kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения по теме "Хлопот полон рот у природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения

Тема урока: М. Зверев. «Хлопот полон рот у природы»

Цели:

- углубить первоначальное представление об олицетворении;

- пересказывать произведение, сохраняя языковые особенности;

- чтение и анализ содержания рассказа М.Зверева «Хлопот полон рот  у природы», первоначальное освоение понятия «олицетворение»;

- воспитывать эстетическое чувство, умение видеть природу и бережно относиться к её красотам;

- формирование умения работать по содержанию прочитанного;

- формулировать вопросы и отвечать на них, устанавливать последовательность событий в тексте, развивать мышление (умение рассуждать о прочитанном).

Оборудование: учебник, иллюстрации учебника, хрестоматия, рабочая тетрадь.

Ход урока

 

1.           Организационно – мотивационный момент. Откры­тие темы урока.

На доске портрет Максима Дмитриевича Зверева и иллюстрации к его произведениям. Запись на доске названия рассказа «Хлопот полон рот у природы».

- Как вы думаете, ребята, какой будет сегодня наша тема урока?

- О чем говорит название рассказа? (Рассказ об осени).

2.           Актуализация знаний (чтение отрывков из рассказов М. Д. Зверева по выбору учителя). Выставка книг М. Зверева.

3. Слово о писателе. Максим Дмитриевич Зверев (1896-1997) - казахстанский писатель, написавший бо­лее 120 произведений о природе. Его называют певцом природы, потому что его книги - это путешествие по ле­сам и степям, горам и рекам Казахстана. В своих книгах писатель рассказывает о том, как живут звери и птицы в сухое или дождливое, теплое или лютое время года, его звери предсказывают погоду, сами себя лечат, помогают другим, даже человеку.

Детство Максима Зверева прошло на берегу живопис­ной реки Оби, среди алтайской природы. Отец писателя Дмитрий Иванович, родом из крестьян, научил сына лю­бить природу, писать о ней бережно и любовно.

Сказка М. Зверева «Хлопот полон рот у природы» зо­вет детей в удивительный мир, полный жизни, звуков и тайн. Она учит детей быть чуткими и внимательными ко всему живому на земле. В природоведческой сказке Зве­рева действие происходит в реальном осеннем лесу.

Повадки и образ жизни зверей правдивы. Сказочным является лишь то, что красавица Осень разговаривает с животными.

4.           Первоначальное знакомство с рассказом. Чтение рассказа.

5.           Словарная работа (в рабочих тетрадях): объяснить значение слов.

Опрометью - очень быстро, не раздумывая. Куцый хвост - короткий хвост.

6.           Беседа по содержанию рассказа.

-                Опишите Осень. Какой она представляется писателю?

-                Кого повстречала Осень в лесу?

-                Как ведет себя барсук? Почему?

-                Почему злится Олень? Какими словами успокоила его Осень?

-                Что делали утки-чирки? Как отреагировала Осень на их поведение?

-                Что Осень посоветовала зайцу, белочке?

-                О чем спорили птицы?

-                Как рассудила спор между птицами Осень?

-                Какими качествами писатель наделил Осень?

-                Почему слово Осень написано с большой буквы?

-                Как называется этот прием в литературе? (Олицетворе­ние.) Восстановить последовательность действий Осени в лесу.

-                С кем она говорила? Кого проверяла? (См. текст рассказа.)

7.           Работа над приемом олицетворения.

- Что называ­ется олицетворением?

- Какие слова говорят об осени как о живом существе?

Работа по сказке М. Зверева может быть завершена составлением опорного конспекта: уча­щиеся выписывают слова и образные выражения, харак­теризующие осень как живое существо.

8.           Работа над развитием связной речи:

- Расскажи о любом предмете так, как будто он живой.

- Используй при­ем олицетворения, кода неживые предметы изображаются писателем как живые, наделяются речью, чувствами.

- Пред­ставь, что чувствует, например, осеннее дерево, которое сбрасывает свои последние листья?

- Цветок, который увя­дает?

- О чем будет их рассказ?

- Что они расскажут Осени?

9.           Чтение по ролям. Подготовить чтение по ролям сценки «спор птиц» от слов: «.понеслась было Осень дальше, но увидела, как птички спорят…» и до «… разлетелись в разные стороны». При чтении передать характер каждого персонажа.

10.      Задание на дом: пересказ сказки М.Зверева «Хлопот полон рот у природы»; составить рассказ с использованием олицетворений.

11.      Подведение итогов урока:

- Что такое олицетворение?

- Как изображается осень в рассказе М.Зверева «Хлопот полон рот у природы»?

- О чём говорит осень с жителями леса?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме "Хлопот полон рот у природы"»

Урок литературного чтения



Тема урока: М. Зверев. «Хлопот полон рот у природы»

Цели:

- углубить первоначальное представление об олицетворении;

- пересказывать произведение, сохраняя языковые особенности;

- чтение и анализ содержания рассказа М.Зверева «Хлопот полон рот у природы», первоначальное освоение понятия «олицетворение»;

- воспитывать эстетическое чувство, умение видеть природу и бережно относиться к её красотам;

- формирование умения работать по содержанию прочитанного;

- формулировать вопросы и отвечать на них, устанавливать последовательность событий в тексте, развивать мышление (умение рассуждать о прочитанном).

Оборудование: учебник, иллюстрации учебника, хрестоматия, рабочая тетрадь.

Ход урока


  1. Организационно – мотивационный момент. Откры­тие темы урока.

На доске портрет Максима Дмитриевича Зверева и иллюстрации к его произведениям. Запись на доске названия рассказа «Хлопот полон рот у природы».

- Как вы думаете, ребята, какой будет сегодня наша тема урока?

- О чем говорит название рассказа? (Рассказ об осени).

  1. Актуализация знаний (чтение отрывков из рассказов М. Д. Зверева по выбору учителя). Выставка книг М. Зверева.

3. Слово о писателе. Максим Дмитриевич Зверев (1896-1997) - казахстанский писатель, написавший бо­лее 120 произведений о природе. Его называют певцом природы, потому что его книги - это путешествие по ле­сам и степям, горам и рекам Казахстана. В своих книгах писатель рассказывает о том, как живут звери и птицы в сухое или дождливое, теплое или лютое время года, его звери предсказывают погоду, сами себя лечат, помогают другим, даже человеку.

Детство Максима Зверева прошло на берегу живопис­ной реки Оби, среди алтайской природы. Отец писателя Дмитрий Иванович, родом из крестьян, научил сына лю­бить природу, писать о ней бережно и любовно.

Сказка М. Зверева «Хлопот полон рот у природы» зо­вет детей в удивительный мир, полный жизни, звуков и тайн. Она учит детей быть чуткими и внимательными ко всему живому на земле. В природоведческой сказке Зве­рева действие происходит в реальном осеннем лесу.

Повадки и образ жизни зверей правдивы. Сказочным является лишь то, что красавица Осень разговаривает с животными.

  1. Первоначальное знакомство с рассказом. Чтение рассказа.

  2. Словарная работа (в рабочих тетрадях): объяснить значение слов.

Опрометью - очень быстро, не раздумывая. Куцый хвост - короткий хвост.

  1. Беседа по содержанию рассказа.

  • Опишите Осень. Какой она представляется писателю?

  • Кого повстречала Осень в лесу?

  • Как ведет себя барсук? Почему?

  • Почему злится Олень? Какими словами успокоила его Осень?

  • Что делали утки-чирки? Как отреагировала Осень на их поведение?

  • Что Осень посоветовала зайцу, белочке?

  • О чем спорили птицы?

  • Как рассудила спор между птицами Осень?

  • Какими качествами писатель наделил Осень?

  • Почему слово Осень написано с большой буквы?

  • Как называется этот прием в литературе? (Олицетворе­ние.) Восстановить последовательность действий Осени в лесу.

  • С кем она говорила? Кого проверяла? (См. текст рассказа.)

  1. Работа над приемом олицетворения.

- Что называ­ется олицетворением?

- Какие слова говорят об осени как о живом существе?

Работа по сказке М. Зверева может быть завершена составлением опорного конспекта: уча­щиеся выписывают слова и образные выражения, харак­теризующие осень как живое существо.

  1. Работа над развитием связной речи:

- Расскажи о любом предмете так, как будто он живой.

- Используй при­ем олицетворения, кода неживые предметы изображаются писателем как живые, наделяются речью, чувствами.

- Пред­ставь, что чувствует, например, осеннее дерево, которое сбрасывает свои последние листья?

- Цветок, который увя­дает?

- О чем будет их рассказ?

- Что они расскажут Осени?

  1. Чтение по ролям. Подготовить чтение по ролям сценки «спор птиц» от слов: «...понеслась было Осень дальше, но увидела, как птички спорят…» и до «… разлетелись в разные стороны». При чтении передать характер каждого персонажа.

  2. Задание на дом: пересказ сказки М.Зверева «Хлопот полон рот у природы»; составить рассказ с использованием олицетворений.

  3. Подведение итогов урока:

- Что такое олицетворение?

- Как изображается осень в рассказе М.Зверева «Хлопот полон рот у природы»?

- О чём говорит осень с жителями леса?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения по теме "Хлопот полон рот у природы"

Автор: Бузунова Наталья Владимировна

Дата: 10.04.2016

Номер свидетельства: 317111


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства