всё произведение, и мы увидим, насколько точны были наши предположения. 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Учитель читает, дети следят по учебнику. 2) Вопрос ко всему рассказу (после чтения): – Как вы думаете, чем привлекли писателя В. Вересаева два обыкновенных воробья? – Почему он решил написать о них рассказ? – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выражали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |