Конспект урока литературного чтения. "Щелкунчик" по И. Дешковой
Конспект урока литературного чтения. "Щелкунчик" по И. Дешковой
Конспект урока литературного чтения. 4 класс.
Урок разработан с целью ввести детей в атмосферу сказки Гофмана; подготовить учащихся к восприятию главной идеи сказки: в жизни должно торжествовать добро, справедливость, верность, а зло должно быть наказано.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения. "Щелкунчик" по И. Дешковой»
Разработка урока
по литературному чтению
для 4 класса по теме
«Щелкунчик» по И.Дешковой
Подготовила
учитель начальных классов
Очеретинской ОШ
Сезоненко Алена Викторовна
Тема: «Щелкунчик» по И.Дешковой
Цель:
Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана; подготовить учащихся к восприятию главной идеи сказки: в жизни должно торжествовать добро, справедливость, верность, а зло должно быть наказано
Задачи:
Образовательные:
– развивать навыки анализа прозаического сказочного текста, обогащать представление о художественной детали;
– заложить основу умения сравнивать художественные произведения одного и того же жанра на разные темы;
– формировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать;
- закрепить представление о сказке, как о сокровищнице мудрости, о поучительности, как жанровом признаке сказки;
Развивающие: – развивать творческое видение учащихся, воображение, память; – формировать умение грамотно работать с книгой.
Воспитательные:
– подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;
– воспитывать потребность общения друг с другом, учителями в неформальной, почти домашней обстановке;
– продолжить формирование интереса к предмету;
- воспитывать культуру восприятия авторской литературы сказочного жанра, прививать любовь к театру Тип урока. Комбинированный
Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем не совсем обычном уроке. У нас сегодня присутствуют гости, поприветствуйте их кивком головы.
Садитесь.
II. Актуализация опорных знаний
1)Речевая разминка
«Подуть на одуванчик»
«Тихо - громко» (проговаривание звука)
«Эхо» За горой (ой-ой)
Играй (ай-ай)
Сочиняй (ай-ай)
Доверяй (ряй-ряй)
Не шуми (ми-ми)
Отвечай (чай-чай)
2)Проверка домашнего задания
-Домашним заданием было чтение «Загадок Терпсихоры». Скажите, пожалуйста, кто такая Терпсихора?
-Ребята, Терпсихора подготовила нам игру «Верю – не верю», давайте в нее поиграем
Игра «Верю – не верю»
- Верите ли вы , что балет – это соединение литературы, музыки, живописи, хореографии , мастерства актеров?
-Подтвердите словами из текста.
- Верите ли вы, что в 19 веке книги писали гусиным пером?
-Подтвердите словами из текста.
- Верите ли вы, что либретто означает «полное содержание текста»
-Если нет, подтвердите чтением строк из текста.
- Верите ли вы, что особенность балетного спектакля должна быть танцевальной?
-Подтвердите словами из текста.
- Верите ли вы, что хореограф придумывает песни?
-Если нет, подтвердите чтением строк из текста.
- Верите ли вы, что актеров в балетном театре зовут учителями, докторами?
-Если нет, подтвердите чтением строк из текста.
-Молодцы, вы хорошо усвоили материал о спектакле, о людях , которые принимают в нем участие. А с каким автором мы познакомились на прошлом уроке? (ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН)
- Верите ли вы , что главным занятием Эрнста Гофмана было рисование?
-Если нет, подтвердите чтением строк из текста , какое было его любимое занятие?
-Правильно, главным занятием этого автора было сочинение сказок для детей и взрослых.
III.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
-Дети, налетела вьюга, разбросала орехи, на которых буквы, и чтобы узнать тему нашего урока, нужно собрать эти буквы.
( класс поделить на две команды, кто быстрее соберет слово Щелкунчик?)
-Сегодня на уроке мы продолжим разговор о театре, спектаклях, актерах и об удивительной истории, которая приключилась однажды в канун Нового года. Начнем читать рассказ о балете Ирины Дешковой «Щелкунчик»
IV.Первичное восприятие нового материала
1.Подготовка к восприятию
-Давайте на минуточку закроем глаза и перенесёмся в волшебную страну сказки, а поможет нам в этом прекрасная музыка П.И. Чайковского.
( портрет композитора на доске) который однажды услышал эту волшебную историю и пересказал ее на языке музыки.
В Рождественскую ночь ударили часы,
И в мир волшебный двери отворились!
Мы снова с вами в сказке очутились.
С секретами ее знакомы вы?
2.Повторение знаний о сказке
-Что такое сказка?
-Какие бывают сказки?
-Какие сказки называют народными?
-Какие есть народные сказки?(украинские, русские, белорусские и т. д.)
-Какие сказки называют авторскими?
-Назовите мне известных вам писателей, авторов сказок. ( Шарль Перро, Братья Гримм…)
-Назовите сказки, которые они написали.
-Какие есть виды сказок и приведите примеры. (Сказки о животных -«Рукавичка», социально – бытовые - « Сказка о Рыбаке и Рыбке», волшебные – «Золушка»)
- Различные виды сказок вы можете посмотреть на нашей выставке книг.
-Ребята, сказка это текст. С каких частей состоит текст?
3.Знакомство с автором сказки
-Сладкие звуки музыки на своих крыльях уносят нас далеко-далеко… в мир сказочника Эрнста Теодора Амадея Гофмана.
ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН (1776–1822) -немецкий писатель, композитор и художник.
Он родился в Кёнигсберге.
Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика.
В 19 лет он начал писать свои первые романы и сказки, которые позже и принесли ему всемирную известность.
«Щелкунчик и Мышиный Король» — одна из знаменитых волшебных историй, написанных Гофманом.
Сюжет сказки родился у него в общении с детьми его друга Хитцига. Он всегда был желанным гостем в этой семье, а дети ждали его восхитительных подарков, сказок, игрушек, которые он делал своими руками. Подобно умельцу-крестному Дроссельмейеру, Гофман смастерил для своих маленьких друзей искусный макет замка. Имена детей он запечатлел в «Щелкунчике». Мари Штальбаум — нежная девочка с отважным и любящим сердцем, сумевшая вернуть Щелкунчику его настоящий облик, — тезка дочери Хитцига, прожившей недолго. Зато ее брат Фриц, доблестный командир игрушечных солдатиков в сказке, вырос, стал архитектором, а затем даже занял пост президента Берлинской академии художеств...
Но это лишь одно из превращений и чудес, на которые так богата жизнь и которые видел и чувствовал во всем великий романтик Эрнст Теодор Амадей Гофман.
( Рассказ подготовленный заранее ученицей)
– Где же писатели находят сюжеты для своих сказок? (Часто сюжеты подсказывает сама жизнь)
– Чему учат сказки? (Не мириться со злом, стремиться наказать его, торжествовать должно только добро; не надо гоняться за счастьем, сумей рассмотреть его – оно рядом, даже в самом обычном.)
4.Жанр Волшебной сказки
-Ребята, к какому литературному жанру относится произведение «Щелкунчики Мышиный король?» (Волшебная сказка).
-Вспомните особенности жанра волшебной сказки.
Мир волшебной сказки делится на свой и чужой
В волшебной сказке есть чудесные превращения
У главных героев есть волшебные помощники
Магические числа
Трудные испытания для главных героев
Победа добра над злом
5.Словарная работа
Пюпитр – подставка для нот в виде наклонной доски на ножке (картинка)
6.Работа над текстом.
-А сейчас я предлагаю вам прочитать рассказ о балете «Щелкунчик»
(Стук в дверь)
-Дети, вам пришла посылка, что там я не знаю. Здесь есть письмо.
4 – В классу. Написано открыть только после того, как прочитаем рассказ.
Ну что ж только прочитав рассказ мы сможем открыть этот волшебный сундучок и посмотреть, что там.
Чтение учителем первой части
-Когда происходят события?
-Кто спешит на праздник?
-Какая погода стоит на улице?
-Кому мешает ветер?
-Где происходят события на улице или в помещении?
-О чем идет речь в этой части текста?
-Эта часть имеет название «Зимняя улица» (части текста написаны на доске)
Чтение «цепочкой» второй части текста
-Где происходят события в этой части текста?
-В доме у кого?
-Все были в ожидании какого праздника?
-Кто первый начал танцевать мальчики или девочки?
-Что делали родители в это время?
-Кто превзошел всех своим мастерством танцевать?
-О чем идет речь во второй части текста?
-Эта часть называется «Дети у елки»
Физминутка
Чтение одним с учеников
-Что неожиданно произошло ?
-Люди, которые находились в зале ожидали появления этого человека?
-Какой фокус показал чародей?
-О чем идет речь в этой части текста?
-Эта часть называется «Чародей в маске»
Чтение «День - ночь»
-Что произошло в этой части текста?
-Кого привел человек в маске? (Арлекино)
-Что делала кукла?
-Эта кукла танцевала одна, куда спрятались куклы?
-Итак, в этой части текста о чем идет речь?
-Эта часть называется «Танцы кукол»
Чтение «Жужжащее»
-Кем оказался этот волшебный фокусник?
-Дети обрадовались, увидев его?
-Почему?
-Какой подарок получила Маша?
-Что поразило девочку в этом подарке?
-Для чего предназначена эта игрушка?
-Это был только Маши подарок?
-Что случилось со Щелкунчиком?
-Эта часть называется «Чудесный подарок»
Чтение «Сыщики»
-Как отреагировала Маша, когда брат сломал игрушку?
-Кто первым бросился на помощь, пытался починить игрушку?
-Дроссельмейеру удалось починить Щелкунчика?
-Куда дели игрушку?
-Что делала Маша?
-Эта часть называется «Сломанная кукла»
V.Обобщение изученного материала
1. «Куст ассоциаций»
-Ребята, мы прочитали текст, сейчас можно открыть сундучок. Здесь рисунки. Первая картинка Щелкунчика, он - главный герой рассказа и предлагает нам собрать рассказ по картинкам. Давайте поделимся на две группы, и кто быстрей соберет картинки по порядку?
2.Слушание аудиозаписи описание Щелкунчика
-Молодцы вы справились с заданием, а сейчас я предлагаю вам прослушать аудиозапись со сказки о Щелкунчике
3.Беседа
-Почему Машу так заинтересовала эта игрушка? Внешне Щелкунчик непривлекателен и даже уродлив. Что же заставило Мари полюбить эту игрушку с первого взгляда? (Она заметила, что этот человечек обладает лицом, которое светилось добродушием, глазами которые смотрели приветливо и доброжелательно, скромностью, ласковой улыбкой и хорошим вкусом. Она умеет обнаруживать истинную, душевную красоту)
-Как Маша вела себя по отношению к Щелкунчику?
-А Фриц?
-Расскажите, что случилось с Щелкунчиком, когда Фриц начал колоть орехи?
-Как характеризует Фрица его поступок? (Фриц грубый, жестокий мальчик)
4.Работа в группах. (раздаточный материал)
-Назовите главных героев рассказа с которыми мы познакомились? (Мари, Фриц, Дроссельмейр, Щелкунчик)
-Создайте словестный портрет каждого героя по группам.
-Какие черты характера вы хотели б воспитывать в себе?
5.Разгадывание кросворда
VI.Итог урока.
-Молодцы, вы хорошо работали на уроке и Щелкунчик подготовил вам подарки, орехи с пожеланиями. Возьмите их и на переменке каждый прочитает пожелание адресовано каждому.
Героев круг очерчен нами
А что же ждет их, знаешь ты?
Вперед, вперед за чудесами
Зовут нас книжные листы
- Чем же заканчивается спектакль, мы с вами узнаем на следующем уроке. У вас на партах вырезанные игрушки разного цвета. Если вам понравился урок прикрепите на нашу елочку игрушку красного цвета, если не понравился зеленого.