kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения. "Щелкунчик" по И. Дешковой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения. 4 класс.

Урок разработан с целью ввести детей в атмосферу сказки Гофмана; подготовить учащихся к восприятию главной идеи сказки: в жизни должно торжествовать добро, справедливость, верность, а зло должно быть наказано.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения. "Щелкунчик" по И. Дешковой»









Разработка урока

по литературному чтению

для 4 класса по теме

«Щелкунчик» по И.Дешковой











Подготовила

учитель начальных классов

Очеретинской ОШ

Сезоненко Алена Викторовна









Тема: «Щелкунчик» по И.Дешковой

Цель:

Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана; подготовить учащихся к восприятию главной идеи сказки: в жизни должно торжествовать добро, справедливость, верность, а зло должно быть наказано

Задачи:

  • Образовательные: 

– развивать навыки анализа прозаического сказочного текста, обогащать представление о художественной детали;

– заложить основу умения сравнивать художественные произведения одного и того же жанра на разные темы;

– формировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать;

- закрепить представление о сказке, как о сокровищнице мудрости, о поучительности, как жанровом признаке сказки;

  • Развивающие:
    – развивать творческое видение учащихся, воображение, память; 
    – формировать умение грамотно работать с книгой.

  • Воспитательные: 

– подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;

– воспитывать потребность общения друг с другом, учителями в неформальной, почти домашней обстановке;

– продолжить формирование интереса к предмету;

- воспитывать культуру восприятия авторской литературы сказочного жанра, прививать любовь к театру
Тип урока. Комбинированный

Оборудование. Наглядный материал, раздаточный материал, шкатулка, орешки , письмо, аудиозапись, елка с игрушками, кросворд

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем не совсем обычном уроке. У нас сегодня присутствуют гости, поприветствуйте их кивком головы.

Садитесь.

II. Актуализация опорных знаний

1)Речевая разминка

  • «Подуть на одуванчик»

  • «Тихо - громко» (проговаривание звука)

  • «Эхо» За горой (ой-ой)

Играй (ай-ай)

Сочиняй (ай-ай)

Доверяй (ряй-ряй)

Не шуми (ми-ми)

Отвечай (чай-чай)

2)Проверка домашнего задания

-Домашним заданием было чтение «Загадок Терпсихоры». Скажите, пожалуйста, кто такая Терпсихора?

-Ребята, Терпсихора подготовила нам игру «Верю – не верю», давайте в нее поиграем

  • Игра «Верю – не верю»

- Верите ли вы , что балет – это соединение литературы, музыки, живописи, хореографии , мастерства актеров?

-Подтвердите словами из текста.

- Верите ли вы, что в 19 веке книги писали гусиным пером?

-Подтвердите словами из текста.

- Верите ли вы, что либретто означает «полное содержание текста»

-Если нет, подтвердите чтением строк из текста.

- Верите ли вы, что особенность балетного спектакля должна быть танцевальной?

-Подтвердите словами из текста.

- Верите ли вы, что хореограф придумывает песни?

-Если нет, подтвердите чтением строк из текста.

- Верите ли вы, что актеров в балетном театре зовут учителями, докторами?

-Если нет, подтвердите чтением строк из текста.

-Молодцы, вы хорошо усвоили материал о спектакле, о людях , которые принимают в нем участие. А с каким автором мы познакомились на прошлом уроке? (ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН)

- Верите ли вы , что главным занятием Эрнста Гофмана было рисование?

-Если нет, подтвердите чтением строк из текста , какое было его любимое занятие?

-Правильно, главным занятием этого автора было сочинение сказок для детей и взрослых.

III.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

-Дети, налетела вьюга, разбросала орехи, на которых буквы, и чтобы узнать тему нашего урока, нужно собрать эти буквы.

( класс поделить на две команды, кто быстрее соберет слово Щелкунчик?)

-Сегодня на уроке мы продолжим разговор о театре, спектаклях, актерах и об удивительной истории, которая приключилась однажды в канун Нового года. Начнем читать рассказ о балете Ирины Дешковой «Щелкунчик»


IV.Первичное восприятие нового материала

1.Подготовка к восприятию

-Давайте на минуточку закроем глаза и перенесёмся в волшебную страну сказки, а поможет нам в этом прекрасная музыка П.И. Чайковского.

( портрет композитора на доске) который однажды услышал эту волшебную историю и пересказал ее на языке музыки.

В Рождественскую ночь ударили часы,

И в мир волшебный двери отворились!

Мы снова с вами в сказке очутились.

С секретами ее знакомы вы?

2.Повторение знаний о сказке

-Что такое сказка?

-Какие бывают сказки?

-Какие сказки называют народными?

-Какие есть народные сказки?(украинские, русские, белорусские и т. д.)

-Какие сказки называют авторскими?

-Назовите мне известных вам писателей, авторов сказок. ( Шарль Перро, Братья Гримм…)

-Назовите сказки, которые они написали.

-Какие есть виды сказок и приведите примеры. (Сказки о животных -«Рукавичка», социально – бытовые - « Сказка о Рыбаке и Рыбке», волшебные – «Золушка»)

- Различные виды сказок вы можете посмотреть на нашей выставке книг.

-Ребята, сказка это текст. С каких частей состоит текст?

3.Знакомство с автором сказки

-Сладкие звуки музыки на своих крыльях уносят нас далеко-далеко… в мир сказочника Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН (1776–1822) -немецкий писатель, композитор и художник.

Он родился в Кёнигсберге.

Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика.

В 19 лет он начал писать свои первые романы и сказки, которые позже и принесли ему всемирную известность.

«Щелкунчик и Мышиный Король» — одна из знаменитых волшебных историй, написанных Гофманом.

Сюжет сказки родился у него в общении с детьми его друга Хитцига. Он всегда был желанным гостем в этой семье, а дети ждали его восхитительных подарков, сказок, игрушек, которые он делал своими руками. Подобно умельцу-крестному Дроссельмейеру, Гофман смастерил для своих маленьких друзей искусный макет замка. Имена детей он запечатлел в «Щелкунчике». Мари Штальбаум — нежная девочка с отважным и любящим сердцем, сумевшая вернуть Щелкунчику его настоящий облик, — тезка дочери Хитцига, прожившей недолго. Зато ее брат Фриц, доблестный командир игрушечных солдатиков в сказке, вырос, стал архитектором, а затем даже занял пост президента Берлинской академии художеств...

Но это лишь одно из превращений и чудес, на которые так богата жизнь и которые видел и чувствовал во всем великий романтик Эрнст Теодор Амадей Гофман.

( Рассказ подготовленный заранее ученицей)

– Где же писатели находят сюжеты для своих сказок? (Часто сюжеты подсказывает сама жизнь)

– Чему учат сказки? (Не мириться со злом, стремиться наказать его, торжествовать должно только добро; не надо гоняться за счастьем, сумей рассмотреть его – оно рядом, даже в самом обычном.)


4.Жанр Волшебной сказки

-Ребята, к какому литературному жанру относится произведение «Щелкунчики Мышиный король?» (Волшебная сказка).

-Вспомните особенности жанра волшебной сказки.

  1. Мир волшебной сказки делится на свой и чужой

  2. В волшебной сказке есть чудесные превращения

  3. У главных героев есть волшебные помощники

  4. Магические числа

  5. Трудные испытания для главных героев

  6. Победа добра над злом

5.Словарная работа

Пюпитр – подставка для нот в виде наклонной доски на ножке (картинка)

6.Работа над текстом.

-А сейчас я предлагаю вам прочитать рассказ о балете «Щелкунчик»

(Стук в дверь)

-Дети, вам пришла посылка, что там я не знаю. Здесь есть письмо.

4 – В классу. Написано открыть только после того, как прочитаем рассказ.

Ну что ж только прочитав рассказ мы сможем открыть этот волшебный сундучок и посмотреть, что там.

  • Чтение учителем первой части

-Когда происходят события?

-Кто спешит на праздник?

-Какая погода стоит на улице?

-Кому мешает ветер?

-Где происходят события на улице или в помещении?

-О чем идет речь в этой части текста?

-Эта часть имеет название «Зимняя улица» (части текста написаны на доске)

  • Чтение «цепочкой» второй части текста

-Где происходят события в этой части текста?

-В доме у кого?

-Все были в ожидании какого праздника?

-Кто первый начал танцевать мальчики или девочки?

-Что делали родители в это время?

-Кто превзошел всех своим мастерством танцевать?

-О чем идет речь во второй части текста?

-Эта часть называется «Дети у елки»

Физминутка

  • Чтение одним с учеников

-Что неожиданно произошло ?

-Люди, которые находились в зале ожидали появления этого человека?

-Какой фокус показал чародей?

-О чем идет речь в этой части текста?

-Эта часть называется «Чародей в маске»

  • Чтение «День - ночь»

-Что произошло в этой части текста?

-Кого привел человек в маске? (Арлекино)

-Что делала кукла?

-Эта кукла танцевала одна, куда спрятались куклы?

-Итак, в этой части текста о чем идет речь?

-Эта часть называется «Танцы кукол»

  • Чтение «Жужжащее»

-Кем оказался этот волшебный фокусник?

-Дети обрадовались, увидев его?

-Почему?

-Какой подарок получила Маша?

-Что поразило девочку в этом подарке?

-Для чего предназначена эта игрушка?

-Это был только Маши подарок?

-Что случилось со Щелкунчиком?

-Эта часть называется «Чудесный подарок»

  • Чтение «Сыщики»

-Как отреагировала Маша, когда брат сломал игрушку?

-Кто первым бросился на помощь, пытался починить игрушку?

-Дроссельмейеру удалось починить Щелкунчика?

-Куда дели игрушку?

-Что делала Маша?

-Эта часть называется «Сломанная кукла»

V.Обобщение изученного материала

1. «Куст ассоциаций»

-Ребята, мы прочитали текст, сейчас можно открыть сундучок. Здесь рисунки. Первая картинка Щелкунчика, он - главный герой рассказа и предлагает нам собрать рассказ по картинкам. Давайте поделимся на две группы, и кто быстрей соберет картинки по порядку?

2.Слушание аудиозаписи описание Щелкунчика

-Молодцы вы справились с заданием, а сейчас я предлагаю вам прослушать аудиозапись со сказки о Щелкунчике

3.Беседа

-Почему Машу так заинтересовала эта игрушка? Внешне Щелкунчик непривлекателен и даже уродлив. Что же заставило Мари полюбить эту игрушку с первого взгляда? (Она заметила, что этот человечек обладает лицом, которое светилось добродушием, глазами которые смотрели приветливо и доброжелательно, скромностью, ласковой улыбкой и хорошим вкусом. Она умеет обнаруживать истинную, душевную красоту)

-Как Маша вела себя по отношению к Щелкунчику?

-А Фриц?

-Расскажите, что случилось с Щелкунчиком, когда Фриц начал колоть орехи?

-Как характеризует Фрица его поступок? (Фриц грубый, жестокий мальчик)

4.Работа в группах. (раздаточный материал)

-Назовите главных героев рассказа с которыми мы познакомились? (Мари, Фриц, Дроссельмейр, Щелкунчик)

-Создайте словестный портрет каждого героя по группам.



Маша Щелкунчик Дроссельмейер Фриц

Добрая смелый добрый изящная некрасивый красивая неожиданный милая артистичный щедрый грубый жестокий

-Чтение полученных портретов.

-Какие черты характера вы хотели б воспитывать в себе?

5.Разгадывание кросворда

VI.Итог урока.

-Молодцы, вы хорошо работали на уроке и Щелкунчик подготовил вам подарки, орехи с пожеланиями. Возьмите их и на переменке каждый прочитает пожелание адресовано каждому.

Героев круг очерчен нами

А что же ждет их, знаешь ты?

Вперед, вперед за чудесами

Зовут нас книжные листы

- Чем же заканчивается спектакль, мы с вами узнаем на следующем уроке. У вас на партах вырезанные игрушки разного цвета. Если вам понравился урок прикрепите на нашу елочку игрушку красного цвета, если не понравился зеленого.

VII. Домашнее задание

С.86 – 90 читать, пересказывать

-Урок окончен, можете идти отдыхать на перемену.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока литературного чтения. "Щелкунчик" по И. Дешковой

Автор: Сезоненко Алёна Викторовна

Дата: 02.12.2015

Номер свидетельства: 261152


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства